Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 06:48, реферат
Рынок — это совокупность социально-экономических отношений в сфере обмена, посредством которых осуществляется реализация товаров и окончательное признание обществом воплощенного в них труда. В этом определении фиксируется внимание на двух аспектах. Во-первых, рынок — это не только процесс купли-продажи и место, где данный процесс осуществляется, но прежде всего система отношений между продавцом и покупателем, производителем и потребителем, возникающая при обмене. Такие отношения носят общественный (социальный) характер и поэтому называются социально-экономическими. Во-вторых, полезность, или значимость, труд изготовителя товара получает окончательное признание только тогда, когда товар кем-то куплен и за него заплачены деньги (или он обменен на другой товар). Если этого не произошло, такой товар и труд, затраченный на его изгото
Введение
Рынок — это совокупность социально-экономических отношений в сфере обмена, посредством которых осуществляется реализация товаров и окончательное признание обществом воплощенного в них труда. В этом определении фиксируется внимание на двух аспектах. Во-первых, рынок — это не только процесс купли-продажи и место, где данный процесс осуществляется, но прежде всего система отношений между продавцом и покупателем, производителем и потребителем, возникающая при обмене. Такие отношения носят общественный (социальный) характер и поэтому называются социально-экономическими. Во-вторых, полезность, или значимость, труд изготовителя товара получает окончательное признание только тогда, когда товар кем-то куплен и за него заплачены деньги (или он обменен на другой товар). Если этого не произошло, такой товар и труд, затраченный на его изготовление, признается ненужным (бесполезным). В современной экономической литературе имеют место различные толкования и определения сущности рынка. Наиболее часто упоминается следующее определение:
Рынок
− это сфера экономики, в которой
совершается процесс товарно-
Из
этого толкования следует, что главными
фигурантами на рынке являются два
основных участника –
Что
касается товаропроизводителей, то поначалу
они выступают в роли покупателей,
приобретая факторы производства (труд,
землю, капитал, информацию и др.), выплачивая
поставщикам соответствующие
Продукция
– материально - вещественный продукт
труда, который может использоваться
в технологическом процессе его
переработки или поступать
Товар – готовый продукт труда, являющийся предметом купли и продажи, подлежащей обмену на другой продукт или, как правило, на деньги.
Работы – трудовая деятельность по созданию, изготовлению, обработке, перемещению материально – вещественного продукта (строительные, сельскохозяйственные, ремонтные и др.).
Услуги – вид работ и действий одного субъекта, приносящих пользу другому субъекту, основным полезным результатом которых является сама деятельность (перевозка товаров, услуги связи, коммунальные услуги, обучение, консультирование и т.п.).
Таким образом, на рынке фигурируют субъекты рынка и объекты рыночных отношений. Субъекты рынка (продавцы и покупатели) могут быть физическими и юридическими лицами. Они тесно связаны между собой. Каждый субъект занимает свое место на рынке, оказывая услуги другим субъектам. Объектами в рыночных отношениях выступают: а) продукция, товары, работы и услуги; б) факторы производства (предприятия, земля, основные средства производства, финансовые ресурсы) и в) рабочая сила.
Рынок оказывает огромное воздействие на все стороны хозяйственной жизни; он выполняет сразу несколько функций — информационную, посредническую, ценообразующую, регулирующую, стимулирующую, санирующую.
Информационная функция заключается в том, что через постоянно меняющиеся цены и процентные ставки за кредит рынок дает участникам производства объективную информации о необходимом количестве, ассортименте и качестве товаров и услуг, которые востребованы обществом. Это позволяет каждому предприятию постоянно сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка.
Посредническая функция рынка позволяет экономически обособленным производителям налаживать деловые контакты и обмениваться результатами своей деятельности. Без рынка практически невозможно определить, насколько взаимовыгодными являются технологические и экономические связи между конкретными участниками общественного производства. В условиях рыночной экономики потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика, а продавец - наиболее подходящего покупателя.
Ценообразующая функция. На каждый конкретный рынок обычно поступают продукты и услуги одного назначения, но произведенные при разных уровнях материальных и трудовых затрат. При этом признаются лишь общественно необходимые затраты, только их согласен оплатить покупатель. Тем самым формируется цена, отражающая общественную стоимость товара. Благодаря рынку устанавливается динамичная связь между стоимостью и ценой, четко реагирующая на изменения в производстве, потребностях, конъюнктуре.
