Спрос и предложение. Рыночное равновесие

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 14:48, контрольная работа

Краткое описание

Спрос - это платежеспособная потребность, сумма денег, которую покупатели могут и намерены заплатить за какие-то нужные им изделия и услуги. Спрос нельзя отождествлять с потребностью как таковой: если человек нуждается в каком-то благе, но у него нет денег, то он не обладает покупательским спросом, т.е. совокупная величина потребностей превышает платежеспособный спрос, и потребности не могут быть полностью удовлетворены. Таким образом, платежный спрос-это спрос на товары и услуги, подкрепленный денежными средствами покупателей.

Оглавление

1. Спрос. Закон спроса. Неценовые факторы (детерминанты) спроса 3
2. Предложение. Закон предложения. Неценовые факторы (детерминанты) предложения 10
3. Рыночное равновесие. Роль равновесной цены. Виды равновесия 17
Задача 20
Список литературы 22

Файлы: 1 файл

2837.doc

— 755.00 Кб (Скачать)

     Возможности технологического процесса также влияют на эластичность предложения. Например, если легко и быстро можно перепрофилировать  или приспособить оборудование для производства пользующейся спросом продукции и т.д.

          Большое влияние на эластичность  предложения оказывают и издержки  производства: если расширение выпуска  товара связано с резким удорожанием  производства, то эластичность предложения  этого товара будет невелика. В этом случае производство каждой дополнительной единицы товара требует таких затрат, что предприниматели пойдут на увеличение выпуска только в случае значительного роста цены товара.

     В отличие от эластичности спроса показатель суммарного (валового) дохода для предложения просто не существует, поскольку зависимость между ценой и количеством предлагаемой продукции является прямой. Поэтому, независимо от степени эластичности или неэластичности, цена и валовой доход всегда изменяются в одном и том же направлении. 

 

  3. Рыночное равновесие. Роль равновесной цены. Виды равновесия

 

     Рыночный  механизм действует таким образом, что любое нарушение равновесия влечет за собой его автоматическое восстановление. Однако иногда равновесие нарушается искусственно  либо в результате вмешательства государства, либо вследствие деятельности монополий, заинтересованных в поддержании монопольно высоких цен.

     «Цена пола» — установленная минимальная  цена, ограничивающая дальнейшее ее снижение. «Цена потолка», напротив, ограничивает повышение цены.

     Цены  пола и потолка могут быть установлены  государством, регулирующим ценообразование  на рынке. Например, государство  при  осуществлении социальной политики может установить максимальные цены на отдельные виды продуктов питания (потолок цен), выше которых продавцы не вправе устанавливать свои цены.  

       Примером цены пола может служить  запрет на торговлю товарами  по ценам ниже их себестоимости.

     Можно указать на многочисленные случаи завышения  цен на  продовольственные товары, в частности на пшеницу и кукурузу в США, посредством предоставления субсидий фермерам с тем, чтобы спасти их от разорения и обеспечить им достаточный уровень жизни. Однако при завышении цены образуются излишки  непроданного товара. В Соединенных Штатах Америки излишки зерновых скупаются федеральным правительством за счет средств госбюджета и в дальнейшем экспортируются. В противном случае одно лишь декларативное установление завышенной цены не дало бы никакого результата.

     С ценами потолка, регулируемыми государством, мы сталкиваемся чаще. К примеру, в России в качестве цен потолка можно рассматривать устанавливаемые ограничения на железнодорожные тарифы, стоимость топлива и электроэнергии и т.п.

     Цены  потолка занижены по сравнению с  равновесной ценой и препятствуют повышению рыночной цены до уровня равновесия. Заниженные цены обычно устанавливаются в результате политики государства, направленной на «замораживание» цен, т.е. фиксирование их на определенном уровне с тем, чтобы приостановить инфляцию и воспрепятствовать снижению жизненного уровня. Нехватку товаров, которая возникает как результат занижения цен по сравнению с уровнем равновесия, обычно решают с помощью рационирования спроса путем введения карточной системы или других систем нормированного распределения.

