Отношение людей предпенсионного возраста к продуктам быстрого приготовления (замороженные полуфабрикаты)

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 16:28, курсовая работа

Краткое описание

Для того чтобы перейти непосредственно к рассмотрению отношения людей пожилого возраста к замороженным полуфабрикатам, в первую очередь нужно описать саму проблему исследования, определить основные понятия, которые будут использованы в работе, определить методы исследования, а также инструменты, которые используются в маркетинговых исследованиях.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ 5
1.1. Описание проблемы, основные понятия 5
1.2. Методы исследования проблемы (их виды и пр.) 7
1.3. Инструменты исследования проблемы 8
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ВТОРИЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ И РАЗРАБОТКА ПЛАНА ИССЛЕДОВАНИЯ 9
2.1. Анализ вторичных данных (статистика, тенденции, …) 9
2.2. Разработка технического задания на проведение исследования 9
2.3. Разработка форм для сбора данных и их претестирование 9
ГЛАВА 3. ОБРАБОТКА И АНАЛИЗ ДАННЫХ И РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ 10
3.1. Редактирование и кодирование данных 10
3.2. Прямой анализ 10
3.3. Перекрестный анализ (табулирование) 10
3.4. Разработка рекомендаций 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 11
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 12

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 379.50 Кб (Скачать)
 

     При разработке анкеты могут использоваться следующие рекомендации:

  • формулировка вопросов должна быть конкретной, ясной и однозначной;
  • анкета должна быть лаконичной и содержать оптимальное количество вопросов;
  • анкета не должна содержать лишних вопросов;
  • в тексте анкеты должна использоваться общепризнанная терминология;
  • все вопросы должны быть сгруппированы в определенные блоки в соответствии с логикой исследования;
  • анкета не должна быть монотонной, навеивать скуку и вызывать усталость;
  • анкете необходимо использовать контрольные вопросы, предназначенные для проверки искренности и последовательности опрашиваемых;
  • трудные и личные вопросы рекомендуется помещать в конце анкеты.

     Проведение  опроса нельзя начинать без соответствующего тестирования анкеты. Оно используется для оценки самих вопросов и их последовательности.

     Достоинства анкетирования:

  • Высокая оперативность  получения информации.
  • Жесткая регламентация процедуры позволяет получить хорошо структурированные и сопоставимые результаты.
  • Анонимность респондентов повышает объективность и искренность получаемых ответов.
  • Возможность организации массовых обследований и сбора большого объёма данных.
  • Сравнительно малая трудоёмкость процедур подготовки и проведения исследований, обработки их результатов.
  • Отсутствие влияния личности и поведения опрашивающего на работу респондентов.
  • Невыраженность у исследователя отношений субъективного пристрастия к кому- либо из отвечающих.

     Недостатки  анкетирования:

  • Отсутствие  личного контакта не позволяет изменять порядок и формулировки вопросов в зависимости от ответов или  поведения респондентов.
  • Невозможность контроля корректности понимания респондентом формулировок вопросов и ответов, а также получения респондентом пояснений в случае недопонимания.
  • Невозможность гарантировать точное выполнение инструкций респондентом (в частности, соблюдение порядка ответа на вопросы).
  • Возможное влияние формулировок вопросов и ответов на выбор респондента.
  • Возможная пристрастность респондентов.
  • При заочном анкетировании невозможно гарантировать, что респондент заполняет анкету самостоятельно, без влияния других лиц.

2. анализ вторичной информации и разработка плана исследования

     Перед тем, как приступить непосредственно  к изучению главной  проблемы исследования, необходимо изучить  результаты работ  прошлых лет.

2.1. Анализ вторичных данных

     Рынок продуктов быстрого приготовления в нашей стране начал активно развиваться в начале 90-х годов. В трудный для российской экономики период темпы роста рынка доходили до 70% в год, потом началось постепенное снижение.

