Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 08:01, курсовая работа
Цель написания данной курсовой работы – рассмотрение процесса формирования и реализации конкурентных преимуществ предприятия на примере ОАО «Вурнарский мясокомбинат».
Курсовой проект состоит из трех глав. В первой рассматриваются теоретические основы и факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия. Во второй главе приведен анализ деятельности «Вурнарского мясокомбината». Третья глава посвящена разработке и реализации конкурентных преимуществ ОАО «Вурнарский мясокомбинат».
Ну, и наконец, последний фактор, оказывающий влияние на конкурентоспособность предприятий – насыщенность рынка, спрос и предложение.
Конкурентоспособность товара напрямую зависит от качества продукции.
Качество продукции – это совокупность свойств товара, характеризующих степень его пригодности удовлетворять определенные потребности населения, в соответствии с назначением продукции.
Качество оценивается по различным показателям, которые зависят от назначения товара.
Основные показатели качества продукции:
1. Функциональные – характеризуют соответствие продукта своему целевому назначению.
2. Показатель надежности – характеризует безотказность и ремонтопригодность товара.
3. Показатель сохраняемости – срок годности.
4. Технологический показатель – характеризует соблюдение технологий производства товара, содержание сырья и материалов.
5. Экологический показатель – характеризует уровень вредного воздействия на окружающую среду в процессе производства.
6. Показатель безвредности – показывает уровень содержания вредных токсичных веществ.
На качество продукции влияют внутренние и внешние факторы.
К внутренним относятся такие, которые связаны со способностью предприятия выпускать продукцию надлежащего качества, т.е. зависят от деятельности самого предприятия. Они многочисленны, их классифицируют на следующие группы: технические, организационные, экономические, социально – психологические.
Технические факторы самым существенным образом влияют на качество продукции, поэтому внедрение новой технологии, применение новых материалов, более качественного сырья – материальная основа для выпуска конкурентоспособной продукции.
Организационные факторы связаны с совершенствованием организации производства и труда, повышением производственной дисциплины и ответственности за качество продукции, обеспечением культуры производства и соответствующего уровня квалификации персонала.
Экономические факторы обусловлены затратами на выпуск и реализацию продукции, политикой ценообразования и системой экономического стимулирования персонала за производство высококачественной продукции.
Социально – экономические факторы в значительной мере влияют на создание здоровых условий работы, преданности и гордости за марку своего предприятия, моральное стимулирование работников – все это важные составляющие для выпуска конкурентоспособной продукции.
Внешние факторы в условиях рыночных отношений способствуют формированию качества продукции. К ним в первую очередь можно отнести: требования рынка, т.е. покупателей, конкуренцию и т.д.
Внутренние | Внешние | ||||||||||||
Технические | Требование рынка | ||||||||||||
Организационные | Конкуренция | ||||||||||||
Экономические | |||||||||||||
Социально – экономические | |||||||||||||
Рис. 2. Факторы, влияющие на качество продукции
Анализ конкурентных позиций предприятия на рынке предполагает выяснение его сильных и слабых сторон, а также тех факторов, которые в той или иной степени воздействуют на отношение покупателей к предприятию и, как результат, на изменение его доли в продажах на конкретном товарном рынке.
Факторы – это те явления и процессы производственно-хозяйственной деятельности предприятия и социально- экономической жизни общества, которые вызывают изменение абсолютной и относительной величины затрат на производство, а в результате изменение уровня конкурентоспособности самого предприятия.
Факторы конкурентоспособности, по мнению М.Портер, напрямую связаны с факторами производства. Все факторы, определяющие конкурентные преимущества предприятия и фирмы отрасли, он представляет в виде нескольких больших групп:
Создание факторов - это процесс накопления: каждое поколение наследует факторы, доставшиеся от предыдущего поколения, и создает свои, добавляя к прежним. Именно такой точки зрения придерживается не только М.Портер, но и другие западные экономисты, такие как Б.Скотт, Дж.Лодж, Дж.Бауэр, Дж.Зюсман, Л.Тайсон.
Исходя
из рассмотренной нами выше концепции
конкурентоспособности
При
этом под внешними
факторами следует понимать, во-первых,
меры государственного воздействия как
экономического характера (амортизационная
политика, налоговая, финансово-кредитная
политика, включая различные государственные
и межгосударственные дотации и субсидии;
таможенная политика и связанные с ней
импортные пошлины; система государственного
страхования; финансировании национальных
программ по обеспечению конкурентоспособности
предприятия), так и административного
характера (разработка, совершенствование
и реализация законодательных актов, способствующих
развитию рыночных отношений, демонополизации
экономики; государственная система стандартизации
и сертификации продукции и систем ее
создания; государственный надзор и контроль
за соблюдением обязательных требований
стандартов, правил обязательной сертификации
продукции и систем, метрологический контроль;
правовая защита интересов потребителя).
То есть, все то, что определяет формальные
правила деятельности субъекта хозяйствования
на данном национальном или мировом рынке.
Внешние факторы | Внутренние факторы | ||||||||||||||||||||||||
Меры государственного воздействия | Основные характеристики рынка, особенности деятельности предприятия | Потенциал маркетинговых служб | |||||||||||||||||||||||
Кадровый,
финансово-экономический | |||||||||||||||||||||||||
Налоговая политика | Тип предприятия и ёмкость рынка | ||||||||||||||||||||||||
Эффективность рекламы | |||||||||||||||||||||||||
Финансово-кредитная политика | Наличие и возможности конкурентов | ||||||||||||||||||||||||
Уровень материально технического обслуживания | |||||||||||||||||||||||||
Государственная система стандартизации | Обеспеченность, состав и структура трудовых ресурсов | ||||||||||||||||||||||||
Правовая защита интересов потребителей | |||||||||||||||||||||||||
Таможенная политика | |||||||||||||||||||||||||
Рис. 3 Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия
При этом под внешними факторами следует понимать, во-первых, меры государственного воздействия как экономического характера (амортизационная политика, налоговая, финансово-кредитная политика, включая различные государственные и межгосударственные дотации и субсидии; таможенная политика и связанные с ней импортные пошлины; система государственного страхования; финансировании национальных программ по обеспечению конкурентоспособности предприятия), так и административного характера (разработка, совершенствование и реализация законодательных актов, способствующих развитию рыночных отношений, демонополизации экономики; государственная система стандартизации и сертификации продукции и систем ее создания; государственный надзор и контроль за соблюдением обязательных требований стандартов, правил обязательной сертификации продукции и систем, метрологический контроль; правовая защита интересов потребителя). То есть, все то, что определяет формальные правила деятельности субъекта хозяйствования на данном национальном или мировом рынке.
Во-вторых,
факторами
К
третьей группе внешних факторов
следует отнести деятельность общественных
и негосударственных
К
внутренним факторам, обеспечивающим
конкурентоспособность данного предприятия,
следует отнести потенциал маркетинговых
служб, научно-технический, производственно-