Спрос и предложение. Рыночное равновесие

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 14:48, контрольная работа

Краткое описание

Спрос - это платежеспособная потребность, сумма денег, которую покупатели могут и намерены заплатить за какие-то нужные им изделия и услуги. Спрос нельзя отождествлять с потребностью как таковой: если человек нуждается в каком-то благе, но у него нет денег, то он не обладает покупательским спросом, т.е. совокупная величина потребностей превышает платежеспособный спрос, и потребности не могут быть полностью удовлетворены. Таким образом, платежный спрос-это спрос на товары и услуги, подкрепленный денежными средствами покупателей.

Оглавление

1. Спрос. Закон спроса. Неценовые факторы (детерминанты) спроса 3
2. Предложение. Закон предложения. Неценовые факторы (детерминанты) предложения 10
3. Рыночное равновесие. Роль равновесной цены. Виды равновесия 17
Задача 20
Список литературы 22

Файлы: 1 файл

2837.doc

— 755.00 Кб (Скачать)
 
 

     Содержание 
 
 
 

 

  1. Спрос. Закон спроса. Неценовые факторы (детерминанты) спроса 

          Спрос - это платежеспособная  потребность, сумма денег, которую  покупатели могут и намерены  заплатить за какие-то нужные им изделия и услуги. Спрос нельзя отождествлять с потребностью как таковой: если человек нуждается в каком-то благе, но у него нет денег, то он не обладает покупательским спросом, т.е. совокупная величина потребностей превышает платежеспособный спрос, и потребности не могут быть полностью удовлетворены. Таким образом, платежный спрос-это спрос на товары и услуги, подкрепленный денежными средствами покупателей. Он отражает обеспеченную деньгами часть потребностей населения в конкретных количествах товаров и объемах услуг определенного назначения.

          Величиной спроса называется  количество товара определенного  вида, которое потребитель хочет  и в состоянии купить при  определенной цене на них в  течение определенного периода  времени. Именно спрос определяет, что покупать на рынке и в каком количестве.

     Величина  спроса находится в обратной зависимости  от цены: чем выше цена товара, тем  меньшее его количество люди готовы купить, и наоборот, чем ниже цена, тем большее количество товара люди готовы купить. Это соотношение называется законом спроса.

          Для того чтобы легче выявить  зависимость спроса от цены  рассмотрим шкалу спроса, которая  показывает, сколько  товаров  можно купить по различным  ценам за данный период.

     Таблица .1. -  Спрос1

     Цена 1 кг яблок, руб.  Покупатели готовы купить 

     2 25

     5 15

     8 9  

     10 6

     15 4

     20 2

          Закон спроса выражает следующую  функциональную зависимость спроса (С) от цены (Ц): С=F(Ц), где F- показатель  количественной зависимости. Чем  выше цена товара, тем меньше  спрос на него со стороны покупателей. Например, в нашей стране повышение цен на подписные издания в 1991-1998гг. привело к сокращению объема подписки. Действует и обратная зависимость: чем ниже цена, тем больше спрос. Математически это означает, что между величиной спроса и ценой существует обратно пропорциональная зависимость (однако не обязательно в виде гиперболической, представленной формулой y=а/x).2

          Природа закона спроса по существу  проста. Если у покупателя есть  определенная сумма денег на  приобретение данного товара, то он сможет купить тем меньше товара, чем больше его цена, и наоборот. Конечно, реальная картина намного сложнее, так как покупатель может привлечь дополнительные средства, приобрети взамен данного товара иной, заменяющий его. Но в целом закон спроса отражает генеральную тенденцию свертывания объема закупок с ростом цен на товар в условиях, когда денежные возможности покупателя ограничены определенным пределом.

          Графически закон спроса представлен  в виде так называемых кривых  спроса, отражающих в форме графика связь, функциональную зависимость между величиной спроса и ценой, то есть шкалу спроса.

     

     Рисунок.1.  - Кривые спроса 3 

          Кривые D-D' на графике показывают: при повышении цен платежеспособная  потребность людей сокращается, и наоборот, когда цена снижается, спрос на продукты увеличивается.

          Кривые спроса позволяют установить  не только объем спроса, соответствующий  данной цене на товар, но  и выявить чувствительность величины  спроса к изменению цены на  товар. 

          Сдвиг кривой спроса может произойти в результате:

     -изменения  доходов потребителей;

     -изменения  вкусов потребителей;

     -изменение  ожиданий;

     -изменения  ситуации (спроса, предложения, цены) на рынке заменителей или дополняющих  товаров.

         Мера реакции одной величины на изменение другой называется эластичностью.

     Эластичность  показывает, насколько процентов  измениться одна переменная экономическая  величина при изменении другой на один процент. Примером может служить  эластичность спроса по цене, или ценовая  эластичность спроса, которая показывает, на сколько изменится в процентном отношении величина спроса на товар при изменении его цены на один процент. Если обозначить цену Р, а величину спроса Q, то показатель (коэффициент) ценовой эластичности спроса Ep равен:

      (1) 

     где DQ - изменение величины спроса, %; DР - изменение цены, %; «Р» в индексе означает, что эластичность рассматривается по цене.

     Аналогично  можно определить показатель эластичности по доходам или какай-то другой экономической  величине.

     Показатель  ценовой эластичности спроса для  всех товаров является отрицательной  величиной. Действительно, если цена товара снижается - величина спроса растет, и  наоборот. Однако для оценки эластичности часто используется абсолютная величина показателя (знак «минус» опускается).

