Понятие, классификация и основные характеристики факторов макросреды предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 09:58, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение факторов макросреды для совершенствования маркетинговой стратегии ОАО «Барановичский автоагрегатный завод».
В соответствии с целью исследования в работе решались следующие задачи:
-.изучение и оценка факторов макросреды;
- выявление степени влияния факторов макросреды на маркетинговую деятельность предприятия;
- анализ влияния факторов макросреды на формирование маркетинговой стратегии предприятия;
- разработка предложений по совершенствованию маркетинговой стратегии предприятия.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..
4
ГЛАВА 1
ХАРАКТЕРИСТИКА ФАКТОРОВ МАКРОСРЕДЫ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ МАРКЕТИНГОВОЙ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ………………………………….
6

Понятие, классификация и основные характеристики факторов макросреды предприятия…………………………
6

Анализ макросреды предприятия (PEST-анализ)…………..
11

1.3 Отраслевые особенности управления маркетинговой деятельностью предприятий машиностроения…………………
16
ГЛАВА 2
АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ФАКТОРОВ МАКРОСРЕДЫ НА МАРКЕТИНГОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОАО «БАРАНОВИЧСКИЙ АВТОАГРЕГАТНЫЙ ЗАВОД»………..
20

2.1 Общая организационно - экономическая характеристика ОАО «БААЗ»…………………………………………………….
20

2.2 SWOT – анализ внешней среды ОАО «БААЗ»……………..
24

2.3 Оценка рынков сбыта продукции ОАО «БААЗ»……………
28
ГЛАВА 3
РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «БАРАНОВИЧСКИЙ АВТОАГРЕГАТНЫЙ ЗАВОД»………………………………….
33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….
38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая по маркетингу.docx

— 151.00 Кб (Скачать)

РЕФЕРАТ

 

          Курсовая работа 43 с., 2 рис., 10 табл., 21 источник, 2 прил.

МАКРОСРЕДА, ФАКТОРЫ МАКРОСРЕДЫ, МАРКЕТИНГОВАЯ  СТРАТЕГИЯ, АНАЛИЗ МАКРОСРЕДЫ, SWQOT-АНАЛИЗ, МАТРИЦА SWQOT-АНАЛИЗА, КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРОДУКЦИИ, РЫНКИ  СБЫТА.

Объект  исследования - маркетинговая деятельность ОАО «Барановичский автоагрегатный завод».

Предметом исследования является оценка влияния факторов макросреды на формирование маркетинговой  стратегии ОАО «Барановичский автоагрегатный завод».

Целью курсовой работы является изучение факторов макросреды для совершенствования маркетинговой стратегии ОАО «Барановичский автоагрегатный завод».

Элементами  научной новизны полученных результатов  являются: разработка мероприятий по совершенствованию маркетинговой стратегии ОАО «Барановичский автоагрегатный завод» на основании анализа факторов макросреды.

В процессе исследования применялись  такие общенаучные методы исследования, как анализ и синтез, сравнение, наблюдение, сопоставление, обследование, обобщение  теоретического и практического  материала.

Областью  возможного практического применения результатов являются предприятия  машиностроительной промышленности.

Автор подтверждает, что приведенный в проекте  расчетно-аналитический материал правильно  и объективно отражает состояние  исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и  методические положения и концепции  сопровождаются ссылками на их авторов.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ 

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..

4

ГЛАВА 1

ХАРАКТЕРИСТИКА ФАКТОРОВ МАКРОСРЕДЫ И ИХ ВЛИЯНИЕ  НА ФОРМИРОВАНИЕ МАРКЕТИНГОВОЙ  СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ………………………………….

6

 
    1. Понятие, классификация и основные характеристики факторов макросреды предприятия…………………………

6

 
    1. Анализ макросреды предприятия (PEST-анализ)…………..

11

 

1.3 Отраслевые особенности управления  маркетинговой деятельностью предприятий машиностроения…………………

16

ГЛАВА 2

АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ФАКТОРОВ МАКРОСРЕДЫ НА МАРКЕТИНГОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОАО  «БАРАНОВИЧСКИЙ АВТОАГРЕГАТНЫЙ ЗАВОД»………..

20

 

2.1 Общая  организационно - экономическая  характеристика ОАО «БААЗ»…………………………………………………….

20

 

2.2 SWOT – анализ внешней среды ОАО  «БААЗ»……………..

24

 

2.3 Оценка рынков сбыта продукции  ОАО «БААЗ»……………

28

ГЛАВА 3

 РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ  МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ОАО  «БАРАНОВИЧСКИЙ АВТОАГРЕГАТНЫЙ ЗАВОД»………………………………….

