Спрос, предложение и рыночное равновесие

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 22:22, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы - рассмотрение спроса, предложения и рыночного равновесия с позиций экономической теории и в их взаимодействии.
В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятия спроса и предложения;
- раскрыть основные влияющие факторы и законы спроса и предложения;
- проанализировать основы взаимодействия спроса и предложения на рынке;
- раскрыть механизм формирования рыночной цены в концепции Альфреда Маршалла.
Предмет исследования в работе - экономические категории спроса, предложения и рыночного равновесия.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………......3-4
Глава 1. СПРОС………………………………………………………………................5
1.1 Понятие спроса, закон спроса…………………………………………………...5-8
1.2 Эластичность спроса……………………………………………………………8-11
1.3 Неценовые факторы изменения спроса, виды спроса…………………..…11-14
Глава 2. ПРЕДЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………....15
2.1 Понятие предложения, закон предложения………………………………..15-17
2.2 Факторы изменения предложения……………………………………………17-20
2.3 Эластичность предложения…………………………………………………...20-22
Глава 3. РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ……………...……………………………...…...23
3.1 Взаимодействие спроса и предложения. Равновесная цена………………...23-24
3.2 Факторы рыночного ценообразования……………………………………….25-27
3.3Механизм формирования рыночной цены в концепции Альфреда Маршалла…………………………………………………………………………..27-30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..31-32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………......33

Файлы: 1 файл

Микроэкономика к.р..doc

— 183.00 Кб (Скачать)

     1.2 Эластичность спроса 

     Эластичность  спроса — изменение спроса на данный товар под влиянием экономических  и социальных факторов, связанных  с изменением цен; спрос может быть эластичным, если процентное изменение его объема превышает снижение уровня цен, и неэластичным, если степень снижения цен выше прироста спроса.

     Ценовая эластичность. Согласно закону спроса, потребители при снижении цены будут  приобретать большее количество продукции. Однако степень реакции потребителей на изменение цены может значительно варьироваться от продукта к продукту.

     Экономисты  используют концепцию ценовой эластичности для определения чувствительности потребителей к изменению цены продукции. Если небольшие изменения в цене приводят к значительным изменениям в количестве покупаемой продукции, то такой спрос называют относительно эластичным или просто эластичным (рис. 2). 

       
 
 
 
 
 

     Рис. 2. Эластичный спрос.

     Если  существенное изменение в цене ведет к небольшому изменению в количестве покупок, то такой спрос относительно неэластичный или просто неэластичный (рис. 3). 
 
 

       
 
 
 
 

     Рис. 3. Неэластичный спрос. 

     Когда процентное изменение цены и последующее  изменение количества спрашиваемой продукции равны по величине, то такой случай называют единичной эластичностью (рис. 4). 

       
 
 
 
 

     Рис. 4. Спрос с единичной эластичностью. 

     Если  изменение цены не приводит ни к  какому изменению количества спрашиваемой продукции, то такой спрос является совершенно неэластичным (рис. 5).

       
 
 

     Рис. 5. Совершенно неэластичный спрос. 

     Если  самое малое снижение цены побуждает  покупателей увеличивать покупки  от нуля до предела своих возможностей, то такой спрос является совершенно эластичным (рис. 6).

       
 
 
 
 

     Рис. 6. Совершенно эластичный спрос. 

     Формула ценовой эластичности. Степень ценовой эластичности или неэластичности определяют с помощью коэффициента эластичности (Ed). 

     

     Ed= 
 

     Процентные  изменения вычисляются путем  деления величины изменения в  цене на первоначальную цену, и следующего за этим изменения в количестве спрашиваемой продукции на то количество продукции, на которое спрос предъявлялся первоначально.

     Использование процентных изменений позволяет  избежать ошибок в расчетах при использовании  произвольных единиц измерения.

