Рынок: понятия рынка, цена, спрос, предложение

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 13:51, контрольная работа

Краткое описание

Рыночная экономика – это бесконечное взаимодействие спроса и предложения. Разработка простой модели такого взаимодействия составила эпоху в истории экономической науки. И хотя с той поры минуло более двух столетий, именно с нее начинается теоретическое знакомство с современной рыночной экономикой: дело в том, что через эту модель быть описаны все экономические процессы.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3
1. Теоретические понятия рыночной системы………………………..….5
2. Спрос и факторы, воздействующие на спрос.……………………..…8
3. Предложение и факторы его определяющие…………….………..…12
4. Цена……………………………………………………………………..15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..…21

Файлы: 1 файл

тит.doc

— 108.50 Кб (Скачать)

Из этого следует, что многие товары, взаимосвязь между которыми слаба, будут, по крайней мере, в некоторой  степени, взаимозаменяемыми, поскольку они участвуют в конкуренции за ограниченный бюджет покупателя. Так, снижение цен на жилье может привести к сокращению спроса на зарубежные туристические поездки, так как возрастет число людей, купивших квартиры, и им придется сократить расходы на отдых, чтобы возвращать имеющиеся долги.

Таким образом, функция спроса на тот  или иной товар должна включать в  качестве переменной не только цену этого  товара, но и цены товаров-субститутов  и товаров-комплементов.

 

3. Предложение и факторы его определяющие

Предложение –  это совокупность товаров и услуг, которые могут быть поставлены на рынок поставщиками, предложены покупателям  для покупки.

Предложение какого-либо товара или услуги - это готовность производителей продать определенное количество этого товара или услуги по определенной цене за определенный период времени. Иначе, предложение - это желание и способность продавцов поставлять на рынок товары и услуги для продажи в зависимости от их цены.

На рынок для продажи выносят  разные товары: продукты, услуги, ресурсы. Их можно разделить на две группы:

- воспроизводимые товары (их подавляющее  большинство);

- невоспроизводимые (природные  ресурсы, шедевры искусства и  др. уникальные вещи).

Объем наличных невоспроизводимых  товаров не может быть увеличен с  помощью производственной деятельности. Количество же воспроизводимых товаров есть прямой результат этой деятельности. Поэтому экономическая наука изучает главным образом закономерности формирования предложения воспроизводимых товаров.

Зависимость между предложением и ценой, при прочих равных условиях, называется функцией предложения по цене:

Qs = F (Px).

Так же как и функция  спроса, функция предложения может  задаваться табличным, аналитическим или графическим способом.

Функция предложения, заданная аналитическим способом, может иметь следующий вид:

Qs = –a + bPx.

Зависимость предложения  от цены товара, выраженная в графической форме, называется кривой предложения (Рисунок 2.1).

Для построения графика на оси абсцисс откладываются точки, характеризующие объем предложения, а на оси ординат - цены предложения.

 

Рисунок 2.1 Кривая предложения

 

Графическим изображением функции предложения от цены является кривая предложения S , которая имеет положительный наклон (восходящий характер).

Двигаясь по кривой предложения  от точки А к точке В, мы обнаруживаем рост объема (количества) предложения товара от Q1 до Q2 под влиянием роста цен на него; движение вниз по кривой от точки В к точке А отражает снижение объема предложения от Q2 до Q1 под влиянием снижения цен на этот товар.

Таким образом, объем  предложения товара увеличивается  при росте цены и уменьшается  при ее снижении. В этом состоит  сущность закона предложения. Он действует, потому что у производителя есть желание при повышении цены на его продукцию изготовить и реализовать больший ее объем с целью получить наибольшую прибыль. Низкие цены, наоборот, не стимулируют производство товара, и объем предложения снижается.

Надо иметь в виду, что функция предложения от цены есть частный случай более общей функции предложения. Рассмотрим, какие еще факторы влияют на предложение товара, кроме цены самого товара.

Предположим, фермер решил  производить на продажу бройлеров (куриное мясо). Что он сделает, прежде чем начнет строить птицефабрику? Очевидно, кроме изучения цен на куриное мясо (мы уже знаем зависимость между ценой и объемом предложения) фермер поинтересуется ценами на мясо индейки, кролика, утки, возможно, говядины; затем узнает, во что обходятся корма, какие технологии применяются при выращивании бройлеров, какие налоги придется уплачивать с полученных от данного бизнеса доходов (или какие субсидии предоставляются фермерам на это); наконец, он обязательно изучит рынок бройлеров, узнает, сколько человек занимаются производством куриного мяса в данной местности.

