Проблема досуга инвалидов и людей «третьего возраста»

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 21:17, контрольная работа

Краткое описание

В настоящие время процесс социальной реабилитации является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи, философы, социологи, педагоги, социальные психологи и т. д. Вскрывают различные аспекты этого процесса, исследуют механизмы, этапы и стадии, факторы социальной реабилитации.

Оглавление

Введение ………………………………………………….. 3 стр.

Психологический аспект ………………………………… 4 стр.

Общественно - идеологический аспект ………………… 6 стр.

Технология общения и работы с инвалидами …………. 8 стр.

Культурно-досуговая работа с инвалидами и людьми

«третьего возраста» ……………………………………... 9 стр.

Список литературы ……………………………………….14стр.

Файлы: 1 файл

к.р. - досуг инвалидов.doc

— 108.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа

                           Дисциплина: СКР за рубежом

                           Тема: проблема досуга инвалидов и людей «третьего возраста» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2010 г. 

Содержание:

Введение ………………………………………………….. 3 стр.

Психологический аспект ………………………………… 4 стр.

Общественно - идеологический аспект ………………… 6 стр.

Технология общения  и работы с инвалидами …………. 8 стр.

Культурно-досуговая  работа с инвалидами и людьми

 «третьего возраста» ……………………………………... 9 стр. 

Список  литературы ……………………………………….14стр. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                             Введение.

     В настоящие время процесс социальной  реабилитации  является  предметом исследования  специалистов  многих  отраслей  научного  знания.   Психологи, философы, социологи, педагоги, социальные психологи и т. д. Вскрывают различные аспекты этого процесса,  исследуют   механизмы,  этапы  и  стадии, факторы социальной реабилитации.

      По данным ООН, в мире  насчитывается  примерно 450  миллионов людей с нарушениями психического и физического развития.

     Данные всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) свидетельствуют, что число таких жителей в мире достигает 13% (3% детей рождаются с недостатками интеллекта и 10% детей с другими психическими  и  физическими  недостатками) всего в мире около 200 миллионов детей с ограниченными возможностями.

   Более того, в нашей стране, как и во всем  мире,  наблюдается тенденция

роста числа  детей-инвалидов.  В  России  частота  детской  инвалидности  за

последнее десятилетие  увеличилась в два раза.

  Инвалидность    у    детей     означает     существенное     ограничение

жизнедеятельности,  она  способствует   социальной   дезадаптации,   которая

обусловлена  нарушениями  в  развитии,  затруднениями в   самообслуживании,

общении, обучении, овладении  в будущем профессиональными  навыками.  Освоение детьми-инвалидами социального опыта, включение их в  существующую  систему общественных отношений требует от общества определенных дополнительных  мер, средств и усилий (это могут быть специальные программы,  специальные  центры по реабилитации, специальные учебные заведения и т.д.). Но  разработка  этих мер должна основываться на знании закономерностей, задач, сущности  процесса социальной реабилитации.

     Постоянное  возрастание  доли  пожилых   во  всём  населении  становится

влиятельной социально-демографической  тенденцией практически  всех  развитых стран.

     Человечество  стареет,  и это становится  серьезной  проблемой,  решение

которой должно вырабатываться на глобальном уровне.

      Актуальность  исследования работы с пожилыми  людьми  социальной  сфере

обусловлена следующими обстоятельствами:

      - во-первых,  возрастанием  в  современных   условиях  роли  учреждений

социального обслуживания по организации социальной поддержки пожилых людей;

      -   во-вторых,   социальный   работник   –   это   человек,    который

непосредственно контактирует с клиентом, он знает его  проблемы  и  пытается

ему помочь;

      - в-третьих,  необходимость выявления  пожилых  людей,  опознавание  их

проблем и  предпринятие наиболее эффективных способов по их устранению.

     С 1986 года в нашей стране  начали создаваться  так   называемые  Центры

социального обслуживания пенсионеров, в  состав которых помимо  отделений социальной помощи на дому вошли совершенно новые структурные подразделения — отделения дневного пребывания.

      Целью организации таких отделений  было создание  своеобразных  центров досуга для пожилых  людей, независимо от того, проживают  они в семьях  или одиноки. Предусматривалось, что в такие отделения люди  будут приходить утром, а вечером возвращаться  домой;  в течение дня они будут иметь возможность находиться в уютной  обстановке,  общаться,  содержательно проводить время, участвовать в различных культурно-массовых  мероприятиях, получать  одноразовое горячее питание и при необходимости   доврачебную медицинскую помощь. 
 
