Конкурентный статус фирмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 09:40, курсовая работа

Краткое описание

Конкурентоспособность предприятия - это его преимущество по отношению к другим предприятиям данной отрасли внутри страны и за ее пределами. Конкурентоспособность не является имманентным качеством фирмы, это означает, что конкурентоспособность фирмы может быть оценена только в рамках группы фирм, относящихся к одной отрасли, либо фирм, выпускающих аналогичные товары (услуги).

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические основы определения конкурентного статуса
§1.1. Конкурентоспособность фирмы: конкурентные преимущества и факторы
§1.2. Понятие конкурентного статуса фирмы.
§1.3. Оценка конкурентного статуса фирмы
Глава 2. Практика определения конкурентного статуса фирмы
§2.1 Общая характеристика организации
§2.2. Анализ конкурентной стратегии транспортной компании ООО «Энергия»
§2.3. Оценка стратегического потенциала транспортной компании ООО «Энергия»
§2.4. Оценка внешней среды транспортной компании ООО «Энергия»
Глава 3. Перспективы повышения эффективности конкурентоспособности для транспортной компании ООО «Энергия
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курсовая2012.doc

— 111.00 Кб (Скачать)

Содержание

Введение                                                                                                                              

 Глава 1. Теоретические основы  определения конкурентного статуса

§1.1. Конкурентоспособность фирмы: конкурентные преимущества и факторы

§1.2. Понятие конкурентного статуса  фирмы.

§1.3. Оценка конкурентного статуса  фирмы 

Глава 2. Практика определения конкурентного  статуса фирмы                                              

§2.1 Общая характеристика организации                                                              

§2.2. Анализ конкурентной стратегии транспортной компании ООО «Энергия»

§2.3. Оценка стратегического потенциала транспортной компании ООО «Энергия»

§2.4. Оценка внешней среды транспортной компании ООО «Энергия»

Глава 3. Перспективы повышения  эффективности конкурентоспособности  для  транспортной компании ООО «Энергия                    

Заключение                                                                                                                        

Список использованных источников                                                                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические  основы определения конкурентного  статуса

§1.1. Конкурентоспособность  фирмы: конкурентные преимущества и факторы

 

Анализ конкурентных позиций предприятия на рынке  предполагает выяснение его сильных  и слабых сторон, а также тех  факторов, которые в той или  иной степени воздействуют на отношение  покупателей к предприятию и, как результат, на изменение его доли в продажах на конкретном товарном рынке.

Конкурентоспособность предприятия - это его преимущество по отношению к другим предприятиям данной отрасли внутри страны и за ее пределами. Конкурентоспособность  не является имманентным качеством фирмы, это означает, что конкурентоспособность фирмы может быть оценена только в рамках группы фирм, относящихся к одной отрасли, либо фирм, выпускающих аналогичные товары (услуги).

В настоящее время, для  того чтобы фирма была конкурентоспособной  в борьбе с ведущими фирмами, требуются совершенно новые подходы к организации производства и управления, чем те, на которые руководители ориентировались в прошлом. И прежде всего новые подходы нужны в инвестиционной политике, при проведении на предприятии технической реконструкции, в процессе внедрения новой техники и технологии.

Конкурентоспособность предприятия зависит от ряда факторов, которые можно считать компонентами (составляющими) конкурентоспособности. Их можно разделить на три группы факторов:

  • технико-экономические;
  • коммерческие;
  • нормативно-правовые.

Технико-экономические  факторы включают: качество, продажную  цену и затраты на эксплуатацию (использование) или потребление продукции или  услуги. Эти компоненты зависят от производительности и интенсивности труда, издержек производства и прочее.

Коммерческие факторы  определяют условия реализации товаров  на конкретном рынке. Они включают:

  • конъюнктуру рынка (острота конкуренции, соотношение между спросом и предложением данного товара, национальные и региональные особенности рынка, влияющие на формирование платежеспособного спроса на данную продукцию или услугу);
  • предоставляемый сервис (наличие дилерско-дистрибьютерских пунктов изготовителя и станций обслуживания в регионе покупателя, качество технического обслуживания, ремонта и других предоставляемых услуг);
  • рекламу (наличие и действенность рекламы и других средств воздействия на потребителя с целью формирования спроса);
  • имидж фирмы (популярность торговой марки, репутация фирмы, компании, страны).

