Рынок: понятия рынка, цена, спрос, предложение

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 13:51, контрольная работа

Краткое описание

Рыночная экономика – это бесконечное взаимодействие спроса и предложения. Разработка простой модели такого взаимодействия составила эпоху в истории экономической науки. И хотя с той поры минуло более двух столетий, именно с нее начинается теоретическое знакомство с современной рыночной экономикой: дело в том, что через эту модель быть описаны все экономические процессы.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3
1. Теоретические понятия рыночной системы………………………..….5
2. Спрос и факторы, воздействующие на спрос.……………………..…8
3. Предложение и факторы его определяющие…………….………..…12
4. Цена……………………………………………………………………..15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..…21

Файлы: 1 файл

тит.doc

— 108.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство  по образованию

Сибирская государственная  автомобильно-дорожная академия

(СибАДИ)

 

 

 

 

 

 

 

Кафедра «Общая экономика и право»

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

Тема: Рынок: понятия рынка, цена, спрос, предложение

 

 

 

 

 

 

«Экономика»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Омск  2012

 

Рынок: понятия рынка, цена, спрос, предложение

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3

1. Теоретические понятия рыночной системы………………………..….5

2. Спрос и факторы, воздействующие на спрос.……………………..…8

3. Предложение и факторы его определяющие…………….………..…12

4. Цена……………………………………………………………………..15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………19

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..…21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Рыночная экономика  – это бесконечное взаимодействие спроса и предложения. Разработка простой модели такого взаимодействия составила эпоху в истории экономической науки. И хотя с той поры минуло более двух столетий, именно с нее начинается теоретическое знакомство с современной рыночной экономикой: дело в том, что через эту модель быть описаны все экономические процессы.

Любой рынок, независимо от его конкретного вида, базируется на трех основных элементах: цене, спросе и предложении, конкуренции. Данные инструменты способствуют установлению равновесия на рынке.

Рынок - это инструмент, или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг. Состояние рынка определяется соотношением величины спроса и предложения. Чтобы понять рыночную экономику во всей ее полноте, необходимо хорошо усвоить два фундаментальных понятия: спрос и предложение.

Спрос и предложение  – это взаимозависимые элементы рыночного механизма, где спрос  определяется платежеспособной потребностью покупателей (потребителей), а предложение - совокупностью товаров, предложенных продавцами (производителями); соотношение между ними складывается в обратно пропорциональную зависимость, определяя соответствующие изменения в уровне цен на товары.

Цель этой работы –  изучить, что такое спрос и  предложение, рассмотреть влияние  неценовых факторов на спрос и предложение.

В соответствии с целью  в работе поставлены следующие задачи:

 

- рассмотреть теоретические  понятия рыночной системы;

- раскрыть основные  влияющие факторы и законы  спроса и предложения;

- проанализировать основы  взаимодействия спроса и предложения на рынке.

Цена, спрос и предложение - это не только экономические категории, но и реальные закономерности современного рынка. Поэтому важно знать, как они взаимодействуют в теории и на практике, каковы законы спроса и предложения и как они функционируют в рыночной экономике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические  понятия рыночной системы

 

Рынок представляет собой систему отношений, в которой связи покупателей и продавцов столь свободны, что цены на один и тот же товар имеют тенденцию быстро выравниваться.

Рынок — это, прежде всего, место встречи продавцов и  покупателей; между ними осуществляется обмен по цене, о которой удалось договориться. При этом происходит добровольное отчуждение своей собственности и присвоение чужой. Следовательно, рынок означает взаимную передачу прав собственности.

Общественные потребности выявляются с помощью системы цен. Они передают информацию, которая служит стимулом к применению наиболее экономных методов производства и наиболее эффективному использованию ограниченных ресурсов. Тем самым рынок способствует перераспределению доходов в пользу лучше хозяйствующих субъектов, использующих передовую технологию и высококачественные ресурсы.