     Многие  экономисты — сторонники неолиберального  направления в экономике, т.е. приверженцы  ничем не ограниченной свободы рыночных отношений, возражают против применения цен пола и потолка, поскольку  это нарушает рыночный механизм. Они  полагают, что рыночное ценообразование автоматически устраняет излишки и дефицит. Пока цены могут свободно достигать своего уровня равновесия, объем спроса и объем предложения отменить нельзя.

     Приверженцы других направлений экономической  науки, нисколько не умаляя роли рынка и его законов, предлагают не дожидаться автоматического регулирования спроса и предложения. Одни считают, что надо регулировать спрос посредством управления занятостью, кредитом и денежной массой (неокейнсианцы); другие рекомендуют регулировать предложение с помощью изменений в налоговой политике и инвестициях (сторонники экономики предложения).

     Так или иначе, но фирмы, вступающие в  дело, должны считаться с уровнем  цены, сложившимся на основе взаимодействия спроса и предложения и, возможно, скорректированным путем установления государством верхнего и нижнего (одного или обоих) пределов колебаний. Разрабатывая рыночную стратегию, фирма не может существенно отклониться от этого уровня (если только она не владеет значительной частью рынка, дающей ей право стать монополистом) и при расчете возможной прибыли в основу калькуляции должна заложить рыночную цену.

     Рассмотрение  законов спроса и предложения, а  также принципа формирования равновесной  цены позволяет сделать следующие  выводы.

     1. В рыночной экономике существует механизм, обеспечивающий согласование интересов продавцов и покупателей на рынках:

     фирмы могут расширять и сужать производство в зависимости от изменения спроса, иными словами, они свободны в  выборе объема и структуры выпуска; 12

     цены  гибкие, изменяются под воздействием спроса и предложения;

     наличие конкуренции, без которой рыночный механизм спроса и предложения действовать  не будет.

     2. Если на рынке произойдет какое-то  событие, которое нарушит сложившееся  равновесие (например, изменение вкусов  потребителей и соответствующее изменение спроса), то:

     фирмы-производители  обязательно среагируют на изменение  рыночных условий (например, увеличение спроса приведет к росту цены данной продукции, поскольку спрос покажет  производителям, куда следует направить  свои усилия);

     начнется  процесс приспособления производителей и потребителей к новым условиям, в результате сформируются новая  рыночная цена и новый объем производства, соответствующие изменившимся условиям.

     В этом смысле рыночная экономика оказалась  более эффективной, чем административно-командная, которая реагировала на возникновение диспропорций в скрытой форме (устойчивый дефицит отдельных продуктов, деформированная структура производства и другие известные атрибуты плановой системы). Иными словами, предприятия в административно-командной экономике оказались нечувствительными к изменениям в силу отсутствия обратной связи, реакции производства на изменения спроса.

     Значительная  часть сегодняшних проблем России во многом объясняется пассивностью предприятий-производителей, ожиданием привычной помощи «сверху», нежеланием формировать рыночный образ мышления, отсутствием информации о том, как должно вести себя предприятие в условиях рынка.

     Рисунок 7

     Равновесная цена 
 

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Избыточный  спрос или дефицит сопутствующий ценам ниже цены равновесия свидетельствует, что покупателям необходимо платить более высокую цену, чтобы не остаться без продукта. Растущая цена будет 1) побуждать фирмы к перераспределению ресурсов в пользу производства данного товара и 2) вытеснять некоторых потребителей с рынка.  

  Задача

 
 

     Условие. Если в экономике страны НД составляет 980 млрд.ден.ед., прибыль корпорации 63 млрд., процентные платежи 14 млрд., доходы от собственности 57 млрд., арендная плата 19 млрд., амортизация 35 млрд., косвенные налоги 29 млрд., индивидуальные налоги 31 млрд., дивиденды 25 млрд., то чему равна заработная плата?

     Процент за кредит 12

     Валовые инвестиции 55

     Зарплата 218

     Прибыль корпорации 113

     Косвенные налоги 22

     Рентные платежи 20

     Налог на прибыль 50

     Чистый  экспорт 9

     Государственные расходы 90

     Доход от собственности 19

     Трансферты  населению 23

     Потребительские расходы 260

     Чистые  частные инвестиции 45

     Найти ВНП методом расхода и дохода, ЧНП.