В результате мы получим  общую функцию предложения, которая  имеет следующий вид:

На предложение влияют следующие факторы:

1. Цена товара;

2. Цены факторов производства (ресурсов);

3. Технология;

4. Размер налогов и дотаций;

5. Количество продавцов;

6.Ожидания производителя.

 

Qs = F (Px, PR, K, Т, N, В),

 

где Qs – величина предложения;

Px – цена товара;

PR – цены ресурсов;

K – характер применяемой технологии;

Т – налоги и дотации;

N – количество продавцов;

В – ожидания производителей.

Все эти факторы являются внешними детерминантами предложения  и имеют объективный, т. е. не зависящий  от производителя продукции, характер.

 

4. Цена

Мы рассмотрели спрос  и предложение по отдельности. Теперь попробуем соединить их вместе. Такое  объединение происходит через особенности поведения потребителя и производителя. Решающую роль в этом единении играет цена.

Определений цены мы можем  встретить множество. Но в данном случае важно то, что цена - это  та денежная сумма, за которую потребители  готовы приобрести или реализовать товар (услугу).

Именно через учёт предпочтений продавцов и покупателей  формируется в рамках различных  рынков система цен на продукты и  ресурсы. Среди множества цен (шкалы  цен) существует только одна, по которой  продавцы желают и могут приобрести, а продавцы готовы реализовать определённое количество товара. Такая цена называется равновесной (рыночной) ценой.

При любой другой цене, которая будет выше или ниже равновесной, существует разрыв между спросом  и предложением. Цена выше равновесной стимулирует производителей производить больше продукции, но у потребителей снижает желание покупать этот товар, переключая их спрос на другие товары. Как следствие, на рынке появляется избыточное предложение данного товара. Однако такое положение не может сохраняться постоянно. Наличие избыточного товара у производителей будет побуждать их к снижению цены, в результате цена может упасть даже ниже равновесной. По новой цене производители будут готовы предложить гораздо меньшее количество товара, но число покупателей, готовых приобрести этот продукт, возрастёт. Спрос превысит предложение, образуется дефицит. В свою очередь, конкуренция между покупателями приведет к росту цены, а рост цены подтолкнёт производителей к увеличению выпуска товара.

Таким образом, избыток товара будет опускать его цену, а нехватка (дефицит) вызовет рост цены на продукт. Так будет продолжаться до тех пор, пока при определенной цене количество продукта, которое готовы приобрести покупатели, не совпадёт с количеством товара, которое производители готовы выпустить и продать по этой же цене. Это и будет равновесная цена, а объём продукции будет называться равновесным количеством.

В данном случае действие уравновешивающей функции цен. Суть этой функции заключается в том, что конкурентные силы спроса и предложения способны прийти к такому уровню цен, при котором решения о купле и продаже будут совпадать по месту и по времени. Существуют и другие функции цен: информационная, организующая, регулирующая, санирующая (побуждающая наиболее эффективно использовать имеющиеся ресурсы) и т.д.

Что же будет происходить  с равновесной ценой, если будут  меняться известные нам неценовые  факторы. Как вы помните, изменение  этих факторов приводит к сдвигу кривых спроса и предложения вправо-влево. В этом случае можно рассмотреть простые и сложные случаи.

В простых случаях  меняется или спрос, или предложение, в сложных случаях спрос и  предложение изменяются одновременно. К более сложным случаям относятся  следующие:

1. Предложение растет, спрос сокращается. При этом происходит снижение равновесной цены. Изменение равновесного количества может быть со знаком +, - или 0. Все зависит от количественного соотношения изменений спроса и предложения.

2. Предложение сокращается,  спрос растет. Здесь наблюдается  повышение равновесной цены тоже за счёт изменения и спроса, и предложения. Изменение равновесного количества может быть различным, как и в 1-ом случае, оно зависит от соотношения изменений спроса и предложения.

 Предложение и спрос  растут. В этом случае на равновесную цену воздействуют две противоположные тенденции:

рост предложения в  направлении понижения цены;

рост спроса в направлении  повышения цены. При этом равновесное  количество увеличивается.

4. Предложение и спрос  сокращаются. В такой ситуации  воздействие на равновесную цену неопределённо. Если объёмы сокращения предложения больше сокращения спроса, то равновесная цена повышается. В случае если объёмы сокращения предложения меньше сокращения спроса, то равновесная цена уменьшается. Равновесное количество в любом случае сократится.

(Попробуйте построить  графики спроса и предложения  для сложных случаев и рассмотреть  изменения равновесной цены и  равновесного количества.)

