Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 19:10, реферат
Великая сила рыночной экономики и рыночных отношений состоит в том, что они способны непрерывно активизировать трудовую деятельность человека. Это вытекает из естественного, природного свойства человека- склонности обмениваться продуктами своего труда для получения необходимых ему потребительских благ. Обменивая одни товары на другие, люди наиболее полно удовлетворяют свои разнообразные потребности.
Рынок как общественная форма организации хозяйственной деятельности.
Экономические функции, преимущества и недостатки рынка.
Спрос, предложение и рыночное равновесие.
Министерство образования и науки РФ
Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
"ПЕНЗЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ"
(ПГТА)
Факультет интегрированных образовательных программ
Кафедра Экономики и Микроэкономики
Дисциплина "Экономика"
Контрольная работа
на тему: Рынок и его компоненты, спрос, предложение и
рыночное равновесие.
Выполнил: студент группы 10БТ1зи
Краснинский А.А.
Проверил доцент кафедры: Самаркин С.С.
Пенза 2011 г.
План
Введение:
Великая сила рыночной экономики и рыночных отношений состоит в том, что они способны непрерывно активизировать трудовую деятельность человека. Это вытекает из естественного, природного свойства человека- склонности обмениваться продуктами своего труда для получения необходимых ему потребительских благ. Обменивая одни товары на другие, люди наиболее полно удовлетворяют свои разнообразные потребности.
Основной формой экономических
связей между товаропроизводителями
является рынок. Рынок – это общественная
форма организации
Как же работает рынок, как решает он основные экономические задачи современности? По образному выражению таких экономистов, как Р. Липс, Д. Пернис, П. Стайнер, рынок – это сцена, на которой разыгрывается пьеса о взаимодействии всех тех, кто принимает экономические решения. Индивидуальные действия субъектов рынка мотивированы частным интересом получения прибыли и вовсе не направлены на то, чтобы успешно функционировала экономика в целом. Координацию этих независимо принимаемых решений осуществляет рыночный механизм – сердцевина рынка. Рыночный «механизм» наводит порядок в потенциальном хаосе прежде всего через цены и конкуренцию на рынке. Цены выступают сигналом, дающим информацию об условиях на рынке как для потребителей, так и для производителей. Через цены суммируются и балансируются индивидуальные экономические решения. Поэтому цены становятся организующей силой рыночной экономики.
Конкуренция же приводит к тому, что ограниченные ресурсы используются более полно и эффективно. Капиталисты устремляются в те отрасли производства, которые окажутся наиболее рентабельными для них. Нерентабельные предприятия лишаются возможности получения ограниченных ресурсов и дальнейшего существования. Конкуренцию называют основной направляющей, регулирующей и контролирующей силой в рыночной экономике.
Современный рыночный механизм – сложная система отношений хозяйствования, в которой переплетаются многообразные связи. В самом упрощенном виде в него входят: спрос, предложение, рыночное равновесие и конкуренция товаропроизводителей. Взаимозависимость между ними такова: чем сильнее конкуренция среди продавцов, тем в большей мере предложение
товаров с их стороны превышает спрос покупателей. В результате рыночная цена возрастает, производство товаров становится выгодным и расширяется.
Следовательно, через конкуренцию товаропроизводителей и соответствующие изменения спроса и предложения, в конечном счете, можно приблизить цену к рыночному равновесию, без соответствующего вмешательства правительства.
Рынок имеет свои преимущества и недостатки.
Преимущества -обеспечение
-эффективное распределение ресурсов между отраслями и регионами – «Где спрос, туда ресурсы»
-гибкость, высокая адаптивность
к изменяющимся условиям
-свобода выбора и действий
потребителей и
оптимальное использование достижений НТР и НТП
-стимулирование производителя
к повышению результатов
-способность к удовлетворению
разнообразных потребностей
-предпосылка развития демократии и свободы личности в стране
-для производства рынок
поставляет необходимые
-для обмена рынок является
главным каналом сбыта и
-для распределения он
является тем механизмом, который
определяет размеры доходов
-для потребления рынок – это тот канал, через который потребителю поступает основная часть необходимых ему потребительских благ. |
Недостатки -не гарантирует право
на труд, заработную плату работников,
не обеспечивает
-не может законодательно
регулировать использование
-путь самопроизвольного
установления равновесия в
-не создает стимулов
для производства товаров и
услуг коллективного
-не обеспечивает решения
экологических проблем (
-не стимулирует
-не способствует сохранению не воспроизводимых ресурсов
-подвержен нестабильному и стихийному развитию. |
А теперь более подробно рассмотрим
сущность о содержание законов спроса
и предложения, сделаем анализ графиков
кривых, их выражающих, для описания
рыночного механизма. Наиболее общим
элементом этого механизма
Спрос – это стоимостное выражение величины общественной потребности в товарах. В силу этого он должен выступать как платежное средство, подкрепленное суммами денежных средств покупателей. Если человеку понравился какой-то товар, но он не может его приобрести, то это уже не спрос.
Поскольку продавцы и покупатели принимают свои решения самостоятельно, то возникает парадокс: почему производителю не выпускать исключительно черную резиновую обувь одного размера? Противовесом выступают запросы покупателей, так как они нуждаются в самых разных моделях обуви, отличающихся по цвету, размеру, качеству и цене. Решение потребителя приобрести тот или иной товар зависит от множества факторов: дохода, возраста, природно-климатических условий и т. д.
