Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 20:43, реферат
Моей целью является выявить, как действует рынок, закон спроса и закон предложения, как выявляются и определяются спрос и предложение, как устанавливается рыночное равновесие, узнать о моделях рыночного равновесия, изучить ёмкость рынка.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить задачи:
Введение…………………………………………………………………..… 3
1. СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ…………………………………………….….5
1.1. Спрос и факторы, на него влияющие. Закон спроса……………….…..5
1.2. Эластичность спроса……………………………………………………...7
1.3. Предложение и факторы, на него влияющие. Закон предложения…....9
1.4. Эластичность предложения…………………………………………… ..11
2. РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ. РАВНОВЕСНАЯ ЦЕНА…………………………………………………… ..13
3. МОДЕЛИ РАВНОВЕСИЯ ВАЛЬРАСА И МАРШАЛЛА, ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА………………………………………………………. ..15
4. ЕМКОСТЬ РЫНКА………………………………………………… ……..16
4.1. Понятие и определение ёмкости рынка……………………………… ..16
4.2. Факторы, влияющие на ёмкость рынка……………………………… ..18
5. МЕТОДОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ЁМКОСТИ РЫНКА……………………20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………....24
Межрегиональный открытый социальный институт
Кафедра менеджмента
Специальность 080200.62
«Менеджмент»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Маркетинг»
на тему:
«Спрос и предложение. Рыночное равновесие. Емкость рынка»
Йошкар-Ола, 2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1.
СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ……………………………
1.1. Спрос и факторы, на него влияющие. Закон спроса……………….…..5
1.2. Эластичность спроса……………………………………………………...7
1.3. Предложение и факторы, на него влияющие. Закон предложения…....9
2. РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ. РАВНОВЕСНАЯ ЦЕНА…………………………………………………… ..13
3. МОДЕЛИ РАВНОВЕСИЯ ВАЛЬРАСА
И МАРШАЛЛА, ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА…………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………....24
ВВЕДЕНИЕ
На каждом рынке существует множество продавцов и покупателей, каждый из которых планирует свои действия независимо от других. Когда они встречаются для торговли, то оказывается, что многие не в состоянии выполнить намеченные планы. Возможно, что общее количество товаров, которое потребители планируют купить, больше, чем количество товаров, которое производители желают продать по существующей цене. В этом случае некоторым покупателям придется менять планы. Возможно также, что планируемый сбыт превысит планируемое потребление по данной цене. Тогда изменятся планы продавцов.
Важнейшими величинами в микроэкономике являются спрос и предложение. Спрос - это количество продукции, которое покупатель желает и имеет возможность купить. Предложение - это то количество благ, которое продавцы готовы предложить в конкретное время в конкретном месте. Результатом влияния этих двух величин друг на друга является рыночное равновесие.
Изучение объемов продаж продукции на рынке предполагает определение специфического рыночного показателя - емкости рынка - одна из важнейших рыночных исследований.
Моей целью является выявить, как действует рынок, закон спроса и закон предложения, как выявляются и определяются спрос и предложение, как устанавливается рыночное равновесие, узнать о моделях рыночного равновесия, изучить ёмкость рынка.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить задачи:
1. Изучить спрос и предложение;
2.
Определить рыночное
3. Рассмотреть модели рыночного равновесия;
4. Изучить понятие ёмкость рынка
5. Рассмотреть функции, факторы, методы расчета ёмкости рынка
Структура работы: данная работа состоит из введения, пяти глав, списка использованной литературы.
1. Спрос и предложение
1.1. Спрос и факторы, на него влияющие. Закон спроса
Спрос — это экономическая категория, характеризующая потребность покупателей в определенном товаре, обеспеченную достаточными платежными средствами, позволяющими приобрести этот товар по определенной цене в данный период времени на определенном рынке или в определенной стране.
Различают индивидуальный и совокупный спрос. Индивидуальный спрос — это спрос конкретного покупателя на конкретный товар, причем на данном рынке. Совокупный спрос — это общий объем спроса на товары и услуги в какой-либо стране.
Также различают первичный и вторичный спрос. Первичный спрос — это спрос на продукт или услуги определенной категории товаров в целом. Например, это может быть спрос на кофе или спрос на страховые услуги. Вторичный (или избирательный) спрос — это спрос на товары определенной марки или фирмы и на услуги определенного вида.
