Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 22:22, контрольная работа
Цель данной курсовой работы - рассмотрение спроса, предложения и рыночного равновесия с позиций экономической теории и в их взаимодействии.
В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятия спроса и предложения;
- раскрыть основные влияющие факторы и законы спроса и предложения;
- проанализировать основы взаимодействия спроса и предложения на рынке;
- раскрыть механизм формирования рыночной цены в концепции Альфреда Маршалла.
Предмет исследования в работе - экономические категории спроса, предложения и рыночного равновесия.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………......3-4
Глава 1. СПРОС………………………………………………………………................5
1.1 Понятие спроса, закон спроса…………………………………………………...5-8
1.2 Эластичность спроса……………………………………………………………8-11
1.3 Неценовые факторы изменения спроса, виды спроса…………………..…11-14
Глава 2. ПРЕДЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………....15
2.1 Понятие предложения, закон предложения………………………………..15-17
2.2 Факторы изменения предложения……………………………………………17-20
2.3 Эластичность предложения…………………………………………………...20-22
Глава 3. РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ……………...……………………………...…...23
3.1 Взаимодействие спроса и предложения. Равновесная цена………………...23-24
3.2 Факторы рыночного ценообразования……………………………………….25-27
3.3Механизм формирования рыночной цены в концепции Альфреда Маршалла…………………………………………………………………………..27-30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..31-32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………......33
Рис.
8. Зависимость величины предложения
от цены товара.
Из таблицы видно, что при самой низкой цене никто не хочет ничего продавать, но по мере возрастания цены величина предложения увеличивается.
Закон предложения. Легко заметить, что таблица показывает положительную, или прямую, зависимость между ценой и количеством предлагаемого продукта. С повышением цен соответственно возрастает и величина предложения; со снижением цен сокращается также и предложение. Эта специфическая связь называется законом предложения. Закон предложения:
чем выше цена, тем больше величина предложения, и наоборот, чем меньше цена, тем ниже величина предложения при прочих равных условиях.
Закон
показывает, что производители хотят изготовить
и предложить к продаже большее количество
своего продукта по высокой цене. Почему?
Это в основном также диктуется здравым
смыслом. Цена, с точки зрения потребителя,
выступает как сдерживающий фактор. Препятствие
в виде высокой цены означает, что потребитель,
оказывающийся в роли плательщика, будет
покупать по этой цене относительно небольшое
количество продукта; чем ниже ценовой
барьер, тем больше потребитель станет
покупать. С другой стороны, поставщик
выступает в роли получателя денег за
продукт. Для него цена представляет собой
выручку за каждую единицу продукта, а
поэтому она служит стимулом к тому, чтобы
производить и предлагать свой продукт
к продаже на рынке. Рассмотрим предприятие
в обрабатывающей промышленности. На каком-то
этапе промышленники обычно сталкиваются
с увеличением издержек производства
единицы продукции. А поэтому для покрытия
возросших издержек необходимо повысить
цену на производимый продукт. Но почему
возрастают издержки? Они возрастают потому,
что определенные производственные ресурсы,
в особенности производственные площади
и машинный парк, невозможно увеличить
за короткое время. Поэтому, по мере того
как фирма наращивает количество более
мобильных ресурсов - например, рабочей
силы, сырья и комплектующих изделий, -
стационарные сооружения и оборудование
в какой-то момент становятся перегруженными,
в результате чего эффективность производства
снижается, а издержки производства каждой
последующей единице продукта возрастают.
Для производства этих требующих больших
издержек единиц продукта производители
должны получить более высокую цену. Между
ценой и величиной предложения существует
прямая связь.
2.2
Факторы изменения
предложения
Изменение предложения означает сдвиг кривой предложения вправо - вверх при увеличении данного показателя и влево - вниз при его уменьшении. При построении кривой предложения экономист исходит из допущения, что цена выступает самой значительной детерминантой величины предложения любого продукта. А если одна из неценовых детерминант предложения в действительности претерпевает изменения, положение кривой предложения также будет меняться. К основным неценовым факторам предложения относятся:
1) цены на ресурсы;
2)технология производства;
3)налоги и дотации;
4)цены на другие товары;
5) ожидания изменения цен;
6) число продавцов на рынке.
1)
Цены на ресурсы. Кривая
2) Технология производства. Совершенствование технологий означает, что открытие новых знаний позволяет более эффективно произвести единицу продукции, то есть с меньшей затратой ресурсов. Если производство товара обходится изготовителю дешевле, чем раньше, то он, расходуя те же средства, может произвести больше и таким образом увеличить предложение, Если, наоборот, затраты на производство растут, то предложение сокращается. Ясно, что при снижении затрат кривая предложения сместится вправо.