В развитом индустриальном обществе рынок представляет собой не площадь, где случайно встретились отдельные покупатели и продавцы, а социальный механизм, осуществляющий постоянную связь между производителями и потребителями экономических благ. Важную роль в выравнивании спроса и предложения, установлении равновесных цен играют оптовые покупатели и продавцы.

По широте охвата различаются  локальные, национальные и международные  рынки. Объектом купли-продажи могут  быть потребительские товары или ресурсы; соответственно различаются рынки потребительских товаров и услуг и рынки ресурсов (труда, земли, капитала, предпринимательских способностей, информации). Наряду с товарным рынком существует денежный рынок. Цены на рынке могут складываться как в процессе купли-продажи, так и до него.

Мы чаще сталкиваемся с такими товарами и услугами, цены на которые устанавливаются заранее. Это типично для несовершенной конкуренции.

 Цены на рынке  могут складываться в процессе как личного, так и безличного контакта (Рисунок 1.1)

 

Рисунок 1.1 Основные формы рынков

 

На рисунке заключены в рамки признаки той формы рынка, которая является объектом нашего изучения в данной теме.  

Трансакционные издержки. Одна из главных проблем функционирования рынка - это проблема трансакционных издержек  -издержек в сфере обмена, связанных с передачей прав собственности.

Понятие трансакционных издержек было введено в экономическую теорию Р. Коузом в статье "Природа фирмы" (1937). Они включают расходы, связанные с поиском информации, затраты на ведение переговоров, работу по измерению свойств товара (услуги), издержки по спецификации и защите прав собственности, а также траты, связанные с преодолением оппортунистического поведения контрагентов. Политическая экономия XIX в. фактически абстрагировалась от трансакционных издержек. Однако в XX в. не замечать их стало просто невозможно.

В условиях рыночной экономики, где субъекты обособлены друг от друга, предпосылкой обмена выступает принадлежность благ агентам экономических отношений. Именно собственник, вступая в рыночные отношения, определяет, как и на каких условиях экономическое благо будет передано другому лицу, то есть что является объектом передачи: права пользования, владения, распоряжения, управления и т. д. Сбор необходимых данных о правомочиях продавца входит в издержки поиска информации и ведения переговоров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Спрос и факторы, воздействующие на спрос

 

Спрос – это совокупность товаров, которые намерены купить субъекты данного рынка в течение определенного периода времени и при определенном уровне цен. (Если рассматривается рынок однородного товара, то в этом определении слово «совокупность» заменяется словом «количество».)

Спрос является формой выражения  общественных потребностей в условиях товарного производства, причем действительных потребностей, поскольку покупатели готовы оплатить соответствующее количество товара, а это значит, что общество готово выделить необходимые ресурсы для его производства. Однако нельзя отождествлять действительные потребности общества и платежеспособный рыночный спрос.

Знание спроса имеет большое значение для товаропроизводителей, поскольку от соответствия их продукции спросу прямо зависит величина их доходов. На спрос влияет одновременно множество различных факторов, действие которых накладывается друг на друга. Изучение и прогнозирование спроса поэтому - задача не простая.

Экономическая наука  строит свое изучение спроса вначале  на выделении действия того или другого  фактора в «чистом виде», при  предположении, что остальные факторы  не меняются. А затем пытается «наложить» действие различных факторов друг на друга и получить картину их совместного воздействия на спрос. Как правило, полученный результат не дает стопроцентного объяснения колебаниям спроса, а имеет большую или меньшую погрешность. Уровень точности повышается при усилении детализации анализа, расширении круга изучаемых факторов спроса.

Действительные потребности - это внутренняя сущность спроса. Спрос же - форма проявления действительных потребностей, более конкретная категория. Действительные потребности общества обусловливаются уровнем развития производительных сил; а спрос, как форма их проявления, зависит от огромного множества факторов.

Факторы, воздействующие на спрос:

1. Цена товара;

2. Цена товаров-заменителей (субститутов);

3. Цена дополняющих товаров (комплементов);

4. Размер дохода потребителей;

5. Число потребителей;

6. Психологические и субъективные факторы:

- вкусы и предпочтения потребителей;

- ожидания потребителей (например, инфляционные).