     В 1998 году объем рынка увеличивался в среднем на 20%, в последующие годы - на 15%, 10%, 5%, и в 2004 году аналитики заговорили о том, что рынок может показать отрицательную динамику. По данным "Комкон-Медиа", наибольшее сокращение доли потребителей данной продукции было отмечено в Москве и Санкт-Петербурге: потребительская база столицы упала в 2003 году с 31% до 25,8% в 2004-м, питерские показатели составили 33,3% и 20,9% соответственно. Без учета этих двух городов, в целом по России число потребителей сократилось с 38% до 29,5%. В этот период рынок начал перестраиваться, и количественный рост, наблюдавшийся в предыдущие годы, перешел в качественный: производители стараются выводить на рынок новые продукты, менять рецептуру, выпускать более здоровые продукты.

     В целом за период с 2003 по 2010 годы включительно объемы потребления замороженной продукции росли весьма интенсивно. За последние годы изменилось отношение потребителей к полуфабрикатам как категории. Ведь для населения с растущими доходами все большую ценность приобретает возможность экономии времени, что и объясняет основную причину покупки полуфабрикатов — удобство их приготовления.

     По  данным «КОМКОН»33, возможность экономии времени до сих пор выделяют для себя среди приоритетных факторов покупки 47% респондентов.

Тем временем различные финансовые затруднения  уже ощущает большинство россиян, и это напрямую влияет на формирование спроса. Самым ощутимым последствием кризиса большинство россиян (60%) считает рост цен.

     Исследователи и аналитики рынка обоснованно ожидают заметное увеличение доли полуфабрикатов из мяса птицы в общем объеме рынка ЗПФ. По прогнозам, представленным в 2008 г. в 2010-2011 гг. она составит более 50%.

     Среди основных тенденций российского  рынка замороженных полуфабрикатов можно выделить увеличение спроса на продукцию класса премиум и в целом, выпуск качественных продуктов, прошедших высокотехнологичную переработку и продукции полной готовности, а также стагнацию полуфабрикатов в среднем ценовом сегменте, снижение влияния ценовых факторов конкуренции, повышение значения брендинга и расширение ассортимента. По данным маркетингового исследования «Норге-Фиш»34,  в перспективе сохранятся тенденции, свойственные рынку заморозки: сокращение доли пельменей в структуре потребления, рост доли замороженных блинчиков, вареников и пиццы, быстрое развитие категории готовых блюд и полуфабрикатов высокой степени готовности.

     Продажи замороженных мясных полуфабрикатов в  России демонстрируют непрерывную  положительную динамику: с 2005 по 2009 гг объем продаж замороженных мясных полуфабрикатов вырос на 24% – с 1034 тыс т до 1284 тыс т. В неблагоприятных экономических условиях потребители склонны переключаться с дорогого охлажденного мяса на более дешевые замороженные мясные полуфабрикаты.

     Самой продаваемой категорией являются пельмени, их продажи составляют 54% от продаж всех мясных замороженных полуфабрикатов в натуральном выражении. Второе и третье место по продажам занимают мясные котлеты и блины с мясом.

     Для сбора данных о покупках замороженных мясных полуфабрикатов в России BusinessStat35 ежегодно проводит стандартизированный опрос покупателей мясопродуктов с выборкой 4200 респондентов. 

     Таблица 2.1.1.

     Численность потребителей замороженных мясных полуфабрикатов, Россия, 2005-2009 гг. (млн чел) 

Параметр 2005 2006 2007 2008 2009
Численность потребителей замороженных мясных полуфабрикатов (млн чел) 130,0 129,2 128,6 129,4 129,3
Динамика  численности потребителей замороженных мясных полуфабрикатов (% к предыдущему  году) - -0,7 -0,4 0,7 -0,1

     Источник: Результаты исследований BusinessStat 

Таблица 2.1.2.

Прогноз численности потребителей замороженных мясных полуфабрикатов, Россия, 2010-2014 (млн чел) 

Параметр 2012 2013 2014
Численность потребителей замороженных мясных полуфабрикатов (млн чел) 126,4 125,7 125,3
Динамика  численности потребителей замороженных мясных полуфабрикатов (% к предыдущему году) -0,9 -0,5 -0,4

Источник: Результаты исследований BusinessStat 

     Из-за сокращения населения число потребителей замороженных мясных полуфабрикатов в  России сокращается. С 2005 по 2009 гг численность  потребителей сократилась более чем на 700 тыс чел. Кризис не остановил сокращение численности населения, а, следовательно, и численности потребителей. Отъезд трудовых мигрантов усугубит ситуацию и число потребителей сократится к 2010 г еще на 170 тыс чел по сравнению с 2009 г. Не смотря на сокращение числа потребителей, рынок мясных замороженных полуфабрикатов продолжит расти. Падение числа потребителей компенсируется увеличением объема покупок продукта на одного покупателя.