Нормативно-правовые факторы отражают требования технической, экологической и иной (возможно, морально-этической) безопасности использования товара на данном рынке, а также патентно-правовые требования (патентной чистоты и патентной защиты). В случае несоответствия товара или услуги действующим в рассматриваемый период на данном рынке нормам и требованиям стандартов и законодательства товар и услуг не может быть продан на данном рынке. Поэтому оценка этой группы факторов и компонент с помощью коэффициента соответствия нормативам лишена смысла.

Высокая конкурентоспособность  фирмы является гарантом получения  высокой прибыли в рыночных условиях. При этом фирма имеет цель достичь  такого уровня конкурентоспособности, который помогал бы ей выживать на достаточно долговременном временном отрезке. В связи с этим перед любой организацией встает проблема стратегического и тактического управления развитием способности предприятия выживать в изменяющихся рыночных условиях.

Управление конкурентоспособностью предполагает совокупность мер по систематическому совершенствованию изделия, постоянному поиску новых каналов его сбыта, новых групп покупателей, улучшению сервиса, рекламы.

Основой конкурентоспособности  предприятия является конкурентоспособность его продукции или услуги.

Говоря о факторах конкурентоспособности, М. Портер напрямую связывает с факторами производства. Все факторы, определяющие конкурентные преимущества предприятия и фирмы отрасли, он представляет в виде нескольких больших групп:  
·         Людские ресурсы - количество, квалификация и стоимость рабочей силы.  
·         Ресурс знаний - сумма научной, технической и рыночной информации, влияющей на конкурентоспособность товаров и услуг и сосредоточенной в академических университетах, частных исследовательских лабораториях, банках данных об исследованиях рынка и других источниках.  
·         Денежные ресурсы - количество и стоимость капитала, который может быть использован на финансирование промышленности и отдельного предприятия. Естественно, капитал неоднороден. Он имеет такие формы, как необеспеченная задолженность, обеспеченный долг, акции, венчурный капитал, спекулятивные ценные бумаги и т.д. У каждой из этих форм свои условия функционирования. А с учетом различных условий их движения в разных странах, они будут в значительной степени определять специфику экономической деятельности субъектов в разных странах.  
·         Инфраструктура - тип, качество имеющейся инфраструктуры и плата за пользование ею, влияющие на характер конкуренции. Сюда относятся транспортная система страны, система связи, почтовые услуги, перевод платежей и средств из банка в банк внутри и за пределы страны, система здравоохранения и культуры, жилой фонд и его привлекательность с точки зрения проживания и работы.  
            Отраслевые особенности, безусловно, накладывают свои существенные различия на состав и содержание применяемых факторов.  
            Все факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия, М. Портер предлагает делить на несколько типов.  
Во-первых, на основные и развитые. Основные факторы - это природные ресурсы, климатические условия, географическое положение страны, неквалифицированная и полуквалифицированная рабочая сила, дебетный капитал. Развитые факторы - современная инфраструктура обмена информацией, высококвалифицированные кадры (специалисты с высшим образованием, специалисты в области ЭВМ и ПК) и исследовательские отделы университетов, занимающиеся сложными, высокотехнологичными дисциплинами.  
          Развитые факторы часто строятся на базе основных факторов. То есть основные факторы, не являясь надежным источником конкурентного преимущества, в то же время должны быть достаточно качественными, чтобы позволить на их базе создать родственные развитые факторы. 

Существует еще один принцип классификации - деление факторов конкурентоспособности на естественные (то есть доставшиеся сами собой: природные ресурсы, географическое положение) и искусственно созданные. Понятно, что вторые - факторы более высокого порядка, обеспечивающие конкурентоспособность более высокую и стойкую.  
Создание факторов - это процесс накопления: каждое поколение наследует факторы, доставшиеся от предыдущего поколения, и создает свои, добавляя к прежним. Именно такой точки зрения придерживается не только М. Портер, но и другие западные экономисты.  

