Спрос, предложение, рыночное ценообразование

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 18:04, реферат

Краткое описание

Qd = f (P,Pa,Pb, ...I,T,W,N),

Qd – спрос;
P – цена данного товара;
Pa – цена товара-субститута (заменителя);

Файлы: 1 файл

История.doc

— 1.04 Мб (Скачать)

Признаки чистой (абсолютной) монополии: 

-    один продавец и множество  покупателей,

- продукт отрасли уникален (не  имеет близких заменителей, а  следовательно, отсутствует необходимость затрат на рекламу) ,

- вступление в отрасль заблокировано  экономическими, техническими, юридическими и другими барьерами,

- монополист обладает рыночной  властью: определяет рыночную  цену, объем предложения и спроса.

К основным барьерам, обеспечивающим появление и поддержание монополии, относятся: исключительные права, полученные от правительства, патенты и авторские права, собственность  на все предложение какого-либо производственного ресурса, преимущество низких издержек крупного производства (или эффект от масштаба).

Виды монополий: естественная, сырьевая, патентная, экономическая и др.

 

Естественная  монополия возникает там, где конкуренция экономически неэффективна или вообще невозможна. Если производство любого объема продукции одной фирмой обходится дешевле, чем его производство двумя или более фирмами, то данная отрасль является естественной монополией. Экономия затрат, происходящая из-за крупномасштабного производства, позволяет одному предприятию удовлетворить весь рыночный спрос до того, как отдача от масштаба начинает снижаться. Монополия такого типа называется естественной, потому что входные барьеры в отрасль основываются на особенностях технологии, отражающих естественные законы природы, а не на правах собственности или правительственных лицензиях.  Принудительное рассредоточение производства на нескольких предприятиях было бы разорительно для общества, так как привело бы к росту затрат. Примерами естественных монополий являются городской водопровод, электрические сети, трубопроводный транспорт, железнодорожный транспорт, проводная телефонная связь, централизованное теплоснабжение, городская канализация и др. 

 

Разница между  ценой и предельными издержками есть   показатель монопольной власти.

Коэффициент монопольной  власти более точно можно измерить с помощью показателя монопольной власти Лернера:

P m – MC                  1

L =      -----------------  =     -----

     P m                      | E d |

Олигополия  –  рыночная структура, когда в отрасли доминирует небольшое число продавцов, а вход на рынок для новых продавцов затруднен или невозможен.  Ценовое лидерство – отличительный признак олигополистического рынка.

Признаки олигополии:

- Немногочисленность фирм  в отрасли ( в случае классической, жесткой олигополии главную роль в отрасли играют 3–4 фирмы, при мягкой (аморфной) олигополии основная доля продукции приходится на 6 – 8  и более фирм).

- Продукт олигополии может быть как стандартизированным (сталь, цинк, медь, технический спирт),  так и дифференцированным (автомобили, моющие средства, сигареты, бытовые электроприборы).

- Существование барьеров для вступления в отрасль, которые связаны прежде всего с эффектом масштаба производства и крупными инвестициями, обеспечивающими этот масштаб. Например, минимально эффективный объем выпуска в автомобильной промышленности в США в 80-е годы составлял 300 тыс. автомобилей в год,  стоимость такого завода обычно превышала 3 млрд. долл. К другим барьерам следует отнести владение патентами (в наукоемких отраслях) ,  контроль над стратегическим сырьем, огромные расходы на рекламу (в шоу-бизнесе , производстве сигарет и прохладительных напитков).

- Всеобщая взаимозависимость. Так как число фирм, работающих в отрасли, мало, то каждая из них при формировании своей рыночной стратегии должна принимать во внимание реакцию со стороны конкурента. Эта черта является уникальным свойством олигополии.

 

Картель - это группа фирм, действующих совместно и согласующих решения по поводу объемов выпуска продукции и цен так, как если бы они были единой монополией.

 

Индекс  Херфиндаля (Н) измеряет концентрацию рыночной власти:   H = S1 2  + S 22     +  … + Sn2. Где  S12 – доля рынка у фирмы, обеспечивающей наибольший объем поставок, Sn2  - доля рынка следующего по величине поставщика и т.д.