     Российский  рынок замороженной рыбы, морепродуктов  и рыбных полуфабрикатов демонстрирует стабильный среднегодовой рост на уровне порядка 15-20%.

     Особенно  быстро, по оценкам экспертов аналитического отдела ИА «КредИнформ Северо-Запад»36, растет сегмент морских деликатесов - осьминогов, кальмаров, мидий, креветок, крабов, морских гребешков и др. Темпы роста этого сегмента составляют около 30-40% в год.

     Уровень спроса на замороженные рыбные продукты определяется как качественными  изменениями в культуре питания  населения, так и такими факторами  как нехватка времени на приготовление еды, развитие сетевой розницы, повышение качества продукции. Спрос на те либо иные замороженные рыбные продукты во многих случаях зависит от финансового состояния потребителей и их готовности приобретать данный вид продукции.

     Тенденции рынка последних лет подталкивают производителей искать новые способы привлечения покупателей к своей продукции, при этом успешность компаний зависит от того, насколько принимаемые решения соответствуют быстро меняющимся потребностям рынка. Основные усилия производители сосредотачивают на обновлении ассортимента и повышении качества продукции, ведь только качественный продукт может сломать негативный имидж, сложившийся у потребителей продуктов быстрого приготовления в прежние годы.

     В начале своего развития рынок продуктов быстрого приготовления в России был представлен в основном в нижнем и среднем ценовых сегментах, что объясняется тем, что основными потребителями этой продукции являлись покупатели с доходом средним и ниже среднего. В связи с ускоряющимся темпом жизни и ростом благосостояния, особенно в крупных городах, в последние годы растет премиальный сегмент.

     Сейчас  покупатели хотят видеть в продуктах  быстрого приготовления не только гарантию качества, но и дополнительные выгоды для здоровья в виде полезных добавок и возможность разнообразить свой рацион.

     Сегодня продукты быстрого приготовления прочно вошли в российскую культуру потребления. Потенциал этого рынка оценивается  сегодня довольно высоко, несмотря на то, что в последнее время  экспертами отмечается замедление темпов роста.

     В трудный для российской экономики  период рынок активно рос и  развивался, однако потом началось постепенное снижение. В настоящее  время рынок растет, но все меньшими по сравнению с предыдущим годом  темпами. Эти тенденции подтолкнули производителей к качественным изменениям.

     В последние годы рынок перешел  от экстенсивного к интенсивному развитию. Таким образом, рост рынка  обеспечивается не увеличением аудитории, а увеличением частоты потребления, чему способствуют регулярно выводимые на рынок новинки, появление новых ситуаций для потребления, изменения в культуре потребления37.

2.2. Разработка технического  задания на проведение  исследования

     Цель исследования: определить наиболее предпочтительный вид замороженных полуфабрикатов у  людей в возрасте 50-55 лет

     Проблема  исследования: расширение товарного  ассортимента замороженных полуфабрикатов

     Задачи  исследования:

    1. Выявить наиболее значимые характеристики товара для потребителей
    2. Выявить причины покупки замороженных полуфабрикатов
    3. Определить частоту покупки данных товаров

    Объект: население г. Омска в возрасте 50-55 лет

     Предмет: потребительские предпочтения

            Гипотезы: 

    1. Наиболее популярным видом замороженных полуфабрикатов являются пельмени
    2. Основной причиной покупки замороженных полуфабрикатов является экономия времени
    3. Наиболее влиятельным фактором при выборе замороженных полуфабрикатов является качество

     Место проведения: г. Омск

Информация о работе Отношение людей предпенсионного возраста к продуктам быстрого приготовления (замороженные полуфабрикаты)