3)
Налоги и дотации. Предприятия
рассматривают большинство
4)
Цены на другие товары. Изменения
цен на другие товары также
способны сместить кривую
5)
Ожидания. Если производители ожидают,
что цены на их товар в
ближайшее время поднимутся, то
они будут придерживать товар,
продавая его меньше при
6) Число продавцов. При данном объеме производства каждой фирмы чем больше поставщиков, тем больше рыночное предложение. По мере вступления в отрасль большего количества фирм кривая предложения станет смещаться вправо. Чем меньше в отрасли количество фирм, тем меньше оказывается рыночное предложение. Это означает, что по мере выхода фирм из отрасли кривая предложения будет смещаться влево. Например, образование новой профессиональной футбольной лиги увеличивает количество матчей между профессиональными футбольными командами.
Важное
значение имеет фактор времени. Различают:
краткосрочный, среднесрочный и
долгосрочный периоды. В условиях краткосрочного
рыночного периода повышение (понижение)
спроса приводит к повышению(понижению)
цен, но не отражается на величине предложения.
В условиях среднесрочного периода повышение
спроса обуславливает не только рост цен,
но и увеличение объема производства,
так как фирмы успевают изменить некоторые
факторы производства в соответствии
со спросом. В условиях долгосрочного
периода увеличение спроса приводит к
значительному росту предложения при
постоянных ценах или несущественном
повышении цен.
2.3
Эластичность предложения
Измерив
эластичность предложения по цене,
можем получить ответ на вопрос,
насколько производство той или
иной продукции реагирует на изменение
цены. Коэффициент ценовой эластичности
предложения рассчитывается по той же
формуле, что и коэффициент ценовой эластичности
спроса. Различие лишь в том, что вместо
величины спроса берется величина предложения:
процентное изменение кол-ва предлагаемой продукции
ES =
Процентное
Предложение,
поскольку оно связано с
При единичной эластичности предложения 1% увеличения цены товаров вызывает 1% увеличения их предложения. В этом случае имеет место равновеликое изменение цен и количества предлагаемых товаров, коэффициент которого равен единице. В случае эластичного предложения 1% увеличения цены способен вызвать увеличение количества предлагаемого к продаже товара более, чем на 1%. Коэффициент эластичности здесь больше единицы. При неэластичном предложении увеличение цены не оказывает какого-либо влияния на увеличение количества предлагаемых к продаже товаров. Теоретически можно предусмотреть случай бесконечно эластичного предложения, которое на графике имело бы вид горизонтальной линии.
Оно возможно как реакция увеличения поставок товара на рынок при крайне незначительном увеличении его цены.
Характер эластичности предложения зависит от:
1) способности производства к быстрой переналадке;
2)
возможности хранения
3)
фактора времени, т.е. времени,
Очевидно, чем больше в распоряжении производителя времени, чтобы перераспределить ресурсы в пользу продукта, цена на который возросла, тем выше эластичность предложения, и наоборот.
По
способности производителя
В
краткосрочном периоде фирма
не в состоянии осуществить какие-
В среднесрочный период предприятие имеет возможность подстроиться под спрос, используя ближайшие резервы, повышая объем производства за счет большей загрузки оборудования, интенсификации труда и продажи имеющих запасов. Кривая предложения в этом случае отклонится от строго вертикального положения в направлении, определяемом законом предложения. Эластичность предложения становится положительной, больше нуля.
В
долгосрочный период производители
могут перестроить производство
за счет замены старого оборудования
на новое, более производительное, расширить
производственные мощности. В случае
повышения цен происходит приток
новых фирм в отрасль, производящую
данный товар. В долгосрочный период эластичность
предложения будет выше, чем в двух предыдущих
случаях, она достигает максимальной величины.
Глава
3. РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ
3.1
Взаимодействие спроса
и предложения.
Равновесная цена
Согласно
закону спроса, на поведение потребителя
оказывает влияние цена предложения, по
которой производитель предлагает ему
свой товар. Однако цена предложения является
лишь начальной ценой товара. В дальнейшем
эта цена сталкивается с ценой спроса,
т.е. той ценой, которую в состоянии и намерены
уплатить потребители. Обычно достигается
компромисс в виде «рыночной цены» товара,
по которой он действительно продается
и покупается. Рыночная цена называется
еще «ценой равновесия». Она находится
на том уровне, когда продавец еще согласен
продать, а покупатель уже согласен купить.
Благодаря достижению равновесию цен
и объемов продукции рынок распределяет
ресурсы общества между различными вариантами
их использования. Таким образом, посредством
процесса взаимодействия спроса и предложения
рынок отвечает на вопросы, что, как и для
кого производить нужные товары и услуги.
Рыночное равновесие - ситуация на рынке,
когда спрос и предложение находятся в
состоянии равновесия, которое характеризуется
равновесной ценой (Pe) и равновесным
объемом (Qe). Т.е. объем спроса равен
объему предложения при данной равновесной
цене (Pe) (рис. 10). Равновесная цена
- единая цена, по которой продается и покупается
равновесное количество товара.
Информация о работе Спрос, предложение и рыночное равновесие