 

Макроэкономика.

Индекс потребительских  цен (ИПЦ) – индекс, показывающий, насколько цены набора (корзины) потребительских товаров изменились за установленный промежуток времени.

Дефлятор ВВП – соотношение номинального ВВП к реальному ВВП

Соотношение основных системообразующих  показателей системы национальных счетов

Показатели

Валовой внутренний продукт 

            • Возмещение потребленного основного капитала (амортизация)

= Чистый внутренний продукт  

                                                                    -     Косвенные налоги

= Национальный доход                     

            • Взносы на социальное страхование
            • Налог на доходы корпораций
            • Нераспределенные прибыли корпораций

+    Трансфертные платежи  государства населе-            нию (государственные трансферты)

= Личный доход

            • Индивидуальные налоги

= Располагаемый доход (личный  располагаемый доход)


 

Основное макроэкономическое тождество:   V = C + I + G + Nx,

В открытой экономике с участием государства сбережение включают: частные (Sp), государственные (Sg), сбережения остального мира (Sr), то есть,

S = Sp + S g + Sr

 Частные сбережения равны сумме доходов (V), трансфертов (TR), процентов по государственному долгу (Rg) за вычетом налогов (Т) и потребления (С):

 Sp = V + TR + R g – T – C

Сбережения государства, если они  положительны, то есть если налоговые  поступления превышают государственные расходы: составляют бюджетный излишек и - бюджетный дефицит, если они отрицательны:

Sg =  T – TR – Rg – G

Сбережения внешнего мира равны доходу, который иностранцы получают за счет нашего импорта (Im) минус затраты на наш экспорт (Ех):

Sr = Im – Ex,   или  Sr  = - Nx 

 

Тема: Экономическая нестабильность: деловые циклы, безработица, инфляция

 

 

Экономический цикл –  периодические колебания уровней экономической активности: объема выпуска, занятости, уровня цен: подъем, пик, спад, депрессия (дно).

 

 

Уровень безработицы  (U/) – это отношение количества безработных к количеству рабочей силы.

                                                где U – количество безработных;

               Е – количество занятых;

       U´ =                     U´ - уровень безработицы;

                                                       (U+Е) – количество рабочей силы 

 

 u= u* + uцикл

 

Естественный уровень  безработицы – уровень безработицы, соответствующий потенциальному ВВП, уровень безработицы, стабилизирующий инфляцию. Включает: фрикционную и структурную безработицу. u* = uфр + uстр

Фрикционной называется безработица, вызванная тем, что для установления соответствия между работниками и рабочими местами требуется время. Она может быть вызвана сменой места жительства, места работы, окончанием  обучения, изменением структуры потребительского спроса под влиянием моды, вкусов и пр.

Структурная безработица вызывается изменениями отраслевой структуры экономики, происходящими под воздействием научно-технического прогресса. В результате устаревания части отраслей происходит высвобождение из них работников. В то же время появляются новые отрасли и вакансии в них. Но замещение вакансий в новых отраслях высвобожденными из старых отраслей работниками не происходит автоматически. Требуется время, усилия, финансовые затраты для приспособления части высвобожденных работников к новым условиям. Поэтому структурная безработица представляет собой профессиональное и квалификационное несоответствие между подготовкой работников и требованиями, предъявляемыми в новых отраслях. Между фрикционной и структурной безработицей существует зависимость. Затянувшаяся фрикционная безработица означает переход в структурную.

 Циклическая безработица  ( uцикл ) – связана с циклическими колебаниями экономической конъюнктуры

Открытая инфляция проявляется в двух основных формах: инфляция издержек и инфляция спроса.

Инфляция издержек вызывается сокращением совокупного предложения (сдвигом влево - вверх кривой совокупного предложения) под влиянием роста средних издержек производства. Рост издержек может быть вызван переходом к использованию более дорогостоящих энергоресурсов, неурожаем, падением курса национальной валюты и т.п.

Инфляция спроса вызывается увеличением совокупного спроса (сдвигом кривой совокупного спроса вправо - вверх) при неизменности или отставании роста совокупного предложения. Это имеет место при приближении экономики к уровню полной занятости, когда возникающий дефицит рабочей силы вызывает опережение роста заработной платы над ростом объема национального продукта.