Кроме того спрос бывает отрицательным, отсутствующим, скрытым (потенциальным), полноценным, чрезмерным, понижающимся (падающим), колеблющимся, иррациональным, ажиотажным (лавинным).
Отрицательный спрос — это спрос, возникающий в тех случаях, когда потребители «недолюбливают» товар и поэтому избегают его приобретения. Отсутствующий спрос — это спрос на товары, которые ненужны на рынке или устарели. Скрытый спрос — это спрос, ожидаемый в будущем, спрос потенциальных покупателей. Полноценный спрос— это желаемый спрос, точно соответствующий производственным возможностям и политике предприятия — производителя товара или услуги. Чрезмерный спрос— это спрос, превышающий возможности предприятия, когда покупатели считают, что предприятие не удовлетворяет их платежеспособные потребности. Понижающийся спрос— это спрос, имеющий устойчивую тенденцию к снижению, спрос на товары, выходящие из моды или отвечающие потребностям рынка и потребителей. Колеблющийся спрос— это спрос, который изменяется во времени, т.е. и зависимости от сезона, от месяца или даже дня недели и времени суток. Иррациональный спрос — спрос, нежелательный с точки зрения морали общества, например спрос на наркотики. Ажиотажный спрос — это спрос стихийного характера, вызванный, например, дефицитом продукта.
Кроме понятия «спрос» надо также выделять понятие «величина спроса», которое означает максимальное количество услуги или товара, которое потребитель хочет и может купить по данной цене в данный период времени.
На величину спроса оказывает влияние целый ряд факторов:
-цена предлагаемого товара;
-качественные характеристики товара;
-уровень доходов потребителей;
-изменение доходов потребителей — обычно повышение доходов потребителей ведет к увеличению спроса на товары, но не всегда;
-изменение цен на взаимозаменяемые товары;
-изменение цен на взаимодополняемые товары;
-изменение вкусов, привычек, моды, пристрастий, потребностей, желаний потребителей, связанное чаще всего с временным фактором, т.е. потребительские предпочтения и потребительские ожидания;
-изменение количества потребителей на рынке и демографическая ситуация;
-политические факторы;
-социально-культурные факторы;
-насыщенность рынка;
общеэкономические показатели — например, ставка рефинансирования и процентные ставки по вкладам (депозитам) населения; если ставки большие, то спрос на товары может снизиться за счет того, что люди предпочтут накапливать деньги.
Поведение спроса подчиняется закону спроса. Как правило, самое существенное влияние на спрос оказывает цена товара или услуги. Между ценой товара и количеством товара, на который предъявлен спрос, существует определенная связь, которая отражается в законе спроса.
Закон спроса гласит: при прочих равных условиях (остальные факторы, влияющие на величину спроса, неизменны) количество товара, на который предъявлен спрос, возрастает при снижении цены данного товара, и наоборот. Таким образом, спрос на товары находится в обратной зависимости от цены. В основе закона спроса лежат принципы убывающей предельной полезности, эффекта дохода и эффекта замещения.
Эластичность спроса — это показатель, выражающий колебания совокупного спроса, вызванные изменением цен на товары и услуги. Эластичным называется спрос, сформировавшийся при условии, что изменение его объёма (в %) превышает процентное выражение снижение цен.
Если показатели падения цен и увеличения спроса, выраженные в процентах, равны, то есть рост объёма спроса лишь компенсирует снижение уровня цен, то эластичность спроса равна единице.
В случае, когда степень понижения цен превышает показатель спроса на товары и услуги, спрос неэластичен. Следовательно, эластичность спроса — показатель степени чувствительности (реакции) потребителей к изменениям цены товара.
Эластичность спроса может быть связана не только с изменением цены на товар, но и с изменением доходов потребителей. Поэтому различают эластичность спроса по цене и по доходам. Есть и спрос с единичной эластичностью. Это ситуация, при которой и доход, и величина спроса изменяются на одинаковый процент, так что общий доход остаётся постоянным по мере изменения цены.
Реакция потребителей на изменение цены товара может быть сильной, слабой, нейтральной. Каждый из них порождает соответствующий спрос: эластичный, неэластичный, единичный. Возможны варианты, когда спрос оказывается абсолютно эластичным или совершенно неэластичным.