33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….

38

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………

41

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….

43


 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Сегодня многие специалисты осознали принципиально  важную роль маркетинга. Причем это актуально для предприятий любой отрасли экономики. Одним из важнейших элементов организации маркетинговой деятельности является построение и внедрение ее стратегии. Стратегию маркетинга можно будет эффективно реализовывать тогда, когда будет существовать устойчивый и стабильный рынок.

Сущность маркетинга на современном  потребительском рынке состоит  в приоритете индивидуальных потребностей над всей производственно-коммерческой деятельностью предприятия. Поэтому  маркетинг должен рассматриваться  не только как один из элементов  управления, но и как глобальная функция, определяющая содержание всей производственно-сбытовой деятельности предприятия. Вследствие этого современный  маркетинг становится, прежде всего, стратегическим, возрастает целенаправленность и научная обоснованность принимаемых  маркетинговых решений, краткосрочные  планы все в большей мере опираются  на долговременные программы, определяющие глобальные цели предприятия на рынке.

Важность изменений в стратегии  предприятия определяется противоречием  между практическими целями предприятия  и существующей ситуацией в стране и мире - макросредой. В последнее время все больше предприятий прибегают к разработке стратегий развития компании на основании анализа факторов макросреды.

Актуальность данной темы курсовой работы обусловлена тем, что изучение влияния факторов макросреды на формирование маркетинговой стратегии необходимо для успешное функционирование и развитие промышленного предприятия.

Целью курсовой работы является изучение факторов макросреды для совершенствования маркетинговой стратегии ОАО «Барановичский автоагрегатный завод».

В соответствии с целью исследования в работе решались следующие задачи:

-.изучение  и оценка факторов макросреды;

- выявление  степени влияния факторов макросреды  на маркетинговую деятельность  предприятия;

- анализ  влияния факторов макросреды  на формирование маркетинговой  стратегии предприятия;

- разработка  предложений по совершенствованию  маркетинговой  стратегии предприятия.

Для написания  курсовой работы и раскрытия данной темы были использованы различные источники. В основном использовались  базовые  учебные пособия, различные документы. Вся использованная литература отличается хорошей проработанностью данной проблематики, а также изложением материала  на высоком уровне.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1 

ХАРАКТЕРИСТИКА ФАКТОРОВ МАКРОСРЕДЫ И ИХ ВЛИЯНИЕ  НА ФОРМИРОВАНИЕ МАРКЕТИНГОВОЙ  СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

 

1.1 Понятие, классификация и основные характеристики факторов макросреды предприятия

 

Маркетинговая среда  предприятия слагается из микросреды и макросреды. Микросреда представлена силами, имеющими непосредственное отношение к самой фирме и ее возможностям по обслуживанию клиентуры, т.е. поставщиками, маркетинговыми посредниками, клиентами, конкурентами и контактными аудиториями. Макросреда представлена силами более широкого социального плана, которые оказывают влияние на микросреду, такими, как факторы демографического, экономического, природного, технического, политического и культурного характера. (Котлер, 2006)

Макросреда слагается из шести  основных сил, представленных на рисунке 1.1.

                                                                                                                        

Предприятие и его поставщики, маркетинговые посредники, клиентура, конкуренты и контактные аудитории функционируют в рамках макросреды сил, которые либо открывают новые возможности, либо грозят фирме новыми опасностями. Эти силы представляют собой неконтролируемые факторы, которые необходимо не только выявить, но и определенным образом на них реагировать [10, с. 382].

Демографические факторы.

Демографическая среда - это явления и характеристики, рассматриваемые в рамках демографии. Эта среда чрезвычайно важный для маркетологов фактор, поскольку предпринимательская, а значит и маркетинговая деятельность, ориентированная на определенную численность населения, его рост, возрастную структуру, региональное распределение, этнический состав, уровень образования, оказывающие влияние на бизнес, систему и механизмы маркетинга.

В современной  мировой практике проявляются следующие  тенденции:

- роста  общей численности населения  земного шара, который неравномерен  и противоречив - наиболее быстрыми темпами, около 2% в год, растет население самых неразвитых регионов планеты, на долю которого приходится около 76% общей численности населения;

- неоднородной  возрастной структуры населения.  Информация о половозрастной  структуре исключительно важна  для бизнеса;

- культивируются  интересы этнических групп, имеющих  специфические нужды и покупательские  привычки, которые требуют учета  при ориентации бизнеса;

- важную  роль играет ориентация на  образовательный уровень населения.  Рост числа образованных людей приводит к повышению спроса на более качественную продукцию, на книги, журналы, туристические услуги, персональные компьютеры и доступ к Интернету;