Темп инфляции измеряется по формуле:

, где

p – темп роста цен,

Рn – уровень цен в текущем периоде,

Рn – 1 -  уровень цен в предшествующем периоде

 

Стагфляция – ситуация, при которой низкий уровень реального объема выпуска сочетается с ростом цен.

Кривая, отражающая обратную зависимость между уровнем инфляции и уровнем безработицы сохранила первоначальное название - кривая Филлипса

                  

В пределе попытки  государства снизить уровень  безработицы не дают желаемого результата: уровень безработицы стремится  к естественному, а темп роста  цен  все ускоряется (точка Е на рис.11.6.).

 

                          

 

 

С законом Оукена: отклонение объема выпуска от его естественного уровня обратно пропорционально отклонению уровня безработицы от ее естественного уровня, или

, где

  V – фактический ВВП,

`V – потенциальный ВВП,

  U – фактический уровень  безработицы,

`U – естественный уровень безработицы,

   β - эмпирический коэффициент  чувствительности ВВП к динамике  циклической безработицы (коэффициент Оукена).

 

Тема: Совокупный спрос и совокупное предложение

 

Совокупный спрос  представляет собой сумму всех планируемых расходов на конечные товары и услуги, произведенные в экономике. Он отрицательно зависит от уровня цен при неизменности номинального дохода.

 

АD =   С + I + С + Nх

Совокупное предложение – это стоимость того количества конечных товаров и услуг, которые предлагают на рынок к продаже все производители (частные фирмы и государственные предприятия).

Существует три модели совокупного  предложения: классическая,  кейнсианская, комбинированная.

Классическая модель исходит из следующих условий:

  • экономика функционирует в долгосрочном периоде, поэтому объем выпуска не зависит от уровня цен;
  • экономика функционирует в условиях полной занятости ресурсов, следовательно, фактический объем выпуска равен потенциальному;

- цены и номинальная заработная  плата – гибкие.

        Кривая  AS в этих условиях вертикальная и соответствует уровню выпуска при полной   занятости   ресурсов /рис. 12.4/

 

Кейнсианская модель исходит из следующих положений:

- экономика функционирует в  краткосрочном периоде, поэтому  объем выпуска зависит   рыночных колебаний;

- экономика функционирует в  условиях неполной занятости  ресурсов;

-  цены и номинальная заработная  плата относительно жесткие.

          Кривая  AS в этих условиях горизонтальна /рис. 12.5/

 

Комбинированная модель.

                Данная модель учитывает ожидания  рыночных агентов и их ошибок. На рис.12.6   `V – потенциальный объем выпуска, а Р* - ожидаемый уровень цен. Если фактический уровень  цен превысит ожидаемый, то объем выпуска возрастет до  V1 в номинальных ценах. В этом случае предприниматели будут получать прибыль за счет отставания роста цен на ресурсы /на заработную плату/ от роста цен на продукты. Постепенно вырастут цены на ресурсы и объем выпуска сократится.

        Как правило, в реальной экономике цены на товары растут быстрее, чем цены на ресурсы.  Если цены на товары гибкие (меняются, адаптируясь к изменению рыночной конъюнктуры), а цены на ресурсы жесткие (не меняются), что характерно для краткосрочного периода в условиях современной экономики, имеющей инфляционный характер, в которой рост цен на товары обгоняет рост цен на ресурсы (прежде всего, заработной платы) и все большее значение приобретают ожидания экономических агентов относительно изменения уровня цен в будущем (инфляционные ожидания), то величина совокупного предложения находится в прямой зависимости от уровня цен (рис. в). Кривая краткосрочного совокупного предложения по сути является кривой средних издержек. Поскольку целевой функцией фирмы выступает максимизация прибыли П, которая на единицу продукции равна разнице между ценой товара Р  и издержками на его производство АТС,  П = Р-АТС, то  при прочих равных условиях (при неизменных средних издержках),  чем выше уровень цен , тем больше товаров и услуг готовы предложить на рынок производители, т.е. тем больше величина совокупного предложения (кривая AS на рис 12.6) 

Информация о работе Спрос, предложение, рыночное ценообразование