Определение конкурентных позиций фирм

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 08:01, курсовая работа

Краткое описание

Цель написания данной курсовой работы – рассмотрение процесса формирования и реализации конкурентных преимуществ предприятия на примере ОАО «Вурнарский мясокомбинат».
Курсовой проект состоит из трех глав. В первой рассматриваются теоретические основы и факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия. Во второй главе приведен анализ деятельности «Вурнарского мясокомбината». Третья глава посвящена разработке и реализации конкурентных преимуществ ОАО «Вурнарский мясокомбинат».

Файлы: 1 файл

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНКУРЕНТНЫХ ПОЗИЦИЙ ФИРМЫ.doc

— 251.50 Кб (Скачать)

    Ответ на вопрос, почему экономический шпионаж  интересуется вышеперечисленными показателями государства, заключается в том, что многие страны дают обобщенные данные, из которых трудно установить формирование доходов и расходов той или иной отрасли или всего государства. Особенно это относится к таким сферам, как финансирование различного рода научно-исследовательских работ в области ядерной физики и электронике, космической промышленности и др. То же относится и к содержанию различного рода спецслужб.

    В принципе, в наше время, любое правительство  хорошо развитой страны располагает  крупными денежными средствами, не контролируемыми парламентом. Эти  суммы могут быть скрыты в различных статьях государственных расходов или не учтены в публикуемом государственном бюджете.

    Основные пути достижения конкурентного преимущества – дифференциация продукции и лидерство в издержках. Но наиболее эффективны фирмы, имеющие преимущества, как в издержках, так и в качестве.

    Получение лидерства в издержках необходимо для достижения конкурентных преимуществ  за счет низких затрат на важные элементы товара или услуги и соответственно более низкой себестоимости по сравнению  с конкурентами. Стремление быть производителем с наименьшими в отрасли издержками представляет собой эффективный способ конкуренции на рынках, где большинство покупателей чувствительны к ценам. Цель заключается в том, чтобы поддерживать преимущества перед конкурентами по затратам и получать больше прибыли.

    Считается, что компания, осуществляющая лидерство  в издержках, получает следующие  выгоды, которые защищают ее от пяти сил конкуренции, по М. Портеру:

    • компания-лидер может вести наступательную ценовую конкуренцию, обеспечить защиту от ценовой войны, использовать низкие издержки в борьбе за долю рынка;
    • она лучше защищена от диктата крупных поставщиков, доминирующих  на рынке, если главным источником преимуществ в уровне издержек является внутренняя эффективность;
    • крупные покупатели редко бывают способны сбивать цены ниже уровня, обеспечивающего выживание первых двух (по размеру издержек) производителей в отрасли;
    • способность компании-лидера диктовать цены действует как дополнительный барьер входа в данную отрасль;
    • точно так же компания-лидер с помощью цен может оградить рынок от товаров-заменителей.

    В снижении издержек может помочь использование  информационных технологий. Информационная технология оказывает мощное влияние  на конкурентное преимущество любой компании либо с точки зрения издержек, либо с точки зрения дифференциации. Информационная технология воздействует непосредственно на создающие ценность виды деятельности или позволяет компаниям добиться конкурентного преимущества, используя в своих интересах изменение масштабов конкуренции.

    Лидерство в издержках может дополнить  стратегией дифференциации продукции.

    Дифференциация  продукции на рынке означает способность предприятия обеспечить уникальность и более высокую ценность по сравнению с конкурентами продукта для покупателя с точки зрения уровня качества, наличия его особых характеристик, методов сбыта, послепродажного обслуживания. Она предполагает ясное понимание потребительских нужд и предпочтений, выполнение обязательств перед покупателями, знание собственных возможностей предприятия, осуществление постоянных инноваций.

    Сейчас, в 21-м веке, в эпоху информационных технологий, конкурентные преимущества сильно зависят от того как их (информационные технологии) предприятие использует в своей деятельности. Почти в каждой организации есть доступ в сеть Internet.

