Спрос, предложение и рыночное равновесие

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 17:44, контрольная работа

Краткое описание

В рыночной экономике продукты продаются и покупаются. Товарное обращение и соответственно рынок всегда представлены парным отношением «продавец- покупатель», которое в превращенной форме, свойственной обращению, выражает внутренние связи и противоречия между производством и потреблением. Они проявляются в сфере обмена как противоречия между спросом и предложением.
Спрос и предложение товаров являются подлинными регуляторами рыночной экономики.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
СПРОС…………………………………………………………………
1.1 ВЕЛИЧИНА И КРИВАЯ СПРОСА…………………………………
1.2 НЕЦЕНОВЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ СПРОСА………………………
2. ПРЕДЛОЖЕНИЕ………………………………………………………
2.1 ВЕЛИЧИНА И КРИВАЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ………………………..
2.2 НЕЦЕНОВЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ…………….
3. РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ…………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...........
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………..

Файлы: 1 файл

спрос, предложение.doc

— 725.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный  экономический университет»

 

Центр дистанционного образования

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: Микроэкономика

по теме: Спрос, предложение и рыночное равновесие

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель: студент(ка)

Направление экономика

Профиль экономика малого и среднего предпринимательства

группа ЭП – 12 КП

Ф.И.О  Кедалова Н. Н.

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2011

СОДЕРЖАНИЕ.

ВВЕДЕНИЕ

  1. СПРОС…………………………………………………………………

1.1 ВЕЛИЧИНА И КРИВАЯ СПРОСА…………………………………

1.2 НЕЦЕНОВЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ СПРОСА………………………

2. ПРЕДЛОЖЕНИЕ………………………………………………………

2.1 ВЕЛИЧИНА И КРИВАЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ………………………..

2.2 НЕЦЕНОВЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ  ПРЕДЛОЖЕНИЯ…………….

3. РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ…………………………………………

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...........

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

В рыночной экономике  продукты продаются и покупаются. Товарное обращение и соответственно рынок всегда представлены  парным отношением «продавец- покупатель», которое  в превращенной форме, свойственной обращению, выражает внутренние связи и противоречия между производством и потреблением. Они проявляются в сфере обмена как противоречия между спросом и предложением.

Спрос и предложение  товаров являются подлинными регуляторами рыночной экономики. В основе жизни рыночной экономике лежит взаимодействие спроса и предложения. Именно от этого взаимодействия зависит ответ, что производить, для кого производить и по какой цене продавать произведенную продукцию, чтобы извлечь необходимую прибыль для дальнейшего развития. Именно соотношение между спросом и предложением порождает колебания рыночных цен. Через эти колебания устанавливается тот уровень цен, при котором обеспечивается равновесие спроса и предложения, а в итоге - равновесие производства и потребления.

Всем известно что, одним  из главных вопросов, который пытались решить не только продавцы и покупатели, но и экономисты всех времен является – что определяет цены на продукты? И из выше сказанного появляется наиболее краткий ответ на него: цену определяет соотношение спроса и предложения.

В свою очередь взаимодействие спроса и предложения рассматривал английский экономист Альфред Маршалл (1842-1924), его концепция рыночного  равновесия получила название «компромисс  А.Маршалла». А.Маршалл ввел понятие эластичности спроса, характеризующее количественную зависимость спроса от трех факторов: предельной полезности, рыночной цены и денежного дохода, используемого на потребление. От анализа спроса А.Маршалл перешел к анализу предложения товаров и взаимодействия между предложением и спросом при установлении цены. Он определил зависимость влияния спроса и предложения на цену от фактора времени. При этом он исходил из того, что в краткосрочном периоде главным ценообразующим фактором является спрос, а в долгосрочном – предложение.

Позднее в 30-х гг. первое строгое доказательство существование  общего равновесия осуществил немецкий математик и статистик  А.Вальд (1902-1950). В последствии это доказательство усовершенствовал К.Эрроу и Ж.Дебре. Они  установили, что существует единственной состояние общего равновесия с неотрицательными ценами и количествами, если выполняются два условия: 1) существует постоянная или убывающая отдача от масштаба; 2)для любого блага существует одно или несколько других благ, находящихся в отношении замещения.

Данная тема является актуальной и в наши дни, так как  с проблемами, которые рассматриваются  в ней, экономисты сталкиваются довольно часто. Понимание рыночного равновесия и рыночного механизма в целом  дает возможность правильной оценки ситуации на конкурентном рынке.

Равновесные модели применяются  при изучении взаимоотношений между  экономическими агентами. Эти модели выступают частным случаем более  общего класса моделей взаимодействия экономических агентов. Посредством равновесных моделей изучаются и равновесное и неравновесное положение экономической системы. В микроэкономической теории модели рыночного равновесия имеют особое значение потому, что экономические агенты могут эффективно осуществлять свою хозяйственную деятельность только при условии, что они имеют достоверную информацию обо всех ценах и на потребляемые ими ресурсы, и на предлагаемые им блага. Поскольку каждый отдельный экономический агент не может иметь такую информацию, то оптимальным способом изучения ценообразующих факторов может стать допущение о равновесном положении и незначительных изменениях одной конкретной цены.

  1. Спрос.

    1. Величина и кривая спроса.

 

Логику поведения главных  субъектов рынка – покупателей  и продавцов – отражают две  рыночные силы – спрос и предложение. Итогом их взаимодействия становится сделка – соглашение сторон о купле-продаже товара или услуги в определенном количестве и по определенной цене.

Все рыночные операции взаимосвязаны  между собой. Если некий товар  продается любому желающему по определенной цене, то аналогичный товар не может при тех же условиях стоить дороже или дешевле. Одна сделка влияет на другую, появившийся в одном месте спрос (предложение) воздействует на общее состояние рынка. Другими словами, конкурентное ценообразование аккумулирует в цене огромный объем разнообразной информации о количественных и качественных характеристиках экономических процессов, формирует информационно-побудительную основу рыночной экономики.

Спрос1 – отношение между ценой блага и его количеством, которое покупатели хотят и в состоянии приобрести.

В экономическом смысле в основе спроса лежит не просто потребность или нужда в том  или ином благе, а готовность и  способность платить за него. Общий  спрос покупателей на благо находит  свое отражение на кривой спроса.

Спрос проявляется и  в объеме спроса, означающем то количество блага, которое было бы куплено по некоторой цене при неизменности прочих факторов, влияющих на спрос.

Связь между ценой  блага и объемом (величиной) спроса на него выражается в законе спроса.

Согласно закону спроса потребителями, при прочих равных условиях, будет куплено тем большее  количество товаров, чем ниже их рыночная цена. То есть закон спроса состоит  в обратной зависимости между  уровнем цен и количеством  покупаемой продукции.

Принято различать индивидуальный спрос как спрос отдельного покупателя на определенный товар и рыночный спрос, то есть суммарный спрос всех покупателей для каждой цены товара. Если обозначить через      qij − спрос на i – тый товар j – того покупателя, то рыночный спрос можно выразить как


QD = ∑ qij2

По степени охвата товаров различают:

 а) микроспрос, т.е. спрос на  отдельные виды товаров,

 б) макроспрос, т.е. спрос на  более или менее крупные группы  товаров.

По степени удовлетворения спроса выделяют:

а) реализованный спрос,

б) неудовлетворенный спрос, который  определяется количеством денег, которые  не могут быть обменены на товары в  силу их отсутствия в продаже,

в) скрытый неудовлетворенный спрос, когда вместо желаемого товара, отсутствующего в продаже, приобретаются другие товары или его вид, худший по качеству.

По характеру спроса различают: а) падающий спрос, б) полноценный спрос, в) растущий спрос, г) чрезмерный спрос, д) нерегулярный спрос,      ж) нерациональный спрос.

Природа закона спроса по существу проста. Если у покупателя есть определенная сумма денег на приобретение данного товара, то он сможет купить тем меньше товара, чем больше его цена, и наоборот. Конечно, реальная картина намного сложнее, так как покупатель может привлечь дополнительные средства, приобрети взамен данного товара иной, заменяющий его. Но в целом закон спроса отражает генеральную тенденцию свертывания объема закупок с ростом цен на товар в условиях, когда денежные возможности покупателя ограничены определенным пределом.

Графически закон спроса представлен  в виде так называемых кривых спроса, отражающих в форме графика связь, функциональную зависимость между величиной спроса и ценой, то есть шкалу спроса.

Между ценой товара и  тем его количеством, на которое  предъявляется спрос, всегда существует определенное соотношение. Эта взаимосвязь называется кривой спроса. Она отражает обратно пропорциональную зависимость между ценой и количеством блага, которое покупатели хотят и могут приобрести в единицу времени. На рис. 1.1 показана кривая спроса (D), на которой по горизонтальной оси отложены величины спроса на какой-либо товар (Q), а по вертикальной – цена на него (P). Логично предположить, что при прочих неизменных условиях с увеличением цены объем спроса уменьшается. Такая зависимость объема спроса от цены представлена на рис.1.1. цене P1 соответствует объем спроса Q1, цене P2>P1 соответствует объем спроса  Q2<Q1, то есть чем больше цена, тем меньше объем спроса.

Из рис.1.1 видно, чем выше цена товара, тем на меньшее его количество предъявляется спрос. Покупателю выгодно совершать сделки лишь в левой нижней зоне, так как линия спроса демонстрирует множество максимальных цен для потребителя. Цены и объемы выше линии спроса для покупателя недоступны. 


 

 

 

 

 

                                              

                                          

Рис.1.1. Кривая спроса.3

 

Желание покупателей приобрести какой-либо товар зависит от целого ряда факторов: от цены данного товара (P) и цен других товаров (Pa,Pb…), Зависимость объема спроса от  определяющих его факторов называется в экономике функцией спроса. Эта функция может быть представлена следующим образом:


QD = f (P, Pa, Pb…I, T, N, W)4,

 

где  QD - объем спроса на данный товар, I - денежный доход, T - вкусы и предпочтения потребителей, N – общее число покупателей или размер рынка, W - накопленное имущество.

Если допустить, что все названные  факторы, оказывающие влияние на объем спроса, остаются неизменными, за исключением одного – цены рассматриваемого товара. Тогда каждому значению цены соответствует определенное значение объема спроса. Такая зависимость носит название функции спроса от цены:


Q = f (P)5

 

    1. Неценовые детерминанты спроса.

 

На наличие у покупателей  желания и возможности покупать данный товар по определенной цене (то есть на положение и точную форму вышеприведенной кривой D в осях Q и P) влияет множество факторов, называемых неценовыми детерминантами спроса, которые предполагались фиксированными при построении кривой спроса, но в реальности, естественно, могут изменяться.

Благоприятное для данного продукта изменение потребительских вкусов или предпочтений (вызванное, например, проведением активной рекламной  кампании для данного продукта, изменением моды на данный продукт или исследованием  спроса на данный продукт в ином географическом регионе) будет означать, что спрос возрос по каждой цене. Неблагоприятные перемены в предпочтениях потребителей вызовут уменьшение спроса.

Увеличение или уменьшение числа  покупателей, имеющих доступ на данный рынок, обусловливает соответственно повышение и снижение спроса.

Как уже отмечалось, на рынке обычно существуют товары, близкие к интересующему  товару по характеру удовлетворяемой  с их помощью потребности покупателя, т.е. интересующий товар входит в  группу взаимозаменяемых товаров. В зависимости от изменений соотношения цен на взаимозаменяемые товары, появления на рынке нового близкого товара с лучшими потребительскими характеристиками спрос на конкретный товар из группы может изменяться: внутри группы спрос на одни товары растет за счет уменьшения спроса на другие товары.

Извлечение пользы из многих товаров  требует наличия у потребителя  некоторого другого товара, т.е. два  или несколько товаров могут  являться взаимодополняющими (например, кофе в зернах и кофемолка). Повышение или уменьшение спроса на взаимодополняющий товар (например, в результате изменения его цены) приводит к соответственно повышению или уменьшению спроса и на данный товар.

Изменение общего дохода (бюджета) потребителей также существенно влияет на спрос, причем в данном случае существенным оказывается вид исследуемого товара. Товары, спрос на которые изменяется в прямой зависимости с изменением денежного дохода потребителей, называются товарами высшей категории, или нормальными товарами. Однако существуют товары, спрос на которые изменяется в противоположном направлении, то есть спрос возрастает при снижении доходов, –   они называются товарами низшей категории и включают в себя, например, хлеб, одежду секонд-хенд, восстановленные автопокрышки.

Информация о работе Спрос, предложение и рыночное равновесие