Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 16:28, курсовая работа
Для того чтобы перейти непосредственно к рассмотрению отношения людей пожилого возраста к замороженным полуфабрикатам, в первую очередь нужно описать саму проблему исследования, определить основные понятия, которые будут использованы в работе, определить методы исследования, а также инструменты, которые используются в маркетинговых исследованиях.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ 5
1.1. Описание проблемы, основные понятия 5
1.2. Методы исследования проблемы (их виды и пр.) 7
1.3. Инструменты исследования проблемы 8
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ВТОРИЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ И РАЗРАБОТКА ПЛАНА ИССЛЕДОВАНИЯ 9
2.1. Анализ вторичных данных (статистика, тенденции, …) 9
2.2. Разработка технического задания на проведение исследования 9
2.3. Разработка форм для сбора данных и их претестирование 9
ГЛАВА 3. ОБРАБОТКА И АНАЛИЗ ДАННЫХ И РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ 10
3.1. Редактирование и кодирование данных 10
3.2. Прямой анализ 10
3.3. Перекрестный анализ (табулирование) 10
3.4. Разработка рекомендаций 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 11
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 12
По времени существования панели делятся на краткосрочные (существуют не более года) и долгосрочные (не более пяти лет).
По характеру изучаемых единиц они делятся на панели:
— потребительские, членами которых выступают индивидуальные потребители, семьи или домашние хозяйства (так, в США фирмой «NFO Research, Inc.» создана потребительская панель, включающая 450 000 домохозяйств);
— торговые, членами которых являются торговые организации и отдельные лица, занимающиеся торговлей;
— промышленных предприятий, выпускающих исследуемые товары;
— экспертов-специалистов по изучаемой проблеме.
По методу получения информации возможны четыре вида панелей:
1)
члены панели высылают
2) члены панели интервьюируются;
3)
члены панели заполняют
4) члены панели интерьюируются через определенный промежуток времени, а внутри временного интервала высылают информацию по почте.
Самым распространенным примером использования панельных исследований является всенародная перепись населения, которая позволяет отслеживать динамику рождаемости или смертности населения в стране. В маркетинговых исследованиях рынка метод применяется для изучения потребительских предпочтений покупательского поведения интересующих нас целевых групп. Метод используется для изучения спроса на товары и услуги определенных брендов – торговых марок.
Панельный
метод маркетингового исследования
имеет несомненные преимущества
перед эпизодическим
Главной проблемой23 данного типа исследований является набор панели (далеко не все респонденты соглашаются регулярно отвечать на одни и те же вопросы), а также обновление панели. Объем панели все время уменьшается – люди выбывают из-за того, что им надоело участвовать в исследовании, из-за смены места жительства, семейных обстоятельств, смерти. Кроме того, некоторый процент наиболее давно участвующих в исследовании респондентов имеет смысл заменять, чтоб избежать наполнения панели людьми с некоторыми специфическими характеристиками (например, излишне заинтересованных в тематике исследования, или в вознаграждении за участие в исследовании). Таким образом, у исследователя возникает регулярная необходимость искать людей с социально-демографическими характеристиками, аналогичными выбывшим участникам панели.
Рассмотрим основные методы количественных исследований – опрос и retail-audit.
Опрос24 заключается в сборе первичной информации путем прямого задавания людям вопросов относительно уровня их знаний, отношений к продукту, предпочтений и покупательского поведения. Опрос может носить структуризованный и неструктуризованный характер; в первом случае все опрашиваемые отвечают на одни и те же вопросы, во втором — интервьюер задает вопросы в зависимости от полученных ответов.
При проведении опроса группа опрашиваемых может подвергаться или однократному, или многократным обследованиям. В первом случае получается как бы поперечный срез данной группы по многим параметрам для фиксированного момента времени (сгоss-seсtional study — «поперечное» изучение). Например, редакции журналов и газет проводят одноразовые выборочные исследования своих читателей по таким параметрам, как возраст, пол, уровень образования, род занятий и т.п. Поскольку, как правило, при проведении данных исследований используются выборки больших размеров, то эти исследования обычно называются выборочными опросами (см. соответствующий раздел).
Во
втором случае одна и та же группа опрашиваемых,
называемая панелью, неоднократно изучается
в течение определенного
Методам опроса присущи следующие достоинства25:
1.
