Спрос, предложение и рыночное равновесие

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 22:22, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы - рассмотрение спроса, предложения и рыночного равновесия с позиций экономической теории и в их взаимодействии.
В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятия спроса и предложения;
- раскрыть основные влияющие факторы и законы спроса и предложения;
- проанализировать основы взаимодействия спроса и предложения на рынке;
- раскрыть механизм формирования рыночной цены в концепции Альфреда Маршалла.
Предмет исследования в работе - экономические категории спроса, предложения и рыночного равновесия.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………......3-4
Глава 1. СПРОС………………………………………………………………................5
1.1 Понятие спроса, закон спроса…………………………………………………...5-8
1.2 Эластичность спроса……………………………………………………………8-11
1.3 Неценовые факторы изменения спроса, виды спроса…………………..…11-14
Глава 2. ПРЕДЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………....15
2.1 Понятие предложения, закон предложения………………………………..15-17
2.2 Факторы изменения предложения……………………………………………17-20
2.3 Эластичность предложения…………………………………………………...20-22
Глава 3. РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ……………...……………………………...…...23
3.1 Взаимодействие спроса и предложения. Равновесная цена………………...23-24
3.2 Факторы рыночного ценообразования……………………………………….25-27
3.3Механизм формирования рыночной цены в концепции Альфреда Маршалла…………………………………………………………………………..27-30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..31-32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………......33

Файлы: 1 файл

Микроэкономика к.р..doc

— 183.00 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

         Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования «Уральский Государственный Экономический Университет»

         Центр дистанционного образования 
     
     
     

     КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА

по  дисциплине:  «Микроэкономика»

 

на  тему: «Спрос, предложение и рыночное равновесие». 

                                                                                Исполнитель:

                                                                                студент группы: ЭТР-11 СР 

                                                                                Титова И.С.______________

                                                                                (Фамилия, имя, отчество студента)

                                                                                                                                                          _________________

                                                                                                                                                               (подпись)

                                                                                Преподаватель: 

                                                                             Керн Л.П.______             ___

                                                                                 (Фамилия, имя, отчество преподавателя) 

                                                                  __________

                                                                             (подпись)                                              

     Серов 2011г.

     СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………......3-4

Глава 1. СПРОС………………………………………………………………................5

      1.1 Понятие спроса, закон спроса…………………………………………………...5-8

      1.2 Эластичность спроса……………………………………………………………8-11

      1.3 Неценовые факторы изменения  спроса, виды спроса…………………..…11-14

Глава 2.  ПРЕДЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………....15

      2.1 Понятие предложения, закон предложения………………………………..15-17

      2.2 Факторы изменения предложения……………………………………………17-20

      2.3 Эластичность предложения…………………………………………………...20-22

Глава 3. РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ……………...……………………………...…...23

      3.1 Взаимодействие спроса и предложения. Равновесная цена………………...23-24

      3.2 Факторы рыночного ценообразования……………………………………….25-27

3.3Механизм формирования рыночной цены в концепции Альфреда Маршалла…………………………………………………………………………..27-30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..31-32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………......33 
 
 

 

      ВВЕДЕНИЕ 

     Любой рынок, независимо от его конкретного  вида, базируется на трех основных элементах: цене, спросе и предложении, конкуренции. Данные инструменты способствуют установлению равновесия на рынке. Спрос - это представленная на рынке потребность в товарах. Однако спросом является не всякая потребность в данном товаре, а только такая, которая обеспечена наличием платежных средств у покупателя. Поэтому спрос, как правило, меньше потребности, так как любая цена ограничивает покупателей.

     Предложение - количество товара, которое производители  желают и могут продать по определенной цене при определенных условиях. Рыночное равновесие - ситуация на рынке, когда спрос и предложение находятся в состоянии равновесия, которое характеризуется равновесной ценой и равновесным объемом. Т.е. объем спроса равен объему предложения при данной равновесной цене. Изменение соотношения между спросом и предложением порождает колебания рыночных цен вокруг так называемой цены равновесия. Через эти колебания устанавливается тот уровень цен, при котором обеспечивается равновесие спроса и предложения и в конечном итоге равновесие производства и потребления.

     Цель  данной курсовой работы - рассмотрение спроса, предложения и рыночного равновесия с позиций экономической теории и в их взаимодействии.

     В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:

     - рассмотреть понятия спроса и  предложения; 

     - раскрыть основные влияющие факторы и законы спроса и предложения;

     - проанализировать основы взаимодействия  спроса и предложения на рынке;

     - раскрыть механизм формирования  рыночной цены в концепции  Альфреда Маршалла.

     Предмет исследования в работе - экономические  категории спроса, предложения и рыночного равновесия.

     Объект  исследования - факторы и зависимости, определяющие основные закономерности взаимодействия спроса и предложения.

     Приемы  и методы исследования, использованные в процессе написания курсовой работы, заключаются в синтезе и анализе имеющихся теоретических материалов, группировке и обобщении теоретического материала с практическими данными.

     Курсовая  работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

     В первой главе курсовой работы дается определение спроса и факторов, оказывающих на него свое влияние. Также в первой главе рассматриваются закон спроса и виды ценовой эластичности спроса.

     Во  второй главе рассматривается предложение, основные факторы его определяющие, закон предложения. Также во второй главе отражена эластичность предложения в различные периоды: кратко-, средне- и долгосрочный.