 

                                       Психологический аспект. 

    Психологический  аспект отражает как личностно-психологическую ориентацию самого инвалида, так и эмоционально-психологическое  восприятие  проблемы инвалидности обществом. Инвалиды и  пенсионеры  относятся  к  категории  так называемого  маломобильного  населения  и  являются   наименее   защищенной, социально уязвимой частью общества. Это связано прежде всего с дефектами  их физического состояния, вызванного заболеваниями, приведшими к  инвалидности, а также с имеющимся комплексом  сопутствующей  соматической  патологии  и  с пониженной   двигательной   активностью,   характерными   для    большинства представителей  старших  возрастов.  Кроме  того,  в  значительной   степени

социальная  незащищенность  этих  групп   населения   связана   с   наличием

психологического  фактора,  формирующего   их   отношение   к   обществу   и

затрудняющего адекватный контакт с ним. Психологические  проблемы  возникают при изолированности инвалидов от внешнего  мира,  как  вследствие  имеющихся недугов,  так  и  в  результате  неприспособленности  окружающей  среды  для инвалидов на кресло-колясках, при  разрыве  привычного  общения  в  связи  с выходом на пенсию, при наступлении одиночества в результате потери  супруга, при  заострении  характерологических  особенностей  в  результате   развития склеротического процесса, характерного для пожилых людей. Все  это  ведет  к

возникновению   эмоционально-волевых   расстройств,   развитию    депрессии,

изменениям  поведения.

     Старость — особый период в  жизни человека, когда либо вовсе  не строятся

далеко идущие планы, либо они резко суживаются и  ограничиваются  витальными потребностями. Это период, когда появляется  множество старческих  недугов, которые  обусловлены  не  только,  а  может быть  и не  столько наличием хронической соматической патологии. Снижение жизненного тонуса,  лежащего  в основе   всевозможных   недугов,   в   значительной   степени    объясняется психологическим    фактором    —    пессимистической    оценкой    будущего, бесперспективностью  существования.  При  этом,   чем   глубже самоанализ, присущий  данной  личности,  тем  сложнее  и   болезненнее   психологическая перестройка. На состояние  жизненного тонуса оказывает влияние и способ реагирования на соматические   ощущения,   которые   также   связаны   с особенностями личности пожилого человека. Особенно чреват  в  этом  возрасте "уход в болезнь".  При   подходе   к   процессам   старения   и   старости рассматриваются  две  стороны  этой  проблемы:  —  особенности   психической деятельности, обусловленные возрастными изменениями  мозговой  деятельности, то есть биологическими  процессами  старения;  —  психологические  феномены, представляющие собой реакции стареющего человека на  эти  изменения  или  на

новую  (внутреннюю  или  внешнюю)   ситуацию,   сложившуюся   под   влиянием биологических и социальных факторов. Изменения, происходящие  в  старости  в области психической сферы, наблюдаются  на  различных  уровнях:  личностном, функциональном, органическом. Знание  этих  особенностей  очень  важно  для социальных работников, так как  позволяет им  оценить  ситуацию  общения  с пожилыми   людьми,   скорректировать   свои   психологические   реакции  и прогнозировать ожидаемые  результаты.  Личностные  изменения,  расцениваемые как признаки биологически обусловленного старения, выражаются в  усилении и заострении прежних свойств личности, с одной стороны, и  в  развитии  общих, собственно возрастных нивелирующих черт, с другой. Первая  группа  изменений проявляется  в  том,  что,  на-   пример,  бережливый   становится   скупым,

недоверчивый  — подозрительным и  т.д.  Вторая  группа  личностных  изменений выражается в появлении ригидности, нетерпимости, консерватизма  в  отношении всего  нового  при   одновременной   переоценке   прошлого,   склонности к нравоучительству, ранимости,  обидчивости.  Старческим  изменениям  личности присуща своеобразная полярность: так,  наряду  с  упрямством  и  ригидностью суждений  наблюдается  повышенная  внушаемость и легковерие, наряду со снижением эмоциональности и  отзывчивости  —  повышенная  сентиментальность, слабодушие,  склонность  к   умилению,   наряду   с   переживанием   чувства одиночества — нежелание  контактировать  с  окружающими.  Помимо  личностных изменений, связанных  с  процессами  старения,  важно  также  иметь  в  виду изменения психических функций. К ним относятся нарушения  памяти,  внимания, эмоциональной сферы, психомоторной деятельности, ориентировки и  в  целом  — нарушение адаптационных механизмов. Особую значимость при общении  с  лицами

