Определение емкости рынка продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 21:14, реферат

Краткое описание

В данной работе мы рассчитали емкость рынка города Столина для натуральных соков 4 разных производителей.
Представленная работа посвящена также и анализу конкурентных преимуществ фирм. Данная тема в настоящий момент актуальна в связи с вступлением Беларуси в рыночную экономику.

Оглавление

Введение
РАЗДЕЛ Ι. Определение емкости рынка продукции
1.1 Объект исследования, цель, задачи
1.2 Определение емкости регионального рынка натуральных соков
РАЗДЕЛ ΙΙ. Оценка конкурентных преимуществ конкретных предприятий в борьбе за региональный рынок
2.1 Предмет исследования, цель, задачи
2.2 Характеристика товара
2.3 Оценка конкурентных преимуществ конкретных предприятий в борьбе за региональный рынок
Заключение
Приложения

Файлы: 1 файл

оооотчет.docx

— 423.58 Кб (Скачать)

Затем был разработан «Лист  оценки конкурентоспособности», в котом конкурирующие на региональном рынке натуральные соки разных производителей оцениваются по каждому из представленных в листе конкурентоспособности факторов от 0 до 5 баллов. При этом 5 баллов присваивается конкуренту, продукт которого имеет по данному фактору сильную позицию; 0 баллов – конкуренту, продукт которого имеет слабую позицию.

По каждому фактору  конкурентоспособности (товар, цена, сбыт, продвижение) определили общую сумму баллов. Затем определили итоговую сумму баллов по каждому из конкурентов.

С учетом суммарной оценки конкурентов в баллах был определен ранг каждого конкурента. Первый ранг присваивался конкуренту, набравшему наибольшую сумму баллов по совокупности факторов конкурентоспособности. Второй, третий и последующие ранги определяются в соответствии с набранными конкурентами суммами баллов по убывающей.

«Лист оценки конкурентоспособности» был представлен 29 экспертам для заполнения (контрольный вариант его представлен в ПРИЛОЖЕНИИ 2, а заполненные листы конкурентоспособности  - в ПРИЛОЖЕНИИ 3).

Затем было приведено ранжирование конкурентов в таблице 1. При этом сумма рангов по каждому конкуренту определялась по формуле:

,

где Sj – сумма рангов по j-му конкуренту,

Rij – ранг, присвоенный i-м экспертом продукции j-го конкурента.

Таблица1. Ранжирование конкурентов-производителей натуральных соков, представленных на региональном рынке

Эксперты

Сорта данного продукта и  его производители-конкуренты

Сумма рангов

Моя семья

АВС

На100ящий

Сочный

1

2

4

3

1

10

2

3

4

2

1

10

3

3

4

1

2

10

4

2

3

4

1

10

5

4

2

3

1

10

6

2

4

1

3

10

7

3

1

4

2

10

8

1

2

4

3

10

9

1

3

2

4

10

10

4

3

2

1

10

11

2

4

1

3

10

12

1

2

4

3

10

13

1

4

2

3

10

14

1

4

2

3

10

15

1

4

2

3

10

16

3

2

4

1

10

17

2

4

1

3

10

18

1

3

2

4

10

19

2

4

1

3

10

20

4

3

2

1

10

21

2

3

4

1

10

22

2

3

1

4

10

23

3

4

2

1

10

24

2

3

1

4

10

25

1

2

3

4

10

26

4

3

1

2

10

27

3

2

1

4

10

28

4

3

2

1

10

29

4

2

1

3

10

Сумма рангов по j-тому конкуренту Sj

68

89

63

70

х


Для расчета показателей, необходимых для определения  степени согласованности мнений экспертов была заполнена таблица 2.

Таблица 2. Расчет показателей для определения степени согласованности мнений экспертов

Показатели

Сорта натуральных соков  и его производители-конкуренты

Моя семья

АВС

На100ящий

Сочный

Сумма рангов Sj

68

89

63

70

Средняя сумма оценок экспертов  S

72,5

72,5

72,5

72,5

Алгебраическая разность ∆Sj

-4,5

16,5

-9,5

-2,5

Квадрат разности (∆Sj)2

20,25

272,25

90,25

6,25

Сумма квадратов разностей К

389

389

389

389

Средний квадрат разностей  Кmax

4205

4205

4205

4205

Коэффициент конкордации  Кк

0,009

0,009

0,009

0,009


 

Расчеты, которые были произведены  для заполнения таблицы 2.

 

где – среднеарифметическая сумма оценок экспертов;

Si – сумма рангов, присвоенных i-м экспертом;

m – число экспертов;

n – число конкурентов.

 

 

где - алгебраическая разность между Sj и ;

 – среднее  значение оценок экспертов.

 

 

 

 

Поскольку алгебраическая разность имеет как положительное, так и отрицательное значение, то необходимо рассчитать квадраты алгебраических разностей по каждому конкуренту  (∆Sj)2, а также определить сумму этих квадратов по формуле:

 

 

 

 

 

К=20,25+272,25+90,25+6,25=389

В соответствии с теорией  экспертных оценок, если мнения всех экспертов  совпадают, а среди рангов, данных экспертами нет одинаковых, то средний  квадрат алгебраических разностей  максимален и рассчитывается по формуле:

,

где m – число экспертов;

n – число оцениваемых конкурентов.