- существенное  влияние оказывает специфика  структуры домашнего хозяйства,  состоящая в уходе от традиционной  семьи к нетрадиционной, преимущественно  состоящей из одиноких граждан.  Структурированные в ОРОР-группы (Одинокие, Разведенные, Овдовевшие, Разбежавшиеся), они предъявляют  спрос на недорогие и компактные  предметы мебели, бытовой техники,  квартиры, предметы питания в  небольших упаковках, что требуется  предусмотреть предприятием;

- с 90-х  гг. активизируются миграционные  процессы между странами, внутри  страны, происходит перемещение  людей из сельской местности  в города, и наоборот, оказывающие  влияние на потребительские предпочтения, формируется особый стиль жизни,  требующий учета и реакции  бизнеса.

Научно- технические  или технологические  факторы.

Технологическая среда - это явления и процессы, а также отдельные люди и предприятия, способствующие разработке новых прогрессивных технологий, благодаря которым создаются новые товары, услуги и маркетинговые возможности.

Постоянное  совершенствование технологий требует  от предприятий непрерывной оценки возможности экономически целесообразного  использования последних достижений науки.

Ошибка  в прогнозе приведет либо к тому, что конкурент первым выйдет на рынок  с новым продуктом, успеет получить на него монопольные права и тем  самым ограничит возможность  получения прибыли другими, либо к тому, что поспешные действия по замене уже освоенных технологий и продуктов замедлят рост прибыли  от налаженного производства [14, с. 182].

Предприниматель постоянно должен следить за технологической  средой, чтобы не упустить новых  возможностей развития товаров и  услуг. А также он должен предусмотреть  возможные негативные последствия  любых технологических прорывов или нововведений, которые могут  нанести вред потребителям и вызвать  отрицательную реакцию контактных аудиторий.

Политические  факторы.

Политическая  среда - это общественно-политическое и государственное устройство общества, совокупность законов, политических традиций, государственных и общественных структур, воздействие которых отражается на рыночном поведении предприятий и отдельных лиц. В современном мире государство активно вторгается в предпринимательскую деятельность, в значительной мере формируя макросреду предприятия.

Правовая  база маркетинга постоянно совершенствуется. Для успешной работы на рынке сотрудникам  предприятия необходимо постоянно  учитывать детализацию политических и правовых факторов, воздействующих на предприятие[12, с. 282].

Их много. Фирма и ее поставщики, маркетинговые посредники, клиентура, конкуренты и контактные аудитории функционируют в рамках макросреды сил, которые либо открывают новые возможности, либо грозят фирме новыми опасностями. Эти силы представляют собой неконтролируемые факторы, которые необходимо не только выявить, но и определенным образом на них реагировать.

Экономические факторы.

Экономическая среда представляет собой совокупность факторов, влияющих на покупательную способность потребителей и на структуру потребления.

Успех предприятия  в достижении своих целей на рынке  существенно зависит от общего благополучия экономики, стадии развития экономического цикла.

При анализе  макросреды обязательно принято  оценивать важнейшие экономические  показатели. К ним относятся: темпы  экономического роста, уровень инфляции, уровень процентной ставки по кредиту, курсы обмена валют. Кроме перечисленных, представляют интерес и другие экономические  характеристики: уровень производительности труда, показатели торгового баланса, ставки налогов. При этом особо важен  такой экономический показатель, как валовой внутренний продукт. Также особый интерес для поведения  предприятия на рынке представляет распределение доходов населения  по социальным группам и структура  потребления [9, с. 112]..

Природные факторы.

Природная среда представляет собой совокупность природных ресурсов. В маркетинговой литературе отмечают ряд основных тенденций, которые следует учитывать, рассматривая природные факторы. Среди них:

- локальный  и глобальный дефицит некоторых  видов сырья;

- возрастание  стоимости энергии. Такое положение  в макросреде постоянно подталкивает  многие предприятия на разработку  и использование энергосберегающих  технологий. Но быстрое освоение  не всегда возможно, поэтому уже  сейчас предприниматель должен  четко уяснить, что стоимость  энергии будет только возрастать  и что свою экономическую политику  надо строить исходя из этой  ситуации;

- рост  загрязнения окружающей среды  и ее разрушение. Действия по  защите окружающей среды выражаются, прежде всего, в создании емкого  рынка технологий рециркуляции  исходных материалов; стимулировании  поиска альтернативных способов  производства и упаковки товаров,  уменьшающих их вредное воздействие  на природу; в развитии производства  экологически чистых продуктов;

Информация о работе Понятие, классификация и основные характеристики факторов макросреды предприятия