Проблема досуга инвалидов и людей «третьего возраста»

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 21:17, контрольная работа

Краткое описание

В настоящие время процесс социальной реабилитации является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи, философы, социологи, педагоги, социальные психологи и т. д. Вскрывают различные аспекты этого процесса, исследуют механизмы, этапы и стадии, факторы социальной реабилитации.

Оглавление

Введение ………………………………………………….. 3 стр.

Психологический аспект ………………………………… 4 стр.

Общественно - идеологический аспект ………………… 6 стр.

Технология общения и работы с инвалидами …………. 8 стр.

Культурно-досуговая работа с инвалидами и людьми

«третьего возраста» ……………………………………... 9 стр.

Список литературы ……………………………………….14стр.

Файлы: 1 файл

к.р. - досуг инвалидов.doc

— 108.50 Кб (Скачать)

отделение дневного  пребывания.  Так,  ежедневное  посещение  заставляет  их "быть  в тонусе",  "дисциплинирует",  "наполняет жизнь   новым   смыслом",

"позволяет   расслабиться".  У   отдельных   граждан   длительное   посещение

отделения  способствовало   существенному   улучшению   состояния   здоровья (урежение  приступов бронхиальной  астмы,   сосудистых   кризов   и   др.). Положительное  воздействие   на   эмоциональную   сферу   оказывает   уютная обстановка, доброжелательность работников отделения, а также  возможность  в любой момент получить медицинскую помощь, заниматься лечебной физкультурой.

    Деятельность социального работника также определяется характером

патологии у  инвалида и соотносится с его  реабилитационным потенциалом. Для осуществления адекватной деятельности социального работника в домах-

интернатах  необходимо знание особенностей структуры  и функций этих

учреждений.

  Задачами этого дома- интерната являются:

      - создание благоприятных условий  жизни, приближенных к домашним;

      - организация ухода за проживающими, оказание им  медицинской помощи  и организация содержательного досуга;

      - организация трудовой занятости  инвалидов.

      В отличие от пожилых людей с относительно ограниченными потребностями, среди которых преобладают  витальные  и  связанные  с  продлением  активного образа жизни, молодые инвалиды имеют потребности в получении  образования  и трудоустройстве, в реализации желаний в области  развлекательного  досуга  и спорта, в создании семьи и др.

      В  условиях   дома-  интерната   при  отсутствии  в  штате   специальных

работников, которые могли бы изучить потребности  молодых  инвалидов,  и  при отсутствии  условий  для  их  реабилитации  возникает  ситуация   социальной напряженности, неудовлетворенности желаний. Молодые  инвалиды,  по  существу находятся  в  условиях  социальной  депривации,  они  постоянно   испытывают дефицит информации. Вместе с тем, оказалось, что повысить  свое  образование хотели бы только 3,9% , а  получить  профессию  -  8,6%  молодых  инвалидов. Среди пожеланий доминируют запросы в отношении культурно- массовой  работы(у 418% молодых инвалидов).

      Роль социального работника состоит  в том, чтобы создать особую  среду в

доме -  интернате  и  особенно  в  тех  отделениях,  где  проживают  молодые

инвалиды. Терапия  средой занимает ведущее место в  организации  образа  жизни инвалидов  молодого  возраста.  Основным  направлением   является   создание активной,  действенной  среды   обитания,  которая  побуждала   бы   молодых инвалидов на “самодеятельность”,  самообеспечение,  отход  от  иждивенческих настроений и гиперопеки.

      Для реализации идеи активизации   среды  можно  использовать  занятость

трудом,   любительские   занятия,   общественно-   полезную    деятельность,

спортивные  мероприятия, организацию содержательно- развлекательного  досуга, обучение профессиям. Такой перечень мероприятий  вне  должен  осуществляться только  лишь  социальным  работником.  Важно,  чтобы   весь   персонал   был ориентирован на изменение  стиля  работы  учреждения,  в  котором  находятся молодые инвалиды. В связи с этим, социальному работнику необходимо  владение методами и приемами работы  с  лицами,  обслуживающими  инвалидов  в  домах-

интернатов.  С  учетом  таких  задач,  социальный  работник   должен   знать

функциональные  обязанности медицинского  и  вспомогательного  персонала.  Он должен уметь выявить общее, сходное в их  деятельности  и  использовать  это для создания терапевтической среды. 