=4205.

С учетом суммы квадратов  алгебраических разностей и среднего квадрата разностей определили коэффициент конкордации по формуле:

 

 

Дальнейшую работу с группой  экспертов целесообразно проводить, если К≥0,4. В нашем же случае К˂0,4, это означает, что либо оцениваемые параметры  близки друг к другу и нет необходимости рассчитывать их количественное значение, либо эксперты предложили компенсирующий друг друга порядок ранжирования, т.е. эксперты оказались некомпетентны.

Для более наглядного отображения  конкурентных преимуществ производителей  нами были составлены многоугольники конкурентных способностей производителей натуральных соков (рисунок 1). Для составления многоугольников конкурентных способностей производителей натуральных соков был использован заполненный одним из экспертов (случайный выбор) «Лист оценки конкурентоспособности», приведенный в таблице 3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1. Многоугольник конкурентных способностей производителей натуральных соков

 


 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

Условные обозначения:

     - сок «Моя  семья»           - сок «На100ящий»

     - сок «Сочный»          - сок «АВС»

Вывод: как видно из многоугольника конкурентных способностей производителей натуральных соков, составленного на основании заполненного одним из экспертов «Листа оценки конкурентоспособности», самую сильную позицию по продвижению своего продукта занимают производители натуральных соков «Сочный» и «Моя семья», а самую слабую – производитель сока «На100ящий». Самое высокое качество, по мнению нашего эксперта, у сока «Сочный», а вот по цене предпочтение было отдано соку «Моя семья». Больше всего сбыт стимулируется производителем сока «Сочный», а вот наименьшее стимулирование со стороны производителя сока «На100ящий».          

Таблица 3. «Лист оценки конкурентоспособности»

Факторы конкурентоспособности

Сорта данного продукта и его производители-конкуренты

Моя семья

АВС

На100ящий

Сочный

  1. Товар:

Качество

5

4

3

4

            Ассортимент

4

5

3

2

            Упаковка

2

4

5

3

            Расфасовка

2

3

4

5

            Срок хранения

4

3

4

3

ИТОГО БАЛЛОВ

17

19

19

18

  1. Цена:

Розничная цена

3

4

5

3

            Оптовая цена

3

4

5

3

ИТОГО БАЛЛОВ

6

8

10

6

  1. Сбыт:

Степень охвата рынка

5

4

2

3

            Наличие фирменных магазинов  (секций)

4

3

5

2

            Широта распространения в розничной     торговле

4

3

5

2

ИТОГО БАЛЛОВ

13

10

12

7

  1. Продвижение:

реклама

3

2

5

4

            Стимулирование сбыта

3

2

5

4

            Публикация в СМИ

4

3

2

5

            Товарный знак

4

3

2

5

ИТОГО БАЛЛОВ

14

10

14

18

ВСЕГО БАЛЛОВ

50

47

55

48

РАНГ

2

4

1

3


                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Специфика исследований емкости  рынка может меняться в зависимости  от того, к какой отрасли относится  предприятие: для одних будет  проще собрать необходимую информацию, для других сложнее. Те предприятия, которым удается собрать наиболее полезную информацию, имеют больше шансов на успех. Рыночные исследования емкости рынка отвечают на вопрос, существует ли рынок, маркетинговые  исследования дают ответы на более  практические вопросы: существует ли рынок  данного товара, как на него выйти  и закрепиться, посредством сбора  информации.

Рыночные исследования емкости  рынка предполагают тщательное изучение экономической конъюнктуры, связанной  с изучением спроса и предложения  на рынке и отдельных его сегментах, емкости и характера рынка, уровня цен и ценовой эластичности спроса и предложения, степени и условий  рыночной конкуренции.

Рыночные исследования емкости  рынка необходимы для принятия соответствующих  решений на всех уровнях маркетинговой  деятельности – стратегическом, тактическом  и оперативном.

Рыночные исследование емкости  рынка предполагает анализ и прогноз  различных экономических и демографических, социальных, природных, политических и  других условий и обстоятельств.

В литературе понятие «конкуренция»  рассматривается узко, не охватывает все многообразие процесса. Предлагается следующее определение: конкуренция  – процесс управления конкурентными  преимуществами на конкретной территории для одержания победы или достижения других целей в борьбе с конкурентами

Управление конкурентными  преимуществами и конкурентоспособностью объектов следует строить не на основе упрощенных матриц, а на основе эксклюзивных ценностей объектов. Ценность это  нечто особенное, то, чем система  владеет (содержит в себе), стремится  сохранить или иметь в будущем.

Как видно из расчетов, приведенных  в разделе 2, наиболее конкурентоспособными соками являются натуральные соки АВС  и Сочный. Остальным производителям для повышения своей конкурентоспособности необходимо улучшить стимулирование сбыта, ассортимент  и рекламу, так как остальные факторы у всех производителей находятся на почти одном уровне. Но следует отметить, что все таки очевидным лидером, как видно из приведенного в разделе 2 многоугольника конкурентных преимуществ производителей, является производитель натуральных соков под маркой «Сочный».

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 


Информация о работе Определение емкости рынка продукции