Понятие, классификация и основные характеристики факторов макросреды предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 09:58, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение факторов макросреды для совершенствования маркетинговой стратегии ОАО «Барановичский автоагрегатный завод».
В соответствии с целью исследования в работе решались следующие задачи:
-.изучение и оценка факторов макросреды;
- выявление степени влияния факторов макросреды на маркетинговую деятельность предприятия;
- анализ влияния факторов макросреды на формирование маркетинговой стратегии предприятия;
- разработка предложений по совершенствованию маркетинговой стратегии предприятия.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..
4
ГЛАВА 1
ХАРАКТЕРИСТИКА ФАКТОРОВ МАКРОСРЕДЫ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ МАРКЕТИНГОВОЙ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ………………………………….
6

Понятие, классификация и основные характеристики факторов макросреды предприятия…………………………
6

Анализ макросреды предприятия (PEST-анализ)…………..
11

1.3 Отраслевые особенности управления маркетинговой деятельностью предприятий машиностроения…………………
16
ГЛАВА 2
АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ФАКТОРОВ МАКРОСРЕДЫ НА МАРКЕТИНГОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОАО «БАРАНОВИЧСКИЙ АВТОАГРЕГАТНЫЙ ЗАВОД»………..
20

2.1 Общая организационно - экономическая характеристика ОАО «БААЗ»…………………………………………………….
20

2.2 SWOT – анализ внешней среды ОАО «БААЗ»……………..
24

2.3 Оценка рынков сбыта продукции ОАО «БААЗ»……………
28
ГЛАВА 3
РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «БАРАНОВИЧСКИЙ АВТОАГРЕГАТНЫЙ ЗАВОД»………………………………….
33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….
38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая по маркетингу.docx

— 151.00 Кб (Скачать)

- усиление  государственного регулирования  в использовании природных ресурсов. В большинстве экономически развитых  стран приняты и эффективно  действуют правовые акты, направленные  на цивилизованное использование  природных ресурсов. Постоянный  учет особенностей государственного  регулирования в этой области  позволяет предприятию избежать  неприятных сюрпризов в проведении  своей политики на рынке. 

Факторы культурного окружения.

Культурная (социальная) среда - это процессы, явления, социальные институты, способствующие формированию и восприятию ценностей, вкусов и норм поведения общества.

Общество, в котором живет человек, формирует  его убеждения, ценностные ориентиры, нормы поведения, отношение к  людям, природе, мирозданию. При этом, с одной стороны, проявляется  устойчивость базовых культурных ценностей, которые формируют определенные потребительские предпочтения, определенный целевой рынок. С другой – с  развитием ряда социальных явлений  проявляется тенденция к изменению  вторичных культурных ценностей  – прически, одежды, сексуальных  норм [4, с. 182].

Маркетологи заинтересованы в отслеживании динамики культурных ценностей, ориентирующих  на появление новых рыночных возможностей.

Таким образом, на маркетинговую деятельность предприятия значительное влияние оказывает совокупность факторов макросреды, под влиянием сил и тенденций которой формируются возможности и угрозы. При этом действующие в маркетинговой среде силы представляют неконтролируемые факторы, которые необходимо не только выявить, но и определенным образом на них реагировать.

 

    1. Анализ макросреды предприятия (PEST-анализ)

 

Наиболее  распространенным методом исследования макроокружения является институциональный  анализ (PEST-анализ). Его суть заключается в изучении факторов среды косвенного воздействия, влияющих на деятельность организации.

Выделяют  политические, экономические, социальные и технологические факторы макроокружения.

К политическим факторам относятся изменения в налоговом законодательстве, государственное регулирование в отрасли-, законодательство по охране окружающей среды Государство берет на себя ответственность за создание равных условий для соперничества предпринимателей, для эффективной конкуренции; законодательство по охране окружающей среды; антимонопольное законодательство -государственное ограничение власти монополий [9, с. 101].

Политические  факторы весьма непредсказуемы и  могут влиять на деятельность организации  как положительно, так и отрицательно.

К экономическим  факторам относятся:

- экономический кризис. Снижение роста благосостояния населения в связи с кризисом, снижение покупательского спроса;

- изменение общей структуры цен;

- уровень инфляции. В последнее время наблюдается рост инфляции, что очень неблагоприятно сказывается на деятельности предприятия.