    Также источником устойчивого конкурентного  преимущества может послужить переход  от управления к лидерству. Лидеры знают, как сделать так, чтобы люди начали работать сообща, и как их мотивировать, чтобы они старались полностью раскрыть свои способности. Лидеры также знают, как уравновешивать индивидуальные устремления членов команды с нацеленностью на создание синергии – общего результата, который намного превышает сумму индивидуальных вкладов членов команды. Эффективный лидер добивается от работников того, чтобы они в первую очередь стремились к достижению наивысшего командного результата, а не личного.

    В дополнение к обмену информацией  между руководителем и подчиненным  имеет место обмен между руководителем и его рабочей группой. Коммуникации с рабочей группой в целом позволяют руководителю повысить эффективность действий группы. Поскольку в обмене участвуют все члены группы, каждый имеет возможность поразмышлять о новых задачах и приоритетах отдела, о том, как следовало бы работать вместе, о предстоящих изменениях и возможных их последствиях для этого и других отделов, о недавних проблемах и достижениях, предложениях рационализаторского характера. 
 
 
 
 

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение

    В первом главе данной курсовой работы были представлены теоретические основы и факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия.

    Суть  конкуренции М.Е Портер на любом  рынке характеризует пятью конкурентными  силами:

  1. потенциальные конкуренты,
  2. клиенты,
  3. угроза со стороны товарозаменителей,
  4. поставщики,
  5. существующие конкуренты в отрасли.

    Пять  сил конкуренции позволяют охарактеризовать степень конкурентной борьбы, ее остроту  на любом рынке.

    Конкурентное  преимущество — это тe характеристики и свойства товара или марки а также специфичные формы организации бизнеса, которые обеспечивают предприятию определенное превосходство над своими конкурентами.

    В зависимости от создаваемых преимуществ факторы конкурентоспособности подразделяются на две группы: внешние и внутренние.

    Главная цель хозяйствующего субъекта современных условиях - получение максимальной прибыли, что невозможно без эффективного управления капиталом. Поиски резервов для увеличения прибыльности предприятия составляют основную задачу управленца.

    Очевидно, что от эффективности  управления финансовыми  ресурсами и предприятием целиком и полностью  зависит результат  деятельности предприятия  в целом. Если  дела на предприятии  идут самотеком, а  стиль управления в новых рыночных условиях не меняется, то борьба за выживание становится непрерывной.

    Объектом  исследования данной курсовой работы выступает ОАО «Вурнарский мясокомбинат». Это предприятие пищевой промышленности, занимающееся выпуском и реализацией колбасных изделий, полуфабрикатов, мясных деликатесов и консервы. Как и большинство бывших государственных предприятий, ОАО «Каравай» в настоящее время находится в неплохом финансовом положении, несмотря на усиление конкуренции.

    В третьей главе были разработаны  шесть групп факторов конкурентного  преимущества:

  1. структурные, образуемые при проектировании организации;
  2. ресурсные, образуемые при проектировании, функционировании и развитии организации;
  3. технические, образуемые при проектировании, функционировании и развитии организации;
  4. управленческие;
  5. рыночные;
  6. эффективности (показатели доходности, интенсивность использования капитала, финансовая устойчивость функционирования организации).

    Далее была разработана концепция формирования конкурентных преимуществ фирмы, основанная на лидерстве в издержках и дифференциации: сервисной, имиджа, персонала. Особый акцент был сделан на достижении конкурентных преимуществ на основе информационных технологий. 
 