                                 Технология общения и работы с инвалидами. 

Одним из основных принципов работы  с  пожилыми  людьми  и  инвалидами

является  уважение к личности. Необходимо уважать  и принимать клиента  таким, каким он есть.

      Профессиональная компетентность  социального  работника  заключается,

безусловно,  в  знаниях  геронтологических  и  психологических  особенностей

возраста, учете, принадлежности клиентов к той или  иной  социальной  группе.

Потребности,  интересы,  увлечения,  мировоззрение,   ближайшее   окружение, жилищно- бытовые, материальные условия, уклад жизни клиентов- это, и  многое другое, находится в поле зрения подлинного профессионала,  что, несомненно, дает возможность выбрать оптимальную технологию социальной помощи,  грамотно определить проблему и пути ее решения.  Как  говорят  зарубежные  технологи, необходимо открыть “ три ящика стола”: Что  случилось?  (В  чем  проблема?). Почему? ( Что явилось причиной?). Как помочь? (Что я могу сделать?).  Данный прием  помогает   социальным   работникам,   психологам,   медикам   оказать содействие человеку в адаптации к окружающей действительности, к реальным  и непростым условиям внешнего и внутреннего мира.

      У пожилых людей и людей  с  ограниченными  возможностями  должна  быть сформирована надежда быть нужным людям,  социуму,  быть  им  уважаемым.  Для этого используются различные приемы: выявив  проблему,  сделать  все,  чтобы реализовать хотя бы  некоторые  потребности:  помочь установить  контакт с родственниками, оформить необходимые запросы и т.д. И, конечно, очень  важна конкретная  помощь  действием:  навести  порядок  в  комнате   слабослышащей

старушки, может  быть, доставить ей на дом парикмахера, чтобы  доказать,  что “возраст - это всего лишь состояние души”, добыть  новый  слуховой  аппарат; повысить, с подключением различных инстанций,  мизерную  пенсию;  пригласить поучаствовать в выставке, в конкурсе творческих  работ,  подтвердив  истину, что “мир не без добрых людей”, и др.

      Существенной  стороной  общения   социального  работника   с   клиентом

выступает перцепция, то есть восприятие друг друга в  качестве  партнера  по

отношениям  и установление на этой основе взаимопонимания.

      Доминантный субъект общения главенствует в диалоге, стремится овладеть инициативой в беседе;  в  обращении  с  просьбами  и  требованиями,  его  не беспокоит их  умственность  и  целесообразность.  Такой  его  настрой  можно уловить по осанке, мимике,  жестам,  взглядам,  репликам. Порою он  бывает напорист  в  общении,  многократно  повторяет  одно  и  то  же.  Социальному работнику  необходимо  дать  такому   клиенту   возможность   выявить   свою доминантность.

      Недоминантный  субъект   общения   -   человек(   клиент),   постоянно

чувствующий себя просителем,  очень  чувствительный  к  состоянию  партнера-социального  работника. Он излишне застенчив  в своих  просьбах,  затрудняется их высказать. Важно  помочь  ему  в  общении:  стимулировать,  поддерживать,

предоставлять ему инициативу и возможность выразить  себя,  изложить  свои просьбы.

      Мир  инвалидов  своеобразен.  Здесь  существуют  свои  критерии,  свои

оценки, свои законы. Помочь инвалиду - это прежде всего воспринять и  понять его мир, мир человека нуждающегося во внимательном и сердечном отношении. 

     Культурно-досуговая работа с инвалидами и людьми

                                              «третьего возраста» 

       Если работа по месту жительства за рубежом близка аналогичной работе в России, то культурное обслуживание инвалидов во многом является новым видом деятельности для российской действительности.

Здесь мы, действительно, отстали от Запада и, может быть, в большей степени, чем даже в  создании индустрии досуга. Для нас  как бы не существовало этой проблемы. У нас как бы не было тех же инвалидов. А если для инвалидов и проводилась культурно-досуговая работа, то о ней знали только сами организаторы этой работы. В данном вопросе «развитой социализм» однозначно уступил «развитому капитализму». И дело даже не в уровне этой работы, ее материальном обеспечении. Коренное отличие в постановке культурно-досуговой работы, например, с инвалидами у нас и на Западе заключается в понимании социального статуса данной категории граждан. У нас - их как бы нет, они где-то там, в закрытых (специальных) лечебных заведениях. На Западе, и в соответствии с законодательством, и в значи тельной мере на практике, инвалиды - та категория, которая им доступ к основным культурным ценностям, что и здоровые люди.