- уровень безработицы;

- коррупция. Влияние коррупции затрагивает все стадии процессов производства и перераспределения ресурсов, нарушает целостность экономических систем, сокращает доходы бюджетов всех уровней;

  - процентная ставка и курс иностранной валюты;

  - инвестиционная политика.

К  социальным  факторам относятся:

- демографическая структура населения.

- тенденции моды.

К  технологическим   факторам относятся:

- появление новых стандартов в технологиях, оборудовании, материалах. Современное оборудование позволяет выпускать продукцию, которая способна удовлетворить запросы самого взыскательного покупателя. Производство постоянно совершенствуется в направлении обеспечения охраны окружающей среды и безопасности потребителей. Производственные отходы подвергаются полной переработке;

      -  новые товары. Скорость обновления, источники идей.

Факторы косвенного воздействия оказывают  положительное и отрицательное  влияние на предприятие. Оценка благоприятных факторов

приведена в  таблице 1.1

 

 

 

 

Таблица 1.1 - Матрица благоприятных для предприятия факторов макросреды

Оценка вероятности использования  благоприятной ситуации

Ожидаемое позитивное влияние

сильное (I)

умеренное (II)

малое (III)

Высокая (1)

Появление новых стандартов в технологиях, оборудовании, материалах

Скорость обновления

товаров,

источники идей

Государственное регулирование конкуренции  в отрасли

Средняя (2)

Тенденции моды

Демографический рост

 

Низкая (3)

Финансовые условия инвестирования на рынке капиталов

 

Антимонопольное законо-дательство


Примечание  – Источник: [7, с. 149]

В данной таблице:

- факторы,  попадающие на поля I-1, I-2, II-1, имеют  большое значение для предприятия, и их обязательно надо учитывать при дальнейшей разработке стратегии;

- факторы,  попавшие на поля I-3, II-2, III-1, можно  использовать при условии наличия  у предприятия достаточных ресурсов;

- факторы,  попавшие на поля II-3, III-2, III-3, практически  не заслуживают внимания.

Рассматривая  благоприятные для предприятия факторы макросреды, можно сделать следующий вывод. Использование разнообразных новейших технологий обеспечит высокую точность и качество обрабатываемых деталей. Опытные технологи благодаря новым идеям смогут создать доступный качественный продукт современного дизайна, что в дальнейшем обеспечит процветание предприятия, а благоприятные финансовые условия - привлечение большего количества инвесторов. При разработке стратегии очень важно, чтобы предприятие учитывало насущные потребности потребителей, тем самым привлекая и удерживая потенциальных инвесторов.

Государственное регулирование конкуренции способствует равномерному развитию предприятия  в отрасли [7, с. 152].

          Для оценки неблагоприятных факторов составлена таблица 1.2 «Матрица неблагоприятных для организации факторов макросреды».

Таблица 1.2 - Матрица неблагоприятных для организации факторов макросреды

Оценка вероятности реализации угрозы

Возможные негативные последствия

Разрушение (I)

Критическое состояние (II)

Тяжелое состояние (III)

«Легкие

ушибы» (IV)

Высокая (1)

Снижение роста благосостояния населения  в связи с кризисом, снижение поку-пательского  спроса.

 

Рост мировых цен на сырье и  материалы (ДСП, ДВП), оказывающий влияние  на увеличение роста цен товаров  мебели

Изменение в налоговом законо-дательстве

Средняя (2)

Уровень безработицы

Коррупция

Законнодательство по охране окружающей среды

 

Низкая (3)

 

Изменение уровня инфляции

 

Изменение процентной ставки и курса  иностранной валюты


Примечание  – Источник: [7, с. 157]

В данной таблице:

- факторы,  попавшие на поля I-1, I-2, II-1, требуют  немедленного устранения, поскольку  представляют большую опасность  для организации;

- факторы,  попавшие на поля I-3,II-2, III-1, также  устраняются в первостепенном  порядке (после факторов I-1, I-2, II-1);

- факторы,  находящиеся на полях II-3, III-2, IV-1, не требуют немедленного решения,  но нуждаются в контроле;

- факторы  на полях III-3, IV-2, IV-3 представляют  собой «ложные тревоги».

Недостаточная платежеспособность населения, связанная  с экономическим кризисом в стране, отрицательно сказывается на реализации продукции. Также негативное влияние  на сбыт товаров оказывает уровень  безработицы.

