Определение конкурентных позиций фирм

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 08:01, курсовая работа

Краткое описание

Цель написания данной курсовой работы – рассмотрение процесса формирования и реализации конкурентных преимуществ предприятия на примере ОАО «Вурнарский мясокомбинат».
Курсовой проект состоит из трех глав. В первой рассматриваются теоретические основы и факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия. Во второй главе приведен анализ деятельности «Вурнарского мясокомбината». Третья глава посвящена разработке и реализации конкурентных преимуществ ОАО «Вурнарский мясокомбинат».

Файлы: 1 файл

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНКУРЕНТНЫХ ПОЗИЦИЙ ФИРМЫ.doc

— 251.50 Кб (Скачать)

Введение

    Для того, чтобы обеспечивать выживаемость предприятия в современных условиях, управленческому персоналу необходимо, прежде всего, уметь реально оценивать финансовое состояние, как своего предприятия, так и существующих потенциальных конкурентов.

      Существует  множество определений конкурентов, приведем наиболее употребительные из них. Как было отмечено выше, конкуренты – это субъекты маркетинговой системы, которые своими действиями влияют на выбор фирмой рынков, поставщиков, посредников, формирование ассортимента товаров и на весь комплекс маркетинговой деятельности. Рассматривая конкурентов как субъектов маркетинговой системы более подробно, можно дать следующее определение. Конкурирующими фирмами называются фирмы, имеющие полностью или частично совпадающую фундаментальную нишу. Под фундаментальной рыночной нишей здесь понимается совокупность сегментов рынка, для которых подходят товар и/или услуга, производимые данной фирмой.

      Наличие конкурирующих фирм порождает такое  явление в экономике как конкуренция. С экономической точки зрения, конкуренция – экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи борьбы продуцентов и поставщиков при реализации продукции, соперничество между отдельными производителями или поставщиками товара и/или услуги за наиболее выгодные условия производства. Таким образом, конкуренция в общем смысле может быть определена, как соперничество между отдельными лицами и хозяйствующими единицами, заинтересованными в достижении одной и той же цели. Если эту цель конкретизировать с точки зрения концепции маркетинга, то рыночной конкуренцией называется борьба фирм за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся фирмами на доступных им сегментах рынка.

      С точки зрения маркетинга, важными  в этом определении являются следующие аспекты:

      Во-первых, речь идет о рыночной конкуренции, то есть о непосредственном взаимодействии фирм на рынке. Оно касается только той борьбы, которую ведут фирмы, продвигая на рынок свои товары и/или услуги.

      Во-вторых, конкуренция ведется за ограниченный объем платежеспособного спроса. Именно ограниченность спроса заставляет фирмы конкурировать друг с другом. Ведь если спрос удовлетворен товаром и/или услугой одной фирмы, то все остальные автоматически лишаются возможности продавать свою продукцию. А в тех редких случаях, когда спрос практически неограничен, отношения между фирмами, предлагающими однотипную продукцию, часто бывает больше похож на сотрудничество, чем на конкуренцию. Такое положение, например, наблюдалось в самом начале реформ в России, когда небольшое количество начавших поступать с Запада товаров сталкивалось с практически ненасытным внутренним спросом.

    В-третьих, рыночная конкуренция развивается  только на доступных сегментах рынка. Поэтому один из распространенных приемов, к которым прибегают фирмы, чтобы облегчить давление на себя конкурентного пресса, состоит в уходе на недоступные для других сегменты рынка.

    Цель  написания данной курсовой работы –  рассмотрение процесса формирования и  реализации конкурентных преимуществ предприятия на примере ОАО «Вурнарский мясокомбинат».

Курсовой  проект состоит из трех глав. В первой рассматриваются теоретические  основы и факторы, влияющие на конкурентоспособность  предприятия. Во второй главе приведен анализ деятельности «Вурнарского мясокомбината». Третья глава посвящена разработке и реализации конкурентных преимуществ ОАО «Вурнарский мясокомбинат». 
 
