Количественная и качественная определенность спроса, предложения и рыночного равновесия

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 18:39, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучить и исследовать количествееную и качественную определенность спроса, предложения и рыночного равновесия.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
• Изучить экономические концепции и теории регулирования рынка, законы спроса и предложения;
• Сформулировать понятие рынка;
• Проанализировать рыночный спрос и предложение;
• Проанализировать рыночную эластичность спроса и предложения;
• Проанализировать факторы изменения рыночного спроса и предложения;

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Количественная и качественная определенность спроса 5
1.1 Закон спроса 6
1.2 Факторы изменения спроса 9
1.3 Эластичность спроса 13
1.3.1 Ценовая эластичность спроса 14
1.3.2 Эластичность спроса по доходу 16
1.3.3 Перекрестная эластичность спроса 17
Глава 2. Количественная и качественная определенность предложения 20
2.1 Закон предложения 21
2.2 Факторы изменения предложения. 22
2.3 Эластичность предложения 24
Глава 3. Количественная и качественная определенность рыночного
равновесия 27
3.1 Установление равновесной цены по Л. Вальрасу и А. Маршаллу. 29
3.2 Устойчивость равновесия 31
3.3 Экономические концепции и теории регулирования рынка, законы
спроса и предложения 31
Заключение 34
Список использованной литературы 36

Файлы: 1 файл

Количественнная и качественная определенность спроса,предложния и рыночного равновесия.docx

— 180.09 Кб (Скачать)

                                       РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ФИЛИАЛ в г. НОЯБРЬСКЕ

Курсовая по экономической теории:

Количественная и качественная определенность спроса, предложения  и рыночного равновесия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил  студент 1-го курса

Специальность: Таможенное дело

Альберт Игорь Андреевич

Проверил: Черкашов Евгений Михайлович

 

 

 

 

 

Ноябрьск 2010


 

Оглавление

Содержание 2

Введение 3

Глава 1. Количественная и качественная определенность спроса 5

1.1 Закон спроса 6

1.2 Факторы изменения спроса 9

1.3 Эластичность спроса 13

1.3.1 Ценовая эластичность спроса 14

1.3.2 Эластичность спроса по доходу 16

1.3.3 Перекрестная эластичность спроса 17

Глава 2. Количественная и качественная определенность предложения 20

2.1 Закон предложения 21

2.2 Факторы изменения предложения. 22

2.3 Эластичность предложения 24

Глава 3. Количественная и качественная определенность рыночного  
равновесия 27

3.1 Установление равновесной цены по Л. Вальрасу и А. Маршаллу. 29

3.2 Устойчивость равновесия 31

3.3 Экономические концепции и теории регулирования рынка, законы  
спроса и предложения 31

Заключение 34

Список использованной литературы 36

 

Введение

         Цель работы: изучить и исследовать  количествееную и качественную  определенность спроса, предложения  и рыночного равновесия.

В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

    • Изучить экономические концепции и теории регулирования рынка, законы спроса и предложения;

    • Сформулировать понятие рынка;

    • Проанализировать рыночный спрос и предложение;

    • Проанализировать рыночную эластичность спроса и предложения;

    • Проанализировать факторы изменения рыночного спроса и предложения;

    • Изучить устойчивость рыночного равновесия.

Важнейшими  категориями микроэкономического  анализа являются спрос и предложение  на отдельных рынках. Рынок – это институт, или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг. При этом рынки принимают самые разные формы. Основные параметры любого рынка – спрос, цена и предложение. Ведущую роль в модели «спрос-предложение» играет цена. Можно легко убедиться в наличии прямой зависимости между количеством приобретаемых вещей и ценами на них: с ростом цены на товар, как правило, падает объем его реализации, и наоборот.

Чтобы понять, как действует этот механизм цены на производителя, необходимо, прежде всего, разобраться в вопросе: как устанавливаются цены в процессе купли-продажи. Поскольку стремления покупателей и продавцов удовлетворяются друг за счет друга, то они неизбежно встречаются друг с другом, образуется так называемый рынок, система экономических отношений между покупателями и поставщиками товара, в результате которых между ними совершаются сделки. Рынок как таковой состоит из продавцов и покупателей, поэтому исходя из приоритета спроса и предложения важно, кто раньше появился: продавец или покупатель, т.е. что первично: спрос или предложение. Многие желают хорошо одеваться, питаться, иметь хорошую квартиру, машину, дачу и многое другое. Но эти мечты способны стать реальностью только тогда, когда люди смогут  все это купить, т.е. с подобной точки зрения спрос является первичным стимулом производства. Спрос удовлетворяется производителями товаров. Несмотря на то, что каждый производитель самостоятельно решает основные экономический проблемы: «Что, как и для кого производить?» - никакого беспорядка и анархии в обществе не отмечается. Причина этому – ориентир на цену. Ей и подчиняется производитель в условиях рынка. Именно цена в первую очередь стимулирует производителя изготовлять те или иные товары. Цена выполняет роль регулятора хозяйствования деятельности.