Но мы в праве ожидать, что почти всегда с ростом цен количество товаров, на которые предъявлен спрос, будет уменьшаться. Верно и обратное явление: чем ниже цена, тем большее количество данного блага при прочих равных условиях готовы приобрести потребители.
Такую устойчивую обратную зависимость между ценой и количеством благ, на которые предъявляется спрос, называют законом спроса.
Закон спроса описывает две важнейшие особенности рынка:
-обратную зависимость между
ценой и покупаемым
-постепенное убывание спроса
на любой обмениваемый на
Объективный характер действия закона спроса объясняется следующими основными причинами:
Во-первых, для потребителей цена представляет собой барьер, мешающим им совершить покупку. Чем ниже этот барьер, тем большее количество продукции будут покупать потребители и наоборот.
Во-вторых, каждый покупатель продукта получает меньше удовлетворения, выгоды или пользы от каждой последующей покупки этого же продукта. Отсюда следует, что поскольку потребление подвержено этому принципу, то возникает явление «убывающей предельной потребности».
Например, если мужчина имеет пять шляп, то он почти будет безразличен к шестой при одинаковой цене на них. Но если цена шляп заметно снизится, то под воздействием моды, семьи, он может изменить свое поведение и захочет иметь больше шляп. Именно в силу таких факторов изменения цены на товар меняется и величина спроса на него, т.е. существует отрицательная или обратная связь между ценой и величиной спроса. Термин «спрос» имеет для экономиста специфическое значение. Спрос изображается в виде графика, показывающего количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по некоторой цене из возможных цен в течении определенного времени.
Это находит отражение в нисходящем направлении кривой спроса вправо, влево.
Спрос – категория непостоянная, меняется под воздействием неценовых факторов. Это вызывает перемещение и изменение конфигурации наклона кривой спроса, выражающее изменение количества проданных товаров.
Однако цена не является единственным фактором, оказывающим влияние на желание и готовность потребителей приобрести товар. Все основные факторы воздействуют как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения спроса.
К ценовым факторам относятся:
1 изменения в доходах населения
2 изменения в структуре
3 изменение цен на другие товары
4 изменение вкусов потребителя, изменение в моде
5 поведение, привычки, возраст,
пол, уровень образования
Вид типичной кривой спроса.
График кривой спроса ДД
Имеет следующий вид.
Закономерность здесь такова,
Что при цене 50 тыс. руб. за 1т
Пшеницы не будет куплено ни
Руб. купят 45 т.
Кривая спроса имеет наклон вниз вправо: чем выше цена, тем ниже спрос, и наоборот. Представим функцию спроса в табличной форме:
Исследуемая комбинация продаж мяса |
Рыночная цена 1 кг мяса (в руб.) |
Изменение спроса на мясо в зависимости от цены (в кг) |
А |
65 |
1 |
Б |
45 |
2 |
В |
35 |
3 |
Г |
25 |
4 |
Д |
15 |
5 |
На рис 2 пунктирной линией Д1Д1 показан рост спроса смещением кривой вверх направо; уменьшение спроса – пунктирной линией Д2Д2 вниз налево. Кривую спроса принято обозначать линией ДД.
К числу факторов, влияющих на изменение графика кривой спроса, следует отнести:
1) денежные доходы покупателей
2) покупательские ожидания
3) экономические и
Вторым важным элементом рыночного механизма является предложение.
Предложение характеризует возможность и желание продавца предлагать свои товары для продажи на рынке по определенным ценам, т.е. «предложение можно определить как шкалу, показывающую разные количества продукта, которые
производитель желает и способен произвести и предложить к продаже на рынке по каждой конкретной цене из ряда возможных цен в течении определенного периода времени». Отсюда легко заметить прямую связь между ценой и количеством товаров. С повышением цен возрастает величина предложения, со снижением цен сокращается и предложение товара. Очевидно, что «толчком» и «стимулятором» предложения товаров для поставщика является цена. Здесь повторяется как бы диалектический принцип о первичности и вторичности явления. Цена первична, предложение вторично, как причина и следствие. Эта специфическая связь называется законом предложения.
Последствия действия закона предложения демонстрирует кривая предложения рис 3.
Предложение товаров имеет вид кривой
с положительным наклоном, направленным
вверх направо. Растет цена – растет
предложение. И наоборот, падает цена –
сокращается и предложение. Представим
функцию предложения в табличной
форме.
Исследуемая комбинация продаж мяса |
Рыночная цена 1 кг мяса (в руб.) |
Изменение предложения мяса в зависимости от цены (в кг) |
А |
15 |
1 |
Б |
25 |
2 |
В |
35 |
3 |
Г |
45 |
4 |
Д |
65 |
5 |
Так же, как и спрос, предложение имеет неценовые детерминанты, к ним относятся:
1 цены ресурсов,
2 уровень технологии,
3 цены других товаров,
4 налоги и дотации,
5 качество ресурсов, 10 природные катастрофы, войны и т.д.
Кривую предложения принято обозначать линией SS
Понятие «изменение кривой предложения» означает смещение всей кривой в том или ином направлении вправо либо влево с допущением «при прочих равных условиях».
Информация о работе Рынок и его компоненты, спрос, предложение и рыночное равновесие