 

    Глава 1. Теоретические основы и факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия

    1. Сущность конкурентоспособности предприятия

    Конкуренция это цивилизованная и легализованная форма борьбы субъектов рынка, за наилучшие условия производства и сбыта своей продукции, с целью получения прибыли.

    Понятие конкурентоспособность предприятия  очень многогранно и распространяется на все составляющие деятельности предприятия, такие как товар и его основные характеристики, а также организационные, финансовые и производственные характеристики самого предприятия.

    Конкурентоспособность предприятия на прямую зависит от конкурентоспособности товара.

    Конкурентоспособность предприятия это способность осуществлять прибыльную хозяйственную деятельность в условиях жесткой конкуренции.

    Так же конкурентоспособность предприятия  предполагает его способность осуществлять эффективный экономический контакт  с потребителями, поставщиками и конкурентами.

    Конкурентоспособность предприятия можно охарактеризовать как его потенциальное качество, которое включает:

    1. Способность предприятия получать  реальную оценку ожиданий целевой  группы потребителей, а также  прослеживать тенденции потребительского поведения. Другими словами, предприятие должно быть способно своевременно, объективно и точно оценивать потребительский спрос как в настоящее время, так и прогнозировать его динамику на будущее. Такая оценка возможна только на базе научной модели целевой потребительской группы, учитывающей её экономические, социально–культурные и психологические факторы, разработанной методами современной социологии и маркетинга.

    2. Способность организовывать производство, результаты которого будут соответствовать ожиданиям целевой группы потребителей как наиболее полезного товара по отношению цена–качество. Говоря о результатах, имеется ввиду не только потребительские качества выпускаемого товара, но и его маркетинговые качества (цена, гарантии, послепродажное обслуживание и т.д.).

    3. Способность проводить эффективную  текущую маркетинговую политику.

    4. Способность изыскивать и создавать  условия для снижения затрат  на обеспечение факторами производства–капиталом, рабочей силой, сырьем и материалами,  энергией на единицу продаваемой продукции.

    5. Способность к созданию и удержанию  технологического производства  над другими членами отраслевого  сообщества, что требует своевременного  обновления применяемых технологий. Это может относиться к производству, сбыту, управлению.

    6. Способность планировать, организовывать  и проводить эффективную стратегию  в сферах производства и маркетинга  на основе инноваций.

    7. Создание и развитие высокого  кадрового потенциала как на  исполнительском, так и на управленческом  уровнях. Качество исполнительского персонала проявляется в его способности эффективно использовать существующие на предприятии производственные технологии и готовности к освоению более перспективных технологий. Качество специалистов проявляется в их способности ставить и решать функциональные задачи, увязывая их со стратегическими целями предприятия, способные обеспечить ему ключевые компетенции  в технических, технологических, дизайнерских и др. областях для усиления рыночных позиций предприятия. Качество управленческого персонала проявляется в его способности обнаруживать и эффективно использовать рыночные возможности для защиты и развития конкурентных позиций предприятия на отраслевых рынках в тактическом и стратегическом планах.

    Реализация  перечисленных качеств на продолжительном временном интервале создаёт предприятию реальные преимущества над конкурентами в виде роста его рыночной стоимости, укрепления его торговых марок, наращивание дополнительной устойчивости по отношению к неблагоприятным воздействиям внешней среды, включая атаки конкурентов.

    Одним из составляющих конкурентоспособности  предприятия является конкурентоспособность  товара.

    Конкурентоспособность товара – это способность товара в наибольшей степени удовлетворять определенные потребности покупателей и быть обменом на деньги в условиях конкуренции.

    Для того чтобы товар был приемлемым для покупателя, он должен обладать набором определенных характеристик. Существуют следующие основные параметры, характеризующие конкурентоспособность  товара (рис. 1).