Теперь необходимо выяснить, что произойдет, если произойдут нарушения  в действии механизма рыночного ценообразования. Например, кто-нибудь (государство, монополия) установит законодательным, приказным, волевым порядком цену выше или ниже равновесной. Имеются в виду так называемые цены "пола" и "потолка". Но в отличие от обыкновенной комнаты потолок цены устанавливается ниже равновесной цены (выше потолка нельзя подпрыгнуть), а низший предел цены (цена "пола") выше равновесной цены (ниже пола невозможно упасть).

Результатом применения потолка цены или низшего предела  цены будет дефицит или излишек. Зачем же применяют такие способы контроля за ценами?

Потолки цен применяют  обычно для сдерживания инфляционных процессов, решения социальных проблем, например, доступность каких-либо продуктов  беднейшим слоям населения. Необходимость  такого регулирования цен возникает во время войн, стихийных бедствий. Неизбежным спутником дефицита являются очереди и "чёрный" рынок. Всё это вынуждает применять различные способы нормирования товаров, в частности, карточки, талоны и т.д.

Низшие пределы  цен могут устанавливаться для поддержки отечественного производителя, для решения социальных вопросов (закон о минимальной заработной плате). Во многих странах практикуется использование цен "пола" для поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, т.е. государство устанавливает минимальную цену, ниже которой продавать-покупать нельзя. При цене выше равновесной появляется избыток предложения, излишек продукции. Что делать с этим излишком? Можно попробовать договориться с производителями товара, ограничить предложение. Можно найти новые области применения продукта, и тем самым увеличить спрос. В противном случае государство должно будет закупить излишек продукции. Таким образом поступает правительство США, закупая излишки зерна у фермеров и предлагая его затем на экспорт. В Бразилии нашли способ избавиться от излишков сахарного тростника путём переработки его в спирт, который используется вместо бензина для заправки автомобилей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Любой рынок  состоит из покупателей, желающих приобрести товары, и поставщиков, желающих товары продать. Каждая из этих сторон стремится максимально полно удовлетворить собственные потребности при любой установленной на товар цене, однако каждая из них находится во власти своего сдерживающего фактора: покупатели сдерживаются ограниченностью своего бюджета, а поставщики - ограниченностью своих технологических возможностей. Наличие этих сдерживающих факторов приводит к тому, что при неизменности всех прочих условий, но изменении цены на товар, спрос и предложение будут изменяться.

Итак, в результате взаимодействия рыночного спроса с рыночным предложением устанавливается цена равновесия, обеспечивающая максимально возможный при сложившихся планах потребителей и производителей объем продаж на данном рынке. Только рыночная цена приводит к тому, что на рынке нет ни излишка продукта, ни его нехватки. Любая цена выше равновесной побуждает продавцов производить большее количество продукта. Но эта высокая цена отбивает у потребителей желание купить предлагаемое количество продукта. На рынке возникает избыточное предложение, превышающее спрос. Избыточное предложение приводит к снижению цен до уровня равновесных. Любая цена ниже равновесной влечет за собой возникновение нехватки продукта. На рынке возникает неудовлетворенный спрос, превышающий предложение. А он в свою очередь ведет к повышению цен, которое будет продолжаться, пока спрос не станет равным предложению.

Цены будут расти  или падать, пока продавцам и покупателям  не удастся прояснить ситуацию на рынке, т.е. достичь уровня цены, при  котором объемы спроса и предложения на продукт точно совпадают.

Рынок сводит продавцов  и покупателей; равновесная цена и объем продаж устанавливаются  в точке, где намерения продавцов  и покупателей совпадают. Изменения  в спросе или предложении, вызванные  действием неценовых факторов (изменением потребительских предпочтений, ростом денежных доходов, введением дополнительных налогов и проч.), приводят в действие рыночные силы, благодаря которым равновесие на рынке устанавливается в новой точке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Борисов А.Б. Большой экономический словарь/ А. Б. Борисов. — М.: Книжный мир, 2009
  2. Борисов Е.Ф., Экономическая теория. Учебное пособие. Учеб. пособие- 2-е изд., перераб. и доп./ Е.Ф. Борисов. - М.: Юрайт, 2006.
  3. Борохов В. Б. Основы экономической теории/ В. Б. Борохов. - М.: Финпресс, 2010.
  4. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Микроэкономика. - СПб.: Питер, 2009.
  5. Кэмпбэлл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю. Экономикс: принципы, проблемы, политика. Москва: Республика, 2003.

Информация о работе Рынок: понятия рынка, цена, спрос, предложение