     Если  в экономике страны НД составляет 980 млрд.ден.ед., прибыль корпорации 63 млрд., процентные платежи 14 млрд., доходы от собственности 57 млрд., арендная плата 19 млрд., амортизация 35 млрд., косвенные налоги 29 млрд., индивидуальные налоги 31 млрд., дивиденды 25 млрд., то чему равна заработная плата?

     Решение НД=980 млрд.ден. ед., тогда

     ВНП=980+29+35=1044   млрд.ден.ед

     Из  формулы ВНП = w+r+R+p+A+T, где 
w − заработная плата, 
r − доходы и процент на собственность 
R − рентные платежи 
p − прибыль 
A − амортизация, или расходы на восстановление изношенного капитала 
T − косвенные налоги (подразумевается, что все прямые уже учтены)
 

     , получаем, что заработная плата  =1044-14-63-57-19-35-29=827 млрд.ден.ед., 

     Процент за кредит 12

     Зарплата 218

     Прибыль корпорации 113

     Косвенные налоги 22

     Рентные платежи 20

     Налог на прибыль 50

     Доход от собственности 19

     Найти ВНП методом расхода и дохода, ЧНП. 

     ВНП методов дохода

     Процент за кредит 12

     Зарплата 218

     Прибыль корпорации 113

     Косвенные налоги 22

     Рентные платежи 20

     Налог на прибыль 50

     Доход от собственности 19 

     ВНП методом расхода 482 

     Валовые инвестиции 55

     Чистый  экспорт 9

     Государственные расходы 90

     Трансферты  населению 23

     Потребительские расходы 260

     Чистые  частные инвестиции 45

     ИТОГО ВНП по расходам 482

 

  Список литературы

 
    1. Баликоев  В.З. Общая экономическая теория. / В.З. Баликоев – М.: Приор, 2007. – 528с.
    2. Борисов Е.А., Петров А.А., Стерликов Ф.Ф. Экономика: справочник. М.: 2008. – 455 с.
    3. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. / Е.Ф. Борисов – М.: Юрист, 2006. – 599с.
    4. Войтов А.Г. Экономика : общий курс. / А.Г. Войтов – М.: ИВЦ «Маркетинг», 2008. – 493с.
    5. Дейвид Е. Линдсей, Эдвин Дж. Долан. Рынок. Микроэкономическая модель. М.: СП Автокомп, 1992. – 661 с.
    6. Зубко Н. М. Экономическая теория. М.: НТЦ АПН, 2001. – 889 с.
    7. Иохин В.Я. Экономическая теория. / В.Я. Иохин – М.: Юрист, 2007. – 864с.
    8. Камаев В.Д.  Экономическая теория: Учебник. / В.Д. Камаев — М.: ВЛАДОС,  2008 — 640 с.
    9. Кураков Л.П., Яковлев Г.Е. Курс экономической теории. М.: Гелиос АРВ, 2005.- 337 с.
    10. Курс экономики: Учебник / Под ред. Б.А. Райзберга. — М.: ИНФРА-М, 2006.- 720с.
    11. Кэмпбэлл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю. Экономикс: принципы, проблемы, политика. М.: Республика, 1993.. – 1199  с.
    12. Максимова В.Ф. Микроэкономика. М.: Соминтэк., 2007. – 552 с.
    13. Николаева И.П. Экономическая теория. М.: Проспект, 2005. – 449 с.
    14. Пол А. Самуэльсон, Вильям Д. Нордхаус. Экономика. М.: 1999.- 211 с.
    15. Райзберг Б.А. Курс экономики. М.: Инфра-М, 2004.- 429 с.
    16. Чепурин М.Н., Киселева Е.А. Курс экономической теории. Киров: АСА, 2005. – 761 с.
    17. Шишкин А.Ф. Экономическая теория. / А.Ф. Шишкин – М.: Владос, 1997. – 493с.
    18. Экономика. / Под   редакцией   А. И. Архипова,   А. Н. Нестеренко, А. К. Большакова. — М.: ПРОСПЕКТ,  2008.—792 с.
    19. Экономика. / Под ред. А.С. Булатова. — М.: БЕК, 2009. — 816 с.
    20. Экономическая теория. / Под ред. И.П. Николаевой. – М : ПРОСПЕКТ, 2007. - 448с.

Информация о работе Спрос и предложение. Рыночное равновесие