 

 

§1.2. Понятие конкурентного статуса фирмы

 

И. Ансофф трактует понятие  конкурентного статуса, как своеобразный измеритель положения фирмы на рынке. Трактовка И. Ансоффа по экономическому содержанию близка к понятию конкурентного  преимущества в трактовке Портера, поскольку и тот, и другой полагают, что необходимо определять соотношение фактической и базовой продуктивности использования ресурсов фирмы. Однако Портер не уточняет показателя продуктивности. И. Ансофф определяет этот показатель как рентабельность стратегических капитальных вложений, откорректированную на степень оптимальности стратегии фирмы и степень соответствия потенциала фирмы этой оптимальной стратегии. На этой сущностной основе И. Ансофф предлагает формулу для расчета показателей конкурентного статуса фирмы (КСФ):

 

KCФ= (If-Ik/Io-Ik)*Sf/So*Cf/Co,

 

где If- уровень стратегических КВ фирмы; Ik- критическая точка объема КВ, находящихся на границе прибылей и убытков; Io – точка оптимальных КВ, после которой увеличение КВ приводит к снижению дохода; Sf, So – соответственно действующая и оптимальная стратегия фирмы; Cf, Co – соответственно имеющиеся и оптимальные возможности фирмы.

Если КСФ = 1 , то фирма  сможет обеспечить себе исключительно  сильный статус и будет одной  из самых эффективных. Если хотя бы один из составляющих КСФ = 0, фирма не получит прибыли. Предлагаются следующие градации КСФ:

0<КСФ<0,4 – слабая  позиция;

0,5<КСФ<0,7 – средняя  позиция;

0,8<КСФ<1 – сильная  позиция.

Проанализируем предложения Ансоффа с двух точек зрения. Во–первых, в каком случае фирма обладает нулевым КСФ. Это возможно в трех случаях: когда стратегические КВ соответствуют критической точке; когда отсутствует какая – либо стратегия фирмы; когда фирма не располагает никакими возможностями.

Во–вторых, как влияют на КСФ факторы внешнего, по отношению к фирме, характера. В самой оценке КСФ по предложенной Ансоффом формуле такое вложение не учитывается. Кроме того, он не рассматривает в полной мере воздействие на конкурентное преимущество фирмы (КПФ) всех факторов внешней среды, которые Портер назвал детерминантами «национального ромба».

Конкурентный статус фирмы, должен характеризовать предпосылки  достижения фирмой того или иного  уровня конкурентного преимущества.  
Эти предпосылки определяются с одной стороны, стратегическим потенциалом фирмы (СПФ), а с другой – совокупным воздействием детерминантов «национального ромба» на условия достижения этого уровня.

Иначе говоря КСФ должен отвечать на вопросы:

1. достаточно ли развиты  элементы стратегического потенциала.

2. достаточно ли благоприятны и в какой мере используются фирмой условия внешней среды.

Главной проблемой в  определении КСФ становится проблема оценки степени достаточности развития стратегического потенциала фирмы  и условий внешней среды для  создания и поддерживания на высоком уровне КПФ. Решив эту проблему, можно говорить об уровне КСФ как степени достаточности предпосылок для создания и поддерживания соответствующего уровня КПФ.

Сравнивая значения фактических  и требуемых параметров ресурсов, определяют показатели соответствия фактических показателя требуемым по каждому элементу стратегического потенциала, которые сводят в обобщающую оценку СС учетом значимости каждого элемента.

Изложенный подход к  оценке степени достаточности развития стратегического потенциала исходит  из потенциальной возможности определения значений параметров ресурсов. Преодолеть это можно руководствуясь следующими правилами:

  1. стратегический потенциал фирмы представляет собой систему взаимосвязанных элементов, поэтому он подвержен влиянию всех закономерностей систем;
  2. издержки, связанные с обеспечением каждого элемента СПФ ресурсами, представляют собой альтернативные стоимости этих ресурсов, то есть ценности тех альтернативных возможностей, от которых пришлось отказаться, направив ресурсы в тот, а не иной элемент с целью максимизации полезности совокупного СПФ, то есть с целью создания наиболее благоприятных предпосылок достижения максимального для каждого этапа ЖЦКПФ уровня КПФ;
  3. максимизация полезности, совокупного СПФ – есть процесс достижения Парето эффективности, то есть такого распределения ресурсов между элементами СПФ, при котором невозможность улучшить полезность хотя бы одного элемента СПФ, не уменьшая при этом полезности другого;
  4. степень достаточности развития СПФ с учетом ограниченности ресурсов, которыми располагает фирма на каждом этапе ЖЦКПФ, оценивается относительно базы , в качестве которой принимается максимальная полезность совокупного СПФ, то есть полезность, созданная взаимодействием всех элементов. Иначе говоря, максимальная полезность – это своеобразный эффект целостности системы, которой является совокупный СПФ[5 с.115 - 118].

Информация о работе Конкурентный статус фирмы