старшего  возраста  приобретает  знание  социальным  работником  особенностей расстройств  памяти.  При  относительной  сохранности  памяти   на события многолетней  давности  в  старости  страдает  память  на  недавние события, нарушается кратковременная память. Это может негативным  образом отразиться на отношениях пожилого человека с обслуживающим его  социальным  работником, когда возникают  претензии  к  качеству  услуг,  длительности  и  количеству посещений   и   т.д.   Внимание в   пожилом    возрасте    характеризуется неустойчивостью, отвлекаемостью.   В   эмоциональной   сфере   преобладает сниженный фон настроения, склонность к депрессивным  реакциям,  слезливости, фиксации на обидах.  Для  пожилого  человека  характерно  замедление  темпов психической деятельности,  медлительность  и  неловкость  моторики, снижена способность  ориентировки  в  окружающем.  Ломка  адаптационного  механизма, свойственная пожилому возрасту, сказывается  в  новых  условиях  (при  смене места жительства,  привычного  окружения,  при  необходимости  осуществления контактов в непривычной обстановке  и  т.д.).  При этом возникают  реакции дезадаптации, которые имеют различную степень выраженности —  от  личностных до  клинически  очерченных.  Психические  изменения  в   пожилом   возрасте,

связанные   с   патологическими   процессами,   проявляются   в    различных

(нозологических)  заболеваниях,  характерных  для   пожилого  и   старческого

возраста. К  ним  относятся  клинические  проявления  деменций,  бредовых  и

аффективных расстройств. Диагностика этих состояний является  прерогативой врача. Роль социального работника, имеющего постоянный  контакт  с  пожилыми людьми, состоит в том, чтобы будучи  элементарно  информированными  о  таких состояниях,  уметь  выявить  признаки  заболеваний  и  организовать   помощь специалиста. 

     Общественно - идеологический аспект.

    Общественно-идеологический аспект определяет содержание  практической

деятельности  государственных  институтов  и  формирования   государственной политики в отношении инвалидов и инвалидности.  В  этом  смысле необходимо отказаться от господствующего взгляда на  инвалидность,  как  показателя здоровья  населения,  а  воспринимать  его  как   показатель   эффективности социальной политики, и осознавать, что решение проблемы  инвалидности  —  во взаимодействии инвалида и общества.

    Развитие социальной помощи на  дому  является  не  единственной формой социального обслуживания  нетрудоспособных  граждан. Как уже упоминалось с  1986  года  начали создаваться так называемые Центры социального обслуживания  пенсионеров,  в состав которых помимо отделений социальной помощи на дому  вошли совершенно новые структурные подразделения — отделения дневного  пребывания.

    Предусматривалось, что в такие  отделения  люди  будут  приходить  утром,  а вечером возвращаться домой; в течение дня  они  будут  иметь  возможность находиться в уютной обстановке, общаться, содержательно  проводить время, участвовать в различных культурно-массовых   мероприятиях,  получать одноразовое горячее питание  и  при  необходимости  доврачебную  медицинскую помощь.  Основной  задачей  деятельности  таких  отделений  является  помощь пожилым  людям (и инвалидам)  в преодолении   одиночества,   замкнутого   образа   жизни, наполнение  существования  новым  смыслом,  формирование  активного   образа жизни, частично утраченного в связи с выходом на пенсию.

  Исследование мотивов посещения отделения дневного пребывания  показало, что ведущим для  подавляющего  большинства  лиц  является  желание  общаться (76,3%), вторым по значимости  является  возможность получения бесплатного или  по  льготной  стоимости  обеда  (61,3%);  третьим  в  иерархии  мотивов является желание содержательно проводить свой  досуг  (47%).  Такие  мотивы, как  стремление  избавить  себя  от  процесса  приготовления пищи (29%) и неудовлетворительная материальная обеспеченность (18%) не занимают  ведущего положения у основного контингента посещающих отделение. В то же время  почти у половины граждан (46,7%) имеются еще и другие мотивы,  привлекающие  их  в

Информация о работе Проблема досуга инвалидов и людей «третьего возраста»