Определение конкурентных позиций фирм

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 08:01, курсовая работа

Краткое описание

Цель написания данной курсовой работы – рассмотрение процесса формирования и реализации конкурентных преимуществ предприятия на примере ОАО «Вурнарский мясокомбинат».
Курсовой проект состоит из трех глав. В первой рассматриваются теоретические основы и факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия. Во второй главе приведен анализ деятельности «Вурнарского мясокомбината». Третья глава посвящена разработке и реализации конкурентных преимуществ ОАО «Вурнарский мясокомбинат».

Файлы: 1 файл

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНКУРЕНТНЫХ ПОЗИЦИЙ ФИРМЫ.doc

— 251.50 Кб (Скачать)

    Ну, и наконец, последний фактор, оказывающий  влияние на конкурентоспособность предприятий – насыщенность рынка, спрос и предложение.

    Конкурентоспособность товара напрямую зависит от качества продукции.

    Качество  продукции – это совокупность свойств товара, характеризующих степень его пригодности удовлетворять определенные потребности населения, в соответствии с назначением продукции.

    Качество  оценивается по различным показателям, которые зависят от назначения товара.

    Основные  показатели качества продукции:

    1. Функциональные – характеризуют соответствие продукта своему целевому назначению.

    2. Показатель надежности – характеризует безотказность и ремонтопригодность товара.

    3. Показатель сохраняемости – срок годности.

    4. Технологический показатель – характеризует соблюдение технологий производства товара, содержание сырья и материалов.

    5. Экологический показатель – характеризует уровень вредного воздействия на окружающую среду в процессе производства.

    6. Показатель безвредности – показывает уровень содержания вредных токсичных веществ.

    На  качество продукции влияют внутренние и внешние факторы.

    К внутренним относятся такие, которые связаны со способностью предприятия выпускать продукцию надлежащего качества, т.е. зависят от деятельности самого предприятия. Они многочисленны, их классифицируют на следующие группы: технические, организационные, экономические, социально – психологические.

    Технические факторы самым существенным образом влияют на качество продукции, поэтому внедрение новой технологии, применение новых материалов, более качественного сырья – материальная основа для выпуска конкурентоспособной продукции.

    Организационные факторы связаны с совершенствованием организации производства и труда, повышением производственной дисциплины и ответственности за качество продукции, обеспечением культуры производства и соответствующего уровня квалификации персонала.

    Экономические факторы обусловлены затратами на выпуск и реализацию продукции, политикой ценообразования и системой экономического стимулирования персонала за производство высококачественной продукции.

    Социально – экономические факторы в значительной мере влияют на создание здоровых условий работы, преданности и гордости за марку своего предприятия, моральное стимулирование работников – все это важные составляющие для выпуска конкурентоспособной продукции.

    Внешние факторы в условиях рыночных отношений способствуют формированию качества продукции. К ним в первую очередь можно отнести: требования рынка, т.е. покупателей, конкуренцию и т.д.

      Внутренние       Внешние  
                 
                 
        Технические     Требование  рынка  
             
                 
        Организационные     Конкуренция  
             
                 
        Экономические        
               
                 
        Социально – экономические        
               

Рис. 2. Факторы, влияющие на качество продукции

    1. Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия

    Анализ  конкурентных позиций предприятия  на рынке предполагает выяснение  его сильных и слабых сторон, а также тех факторов, которые в той или иной степени воздействуют на отношение покупателей к предприятию и, как результат, на изменение его доли в продажах на конкретном товарном рынке.

    Факторы – это те явления и процессы производственно-хозяйственной деятельности предприятия и социально- экономической жизни общества, которые вызывают изменение абсолютной и относительной величины затрат на производство, а в результате изменение уровня конкурентоспособности самого предприятия.

    Факторы конкурентоспособности, по мнению М.Портер, напрямую связаны с факторами  производства. Все факторы, определяющие конкурентные преимущества предприятия  и фирмы отрасли, он представляет в виде нескольких больших групп:

  1. Людские ресурсы - количество, квалификация и стоимость рабочей силы.
  2. Физические ресурсы - количество, качество, доступность и стоимость участков, воды, полезных ископаемых, лесных ресурсов, источников гидроэлектроэнергии, рыболовных угодий; климатические условия и географическое положение страны базирования предприятия.
  3. Ресурс знаний - сумма научной, технической и рыночной информации, влияющей на конкурентоспособность товаров и услуг и сосредоточенной в академических университетах, государственных отраслевых НИИ, частных исследовательских лабораториях, банках данных об исследованиях рынка и других источниках.
  4. Денежные ресурсы - количество и стоимость капитала, который может быть использован на финансирование промышленности и отдельного предприятия. Естественно, капитал неоднороден. Он имеет такие формы, как необеспеченная задолженность, обеспеченный долг, акции, венчурный капитал, спекулятивные ценные бумаги и т.д. У каждой из этих форм свои условия функционирования. А с учетом различных условий их движения в разных странах, они будут в значительной степени определять специфику экономической деятельности субъектов в разных странах.
  5. Инфраструктура - тип, качество имеющейся инфраструктуры и плата за пользование ею, влияющие на характер конкуренции. Сюда относятся транспортная система страны, система связи, почтовые услуги, перевод платежей и средств из банка в банк внутри и за пределы страны, система здравоохранения и культуры, жилой фонд и его привлекательность с точки зрения проживания и работы.