     В третьей главе раскрыта взаимозависимость  спроса и предложения и установление равновесной цены на рынке. Показан  механизм формирования рыночной цены в концепции Альфреда Маршалла

     Практическая  значимость работы состоит в том, что спрос и предложение - это  не только экономические категории, но и реальные закономерности современного рынка. Поэтому важно знать, как  они взаимодействуют в теории и на практике, каковы законы спроса и предложения и как они функционируют в рыночной экономике.

 

      Глава 1. СПРОС

     спрос предложение экономическая  теория

     1.1 Понятие спроса  и закон спроса 

     Основные  вопросы любой экономической  системы (что, как и для кого производить) решаются в рыночной экономике главным образом с помощью механизма спроса, предложения и конкуренции.

     Спрос - это представленная на рынке потребность в товарах. Однако спросом является не всякая потребность в данном товаре, а только такая, которая обеспечена наличием платежных средств у покупателя. Поэтому спрос, как правило, меньше потребности, так как любая цена ограничивает покупателей. Спрос показывает объем возможной купли товара, который потребители готовы и в состоянии купить по определенной цене в течение определенного периода времени и с учетом имеющейся у них величины дохода (рис. 1). 

      P 
 
 

     D

     

     Q

     Рис. 1. Кривая спроса. 

     Обратная  зависимость величины спроса от цены получила в экономической теории название закона спроса.

     Сформулировать  закон спроса можно следующим образом:

     Между уровнем цены Р товара и величиной  спроса на него Q существует обратная зависимость, т.е. чем выше цены, тем меньше величина спроса, и наоборот, чем ниже цены, тем больше величина спроса.

     Эту зависимость экономисты объясняют возникновением трех «эффектов» при снижении цены на товар:

     1. «Эффект нового покупателя». Он  означает, что снижение цен увеличивает  число покупателей за счет  тех лиц, которые раньше были  не в состоянии приобрести  данный товар. Кроме того, потребление подвержено действию закона убывающей предельной производительности.

     2. «Эффект дохода». Он указывает  на то, что снижение цен позволяет  покупателю на прежнюю сумму  расходов на данный товар приобрести  его в большем количестве. Это  равнозначно увеличению денежного дохода покупателя по отношению к данному товару. При этом покупатель не отказывает себе в покупке других товаров.

     3. «Эффект замещения». Он проявляется  в том, что подешевевший товар  относительно удорожает другие  товары, хотя их цены могут  остаться прежними. Поэтому «замещая» другие товары подешевевшими, покупатель обеспечивает себе дополнительный эффект дохода.

     Из  общего правила убывания величины спроса при росте цены товара имеются  исключения:

     1. Величина спроса на некоторые  товары абсолютной жизненной необходимости, составляющие основу потребления низкооплачиваемых слоев населения, при повышении цены может не измениться или даже возрасти. Этот эффект получил название «парадокс Р. Гиффена», подметившего еще в прошлом веке, что при увеличении цены картофеля ирландские бедняки увеличивали его потребление. Это связно с тем, что даже при повысившейся цене он остался самым доступным продутом, а более дорогие продукты (например, мясо) и при неизменных ценах стали менее доступными, чем раньше.

     2. Рост цен на престижные предметы роскоши, которые не поглощают большей части доходов наиболее богатых потребителей, может сопровождаться повышением величины спроса на них. Напротив, спрос на данные товары может упасть, если цены на них снизятся. Здесь покупается не столько товар, сколько престиж, связанный с обладанием данным товаром. А престиж изменяется вместе с ценой: при ее повышении он также повышается, а при понижении - подает.

     Что лежит в основе этого закона? Чтобы  ответить на этот вопрос, можно использовать несколько уровней аргументации.

     1) Здравый смысл и элементарное  наблюдение действительности согласуются  с тем, что люди покупают  продукт по более низкой цене, чем по высокой. Для потребителей  цена представляет собой барьер, мешающий им совершить покупку.  Чем выше этот барьер, тем меньше продукта они будут покупать, а чем ниже ценовой барьер, тем большее его количество они приобретут. Предприятия сокращают свои товарные запасы не путем повышения цен, а путем их снижения.

     2) В любой период времени каждый  покупатель от каждого последующего продукта получает меньше удовлетворения, или выгоды, или полезности. Например, второй чебурек дает меньше удовлетворения потребителю, чем первый; третий приносит еще меньше удовольствия или полезности, чем второй и так далее. Отсюда следует, что, поскольку потребление подвержено действию принципа убывающей предельной полезности - то есть принципа, согласно которому последующие единицы данного продукта приносят все меньше и меньше удовлетворения, - потребители покупают дополнительные единицы продукта лишь при условии, что цена его снижается.

     3) На несколько более высоком  уровне анализа закон спроса  можно объяснить эффектами дохода  и замещения. Эффект дохода  указывает на то, что при более  низкой цене человек может  позволить себе купить больше данного продукта, не отказывая себе в приобретении каких-либо альтернативных товаров. Иными словами, снижение цены продукта увеличивает покупательную способность денежного дохода потребителя, а поэтому он в состоянии купить большее количество данного продукта, чем прежде. Более высокая цена приводит к противоположному результату.  
 
 

Информация о работе Спрос, предложение и рыночное равновесие