Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 14:48, контрольная работа
Спрос - это платежеспособная потребность, сумма денег, которую покупатели могут и намерены заплатить за какие-то нужные им изделия и услуги. Спрос нельзя отождествлять с потребностью как таковой: если человек нуждается в каком-то благе, но у него нет денег, то он не обладает покупательским спросом, т.е. совокупная величина потребностей превышает платежеспособный спрос, и потребности не могут быть полностью удовлетворены. Таким образом, платежный спрос-это спрос на товары и услуги, подкрепленный денежными средствами покупателей.
1. Спрос. Закон спроса. Неценовые факторы (детерминанты) спроса 3
2. Предложение. Закон предложения. Неценовые факторы (детерминанты) предложения 10
3. Рыночное равновесие. Роль равновесной цены. Виды равновесия 17
Задача 20
Список литературы 22
Предложение - это совокупность
товаров, находящихся на рынке
или способных быть
Предложение предопределяется
Предложение характеризует
Объем, величина предложения - это количество продукта, которое продавец желает, может и способен в соответствии с наличием или производственными возможностями предложить для продажи на рынке в течение некоторого периода времени по определенным ценам.
Как и объем спроса, величина предложения зависит не только от цены, но и от ряда неценовых факторов, включая производственные возможности, состояние технологии, ресурсное обеспечение, уровень цен на другие товары, инфляционные ожидания.
Закон предложения.
Если для покупателей цена определяет величину спроса на товар или услугу, то для производителей она определяет величину предложения.
Величиной предложения
Закон предложения состоит в следующем: чем выше цена, тем больше величина предложения; чем ниже цена, тем меньше величина предложения.
Почему действует закон
Во-первых, потому, что по возросшей
цене производители захотят
Во-вторых, действует «эффект нового продавца». Дело в том, что всякого рода производство чего-то стоит производителю, требует от него определенных издержек и затрат. Они имеют различную природу. С одной стороны, для того, чтобы изготовить некоторое количество товаров, производитель должен приобрести и затратить факторы производства: землю, труд и капитал. Это так называемые издержки производства.
Рост величины предложения
Шкала предложения показывает, сколько
товаров продавцы готовы
Таблица.3. - Предложение 9
Цена 1 продукта продавцы готовы продать
20 25
15 15
13 9
8 4
5 2
Графически закон предложения
может быть отображен кривой
предложения, отображающей в
Из данного графика видно, что при увеличении цены на товар, предложение будет увеличиваться.
По аналогии со спросом следует различать величину предложения, характеризующую изменение объема предложения в зависимости от цены при перемещении по кривой предложения, и предложение в целом, характеризуемое формой и положением всей кривой предложения.
Смещение всей кривой
1) цены на ресурсы;
2) технология производства;
3) налоги и дотации;
4) цены на другие товары;
5) ожидания изменения цен;
6) число продавцов на рынке.
Наравне с эластичностью спроса, которая выражает реакцию покупателей на изменение цен на товары и услуги, проявляет себя и эластичность предложения, которая характеризует относительные изменения между ценой и предложением товаров к реализации. Если производители реагируют на изменение цен, значит предложение эластично и наоборот. Коэффициент эластичности предложения выражает собой изменение производства и предложения товаров при увеличении или уменьшении цены товара на 1%, то есть отношение изменения предложения к вызвавшему его изменению цены:
(6)
Понятие
эластичности предложения товаров
характеризует относительные
- предложение эластично, то
- предложение единичной
-предложение
неэластично, то есть такая
ситуация, когда увеличение цены
не вызывает существенного
Р Неэластичность
45о
Рисунок 6 - . Три случая эластичности предложения 11
Наклон кривых предложения
Эластичность предложения
Предложение некоторых товаров заведомо неэластично из-за ограниченности необходимых для их производства ресурсов; неэластичность же других товаров есть следствие искусственно создаваемого производителями дефицита.
Измерив,
эластичность предложения по цене,
можем получить ответ на вопрос, насколько
производство той или иной продукции реагирует
на изменение цены. Коэффициент ценовой
эластичности предложения рассчитывается
по той же формуле, что и коэффициент ценовой
эластичности спроса. Различие лишь в
том, что вместо величины спроса берется
величина предложения:
(7)
где Q0 и Q1 -предложение до и после изменения цены; Р0 и Р1 - цены до и после изменения; «s» в индексе означает эластичность предложения.
Факторы, влияющие на эластичность предложения:
Фактор времени
Степень сохранности товара, стоимость его хранения
Возможности (гибкость) технологического процесса.
Издержки производства
Одним из важнейших факторов, влияющих на эластичность предложения, является количество времени, имеющегося в распоряжении производителей для того, чтобы отреагировать на изменение цены и приспособиться к ней. Это значит, что при повышении цены на товар А они должны иметь время, чтобы перераспределить ресурсы в сторону увеличения производства товара А, сократив при этом производство других, менее выгодных товаров.
Анализируя влияние фактора времени на эластичность предложения, следует брать в расчет:
а) кратчайший рыночный период.
Он настолько мал, что производители не успевают отреагировать на изменение спроса и цены. Пример, приведенный Зубко Н. М. в «Экономической теории»: “фермер, который привез на рынок весь свой урожай огурцов, бессилен отреагировать на увеличение спроса и цены, ибо дополнительное количество огурцов за одну ночь не вырастишь. Уменьшение спроса и снижение цены все равно вынуждает фермера продать всю продукцию по низкой цене независимо от издержек производства, так как продукция скоропортящаяся и длительному хранению не подлежит”.Таким образом, в течение кратчайшего периода времени предложение является фиксированным ( ЕS = 0).
б) Краткосрочный (короткий) период.
В
пределах краткосрочного периода производственные
мощности отдельных производителей
и всей отрасли в целом остаются
неизменными. Однако предприятия имеют
некоторое время для
в) Долговременный (долгий) период.
Он достаточно продолжителен для того, чтобы фирмы успели принять все желательные меры по приспособлению своих ресурсов к требованиям изменившейся ситуации. Отдельные фирмы могут расширить или сократить свои производственные мощности; новые фирмы могут войти в состав отрасли, а старые – покинуть ее и т.д. такие изменения означают еще более активную реакцию со стороны предложения, то есть еще более активную реакцию со стороны предложения, то есть еще большую эластичность предложения ( ЕS > 1).
Проиллюстрируем это графически (рис. 8).
Рисунок 8 - Предложение в трех периодах [5,c.79]:
а) кратчайший период;
б) краткосрочный период;
в)долгосрочный период
Кроме фактора времени на предложение влияет также степень сохранности товара (например, помидоры не могут долго храниться, а грецкие орехи - могут, поэтому цены на помидоры снижаются достаточно быстро, а на грецкие орехи держатся в течение длительного времени), а также стоимость и условия его хранения.
Информация о работе Спрос и предложение. Рыночное равновесие