      Создание факторов - это процесс  накопления: каждое поколение наследует факторы, доставшиеся от предыдущего поколения, и создает свои, добавляя к прежним. Именно такой точки зрения придерживается не только М.Портер, но и другие западные экономисты, такие как Б.Скотт, Дж.Лодж, Дж.Бауэр, Дж.Зюсман, Л.Тайсон.

    Исходя  из рассмотренной нами выше концепции  конкурентоспособности предприятия, предлагается всю совокупность факторов, определяющих отношение потребителя  к самому субъекту хозяйствования и  его продукции или услуге, разделить  на внутренние и внешние по отношению к нему (см. рис.3).

    При этом под внешними факторами следует понимать, во-первых, меры государственного воздействия как экономического характера (амортизационная политика, налоговая, финансово-кредитная политика, включая различные государственные и межгосударственные дотации и субсидии; таможенная политика и связанные с ней импортные пошлины; система государственного страхования; финансировании национальных программ по обеспечению конкурентоспособности предприятия), так и административного характера (разработка, совершенствование и реализация законодательных актов, способствующих развитию рыночных отношений, демонополизации экономики; государственная система стандартизации и сертификации продукции и систем ее создания; государственный надзор и контроль за соблюдением обязательных требований стандартов, правил обязательной сертификации продукции и систем, метрологический контроль; правовая защита интересов потребителя). То есть, все то, что определяет формальные правила деятельности субъекта хозяйствования на данном национальном или мировом рынке. 
 

      Внешние факторы   Внутренние  факторы
               
               
      Меры  государственного воздействия   Основные  характеристики рынка, особенности  деятельности предприятия     Потенциал маркетинговых служб
       
               
                Кадровый, финансово-экономический потенциал
        Налоговая политика     Тип предприятия и ёмкость рынка    
                 
                    Эффективность рекламы
        Финансово-кредитная  политика     Наличие и возможности конкурентов    
                 
                    Уровень материально технического обслуживания
        Государственная система стандартизации     Обеспеченность, состав и структура трудовых ресурсов    
                 
                     
        Правовая  защита интересов потребителей            
                   
                     
        Таможенная  политика            
                   

    Рис. 3 Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия

    При этом под внешними факторами следует понимать, во-первых, меры государственного воздействия как экономического характера (амортизационная политика, налоговая, финансово-кредитная политика, включая различные государственные и межгосударственные дотации и субсидии; таможенная политика и связанные с ней импортные пошлины; система государственного страхования; финансировании национальных программ по обеспечению конкурентоспособности предприятия), так и административного характера (разработка, совершенствование и реализация законодательных актов, способствующих развитию рыночных отношений, демонополизации экономики; государственная система стандартизации и сертификации продукции и систем ее создания; государственный надзор и контроль за соблюдением обязательных требований стандартов, правил обязательной сертификации продукции и систем, метрологический контроль; правовая защита интересов потребителя). То есть, все то, что определяет формальные правила деятельности субъекта хозяйствования на данном национальном или мировом рынке.

    Во-вторых, факторами конкурентоспособности  выступают основные характеристики самого рынка деятельности данного  предприятия; его тип и емкость; наличие и возможности конкурентов; обеспеченность, состав и структура трудовых ресурсов.

    К третьей группе внешних факторов следует отнести деятельность общественных и негосударственных институтов. С одной стороны, через различные  организации по защите прав потребителей, они выступают сдерживающим моментом роста конкурентоспособности предприятия. А с другой, через негосударственные инвестиционные институты способствуют росту конкурентоспособности предприятия, обеспечивая инвестиции на наиболее перспективных направлениях деятельности.

    К внутренним факторам, обеспечивающим конкурентоспособность данного предприятия, следует отнести потенциал маркетинговых служб, научно-технический, производственно-технологический, финансово- экономический, кадровый, экологический потенциал; эффективность рекламы; уровень материально-технического обеспечения, хранения, упаковки, транспортировки; уровень подготовки и разработки производственных процессов; эффективность производственного контроля, испытаний и обследований; уровень обеспечения пусконаладочных и монтажных работ; уровень технического обслуживания в постпроизводственный период; сервисного и гарантийного обслуживания. То есть речь идет о потенциальных возможностях самого предприятия по обеспечению собственной конкурентоспособности.

Информация о работе Определение конкурентных позиций фирм