Эластичность спроса измеряется количественно через коэффициент эластичности по формуле:
Как правило, существуют товары с разной эластичностью по цене. В частности, хлеб и соль являются примерами неэластичного спроса. Повышение или снижение на них цен в целом не влияет на количество их потребления.
Знание степени эластичности спроса на товар имеет большое практическое значение. Так, например, продавцы товара с высокой эластичностью спроса могут пойти на снижение цены с целью резко увеличить объём продаж и получить прибыль больше, чем если бы цена товара была выше.
Для товаров с низкой эластичностью спроса подобная ценовая практика неприемлема — при снижении цены объём продаж изменится слабо и не компенсирует упущенную выгоду.
При наличии большого количества продавцов спрос на любой товар будет эластичным, поскольку даже незначительное повышение цены одним из конкурентов заставит потребителей обращаться за покупкой к другим продавцам, предлагающих этот же товар дешевле.
1.3. Предложение и факторы, на него влияющие. Закон предложения
Предложение — это количество товаров, представленных на рынке в определенный момент времени по определенной цене, т.е. совокупность товаров, которую желают и способны продать производители.
Предложение, так же как и спрос, бывает индивидуальным и совокупным. Индивидуальное предложение — это предложение конкретного производителя или предложение конкретного товара на данном рынке. Совокупное предложение - это общий объем предложения на все товары и услуги в какой-либо стране.
Точно так же как надо разграничивать понятия «спрос» и «величина спроса», надо разграничивать понятия «предложение» и «величина предложения». Величина предложения — это максимальное количество какого-либо товара или услуги, которое продавцы способны и готовы продать по определенной цене на определенном рынке и в определенное время.
Факторы, влияющие на величину предложения, можно разделить на две большие группы:
-внешние факторы, влияние которых не зависит от деятельности производителей товаров и услуг:
-социально-экономические: платежеспособность потребителей; уровень процентных ставок по вкладам; демографическая ситуация и т.д.;
-культурные и этнические;
-политические: экономическая политика государства, уровень инфляции, государственные дотации и заказы в той или иной отрасли производства и т.д.;
-конкуренция — в частности, выход на рынок новых фирм или выпуск новых товаров;
-цена товара, сложившаяся на рынке.
-внутренние факторы, влияние которых может контролироваться непосредственно производителями товаров и услуг:
-объективность маркетингового анализа прогноза спроса на продукцию предприятия;
-уровень конкурентоспособности продукции;
-уровень организации процесса сбыта и продвижения продукции на рынок;
-ценовая политика предприятия;
-величина издержек производства.
Объем предложения у каждого конкретного производителя обычно меняется в зависимости от цены товара, складывающейся на рынке. Зависимость предложения от цены товара нашла отражение в законе предложения.
Закон предложения заключается в том, что при прочих равных условиях с ростом цены товара увеличивается объем его предложения на рынке, а со снижением цены предложение сокращается.
Таким образом, предложение находится в прямой зависимости от изменения цены. Если на рынке складывается низкая цена, то продавцы предложат мало товара, придержат часть его на складе предприятия до роста цены, а если цена будет высокой, то они предложат рынку большой объем товара, так как, во-первых, продавцы при повышении цены задействуют резервные или быстро вводимые новые мощности, а во-вторых, в данную отрасль (с тенденцией к повышению цены) устремятся другие производители. В краткосрочном периоде за повышением цены не всегда следует увеличение предложения, так как для внедрения резервов для увеличения производства {имеющееся оборудование, численность работников) и перелива капитала из других отраслей требуется время. Но в долгосрочном периоде за повышением цены всегда следует увеличение предложения.
Эластичность предложения — показатель, воспроизводящий изменения совокупного предложения, которые происходят в связи с ростом цен. В случае, когда увеличение предложения превосходит рост цен последнее характеризуется как эластичное (эластичность предложения больше единицы — E> 1). Если прирост предложения равен приросту цен, предложение называется единичным, а показатель эластичности равен единице (E = 1). Когда прирост предложения меньше прироста цен, формируется так называемое неэластичное предложение (эластичность предложения меньше единицы — E <1). Таким образом, эластичность предложения характеризует чувствительность (реакция) предложения товаров на изменения их цен.
Эластичность предложения вычисляется через коэффициент эластичности предложения по формуле:
Информация о работе Спрос и предложение. Равновесная цена. Емкость рынка