    Технические параметры наиболее жесткие. По ним судят о назначении товара, его принадлежности к определенному классу (виду). Они включают:

  • параметры назначения — свойства товара, определяющие области применения и функции, которые он предназначен выполнять;
  • эргономические параметры, характеризующие, соответствие товара свойствам человеческого организма в процессе выполнения различных операций (трудовых, отдыха);
  • конструктивные параметры, отражающие конструктивно технологические решения, присущие данным изделиям и обеспечивающие определенные свойства товаров (надежность, долговечность, ремонтопригодность и т. п.);
  • эстетические параметры, характеризующие внешнее восприятие товара (цвет, мода, стиль).

    Нормативные параметры. Они характеризуют, свойства товара, регламентируемые обязательными нормами стандартов на рынке, где его предполагается продавать. В случае несоответствия товара действующим обязательным нормам он не может использоваться для удовлетворения существующей потребности.

    Экономические параметры. Они связаны с затратами покупателя на продукцию. К ним относятся: цена товара, затраты на транспортировку и хранение, монтаж и наладку, а также все текущие эксплуатационные затраты. 

  Параметры, характеризующие конкурентоспособность  товара  
           
           
Технические параметры       Нормативные параметры   Экономические параметры  
           
           
  Параметры назначения        
         
           
  Эргономические  параметры        
         
           
  Конструктивные  параметры        
         
           
  Эстетические  параметры        
         

    Рис.1. Параметры, характеризующие конкурентоспособность товара

    Факторами, определяющими конкурентоспособность  товара являются:

    Качество  товаров и услуг. Товар может стать конкурентоспособным, т.е. занять достойное место в ряду аналогов только в том случае, если он будет отвечать такому трудноуловимому и многозначительному понятию, как качество. Товар должен удовлетворять потребности потребителей, а если он еще и сможет способствовать удовлетворению скрытых (подсознательных) потребностей – статусных, возрастных, психологических, духовных – успех ему на рынке обеспечен.

    Цена  товаров и услуг. Цена – денежное выражение стоимости товара, экономическая категория, служащая для косвенного изменения величины затраченного на производство товара общественно необходимого рабочего времени.

    Уровень квалификации персонала  и менеджмента. Высокий уровень базового образования позволяет специалистам предприятий быстро обучаться, осваивать новые профессии и обретать навыки, необходимые для работы в условиях рынка. Таким образом, наличие квалифицированного персонала является существенным преимуществом, способствующим обеспечению конкурентоспособности продукции предприятий.

    Уровень квалификации менеджмента играет наиболее важную роль в обеспечении конкурентоспособности предприятий. Данная проблема может быть решена двумя путями: первый – повышение квалификации существующих управляющих и второй – замена управляющих новыми, более квалифицированными. Замена управляющих, на первый взгляд, наиболее простой и эффективный путь. Однако опыт показывает, что это не совсем верно. Сегодня непросто подобрать квалифицированного менеджера, способного действовать в существующих условиях, тем более, проводить изменения, требующие серьезных знаний и опыта управления в условиях рынка.

    Более реальным способом решения проблемы квалификации менеджмента является переподготовка существующих управляющих и создание механизмов естественной ротации кадров, несмотря на то, что это более эволюционный и длительный процесс.

    Способность производить продукцию высокого качества и с низкими затратами определяется уровнем развития технологии на предприятии. Ряд видов качественной продукции просто не может быть произведен без применения новейших технологий. Не все предприятия в состоянии приобрести технологическое оборудование из собственных средств и поэтому нуждаются в дополнительных источниках долгосрочного финансирования. Существенное влияние на процессы технологического перевооружения может оказать развитие лизинга. С одной стороны, лизинг является наиболее приемлемым способом долгосрочного финансирования предприятия, с другой - создает платежеспособный спрос на продукцию производителей оборудования.

Информация о работе Определение конкурентных позиций фирм