 

    Список  используемой литературы

    Учебная литература:

  1. Томпсон мл. А. А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа,12-е изд.: пер. с англ. – М: Вильямс, 2006
  2. Филатов О.К. – Планирование, финансы, управление на предприятии: Практическое пособие. – М.: Финансы и статистика, 2008 – 384 с.
  3. Котлер Ф. –Маркетинг менеджмент. – СПб: Питер, 2007 – 752 с.
  4. Филатов О.К., Маргулис Е.И., Рябова Т.Ф. – Экономика предприятий пищевой промышленности. Учебник для вузов. – М.: Гуманитарный центр «Монолит», 2008  - 496 с.
  5. Минаева Е.В., Филатова Л.О., Александрова М.В. – Экономика предприятия: ситуационные задачи и алгоритмы их решения, концепции развития. Учебное пособие. – М.: Пищепромиздат, 2007. – 164 с.
  6. Бараненко С.П., Шеметов В.В.: Стратегическая устойчивость предприятия. – М.: Центрополиграф, 2008 г. – 493 с.
  7. Шведенко В.В., Тяжов А.И., Керпелева А.В., Николаев Н.Г., Брагина З.В., Клещев А.Г. Маркетинговая концепция: в системе понятий и категорий, в схемах, графиках, тестах, задачах и упражнениях. – Кострома. Изд-во Костромского госпедуниверситета им. Н.А.Некрасова. 2008. –117  с.
  8. Орлов Б.Л., Осипов В.В. Управленческий и финансовый анализ деятельности предприятия. Учебное пособие. – 2 – е издание – М.: Пищепромиздат, 2007 г. – 216 с.
  9. Зайцев Н. Л. Экономика промышленного предприятия: Учебник 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 336с.
  10. Семенов В. М., Баев И. А., Терехова С. А. и др. Экономика предприятия. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2006.- 184с.
  11. Савицкая Г.В.   «Анализ хозяйственной деятельности предприятия»: Учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 400 с.
  12. Риполь-Сарагоси Ф.Б., Рагрин В.Н. «Основы финансового анализа»: Учебное пособие.–Ростов н/Д: Рост. гос. Строит. ун-т, 2008. – 112 с.  
  13. Журнал "Экономист"–№ 10, 2009
  14. ГорфинкельВ.Я., Купряков Е.М., ПрасоловаВ.П.– Экономика предприятия: Учебник для вузов. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2007. – 367с.
  15. Бородина Е.И. Финансы предприятия – М.:ЮНИТИ, 2008 г.–257 с.
  16. Грачев М.В. Суперкадры: управление персоналом и международные корпорации. -М.:Дело, 2009.
  17.   Донцова Л,В., Никифоров Н.А. Анализ финансовой отчетности: Учеб. пос. – М.: Дело и сервис. – 2008.
  18. Зайцев Е.А. Исследование процесса проектирования работы в области поддержания человеческих ресурсов при выполнении инвестиционных проектов// Сборник материалов на международной научно-практической конференции «Экономика, управление и право», Нижний Новгород-Киров, 2008.
  19. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник 4-е изд.,перераб. И доп. – М.: ИНФРА-М, 2007.
  20. Справочник директора предприятия. Под ред. Лапусты М. Г. 4-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2008.
  21. Типунов В.Г. Основы управленческой деятельности: управление персоналом/ В.Г. Типунов, Е.Н. Кишкель. - М.:, 2010.
  22. Котлер Ф. Основы маркетинга - М.: Прогресс, 2008.
  23. Багиев Г.Л. Методы получения и обработки маркетинговой информации - СПб.: СПбУЭФ, 2006.
  24. Багиев Г. Л., Аренков И. А. Основы современного маркетинга: учебно-наглядное пособие- СПб.: СПбУЭФ, 2007.
  25. Юданов А. Ю. Конкуренция: теория и практика. Учебно-методическое пособие - М., 2006
  26. Мотышина М. С. Методы и модели маркетинговых исследований - СПб.:СПбУЭФ, 2006.
  27. Гасанов Р.М Промышленный шпионаж на службе монополий. М.: Международные отношения. 2008
  28. Портер М. Международная конкуренция. М.:2008

    Интернет:

  1. www.vmk21.ru
  2. www.marketing.spb.ru

Информация о работе Определение конкурентных позиций фирм