 

Глава 1. Количественная и качественная определенность спроса

Любой покупатель стремится максимально  полно удовлетворить все свои потребности путем приобретения различных товаров. Однако он ограничен  в своих действиях имеющейся  в его распоряжении суммой денег, которые он имеет возможность  передать в обмен на необходимый  ему набор товаров. Таким образом, покупатель будет стремиться составить  определенную комбинацию различных  планируемых для покупки товаров, которая будет доступна для него по своей общей стоимости и  одновременно наилучшим образом  удовлетворит его индивидуальные потребности  в целом. Формируется индивидуальный спрос – намерение покупателей  покупать нужные им товары, подкрепленное  их возможностью оплатить эти товары.

Термин  «спрос» имеет для экономиста специфическое значение. Спрос –  это то количество товаров и услуг, которое покупатели хотят и могут  приобрести в данный момент по определенной цене и при определенных условиях.  Спрос изображается в виде графика, показывающего количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по некоторой цене из возможных в течение определенного периода времени. Спрос выражает ряд альтернативных возможностей, которые можно представить в форме таблицы. Он показывает то количество продукта, на которое будет предъявлен спрос при разных ценах. Приведем пример: некто захотел приобрести компьютер со строго определенными техническими характеристиками. С чего он начинает? С анализа цен на различных рынках и в магазинах на подобные товары. Затем он сопоставляет цены на компьютеры с необходимыми ему потребительскими качествами. Далее идет анализ собственных доходов и следует вывод о том, как покупка может отразиться на содержимом кошелька. В результате в зависимости от цен на компьютеры и от толщины кошелька товар с оптимальными потребительскими характеристиками приобретается в конкретном магазине. Поскольку точно так же будет поступать и большинство других покупателей, то формируется цена спроса. В случае табличного способа задания функции спроса значение цены записываются  в первом столбце таблицы, а соответствующие объемы спроса – во втором ее столбце. При использовании табличного способа нередко возникает проблема оценки объема спроса для цены, не указанной в таблице. Тогда предполагают, что в промежутках между ближайшими табличными значениями цены кривая спроса представляет собой отрезок прямой. Допустим, что нам надо определить объем спроса для цены p, которая лежит между табличными значениями цены p1 и p2 , которым соответствуют объемы Q1 и Q2. Тогда искомый объем спроса Q для цены p приближенно равен:

.

Если, например, объем спроса на картофель при цене 10 руб. равен 400т., а при цене 15руб. – 300т, то объем спроса при цене 12 руб. приближенно равен:

(3/5)*400+(2/5)*300=360 (т).

1.1 Закон спроса

Под ценой спроса понимается та максимальная цена, которую потребитель согласен заплатить при покупке данного  товара или его определенного  количества. Понятно, что основное желание покупателя – купить товар подешевле и получше. А отсюда ясно, что чем ниже цена на товар, качество которого удовлетворяет покупателя, тем больше потребителей захотят приобрести именно этот товар. Данная ситуация формулируется в следующем законе спроса: При прочих равных условиях, чем меньше цена, тем больше величина спроса, и наоборот.

Проиллюстрирую  данный закон табличным и графическим  способами.

В качестве примера составлю таблицу  гипотетической зависимости между  величиной спроса и значением цены.

P

10

8

6

3.5

2.5

2

1.5

1.4

1.35

1.33

Qd

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10


 

Из  таблицы видно, что при самой  высокой цене товар практически  не раскупается, а по мере снижения цены величина спроса возрастает, что  и подтверждает закон спроса. Приведем те же данные в графическом виде, используя таблицу. Отложим по вертикали  значение цен, а по горизонтали –  величину спроса (рис.2).

Анализируя  график можно выделить следующие моменты:

  1. кривая спроса D показывает, какое количество товара потребители приобрели бы при различных уровнях цен;
  2. построенная по определенным точкам кривая D является функцией только одного параметра – цены;
  3. Используя представленный график, можно вычислить конкретное числовое значение величины спроса Qo для такой-то цены Po, которая еще не устанавливалась при торговых операциях.

Вывод: и табличный, и графический способы  четко выявляют  обратную зависимость  величины спроса от изменения цены за единицу товара.

Что лежит в основе этого закона? Чтобы  ответить на этот вопрос, можно использовать несколько уровней аргументации.