     Ценовой коэффициент эластичности всегда будет  иметь отрицательный знак (т.к. закон  спроса представляет собой обратную зависимость количества продукта от цены), поэтому рассматривается только абсолютная величина коэффициента эластичности.

     Оценка  эластичности по показателю общей выручки.

     1.Эластичный  спрос (Ed>1). Если спрос эластичен,  уменьшение цены приведет к  увеличению общей выручки. Потому  что даже при меньшей цене, уплачиваемой за единицу продукции,  прирост продаж оказывается более  чем достаточным для компенсации потерь от снижения цены. Верно и обратное: при эластичном спросе увеличение цены приведет к уменьшению общей выручки.

     Если  спрос эластичен, изменение цены вызывает изменение общей выручки  в противоположном направлении.

     2. Неэластичный спрос (Ed<1). Если спрос неэластичен, уменьшение цены приведет к уменьшению общей выручки. Расширение продаж оказывается недостаточным для компенсации снижения выручки, получаемой с единицы продукции, и в результате общая выручка уменьшается. Обратное утверждение тоже верно,

     Если  спрос неэластичен, уменьшение цены вызывает изменение общей выручки  в том же направлении.

     3. Единичная эластичность (Ed=1). Увеличение  или уменьшение цены оставит  общую выручку неизменной. 

     1.3 Неценовые факторы изменения спроса, виды спроса 

     Наряду  с ценами на величину спроса воздействуют и другие, неценовые факторы, (детерминанты спроса), приводящие к изменению  в спросе при данных ценах.

     Неценовые факторы спроса:

     1. Предпочтения потребителей (вкус  и мода). Как правило, если товар  становится модным, то спрос на него растет. Проявляется так называемый "эффект присоединения к большинству", и наоборот, если товар выходит из моды - спрос на него падает.

     2. Доход покупателя. Изменение дохода  может оказывать на спрос двоякое  влияние. Различают товары высшей категории ("нормальные", качественные товары) и товары низшей категории (низкокачественные). Если доходы растут, то спрос на нормальные товары повышается, а спрос на товары низшей категории падает. И наоборот, если доходы падают, то спрос на товары низшей категории возрастает, а спрос на качественные товары падает. Очевидно, что при росте доходов (при прочих равных условиях) спрос на сливочное масло растет, а на маргарин падает.

     3. Цены других товаров. Если товары  взаимозаменяемые, то существует прямая зависимость между изменением цены на один товар и спросом на другой. Рост цен на авиабилеты ведет к росту спроса на железнодорожные перевозки.

     Если  товары взаимодополняющие, то связь  между изменением цены одного товара и спросом на другой - обратная. Рост цен на автомобили приведет к снижению спроса на бензин.

     4. Количество и состав покупателей  на рынке. Очевидно, что чем  больше покупателей, тем больше  рыночный спрос. При этом характер  спроса будет зависеть от возрастного,  национального, религиозного состава покупателей.

     5. Ожидания покупателей в отношении  изменения цен товаров. Если  покупатели ожидают рост цен  в будущем (чрезвычайные ситуации, аварии, катастрофы, финансовые кризисы), то сегодня спрос будет увеличиваться  (ажиотажный, инфляционный спрос). Если покупатели ожидают снижения цен, то сегодня их спрос будет сокращаться (отложенный спрос). Многие сегодня не спешат покупать компьютеры и ноутбуки, зная, что цены на них через полгода будут ниже нынешних.

     Таким образом, на спрос на данный товар влияют изменения цен самого товара и неценовые факторы. При этом, если изменение цены товара ведет к движению вдоль кривой спроса, то под действием неценовых факторов происходит смещение кривой спроса.

     Различают следующие виды спроса:

     1. Отрицательный спрос. Рынок находится в состоянии отрицательного спроса, если большая его часть недолюбливает товар и согласна даже на определенные издержки, лишь бы избежать его. У людей негативный спрос на прививки, стоматологические процедуры, операции. У работодателей ощущается отрицательный спрос на наем бывших заключенных и алкоголиков.

