Определение конкурентных позиций фирм

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 08:01, курсовая работа

Краткое описание

Цель написания данной курсовой работы – рассмотрение процесса формирования и реализации конкурентных преимуществ предприятия на примере ОАО «Вурнарский мясокомбинат».
Курсовой проект состоит из трех глав. В первой рассматриваются теоретические основы и факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия. Во второй главе приведен анализ деятельности «Вурнарского мясокомбината». Третья глава посвящена разработке и реализации конкурентных преимуществ ОАО «Вурнарский мясокомбинат».

Файлы: 1 файл

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНКУРЕНТНЫХ ПОЗИЦИЙ ФИРМЫ.doc

— 251.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 

Таблица 4 - Обеспеченность предприятия кадрами

     Категория работников      Численность Процент

обеспечен- ности

План Факт.
     численность персонала      311 237 75,9
     Из  них: директора      2 2 100
     руководители  департаментов      5 4 80
     начальники  отделов      24 18 75
     менеджеры отделов      91 64 70,3
     Бухгалтера      11 9 81,8
     Продавцы      125 100 80
     Водители      4 3 75
     вспомогательный персонал      49 37 75,5
     из  них: мужчин,

     женщин

     -

     -

46

191

19,4

80,6

 

     На  основе данных отдела кадров (личные карточки работников) был также проверен весь административно-управленческий персонал на соответствие уровня образования занимаемой должности.

     Квалификационный  уровень работников во многом зависит  от их возраста, стажа работы, образования  и т.д. Поэтому рассмотрим  изменения  в составе рабочих по этим признакам.

     Были  получены следующие данные:

     71 специалист имеют высшее образование. При этом 35 работают по своей специальности.

     На  предприятии уделяется много  внимания подготовке и повышению  квалификации кадров. За период с 2007 - 2009 г. на курсы повышения квалификации был отправлено 360 работников, 200 из которых составили продавцы и 160 - административно управленческий персонал.

     В условиях рыночной экономики основным показателем хозяйственной деятельности торгового предприятия является прибыль. Это связано с тем, что  для предприятия, несущих полную материальную ответственность за результаты своей торгово-хозяйственной деятельности, основной целью становится не обеспечение наибольшего объема товарооборота, а получение максимально возможной прибыли.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 3. Разработка и реализация конкурентных преимуществ ОАО «Вурнарский мясокомбинат»

    3.1. Факторы формирования  конкурентных преимуществ

    Факторы конкурентного преимущества фирмы  подразделяются на внешние, проявление которых в малой степени зависит  от организации, и внутренние, почти целиком определяемые руководством организации.

    Внутренние  конкурентные преимущества организации  достигаются и реализуются персоналом, среди которого особую роль играют руководители. Внутренние конкурентные преимущества организации подразделяются на шесть групп:

  1. структурные, образуемые при проектировании организации;
  2. ресурсные, образуемые при проектировании, функционировании и развитии организации;
  3. технические, образуемые при проектировании, функционировании и развитии организации;
  4. управленческие;
  5. рыночные;
  6. эффективности (показатели доходности, интенсивность использования капитала, финансовая устойчивость функционирования организации).

    Немаловажно для организации, какими навыками и  способностями обладает персонал организации.

    Проявление  конкурентных преимуществ определяется внешними или внутренними условиями. Специалист, работающий в конкурентоспособной среде, будет и сам стремиться быть конкурентоспособным. Однако в какой мере он будет конкурентоспособным в соответствующей среде, определяется ценностями самого специалиста.

    Основными направлениями повышения конкурентоспособности  предприятия являются: направления повышения конкурентоспособности предприятия, т.е. повышение качества, расширение ассортимента, внедрение новых технологий, совершенствование маркетинговой политики предприятия.

    Можно выделить следующие основные направления  конкурентной деятельности фирмы:

  1. Конкуренция в области рынков сырья за завоевание позиций на ресурсных рынках с целью обеспечения производства необходимыми материальными ресурсами, перспективными материалами, высококвалифицированными специалистами, современной техникой и технологией с целью обеспечения более высокой, чем у конкурентов, производительности труда. В качестве конкурентов предприятия на сырьевых рынках выступают в основном фирмы-производители продуктов-аналогов, использующие в своем производстве аналогичные материальные ресурсы, технологию, трудовые ресурсы;
  2. Конкуренция в области сбыта товаров и/или услуг на рынке;
  3. Конкуренция между покупателями на сбытовых рынках.

    В зависимости от интенсивности конкуренции в этой среде фирма прогнозирует цены на те или иные товары, организует свою сбытовую деятельность.

    В условиях насыщенного рынка конкуренция  покупателей уступает место конкуренции продавцов. В связи с этим среди этих трех направлений конкурентной деятельности фирмы наибольший интерес, с точки зрения маркетинга, представляет собой конкуренция продавцов в области сбыта товара и/или услуги на рынке. Два оставшихся направления являются конкуренцией покупателей.

    Так как конкуренцию в маркетинге принято рассматривать в отношении потребителя, то и различные виды конкуренции соответствуют определенным этапам потребительского выбора.

