Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 21:17, контрольная работа
В настоящие время процесс социальной реабилитации является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи, философы, социологи, педагоги, социальные психологи и т. д. Вскрывают различные аспекты этого процесса, исследуют механизмы, этапы и стадии, факторы социальной реабилитации.
Введение ………………………………………………….. 3 стр.
Психологический аспект ………………………………… 4 стр.
Общественно - идеологический аспект ………………… 6 стр.
Технология общения и работы с инвалидами …………. 8 стр.
Культурно-досуговая работа с инвалидами и людьми
«третьего возраста» ……………………………………... 9 стр.
Список литературы ……………………………………….14стр.
отделение дневного пребывания. Так, ежедневное посещение заставляет их "быть в тонусе", "дисциплинирует", "наполняет жизнь новым смыслом",
"позволяет расслабиться". У отдельных граждан длительное посещение
отделения способствовало существенному улучшению состояния здоровья (урежение приступов бронхиальной астмы, сосудистых кризов и др.). Положительное воздействие на эмоциональную сферу оказывает уютная обстановка, доброжелательность работников отделения, а также возможность в любой момент получить медицинскую помощь, заниматься лечебной физкультурой.
Деятельность социального работника также определяется характером
патологии у инвалида и соотносится с его реабилитационным потенциалом. Для осуществления адекватной деятельности социального работника в домах-
интернатах необходимо знание особенностей структуры и функций этих
учреждений.
Задачами этого дома- интерната являются:
- создание благоприятных
- организация ухода за
- организация трудовой
В отличие от пожилых людей с относительно ограниченными потребностями, среди которых преобладают витальные и связанные с продлением активного образа жизни, молодые инвалиды имеют потребности в получении образования и трудоустройстве, в реализации желаний в области развлекательного досуга и спорта, в создании семьи и др.
В условиях дома- интерната при отсутствии в штате специальных
работников, которые могли бы изучить потребности молодых инвалидов, и при отсутствии условий для их реабилитации возникает ситуация социальной напряженности, неудовлетворенности желаний. Молодые инвалиды, по существу находятся в условиях социальной депривации, они постоянно испытывают дефицит информации. Вместе с тем, оказалось, что повысить свое образование хотели бы только 3,9% , а получить профессию - 8,6% молодых инвалидов. Среди пожеланий доминируют запросы в отношении культурно- массовой работы(у 418% молодых инвалидов).
Роль социального работника
доме - интернате и особенно в тех отделениях, где проживают молодые
инвалиды. Терапия средой занимает ведущее место в организации образа жизни инвалидов молодого возраста. Основным направлением является создание активной, действенной среды обитания, которая побуждала бы молодых инвалидов на “самодеятельность”, самообеспечение, отход от иждивенческих настроений и гиперопеки.
Для реализации идеи
трудом, любительские занятия, общественно- полезную деятельность,
спортивные мероприятия, организацию содержательно- развлекательного досуга, обучение профессиям. Такой перечень мероприятий вне должен осуществляться только лишь социальным работником. Важно, чтобы весь персонал был ориентирован на изменение стиля работы учреждения, в котором находятся молодые инвалиды. В связи с этим, социальному работнику необходимо владение методами и приемами работы с лицами, обслуживающими инвалидов в домах-
интернатов. С учетом таких задач, социальный работник должен знать
функциональные
обязанности медицинского и
вспомогательного персонала. Он
должен уметь выявить общее, сходное в
их деятельности и использовать
это для создания терапевтической среды.
Технология общения и работы с инвалидами.
Одним из основных принципов работы с пожилыми людьми и инвалидами
является уважение к личности. Необходимо уважать и принимать клиента таким, каким он есть.
Профессиональная
безусловно, в знаниях геронтологических и психологических особенностей
возраста, учете, принадлежности клиентов к той или иной социальной группе.
Потребности, интересы, увлечения, мировоззрение, ближайшее окружение, жилищно- бытовые, материальные условия, уклад жизни клиентов- это, и многое другое, находится в поле зрения подлинного профессионала, что, несомненно, дает возможность выбрать оптимальную технологию социальной помощи, грамотно определить проблему и пути ее решения. Как говорят зарубежные технологи, необходимо открыть “ три ящика стола”: Что случилось? (В чем проблема?). Почему? ( Что явилось причиной?). Как помочь? (Что я могу сделать?). Данный прием помогает социальным работникам, психологам, медикам оказать содействие человеку в адаптации к окружающей действительности, к реальным и непростым условиям внешнего и внутреннего мира.
У пожилых людей и людей с ограниченными возможностями должна быть сформирована надежда быть нужным людям, социуму, быть им уважаемым. Для этого используются различные приемы: выявив проблему, сделать все, чтобы реализовать хотя бы некоторые потребности: помочь установить контакт с родственниками, оформить необходимые запросы и т.д. И, конечно, очень важна конкретная помощь действием: навести порядок в комнате слабослышащей
старушки, может быть, доставить ей на дом парикмахера, чтобы доказать, что “возраст - это всего лишь состояние души”, добыть новый слуховой аппарат; повысить, с подключением различных инстанций, мизерную пенсию; пригласить поучаствовать в выставке, в конкурсе творческих работ, подтвердив истину, что “мир не без добрых людей”, и др.
Существенной стороной общения социального работника с клиентом
выступает перцепция, то есть восприятие друг друга в качестве партнера по
отношениям и установление на этой основе взаимопонимания.
Доминантный субъект общения главенствует в диалоге, стремится овладеть инициативой в беседе; в обращении с просьбами и требованиями, его не беспокоит их умственность и целесообразность. Такой его настрой можно уловить по осанке, мимике, жестам, взглядам, репликам. Порою он бывает напорист в общении, многократно повторяет одно и то же. Социальному работнику необходимо дать такому клиенту возможность выявить свою доминантность.