Регулирующая функция рынка связана с его воздействием на различные сферы экономики и прежде всего на производство; фактически он указывает, что, для кого и как производить. Главную роль здесь играет соотношение спроса и предложения, существенно зависящее от цены. Растет цена — рынок дает сигнал к расширению производства, цена падает — производство сокращается. В результате достигаются более или менее оптимальные экономические пропорции. В странах с развитой рыночной экономикой, впрочем, достижение сбалансированности народного хозяйства невозможно без государственного регулирования.
Стимулирующая функция побуждает к обеспечению эффективности производства, к созданию необходимых товаров с наименьшими затратами и получению достаточной прибыли.
Санирующая функция. Рыночная система по самой своей природе беспощадна к слабым. С помощью конкуренции рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, напротив, дает зеленый свет более предприимчивым. Это повышает эффективность экономики в целом, но в определенных случаях требует вмешательства государства для защиты отраслей, жизненно важных для страны.
Обобщающим
результатом производственной деятельности
предприятий выступает валовая
продукция сельского хозяйства.
Она представляет собой общее
количество произведенной за определенный
период сельскохозяйственной продукции.
В состав валовой продукции сельского
хозяйства входит:
- основная продукция предприятия: зерно,
картофель, овощи, сахарная свекла, молоко,
мясо, шерсть и др.
- приплод и прирост живой массы скота
и птицы
- стоимость многолетних насаждений и
незавершенного производства
- побочная продукция, полученная одновременно
с основной (солома, навоз и др.).
Валовую продукцию сельского хозяйства учитывают как в натуральном, так и в стоимостном выражении. В натуральных показателях валовая продукция растениеводства может быть представлена отдельной культурой или группой однородных культур (зерновые культуры, овощные культуры, кормовые и др.), а в животноводстве – производством отдельных видов продукции (молоко, мясо, яйцо и т.д.). Валовая продукция в натуральном выражении исчисляется в центнерах, тоннах, штуках и др.
В зависимости от назначения валовая продукция сельского хозяйства делится на две части:
- продукция,
которая потребляется
- продукция, используемая для реализации.
Для внутрихозяйственных нужд используются семена и посадочный материал, корма, молоко на выпойку телят и прочая продукция. Реальный вклад каждого предприятия и экономического района в производство валового общественного продукта определяется по конечной продукции, предназначенной для реализации.
По направлениям
использования валовая
Основными и наиболее общим функциями и свойствами аграрного рынка являются:
• рынок
всегда выступает регулятором объемов
производства и ассортимента продукции.
Он информирует
• на
рынке сельскохозяйственная продукция
как товар получает свою истинную
оценку. Продукция низкого качества
не пользуется спросом покупателей
и зачастую остается непроданной
либо продается по низким ценам, т.е.
оказывается убыточной. Следовательно,
рынок побуждает
• рынок
способствует стабилизации цен. Чрезмерно
высокие цены, как правило, приводят
к сокращению спроса на продукцию, и
она не находит достаточно большого
сбыта. С другой стороны, чрезмерно
низкие цены не обеспечивают возмещение
затрат на производство продукции, и
она оказывается невыгодной. Когда
между спросом и предложением
наступает относительное
• рынок
побуждает товаропроизводителя
снижать издержки производства, уменьшать
себестоимость продукции в
• рынок
содействует внедрению
• рынок
помогает решению социальных проблем
сельских тружеников, поскольку представляет
возможность каждому работнику
реализовать свои способности и
желания через
• рынок
с помощью конкуренции очищает
аграрный сектор от экономически слабых,
неконкурентоспособных
• рынок
представляет сельским товаропроизводителям
возможность эффективно вести свою
деятельность, получать прибыль и
успешно решать хозяйственные и
социально – экономические
Таким
образом, рынок по своей экономической
сути есть саморегулируемая система
взаимоотношений между
Рынку сельскохозяйственного сырья и продовольствия свойственны определенные особенности, вытекающие из особенностей самого агропромышленного производства.
•
зависимость предложения от природно–климатических
условий. В силу этого товаропроизводитель
должен иметь по крайне мере три
программы действий – на случай
благоприятных погодных условий (когда
будет избыток продукции), на случай
неблагоприятных условий (когда
будет недобор продукции) и на
случай стихийных бедствий (когда
будут потери продукции). Чтобы снизить
степень риска, товаропроизводителю
сельскохозяйственной продукции необходимо
иметь страховые запасы, а также
рационально сочетать растениеводство
с животноводством и с