  1. Здравый смысл и элементарное наблюдение действительности согласуются с тем, что  нам показывает кривая спроса. Обычно люди действительно покупают данного  продукта больше по низкой цене, чем  по высокой. Для потребителей цена представляет собой барьер, мешающий им совершить покупку. Чем выше этот барьер, тем меньше продукта  они будут покупать, а чем ниже ценовой барьер, тем большее его количество они приобретут. Иными словами, высокая цена отбивает у потребителя охоту покупать, а низкая цена усиливает их желание совершить покупку. Уже тот факт, что фирмы устраивают «распродажи», служит наглядным свидетельством их веры в закон спроса. «Дни торговли по сниженным ценам» основаны на законе спроса. Предприятия сокращают свои товарные запасы не путем повышения цен, а путем их снижения.
  2. В любой данный период времени каждый покупатель продукта получает меньше удовлетворения, или выгоды, или полезности от каждой последующей единицы продукта. Например, второй чебурек дает меньше удовлетворения потребителю, чем первый; третий приносит еще меньше удовольствия или полезности, чем второй и так далее. Отсюда следует, что, поскольку потребление подвержено действию принципа убывающей предельной полезности – то есть принципа, согласно которому последующие единицы данного продукта приносят все меньше и меньше удовлетворения, - потребители покупают дополнительные единицы продукта лишь при условии, что цена его снижается.
  3. На несколько  более высоком уровне анализа закон спроса можно объяснить эффектами дохода и замещения. Эффект дохода  указывает на то, что при более низкой цене человек может позволить себе купить больше данного продукта, не отказывая себе в приобретении каких-либо альтернативных товаров. Иными словами, снижение цены продукта увеличивает покупательную способность денежного дохода потребителя, а поэтому он в состоянии купить большее количество данного продукта, чем прежде. Более высокая цена приводит к противоположному результату.  Эффект замещения выражается в том, что при более низкой цене у человека появляется стимул приобрести дешевый товар вместо аналогичных товаров, которые теперь относительно дороже. Потребители склонны заменять дорогие продукты более дешевыми. Приведу пример: снижение цены на говядину повышает покупательную способность дохода потребителя и позволяет ему покупать больше говядины (эффект дохода). При более низкой цене говядины ее покупка становится относительно более заманчивой, и ее покупают вместо свинины, баранины, цыплят и рыбы (эффект замещения). Эффекты дохода и замещения совмещаются и приводят к тому, что у потребителей возникает способность и желание покупать большее количество продукта по более низкой цене, чем по высокой.

Закон спроса нарушается для товаров Гиффена  и товаров Веблена.

Товары  Гиффена (рис.3)встречаются среди дешевых товаров, которые представляют основной продукт питания бедняков. Если такой продукт (например, картофель) дорожает, то бедняки вынуждены сократить потребление других, более дорогих и качественных продуктов (мяса, сыра, и др.). Поскольку наш товар остается сравнительно дешевым продуктом, объем спроса на него растет, что в некоторой степени компенсирует отказ от качественных продуктов. Товары Веблена (рис.3) встречаются среди дорогих товаров, которые приобретаются богатыми для демонстративного потребления: дорогие шубы, бриллианты. Цены в этом случае представляет собой основное потребительское качество товара, а поэтому чем она выше, тем больше объем спроса.

    1. Факторы изменения спроса

Когда экономист строит кривую спроса (рис.4),

он исходит  из допущения, что цена служит самой важной детерминантой количества любого покупаемого продукта. Однако экономисту известно, что существуют и другие факторы, которые могут повлиять и действительно влияют на покупки. Таким образом, при построении кривой спроса D1 следует также допустить, что «прочие условия равны», то есть что неценовые детерминанты величины спроса предполагаются неизменными. Когда эти неценовые детерминанты спроса действительно изменяются, положение кривой спроса сдвигается на некую новую позицию вправо или влево от D1. Поэтому указанные детерминанты называют факторами изменения спроса.

Основные  неценовые детерминанты: 1)Вкусы, или предпочтения, потребителей;2) число потребителей на рынке;3) денежные доходы потребителей;4) цены на сопряженные товары;5) потребительские ожидания относительно будущих цен и доходов.6) Субъективное восприятие информации, некритическое восприятие слухов.

Что происходит, когда одна или более  детерминант спроса претерпевают изменения? Изменение одной детерминанты (или  более) изменяет положение кривой спроса на рисунке 4.Такое смещение положения  кривой спроса называется изменением в спросе. Если потребители обнаруживают желание и способность покупать большее количество данного товара по каждой из возможных цен, очевидно, что произошло увеличение спроса (смещение кривой спроса вправо от D1 к D2, и наоборот, уменьшение спроса от D1 к D3).

  1. Потребительские вкусы. Изменение вкусов и предпочтений покупателей, прежде всего, связано с модой, со стимулированием спроса путем рекламы и других приемов (выставки, презентации). Большое влияние на вкусы и предпочтения отказывает также и качество товара (его долговечность, надежность, простота эксплуатации и т. п.). С другой стороны, повышение общей культуры общества может привести к тому, что имеющиеся на рынке товары уже не будут отвечать вкусам потребителей. Неблагоприятные перемены в предпочтениях потребителей вызовут уменьшение спроса и смещение кривой спроса влево (рис.5).

Информация о работе Количественная и качественная определенность спроса, предложения и рыночного равновесия