     Например, снижение цены стирального порошка  на 5% вызвало увеличение спроса на него на 10%. Показатель эластичности будет  равен:

           (2)

     Если  абсолютная величина показателя ценовой  эластичности спроса больше 1, то мы имеем дело с относительно эластичным спросом. Иными словами, изменение цены в данном случае приведет к большему количественному изменению величины спроса.

     Если  абсолютная величина показателя ценовой  эластичности спроса меньше 1, то спрос относительно неэластичен. В этом случае изменение цены повлечет за собой меньшее изменение величины спроса.

     При коэффициенте эластичности, равном 1, говорят  о единичной эластичности. В этом случае изменение цены приводит к  такому же количественному изменению величины спроса.4

     Существует  два крайних случая. В первом возможно существование только одной цены, при которой товар будет приобретаться  покупателями. Любое изменение цены приведет либо к полному отказу от приобретения данного товара (если цена повысится), либо к неограниченному увеличению спроса (если цена снизится). При этом спрос является абсолютно эластичным, показатель эластичности бесконечен. Графически этот случай можно изобразить в виде прямой, параллельной горизонтальной оси.

                 

                
 
 

     Рисунок 2.-  Абсолютно эластичный спрос. 5

     Например, спрос на помидоры, продаваемые отдельным  торговцем на городском рынке, абсолютно  эластичен. Однако рыночный спрос на помидоры не является эластичным.

     Другой  крайний случай представляет собой пример абсолютно неэластичного спроса: изменение цены не отражается на величине спроса. График абсолютно неэластичного спроса выглядит как прямая, перпендикулярная горизонтальной оси. 
 

       
 
 
 
 

     Рисунок 3. -  Абсолютно неэластичный спрос. 6

     Примером может служить спрос на отдельные виды лекарств, без которых больной не может обойтись, и т.п.

     Таким образом, абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса может  изменяться от нуля до бесконечности:

     1< |Eр| £ ¥ - спрос эластичен;

     0£ |Eр| < 0 - спрос неэластичен;

          |Eр| = 1 - спрос с единичной эластичностью.

     Как измерить эластичность спроса по цене? Для этого необходимо подсчитать процентное изменение величины спроса, процентное изменение цены и соотнести  их:

      (3)

     Из  этой формулы видно, что показатель эластичности зависит не только от соотношения приростов цены и объема, или от наклона кривой спроса, но и от их фактических значений. Даже если наклон кривой спроса является постоянным, показатель эластичности будет различным для разных точек на этой кривой.

          К товарам с эластичным спросом  обычно относят:

     -предметы  роскоши; 

     -товары, стоимость которых ощутима для  семейного бюджета;

     -легкозаменяемые  предметы;

          Товары с неэластичным спросом  включают:

     -предметы  первой необходимости;

     -товары, стоимость которых незначительна  для семейного бюджета;

     -труднозаменяемые  товары.

     Перекрестная  эластичность.

          Заслуживает внимания и перекрестная (взаимная) эластичность спроса,

     которая выражает степень чувствительности спроса на определенный товар к

       изменению цены другого товара. Коэффициент перекрестной эластичности 

     показывает, на сколько процентов изменится  спрос на данный товар при 

     изменении цены другого товара на 1%:

     (4)

     где DQX— относительное изменение спроса на товар X, DPY— относительное изменение цены на товар Y. Знак коэффициента перекрестной эластичности зависит от того, являются ли товары взаимозаменяемыми, взаимодополняющими или нейтральными друг к другу. Эти варианты рассмотрены на рис.4. 7

         

     Кривая  В (E < 0) характеризует отрицательную перекрестную  эластичность: с ростом цены товара У объем спроса на товар Х  сокращается, и наоборот. В этом случае товары являются взаимодополняющими: например, автомобиль и бензин, фотоаппарат и  пленки к нему, магнитофон и кассеты.   Кривая С (E > 0) отражает положительную перекрестную  эластичность: при росте цены товара У объем спроса на товар Х  Увеличивается, т.е. происходит как бы переключение спроса с товара У на товар X. В таком случае товары являются взаимозаменяемыми (субститутами), например, автобус и метро, конфеты и торты, кофе и чай.

          Кривая D (E= 0) выражает нулевую или  близкую к нулевой перекрестную  эластичность: изменение цены товара  У никак или очень мало отражается  на спросе на товар X. Такие  товары называются независимыми, или нейтральными, например, рост цен на шляпы вряд ли отразится на спросе на ботинки.              

          Следовательно, понятие эластичности  спроса весьма полезно при  изучении реакции потребителей  под воздействием тех или иных  факторов. В зависимости от степени эластичности спроса предприниматели могут прогнозировать и определять поведение своих предприятий.

     Эластичность  спроса по доходу.

          Реакция величины спроса на  изменение в цене—наиболее общее,  но не единственное применение  такого ключевого понятия как эластичность. Поскольку величина спроса на товар является функцией многих неизвестных, то теоретически можно определить эластичность спроса по любому из факторов, т.е. она может быть использована для выражения реакции спроса на любое условие и допущение, принятое априори постоянным при построении исследуемой кривой спроса. После цены другим таким важным условием является доход потребителей (остальным видам эластичности, например, по вкусам, по ожиданиям, сложно дать количественную оценку). 
 

Информация о работе Спрос и предложение. Рыночное равновесие