Открытость  работы со всеми категориями населения - еще одна из особенностей западного досуговедения. Открытость, если она не вредит, конечно, нравственной стороне дела, не затрагивает нравственных чувств индивида и окружающих.

       Во время прохождения практики в голландском парке «Эфтелинг» автору этих строк неоднократно приходилось наблюдать такую картину. В один из дней недели к парку подъезжают комфортабельные автобусы, из которых выкатываются коляски с инвалидами-олигофренами. В течение почти всего дня «дауны», как в просторечии называют представителей этой болезни, в сопровождении медперсонала находятся на свежем воздухе. Их коляски видны повсюду: на дорожках парка, на открытых лужайках, в тени деревьев. Наблюдают «дауны» и за тем, как работают многочисленные аттракционы, в том числе и особенно любимые молодежью, от которых захватывает дух: «Голландская лодка», «Американские горки» и др. При этом присутствие «даунов» никоим образом не стесняет «обычную» публику. Жизнь парка идет своим чередом. Каждый проводит время в соответствии со своими желаниями...

      Пожалуй, только российские библиотеки организуют работу с инвалидами на должном уровне и хорошо информированы о зарубежном опыте.

Социальная  защищенность инвалидов уже длительное время является предметом пристального внимания со стороны ООН и других международных организаций. Генеральная ассамблея ООН приняла Декларацию о правах инвалидов (9 декабря 1975 г.), в которой провозглашены: неотъемлемое право инвалидов на уважение их человеческого достоинства; одинаковые с остальным населением гражданские и политические права; право на образование и различные формы обслуживания, которые позволят им максимально проявить свои возможности и способности и ускорят процесс их социальной реабилитации; право на то, чтобы их особые нужды принимались во внимание на всех стадиях экономического и социального планирования; право участвовать во всех видах общественной деятельности, связанных с творчеством или проведением досуга1.

      В 1981 г. был проведен Международный год инвалидов, а в 1983- 1992 гг. - десятилетие инвалидов, вызвавшие сильный резонанс в сфере мировой социальной политики. В 1982 г. ООН приняла долгосрочную всемирную программу действий в отношении к инвалидам. Ее цель - стимулировать эффективные меры по предупреждению инвалидности, по реабилитации, реализации задач полного участия инвалидов во всех сферах общественной жизни.

      В 1993 г. ООН приняты «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов». Одним из основных документов, на которые опираются правила, является «Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах». Являясь членами общества, инвалиды имеют право на поддержку, в которой они нуждаются, в рамках обычных систем здравоохранения, образования, занятости и социальных услуг. Имеют они и право доступа к информации. Так, информационное равноправие инвалидов по зрению означает доступ каждого из них к информации и материалам, в которых они нуждаются на тех же (или, по возможности, приближенных) условиях, что и для нормально видящих1.

     В настоящее время на Западе, в частности в Великобритании и США, накоплен значительный опыт работы музеев с людьми с ограниченными возможностями (инвалидами). Так, общественность Beликобритании, имеющая отношение к этому вопросу, обсуждает проблему облегчения доступа инвалидов к богатствам художественной культуры, в том числе находящимся в музеях. Общее число инвалидов в Великобритании насчитывает 6 млн. чел. (или каждый десятый). 2 % пользуются колясками. 1 млн. англичан могут быть зарегистрированы как слепые или слабовидящие, т.е. имеющие затруднения для контакта с произведениями изобразительного искусства.

Музеи, не приспособленные  для приема такой большой и  достаточно разнородной публики, лишают и себя возможности привлечения дополнительной аудитории, и самих инвалидов доступа к художественным ценностям.

    Из того, что могут и представляют западные музеи людям с особыми нуждами, специалисты выделяют:

Общие услуги для людей  с различными физическими  и умственными  отклонениями:

- доступные  брошюры и другого рода информация;

-   персонал,  специально  обученный для   помощи людям с различными  недугами;

- четко и  ясно написанные объявления и  указатели.

Услуги  для глухих и слабовидящих:

-  экскурсии  на языке знаков и жестов;

Информация о работе Проблема досуга инвалидов и людей «третьего возраста»