Рост  цены на сырье является для предприятия одним из наиболее существенных рисков. Различные стадии процесса производства и перераспределения ресурсов подвержены воздействию коррупции, которую необходимо устранять в первостепенном порядке.

В налоговое  законодательство постоянно вносятся изменения, затрагивающие регулярные проверки, дополнительные штрафы за налоговые  правонарушения. Санитарные нормы Минздрава  Республики Беларусь устанавливают предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и воде различного назначения, а также предельные уровни воздействий на окружающую среду (шума, вибраций, инфразвука, электромагнитных полей от различных источников, ионизирующих излучений), поэтому необходимо контролировать уровень выбросов. Рост уровня инфляции отрицательно сказывается на деятельности предприятия. Инфляция обесценивает накопления и денежные поступления предприятия. Поэтому она заставляет оперативно использовать денежные средства. В условиях инфляции в финансовой политике на первый план выдвигаются тактические, краткосрочные задачи управления финансами. Инфляция лишает предприятие необходимых резервов, накоплений, уменьшает круг источников финансирования [1, с. 124].

Хотя  тенденция к укреплению курса белорусского рубля сохраняется, возможные изменения валютной ставки и курса иностранной валюты могут существенно отразиться на хозяйственной деятельности предприятия.

Таким образом, результаты   PEST-анализа необходимымы для выработки и совершенствования маркетинговой стратегии в целях  успешного функционирования и развития промышленного предприятия.

 

 

 

1.3 Отраслевые особенности управления  маркетинговой деятельностью предприятий  машиностроения 

 

Повышение конкурентоспособности ведущих  секторов и всей национальной экономики  в целом невозможно без эффективного управления маркетинговой деятельностью  предприятия. Как показывает практика, в условиях трансформации отечественной  экономики в рыночную, маркетинг  нередко является наиболее «узким местом». При неэффективной маркетинговой  системе невостребованными остаются гибкость и ресурсные возможности  производственной, финансовой и других подсистем предприятия.

Машиностроительный комплекс включает в себя более двадцати подотраслей (металлообрабатывающую промышленность; производящую средства производства; транспорта; оборонную продукцию, а  также предметы потребления) и при  определенных условиях должен стать  ключевым фактором, влияющим на эффективность  инновационного сценария. Машиностроение призвано обеспечить производственным оборудованием ключевые сектора  экономики и в первую очередь  обрабатывающие отрасли промышленности и тем самым определяет состояние  производственного потенциала республики. От уровня развития машиностроения зависят материалоемкость, энергоемкость валового внутреннего продукта, производительность труда,

Обрабатывающие производства включают следующие виды деятельности: металлургическое производство и производство готовых  металлических изделий, производство машин и оборудования, производство транспортных средств и оборудования, производство электрооборудования, производство неметаллических минеральных продуктов, производство резиновых и пластмассовых  изделий, производство пищевых продуктов  и другие.

Процесс управления маркетинговой  деятельностью на предприятиях машиностроения состоит:

1) из анализа рыночных возможностей;

2) отбора целевых рынков;

3) разработки комплекса маркетинга;

4) претворения в жизнь маркетинговых  мероприятий.

Приняв  решение о рыночном позиционировании (то есть об отличном от других положении  товара на рынке и в сознании потенциальных  покупателей), предприятие разрабатывает  для его поддержания комплекс маркетинга. Комплекс маркетинга –  это сочетание четырех составляющих: товара, цены, методов распространения  и методов стимулирования. Для  претворения в жизнь маркетинговых  мероприятий предприятие создает  четыре системы:

- маркетинговой информации;

- планирования маркетинга;

- организации службы маркетинга;

- маркетингового контроля.

Покупателями  продукции предприятий машиностроения на территории Республики Беларусь могут быть физические и юридические лица, которые:

- очень важны для населенного пункта (градообразующие предприятия);

- представляют для него интерес (разовые покупатели).

Предприятия думают, о будущем и разрабатывают  долговременные стратегии, которые  позволили бы оперативно реагировать  на меняющиеся условия рынка. Маркетинг  играет важную роль в стратегическом планировании. Он предоставляет необходимую  информацию для разработки стратегического  плана. Стратегическое планирование, в  свою очередь, определяет роль маркетинга в предприятии. Стратегическое маркетинговое  планирование состоит из трех стадий:

Информация о работе Понятие, классификация и основные характеристики факторов макросреды предприятия