     2. Отсутствие спроса. Целевые потребители  могут быть не заинтересованными  в товаре или безразличными  к нему. Так, фермеры могут не  заинтересоваться новым агротехническим  приемом, а студенты колледжа - изучением иностранного языка.

     3. Скрытый спрос. Многие потребители  могут испытывать сильное желание,  которое невозможно удовлетворить  с помощью имеющихся на рынке  товаров или услуг. Существует  большой скрытый спрос на безвредные  сигареты, безопасные жилые микрорайоны и более экономичные автомобили.

     4. Падающий спрос. Рано или поздно  любая организация столкнется  с падением спроса на один  или несколько своих товаров. 

     5. Нерегулярный спрос. У многих  организаций сбыт колеблется  на сезонной, ежедневной и даже почасовой основе, что вызывает проблемы недогрузки и перегрузки. Большая часть общественного транспорта не загружена во время дневного затишья и не справляется с перевозками в часы пик. По будням в музеях мало посетителей, зато в выходные дни залы переполнены.

     6. Полноценный спрос. О полноценном  спросе говорят, когда организация  удовлетворена своим торговым  оборотом.

     7. Чрезмерный спрос. У ряда организаций  уровень спроса выше, чем они могут или хотят удовлетворить.

     8. Нерациональный спрос. Противодействие спросу на товары, вредные для здоровья, требует целеустремленных усилий. Проводятся кампании против распространения сигарет спиртных напитков, наркотических средств, вызывающих привыкание, огнестрельного оружия, порнографических фильмов, против создания больших семей.

     9. Сбалансированный спрос. Этот вид спроса возникает тогда, когда между спросом и предложением возникает устойчивый равновесный режим обмена товарами и услугами.

     Разновидности спроса:

     1) Потенциальный спрос - формируется путем учета тех потребителей, которые в состоянии купить товар, но пока этого не делают.

     2) Реальный спрос - дает возможность  оценить сегодняшнее состояние  рынка, который является исходными  данными для прогнозирования  и потенциального спроса, и увеличения емкости данного рынка.  
 

Глава 2. ПРЕДЛОЖЕНИЕ 

     2.1 Понятие предложения,  закон предложения 

     Предложение - количество товара, которое производители  желают и могут продать по определенной цене при определенных условиях. Точно  так же, как цене влияет на спрос, она влияет и на него предложение. Любой продавец руководствуется своими «корыстными» целями, т.е. он хочет продать свой товар подороже. Это и понятно, ведь чем выше цена, тем больше выручка и прибыль продавца, а значит - и стимул для него наращивать производство. Объем индивидуального предложения зависит от многих факторов: цены данного товара; величины затрат, которых требует от производителя производство данного товара; затратности производства других товаров, на которые может «переключиться» производитель, и их цен; налогов и дотации; прочих условий. Объем рыночного предложения есть количество товаров, которое желают и способны продать все продавцы вместе в единицу времени при данной цене. Эта величина равна сумме объемов индивидуального предложения всех продавцов при данной цене. Обычно объем рыночного предложения называют для краткости просто объемом предложения. Цена предложение - это минимальная цена, по которой продавцы согласны предложить на рынок данное количество товара. Предложение, как и спрос, изображается графиком (рис. 7), однако развернутым в другую сторону (имеет наклон справа налево).

     Отложим величину предложения по оси абсцисс, а цену - по оси ординат. Линия  предложения имеет положительный  наклон, т.е. цена и величина предложения  находятся в прямо пропорциональной зависимости: когда цена растет, растет и предложение. Второй способ - табличный, зависимость величины предложения от цены товара представлена в таблице (рис. 8).

        P S 
 
 
 

     

     Q

     Рис. 7. Кривая предложения. 

Цена (руб. за шт.) Продавцы готовы продать (шт.)
2000 25
1500 15
1300 9
1000 6
800 4
500 2

Информация о работе Спрос, предложение и рыночное равновесие