Высокий уровень
2.
Легкость реализации
3.
Возможность проведения
4. Возможность табулирования и проведения статистического анализа заключается в использовании методов математической статистики и соответствующих пакетов прикладных программ для персональных компьютеров.
5.
Возможность анализировать
Информация от респондентов при проведении опросов собирается тремя способами:
1. Путем задания вопросов респондентам интервьюерами, ответы на которые интервьюер фиксирует.
2.
Путем задания вопросов с
3.
Путем самостоятельного
Первый способ обладает следующими достоинствами:
1. Наличие обратной связи с респондентами, которая дает возможность управлять процессом опроса.
2.
Возможность установить
3.
Возможность учета при
Недостатки
данного способа точно
Достоинства второго способа заключаются в следующем:
1. Высокая скорость реализации данного подхода по сравнению с личным интервьюированием. Компьютер может быстро задавать вопросы, адаптированные к ответам на предыдущие вопросы; быстро набирать случайно выбранные телефонные номера; учитывать особенности каждого опрашиваемого.
2. Отсутствие ошибок интервьюера: он не устает, его невозможно подкупить.
3.
Использование картинок, графиков,
видеоматериалов,
4. Обработка данных в реальном масштабе времени. Полученная информация непосредственно направляется в базу данных и является доступной для табуляции и анализа в любое время.
5.
Субъективные качества
К
числу недостатков
Главной специфической чертой третьего метода является то, что респондент отвечает на вопросы переданной или посланной ему анкеты самостоятельно, без участия интервьюера или использования компьютера.
Достоинства данного метода заключаются в следующем:
1.
Относительно низкая стоимость,
2.
Самостоятельная организация
3.
Отсутствие определенного
Недостатки данного метода опроса прежде всего заключаются в том, что поскольку респондент самостоятельно контролирует ответы на вопросы анкеты, то его ответы могут содержать ошибки, обусловленные недопониманием, отсутствием должного внимания и т.п., быть неполными; сроки опроса могут нарушаться или анкеты вообще не будут возвращены. Вследствие изложенного анкеты должны разрабатываться самым тщательным образом, содержать ясные и полные инструкции.
Retail Audit (аудит розничной торговли)26 - это исследование, включающее анализ ассортимента, цен, дистрибуции, рекламных материалов в розничных точках по исследуемой товарной группе.
Анализ результатов аудита розничной торговли дает наиболее полную и адекватную характеристику как состояния и движения рынка в целом, так и тенденций по его отдельным позициям - структурным и географическим сегментам рынка, торговым маркам и т. д. Исследование по методу Retail Audit включает в себя разработку анкет, формирование выборки торговых точек, подготовку интервьюеров, непосредственно само исследование и последующую обработку и анализ данных.
Аудит розничной торговли позволяет получить информацию о том, какие марки продукта представлены в продаже, насколько они доступны (то есть во всех ли магазинах представлены), по какой цене и в каких объемах продаются.
При помощи этих данных можно27:
К преимуществам данного метода можно отнести относительную простоту и точность получаемых данных.
Среди
недостатков методов можно
Аудит
розничной торговли является выборочным
исследованием, и для того чтобы получить
представление о рынке в целом, его данные
экстраполируются на всю генеральную
совокупность торговых точек. Постоянная
структура и состав выборки позволяют
сравнивать получаемые на ее основе данные
в динамике, что и делает аудит розничной
торговли практически незаменимым средством
для постоянного отслеживания структурных
изменений на рынке.
Нами
были рассмотрены основные методы качественного
и количественного
Hall-test28 – метод исследования, в ходе которого довольно большая группа людей (до 100-400 человек) в специальном помещении тестирует определенный товар и/или его элементы (упаковку, рекламный ролик и т. п.), а затем отвечает на вопросы (заполняет анкету), касающиеся данного товара.
Для проведения hall-теста представители потенциальных потребителей приглашаются в специальное помещение («hall»), оборудованное для дегустации товаров и/или просмотра рекламы, где им предоставляют возможность протестировать данный товар (либо посмотреть рекламный ролик) и затем объяснить причину выбора той или иной марки товара либо рассказать о реакции на рекламу. Выделяют следующие типы тестирования: