Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 08:01, курсовая работа
Цель написания данной курсовой работы – рассмотрение процесса формирования и реализации конкурентных преимуществ предприятия на примере ОАО «Вурнарский мясокомбинат».
Курсовой проект состоит из трех глав. В первой рассматриваются теоретические основы и факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия. Во второй главе приведен анализ деятельности «Вурнарского мясокомбината». Третья глава посвящена разработке и реализации конкурентных преимуществ ОАО «Вурнарский мясокомбинат».
Таблица 4 - Обеспеченность предприятия кадрами
Категория работников | Численность | Процент
обеспечен- ности | |
План | Факт. | ||
численность персонала | 311 | 237 | 75,9 |
Из них: директора | 2 | 2 | 100 |
руководители департаментов | 5 | 4 | 80 |
начальники отделов | 24 | 18 | 75 |
менеджеры отделов | 91 | 64 | 70,3 |
Бухгалтера | 11 | 9 | 81,8 |
Продавцы | 125 | 100 | 80 |
Водители | 4 | 3 | 75 |
вспомогательный персонал | 49 | 37 | 75,5 |
из
них: мужчин,
женщин |
-
- |
46
191 |
19,4
80,6 |
На основе данных отдела кадров (личные карточки работников) был также проверен весь административно-управленческий персонал на соответствие уровня образования занимаемой должности.
Квалификационный уровень работников во многом зависит от их возраста, стажа работы, образования и т.д. Поэтому рассмотрим изменения в составе рабочих по этим признакам.
Были получены следующие данные:
71 специалист имеют высшее образование. При этом 35 работают по своей специальности.
На предприятии уделяется много внимания подготовке и повышению квалификации кадров. За период с 2007 - 2009 г. на курсы повышения квалификации был отправлено 360 работников, 200 из которых составили продавцы и 160 - административно управленческий персонал.
В
условиях рыночной экономики основным
показателем хозяйственной
Глава 3. Разработка и реализация конкурентных преимуществ ОАО «Вурнарский мясокомбинат»
3.1. Факторы формирования конкурентных преимуществ
Факторы
конкурентного преимущества фирмы
подразделяются на внешние, проявление
которых в малой степени
Внутренние
конкурентные преимущества организации
достигаются и реализуются
Немаловажно для организации, какими навыками и способностями обладает персонал организации.
Проявление конкурентных преимуществ определяется внешними или внутренними условиями. Специалист, работающий в конкурентоспособной среде, будет и сам стремиться быть конкурентоспособным. Однако в какой мере он будет конкурентоспособным в соответствующей среде, определяется ценностями самого специалиста.
Основными
направлениями повышения
Можно выделить следующие основные направления конкурентной деятельности фирмы:
В зависимости от интенсивности конкуренции в этой среде фирма прогнозирует цены на те или иные товары, организует свою сбытовую деятельность.
В условиях насыщенного рынка конкуренция покупателей уступает место конкуренции продавцов. В связи с этим среди этих трех направлений конкурентной деятельности фирмы наибольший интерес, с точки зрения маркетинга, представляет собой конкуренция продавцов в области сбыта товара и/или услуги на рынке. Два оставшихся направления являются конкуренцией покупателей.
Так как конкуренцию в маркетинге принято рассматривать в отношении потребителя, то и различные виды конкуренции соответствуют определенным этапам потребительского выбора.
В соответствии с этапами принятия потребителем решения о покупке можно выделить следующие виды конкуренции:
3.2. Разработка концепции формирования конкурентных преимуществ
Конкуренция является определяющим фактором упорядочения цен, стимулом инновационных процессов (внедрение в производство нововведений: новых идей, изобретений). Она способствует вытеснению из производства неэффективных предприятий, рациональному использованию ресурсов, предотвращает диктат производителей (монополистов) по отношению к потребителю.
Конкуренцию можно условно разделить на добросовестную конкуренцию и недобросовестную конкуренцию.
Добросовестная конкуренция
Основными методами являются:
Одной из традиционных форм конкурентной борьбы, как уже было сказано, является манипулирование ценами, т.н. «война цен», используемая, в основном, для выталкивания с рынка более слабых соперников или проникновения на уже освоенный рынок.
Более эффективной и более современной формой конкурентной борьбы является борьба за качество предлагаемого на рынок товара. Поступление на рынок продукции более высокого качества или новой потребительной стоимости затрудняет ответные меры со стороны конкурента, т.к. «формирование» качества проходит длительный цикл, начинающийся с накопления экономической и научно-технической информации. В качестве примера можно привести тот факт, что известная японская фирма «SONY» осуществляла разработку видеомагнитофона одновременно по 10 конкурирующим направлениям.
В настоящее время получили очень большое развитие различного рода маркетинговые исследования, целью которых является изучения запросов потребителя, его отношения к тем или иным товарам, т.к. знание производителем подобного рода информации позволяет ему более точно представлять будущих покупателей его продукции, более точно представлять и прогнозировать ситуацию на рынке в результате его действий, уменьшать риск неудачи и т.д.
Большую роль играет до- и послепродажное обслуживание покупателя, т.к. необходимо постоянное присутствие производителей в сфере обслуживания потребителей. Предпродажное обслуживание включает в себя удовлетворение требований потребителей по условиям поставок: сокращение, регулярность, ритмичность поставок (например, комплектующих деталей и узлов). Послепродажное обслуживание- создание различных сервисных центров по обслуживанию купленной продукции, включая обеспечение запасными частями, ремонт и т.п.
В связи с большим влиянием на общественность средств массовой информации, прессы реклама является важнейшим методом ведения конкурентной борьбы, т.к. с помощью рекламы можно определенным образом формировать мнение потребителей о том или ином товаре, причем как в лучшую, так и в худшую стороны, в качестве доказательства можно привести следующий пример:
Во времена существования ФРГ у западногерманских потребителей большим спросом пользуется французское пиво. Западногерманские производители делали все, чтобы не допустить французское пиво на внутренний рынок ФРГ. Ни реклама немецкого пива, ни патриотические призывы «немцы, пейте немецкое пиво», ни манипулирование ценами, ни к чему не привели. Тогда пресса ФРГ стала делать упор на то, что французское пиво содержит различные вредные для здоровья химические вещества, в то время как немецкое якобы является исключительно чистым продуктом. Начались различные акции в прессе, арбитражные суды, медицинские экспертизы. В результате всего этого спрос на французское пиво все-таки упал – на всякий случай немцы перестали покупать французское пиво.
Но наряду с методами добросовестной конкуренцией существуют и другие, менее законные методы ведения конкурентной борьбы:
Недобросовестная конкуренция
Основными методами являются:
К этому можно также добавить и научно-технический шпионаж, т.к. любая научно-техническая разработка только тогда является источником прибыли, когда она находит применение в практике, т.е. когда научно-технические идеи воплощаются на производстве в виде конкретных товаров или новых технологий.
Часто термины «промышленный» и «экономический» шпионаж используют как синонимы. Но между ними существует определенная разница, т.к. в принципе промышленный шпионаж является частью экономического. Экономический шпионаж сверх промышленного охватывает и сферы, характеризуемые такими показателями, как: