Спрос, предложение, рыночное ценообразование

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 18:04, реферат

Краткое описание

Qd = f (P,Pa,Pb, ...I,T,W,N),

Qd – спрос;
P – цена данного товара;
Pa – цена товара-субститута (заменителя);

Файлы: 1 файл

История.doc

— 1.04 Мб (Скачать)

 

Тема: Спрос, предложение, рыночное ценообразование

 

 

 

Qd = f (P,Pa,Pb, ...I,T,W,N), 

 

Qd – спрос;

P – цена данного товара;

Pa – цена товара-субститута (заменителя);

Pb – цена товара-комплемента (сопряженного);

I – денежные доходы населения;

T – вкусы и предпочтения населения;

W – накопленное имущество;

N – количество покупателей.

 

 

Еd

 

Qd = a – b P

b= ∆Q / ∆P

 

Pd = максимальная цена, которую готов заплатить покупатель за данную единицу блага

   = f (MU, I) 

Pd = a/b при нулевом количестве.

а -   максимальное количество, которое  желает приобрести покупатель при Р=0

 

Точечная эластичность спроса:                            

  Ер = = · ;                      

 

Формула дуговой эластичности имеет  вид:

                             Е = = ·

 

                         Еdx,y = = ·

 

                       

Qs = f (P,Pa,Pb,...,T,X)

где Qs – объем предложения;

P – цена на данный товар;

Pa – цены на товары, в производстве которых используются те же ресурсы;

Pb – цены на экономические ресурсы;

T – технология производства;

X – государственные налоги или субсидии.

                  

Эластичность предложения =

Сдвиг кривой предложения

Наиболее важные причины  сдвига кривой предложения

Сдвиг кривой предложения

влево

вправо

1. Цены на товары, производимые из тех же ресурсов

растут

падают

 

 

влево

-

 

 

-

вправо

2. Цены на экономические  ресурсы

растут

падают

 

влево

-

 

-

вправо

3. Появление технологий, сокращающих затраты на производство

-

 

вправо

4. Увеличение государством  косвенных налогов

влево

-

5. Государственные дотации  производителям

-

вправо

6. Ожидаемый рост цен  на товары

влево

-

7. Ожидаемое снижение  цен

-

вправо


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 6.11. Сдвиг кривых спроса и предложения и восстановление равновесия: некоторые параметры

 

 

Тема: Производство и издержки

 

Под предельной производительностью (предельным продуктом – МР) понимается прирост общего продукта, объема выпуска на единицу прироста фактора производства (переменного ресурса).

 

                         

Произведение предельного продукта в физическом выражении (МР) на цену продукта (РQ) есть предельная доходность ресурса (MRP)

Если рынок неконкурентный,1 то

MRPх = МРх · MR

Привлечение каждой дополнительной единицы  ресурса увеличивает издержки фирмы. Дополнительные издержки на ресурс (в физическом выражении - МСх ) есть предельные издержки на ресурсы (MRC)

MRCх = MCх · Pх        где, Рх – цена ресурса

Пока MRP > MRC фирме выгодно применять  дополнительные единицы переменного  ресурса. При этом её прибыль будет увеличиваться. Если MPC>MRP, то необходимо сократить количество нанимаемого переменного ресурса ради увеличения прибыли. Ресурсы используются наиболее эффективно при такой комбинации ресурсов когда: 

                                                              MRPx = MPCx

 

Постоянные издержки (TFC) – не зависят от объема выпуска продукции.

Переменные издержки (TVC) – зависят от объема выпуска продукции.

Общие (совокупные) издержки (ТС) – представляют собой сумму постоянных и переменных издержек: TC = TFC + TVC

При нулевом объеме производства переменные издержки равны нулю, а общие издержки равны постоянным издержкам. После начала производства продукции в краткосрочном периоде начинают расти переменные издержки, вызывая увеличение общих.

 

Средние постоянные издержки (AFC) – представляют собой постоянные издержки в расчете на единицу продукции.                 где Q-количество произведенной продукции.

 

Средние переменные издержки (AVC) – представляют собой переменные издержки на единицу продукции:     

 

Средние общие издержки (АТС) представляют собой издержки в расчете на единицу производимой продукции. Их можно рассчитать двумя способами: путем деления общих издержек на количество произведенной продукции, или сложения средних постоянных и средних переменных издержек.

 

Предельные издержки – это изменение совокупных издержек, связанное с изменением объема производства:

 

 

 

В экономической науке  принято рассматривать три эффекта от масштаба производства.

1. Если объем производства изменяется  в большей пропорции, чем применяемые  ресурсы,  то  превалирует повышенная (положительная) отдача от масштаба. Например, если ресурсы капитала и труда возрастают за период на 20% , а объем производства на 30% , то существует повышенная отдача от масштаба (положительный масштаб производства).

2. Если объем производства увеличивается  в той же пропорции, что и  ресурсы, то говорят о постоянной отдаче от масштаба.

3. Когда объем выпуска растет медленнее, чем растут затраты ресурсов, фирма сталкивается с отрицательным эффектом масштаба производства.

 

Валовой доход (ТR) фирмы есть выручка от продажи. Он определяется как

произведение цены реализации продукции  на количество проданной продукции (на конкурентном рынке):

TR = P · Q.        

Средний доход (АR) фирмы представляет доход, приходящийся на одну единицу продукции:      

АR = ТR / Q

На конкурентном рынке  АR = Р, т.е. средний доход равен цене единицы продукции.

Предельный доход (МR) - это прирост валового дохода на единицу прироста объема продаваемой продукции (объема выпуска)

                           МR =  ∆ ТR / ∆ Q

 

 

Бухгалтерская прибыль равна разнице между общей выручкой (валовым доходом) и бухгалтерскими (явными, внешними) издержками:    

                                                 Пб = ТR - Сб,

Где: П б - бухгалтерская прибыль; ТR - валовой доход фирмы; Сб - бухгалтерские издержки.

Экономическая прибыль включает в себя вознаграждение всем ресурсам фирмы, в том числе и нормальную прибыль. Она есть разница между общей выручкой (валовым доходом) и всеми (экономическими) издержками фирмы:

Пэ = ТR - ТС

Так как экономическая прибыль  это остаток после всех вычетов  из валового дохода, то ее называют чистой прибылью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     МС           MC


 АС Совокупные убытки


             AC


  MR = MC


        AVC 

  Р1            MR


                Р1             MR 


   АСQ1   Экономическая


    прибыль


MR = MC

 

 

Q1      Q   QQ2 Q3       Q 

    TC           TC


     TR        TR              


                    TVC 


   TRQ1             


     Пэ max      TCQ2 


   TCQ1           TRQ2          Минимальные


убытки


 TFC                TFC 


 

     Q1        Q   Q1    Q2 Q3       Q


         (+)                                                                             (+)


     Пэ max


 


                  Минимальные 

                    убытки


         0            Q 


                 0              Q


                                Q1            Q2  Q3

      (-)  


                                (-)    П

  Рис. 7.16. Максимизация прибыли   Рис. 7.17. Минимизация    убытков

                фирмой на конкурентном           фирмой на конкурентном 

         рынке                            рынке       

 

 

Тема: Рынки  факторов производства

 

Номинальная заработная плата – сумма денег, полученная за выполненную работу. Реальная заработная плата – это сумма товаров и услуг, которые могут быть приобретены на деньги, полученные за выполненную работу

 

Капитал существует одновременно в  двух видах, в двух своих проявлениях: как физический капитал или инвестиционные товары (машины, оборудование, здания, сооружения, сырье, готовая продукция и другое имущество фирм) и как запас денег, предназначенных для вложения в производство, для инвестирования.

 

Коэффициент дисконтирования:

 где,    r – ставка процента выраженная десятичных дробях,

                                           t – периоды (годы, месяцы и т.д.)

С его помощью можно определить дисконтированную (капитализированную) стоимость активов:

               , где,  Vp – дисконтированная стоимость, сегодняшняя ценность будущих благ;

Vt – ожидаемый доход за t лет.

По этой формуле можно определить какую сумму нужно затратить  сегодня, чтобы получить определенный доход в будущем, или какую сумму можно получить при вложении одного рубля через t лет и при определенной ставке процента.

 

 

Курс акций  есть их цена. Цена акции определяется соотношением спроса и предложения, а при прочих равных условиях – их доходностью, т.е. отношением дивиденда к банковской процентной ставке

 

Nd0, Nd1, Nd2, Nd 3 - спрос на землю,


Sn – предложение земли

 

Увеличение спроса на землю (Nd1, Nd2, Nd3) при фиксированном предложении земли (Sn) увеличит земельную ренту и цену продукции, но не предложение земли. Если спрос на землю меньше ее предложения (Nd0), то земельная рента будет равна нулю.


Рис. 8.8. Определение земельной ренты

 

 

Цена земли есть капитализированная земельная рента. При равенстве спроса и предложения она определяется как частное от деления годовой ренты на процентную ставку.

 

 

 

Отнесение рыночной ситуации к той или иной модели осуществляется на основе следующих  классификационных признаков: 1) количество фирм в отрасли, 2) тип производимого продукта (стандартизированный или дифференцированный),  3) возможность контроля над ценой,    4) условия вступления в отрасль, 5) наличие неценовой конкуренции.

Модель чистой конкуренции характеризуется наличием большого числа фирм, производящих  стандартизированный продукт, полнотой информации участников обмена, полной мобильностью всех ресурсов, свободой вступления в отрасль и выхода из нее, отсутствием неценовой дискриминации.

Условие максимизации прибыли – равенство предельного дохода и предельных издержек  (MR = MC ). Так как для конкурентной фирмы предельный доход (доход от продажи дополнительной единицы продукции)  равен рыночной цене, то в коротком периоде оптимальный объем выпуска достигается при равенстве цены продукта и предельных издержек фирмы (P= MC).

 

В долгосрочном периоде в условиях свободного входа и выхода из отрасли, когда высокая прибыль привлекает в отрасль другие фирмы, а убыточные фирмы разоряются и покидают отрасль, оптимальный объем выпуска устанавливается при равенстве          Р = MR = АR =MC = AC.  Это означает, что совершенно конкурентные фирмы в долгосрочном периоде не получают экономическую прибыль (Пэк = 0).

 

 

Монополистическая конкуренция – это рыночная ситуация, при которой относительно большое число  фирм производят дифференцированный продукт и преобладает неценовая конкуренция 

 


Рис.9-2. Изменение предложения  и спроса монополистически  конкурентной фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах  (SR – краткосрочный период, LR – долгосрочный период)

 

Чистая монополия –  это рыночная ситуация, когда   единственный продавец продает стандартизированный продукт не имеющий близких заменителей большому количеству покупателей. Монополист обладает рыночной властью.  

Информация о работе Спрос, предложение, рыночное ценообразование