Недоминантный субъект общения - человек( клиент), постоянно
чувствующий себя просителем, очень чувствительный к состоянию партнера-социального работника. Он излишне застенчив в своих просьбах, затрудняется их высказать. Важно помочь ему в общении: стимулировать, поддерживать,
предоставлять ему инициативу и возможность выразить себя, изложить свои просьбы.
Мир инвалидов своеобразен. Здесь существуют свои критерии, свои
оценки, свои
законы. Помочь инвалиду - это прежде
всего воспринять и понять его мир,
мир человека нуждающегося во внимательном
и сердечном отношении.
Культурно-досуговая работа с инвалидами и людьми
Если работа по месту жительства за рубежом близка аналогичной работе в России, то культурное обслуживание инвалидов во многом является новым видом деятельности для российской действительности.
Здесь мы, действительно, отстали от Запада и, может быть, в большей степени, чем даже в создании индустрии досуга. Для нас как бы не существовало этой проблемы. У нас как бы не было тех же инвалидов. А если для инвалидов и проводилась культурно-досуговая работа, то о ней знали только сами организаторы этой работы. В данном вопросе «развитой социализм» однозначно уступил «развитому капитализму». И дело даже не в уровне этой работы, ее материальном обеспечении. Коренное отличие в постановке культурно-досуговой работы, например, с инвалидами у нас и на Западе заключается в понимании социального статуса данной категории граждан. У нас - их как бы нет, они где-то там, в закрытых (специальных) лечебных заведениях. На Западе, и в соответствии с законодательством, и в значи тельной мере на практике, инвалиды - та категория, которая им доступ к основным культурным ценностям, что и здоровые люди.
Открытость работы со всеми категориями населения - еще одна из особенностей западного досуговедения. Открытость, если она не вредит, конечно, нравственной стороне дела, не затрагивает нравственных чувств индивида и окружающих.
Во время прохождения практики в голландском парке «Эфтелинг» автору этих строк неоднократно приходилось наблюдать такую картину. В один из дней недели к парку подъезжают комфортабельные автобусы, из которых выкатываются коляски с инвалидами-олигофренами. В течение почти всего дня «дауны», как в просторечии называют представителей этой болезни, в сопровождении медперсонала находятся на свежем воздухе. Их коляски видны повсюду: на дорожках парка, на открытых лужайках, в тени деревьев. Наблюдают «дауны» и за тем, как работают многочисленные аттракционы, в том числе и особенно любимые молодежью, от которых захватывает дух: «Голландская лодка», «Американские горки» и др. При этом присутствие «даунов» никоим образом не стесняет «обычную» публику. Жизнь парка идет своим чередом. Каждый проводит время в соответствии со своими желаниями...
Пожалуй, только российские библиотеки организуют работу с инвалидами на должном уровне и хорошо информированы о зарубежном опыте.
Социальная защищенность инвалидов уже длительное время является предметом пристального внимания со стороны ООН и других международных организаций. Генеральная ассамблея ООН приняла Декларацию о правах инвалидов (9 декабря 1975 г.), в которой провозглашены: неотъемлемое право инвалидов на уважение их человеческого достоинства; одинаковые с остальным населением гражданские и политические права; право на образование и различные формы обслуживания, которые позволят им максимально проявить свои возможности и способности и ускорят процесс их социальной реабилитации; право на то, чтобы их особые нужды принимались во внимание на всех стадиях экономического и социального планирования; право участвовать во всех видах общественной деятельности, связанных с творчеством или проведением досуга1.
В 1981 г. был проведен Международный год инвалидов, а в 1983- 1992 гг. - десятилетие инвалидов, вызвавшие сильный резонанс в сфере мировой социальной политики. В 1982 г. ООН приняла долгосрочную всемирную программу действий в отношении к инвалидам. Ее цель - стимулировать эффективные меры по предупреждению инвалидности, по реабилитации, реализации задач полного участия инвалидов во всех сферах общественной жизни.
В 1993 г. ООН приняты «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов». Одним из основных документов, на которые опираются правила, является «Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах». Являясь членами общества, инвалиды имеют право на поддержку, в которой они нуждаются, в рамках обычных систем здравоохранения, образования, занятости и социальных услуг. Имеют они и право доступа к информации. Так, информационное равноправие инвалидов по зрению означает доступ каждого из них к информации и материалам, в которых они нуждаются на тех же (или, по возможности, приближенных) условиях, что и для нормально видящих1.
В настоящее время на Западе, в частности в Великобритании и США, накоплен значительный опыт работы музеев с людьми с ограниченными возможностями (инвалидами). Так, общественность Beликобритании, имеющая отношение к этому вопросу, обсуждает проблему облегчения доступа инвалидов к богатствам художественной культуры, в том числе находящимся в музеях. Общее число инвалидов в Великобритании насчитывает 6 млн. чел. (или каждый десятый). 2 % пользуются колясками. 1 млн. англичан могут быть зарегистрированы как слепые или слабовидящие, т.е. имеющие затруднения для контакта с произведениями изобразительного искусства.
Музеи, не приспособленные для приема такой большой и достаточно разнородной публики, лишают и себя возможности привлечения дополнительной аудитории, и самих инвалидов доступа к художественным ценностям.
Из того, что могут и представляют западные музеи людям с особыми нуждами, специалисты выделяют:
Общие услуги для людей с различными физическими и умственными отклонениями:
- доступные
брошюры и другого рода
- персонал, специально обученный для помощи людям с различными недугами;
- четко и ясно написанные объявления и указатели.
Услуги для глухих и слабовидящих:
- экскурсии на языке знаков и жестов;
Информация о работе Проблема досуга инвалидов и людей «третьего возраста»