    В соответствии с этапами принятия потребителем решения о покупке  можно выделить следующие виды конкуренции:

  1. Желания-конкуренты. Этот вид конкуренции связан с тем, что существует множество альтернативных способов вложения потребителем денежных средств;
  2. Функциональная конкуренция. Этот вид конкуренции связан с тем, что одну и ту же потребность можно удовлетворить различными способами (существуют альтернативные способы удовлетворения потребности). Это базовый уровень изучения конкуренции в маркетинге.
  3. Межфирменная конкуренция. Это конкуренция альтернатив доминирующих и наиболее эффективных способов удовлетворения потребности.
  4. Межтоварная конкуренция. Это конкуренция товаров фирмы между собой. Она конкуренцией, по сути, не является, а представляет собой частный случай ассортиментного ряда, целью которого является создать имитацию потребительского выбора.

    3.2. Разработка концепции формирования конкурентных преимуществ

    Конкуренция является определяющим фактором упорядочения цен, стимулом инновационных процессов (внедрение в производство нововведений: новых идей, изобретений). Она способствует вытеснению из производства неэффективных предприятий, рациональному использованию ресурсов, предотвращает диктат производителей (монополистов) по отношению к потребителю.

    Конкуренцию можно условно разделить на добросовестную конкуренцию и недобросовестную конкуренцию.

    Добросовестная  конкуренция

    Основными методами являются:

  • повышение качества продукции
  • снижение цен («война цен»)
  • реклама
  • развитие до- и послепродажного обслуживания
  • создание новых товаров и услуг с использованием достижений НТР и т.д.

    Одной из традиционных форм конкурентной борьбы, как уже было сказано, является манипулирование ценами, т.н. «война цен», используемая, в основном, для выталкивания с рынка более слабых соперников или проникновения на уже освоенный рынок.

       Более эффективной и более  современной формой конкурентной борьбы является борьба за качество предлагаемого на рынок товара. Поступление на рынок продукции более высокого качества или новой потребительной стоимости затрудняет ответные меры со стороны конкурента, т.к. «формирование» качества проходит длительный цикл, начинающийся с накопления экономической и научно-технической информации. В качестве примера можно привести тот факт, что известная японская фирма «SONY» осуществляла разработку видеомагнитофона одновременно по 10 конкурирующим направлениям.

    В настоящее время получили очень  большое развитие различного рода маркетинговые исследования, целью которых является изучения запросов потребителя, его отношения к тем или иным товарам, т.к. знание производителем подобного рода информации позволяет ему более точно представлять будущих покупателей его продукции, более точно представлять и прогнозировать ситуацию на рынке  в результате его действий, уменьшать риск неудачи и т.д.

    Большую роль играет до- и послепродажное обслуживание покупателя, т.к. необходимо постоянное  присутствие производителей в сфере обслуживания потребителей. Предпродажное обслуживание включает в себя удовлетворение требований потребителей по условиям поставок: сокращение, регулярность, ритмичность поставок (например, комплектующих деталей и узлов). Послепродажное обслуживание- создание различных сервисных центров по обслуживанию купленной продукции, включая обеспечение запасными частями, ремонт и т.п. 

    В связи с большим влиянием на общественность средств массовой информации, прессы реклама является важнейшим методом ведения конкурентной борьбы, т.к. с помощью рекламы можно определенным образом формировать мнение потребителей о том или ином товаре, причем как в лучшую, так и в худшую стороны, в качестве доказательства можно привести следующий пример:

    Во  времена существования ФРГ  у  западногерманских потребителей большим  спросом пользуется французское пиво. Западногерманские производители делали все, чтобы не допустить французское пиво на внутренний рынок ФРГ. Ни реклама немецкого пива,  ни патриотические призывы «немцы, пейте немецкое пиво», ни манипулирование ценами, ни к чему не привели. Тогда пресса ФРГ стала делать упор на то, что французское пиво содержит различные вредные для здоровья химические вещества, в то время как немецкое якобы является исключительно чистым продуктом. Начались различные акции в прессе, арбитражные суды, медицинские экспертизы. В результате всего этого спрос на французское пиво все-таки упал – на всякий случай немцы перестали покупать французское пиво.

    Но  наряду с методами  добросовестной конкуренцией существуют и другие,  менее законные методы ведения конкурентной борьбы:

    Недобросовестная  конкуренция

    Основными методами являются:

  • экономический (промышленный шпионаж)
  • подделка продукции конкурентов
  • подкуп и шантаж
  • обман потребителей
  • махинации с деловой отчетностью
  • валютные махинации
  • сокрытие дефектов и т.д.

    К этому можно также добавить и  научно-технический шпионаж, т.к. любая  научно-техническая разработка только тогда является источником прибыли, когда она находит применение в практике, т.е. когда научно-технические идеи воплощаются на производстве в виде конкретных товаров или новых технологий.

    Часто термины «промышленный» и «экономический»  шпионаж используют как синонимы. Но между ними существует определенная разница, т.к. в принципе промышленный шпионаж является частью экономического. Экономический шпионаж сверх промышленного охватывает и сферы, характеризуемые такими показателями, как:

  1. рыночная стоимость всей произведенной в обществе конечной продукции и услуг за год;
  2. сумма доходов предприятий, организаций и населения в материальном и нематериальном производстве и амортизационных отчислений), его распределение по отраслям экономики, процентные ставки, запасы природных ресурсов, возможные изменения в технической политике, проекты создания крупных государственных объектов - заводов, полигонов, магистралей и т.д.

Информация о работе Определение конкурентных позиций фирм