Если мы желаем приобрести автомобиль, с чего начнется наш  путь к

осуществлению этого  желания?

Очевидно, прежде всего  с анализа цен. Мы узнаем цены на разные автомобили, затем поинтересуемся ценами на автомобили данной марки  в разных магазинах. Далее мы проанализируем цены на бензин, на запасные части, на ремонтные  работы в автосервисе. Мы также должны подумать о покупке гаража или плате за охраняемую стоянку. Наконец, мы оценим свои доходы, с тем чтобы определить, сможем ли мы сделать эту покупку. Может оказаться, что доходы не позволят нам приобрести данный автомобиль.

Таким образом, функция  спроса — это взаимосвязь между  нашим желанием иметь тот или  иной товар (спросом на товар) и определяющими  его факторами.

Общая функция спроса может быть выражена следующим образом:

Qd = F (Px, I, PSUB, PCOM,, W, Z, G),

где Qd – объем спроса;

Px – цена данного товара;

I – доход потребителей;

PSUB – цена товаров-субститутов;

PCOM – цена товаров-комплементов;

W – ожидания потребителей;

Z – вкусы и предпочтения  потребителей;

G – количество потребителей.

Таким образом, объем  спроса является функцией ряда переменных. Рассмотрим некоторые из них. Он зависит, прежде всего, от цены. Цена - это сумма денег, которую готов уплатить потребитель за определенное количество товара. Следует, однако, заметить, что в микроэкономическом анализе деньги не используются, и поэтому цена выступает здесь в своем первозданном виде - как пропорция обмена одного товара на другой.

Доход - это сумма денег, которую потребитель получил в качестве компенсации за свои трудовые усилия (зарплата наемного работника; предпринимательская (нормальная)прибыль бизнесмена, которая равна ставке банковского процента), в виде вознаграждения за предоставленный другим лицам капитал (процент) или сданную в аренду землю (рента). Очевидно, что с ростом дохода спрос потребителя будет изменяться: он будет возрастать на товары, которые потребитель высоко ценит, и снижаться на те из них, которые для потребителя менее ценны. К более полной характеристике этих товаров мы вернемся в главе, посвященной теории потребительского поведения (выбора).

Вкусы потребителей и  их предпочтения оказывают огромное влияние на объем спроса. Они формируются под влиянием среды, обычаев, религии, воспитания, возраста и т. д. Например, растущий интерес к спорту в последние годы резко повысил спрос на спортивную обувь, одежду, инвентарь.

Число потребителей. Чем больше при данном уровне дохода число потребителей на рынке, тем больше объем спроса на любой товар при всякой цене.

Взаимозаменяемые товары - это такие товары, которые служат однородным целям, поэтому покупатель может выбрать среди ряда взаимозаменяемых товаров такой, который отвечает его желаниям. Как правило, заменяемость является неполной, так что покупатель по-разному относится к взаимозаменяемым товарам - они служат той же цели, но не абсолютно одинаково. Примерами взаимозаменяемости являются масло и маргарин, плащи и зонты, цыплята и индейки, дрова и уголь и т. д.

Взаимодополняемые товары - это те, которые люди (по крайней мере, иногда) желают потреблять совместно: рубашки и галстуки, штаны и подтяжки, иголки и нитки, автомобили и бензин. Труд и производственное оборудование могут быть как взаимозаменяемыми, так и взаимодополняемыми элементами затрат в зависимости от конкретной ситуации.

Два товара определяются как взаимодополняемые  или взаимозаменяемые в зависимости от того, как меняется спрос на один товар с изменением цены другого. Снижение цены одного из двух взаимозаменяемых товаров уменьшает спрос на другой (падение цены на кожу сокращает спрос на мебельную обивку из кожзаменителя), тогда как для взаимодополняемых товаров имеет место противоположное явление (сокращение цены на автомобили увеличивает спрос на бензин и автомагнитолы).

Информация о работе Рынок: понятия рынка, цена, спрос, предложение