Спрос, предложение и рыночное равновесие

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 22:22, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы - рассмотрение спроса, предложения и рыночного равновесия с позиций экономической теории и в их взаимодействии.
В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятия спроса и предложения;
- раскрыть основные влияющие факторы и законы спроса и предложения;
- проанализировать основы взаимодействия спроса и предложения на рынке;
- раскрыть механизм формирования рыночной цены в концепции Альфреда Маршалла.
Предмет исследования в работе - экономические категории спроса, предложения и рыночного равновесия.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………......3-4
Глава 1. СПРОС………………………………………………………………................5
1.1 Понятие спроса, закон спроса…………………………………………………...5-8
1.2 Эластичность спроса……………………………………………………………8-11
1.3 Неценовые факторы изменения спроса, виды спроса…………………..…11-14
Глава 2. ПРЕДЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………....15
2.1 Понятие предложения, закон предложения………………………………..15-17
2.2 Факторы изменения предложения……………………………………………17-20
2.3 Эластичность предложения…………………………………………………...20-22
Глава 3. РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ……………...……………………………...…...23
3.1 Взаимодействие спроса и предложения. Равновесная цена………………...23-24
3.2 Факторы рыночного ценообразования……………………………………….25-27
3.3Механизм формирования рыночной цены в концепции Альфреда Маршалла…………………………………………………………………………..27-30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..31-32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………......33

Файлы: 1 файл

Микроэкономика к.р..doc

— 183.00 Кб (Скачать)

     Рис. 8. Зависимость величины предложения  от цены товара. 

     Из  таблицы видно, что при самой  низкой цене никто не хочет ничего продавать, но по мере возрастания цены величина предложения увеличивается.

     Закон предложения. Легко заметить, что таблица показывает положительную, или прямую, зависимость между ценой и количеством предлагаемого продукта. С повышением цен соответственно возрастает и величина предложения; со снижением цен сокращается также и предложение. Эта специфическая связь называется законом предложения. Закон предложения:

     чем выше цена, тем больше величина предложения, и наоборот, чем меньше цена, тем  ниже величина предложения при прочих равных условиях.

     Закон показывает, что производители хотят изготовить и предложить к продаже большее количество своего продукта по высокой цене. Почему? Это в основном также диктуется здравым смыслом. Цена, с точки зрения потребителя, выступает как сдерживающий фактор. Препятствие в виде высокой цены означает, что потребитель, оказывающийся в роли плательщика, будет покупать по этой цене относительно небольшое количество продукта; чем ниже ценовой барьер, тем больше потребитель станет покупать. С другой стороны, поставщик выступает в роли получателя денег за продукт. Для него цена представляет собой выручку за каждую единицу продукта, а поэтому она служит стимулом к тому, чтобы производить и предлагать свой продукт к продаже на рынке. Рассмотрим предприятие в обрабатывающей промышленности. На каком-то этапе промышленники обычно сталкиваются с увеличением издержек производства единицы продукции. А поэтому для покрытия возросших издержек необходимо повысить цену на производимый продукт. Но почему возрастают издержки? Они возрастают потому, что определенные производственные ресурсы, в особенности производственные площади и машинный парк, невозможно увеличить за короткое время. Поэтому, по мере того как фирма наращивает количество более мобильных ресурсов - например, рабочей силы, сырья и комплектующих изделий, - стационарные сооружения и оборудование в какой-то момент становятся перегруженными, в результате чего эффективность производства снижается, а издержки производства каждой последующей единице продукта возрастают. Для производства этих требующих больших издержек единиц продукта производители должны получить более высокую цену. Между ценой и величиной предложения существует прямая связь. 

     2.2 Факторы изменения  предложения 

     Изменение предложения означает сдвиг кривой предложения вправо - вверх при увеличении данного показателя и влево - вниз при его уменьшении. При построении кривой предложения экономист исходит из допущения, что цена выступает самой значительной детерминантой величины предложения любого продукта. А если одна из неценовых детерминант предложения в действительности претерпевает изменения, положение кривой предложения также будет меняться. К основным неценовым факторам предложения относятся:

     1) цены на ресурсы; 

     2)технология  производства;

     3)налоги  и дотации; 

     4)цены  на другие товары;

     5) ожидания изменения цен; 

     6) число продавцов на рынке.

     1) Цены на ресурсы. Кривая предложения  фирмы основывается на издержках  производства; снижение ресурсных  цен снизит издержки производства  и увеличит предложение, то  есть переместит кривую предложения вправо. Например, если цены на семена и удобрения снижаются, можно ожидать увеличения предложения овса. И наоборот, повышение цен на ресурсы увеличит издержки производства и сократит предложение, то есть сместит кривую предложения влево. И рассмотрим этот вопрос на примере цены труда. Если заработная плата экономистов возросла, а инженеров осталась прежней, то молодежь будет стремиться поступать в экономические вузы (величина предложения экономистов возрастает), а конкурс в технические вузы упадет. В результате предложение инженеров снизится при той же цене труда (кривая предложения сместится влево).

     2) Технология производства. Совершенствование  технологий означает, что открытие  новых знаний позволяет более  эффективно произвести единицу  продукции, то есть с меньшей затратой ресурсов. Если производство товара обходится изготовителю дешевле, чем раньше, то он, расходуя те же средства, может произвести больше и таким образом увеличить предложение, Если, наоборот, затраты на производство растут, то предложение сокращается. Ясно, что при снижении затрат кривая предложения сместится вправо.

     3) Налоги и дотации. Предприятия  рассматривают большинство налогов  как издержки производства. Поэтому  повышение налогов, скажем, на  продажи или на собственность  увеличивает издержки производства и сокращает предложение. Напротив, дотации считаются «налогом наоборот». Когда государство субсидирует производство какого-либо товара, оно фактически снижает издержки и увеличивает его предложение. Поскольку налог увеличивает затраты, а дотации их снижают, то в первом случае кривая предложения смещается влево, а во втором - вправо.

     4) Цены на другие товары. Изменения  цен на другие товары также  способны сместить кривую предложения  продукта. Снижение цены на пшеницу  может побудить фермера выращивать и предлагать к продаже больше кукурузы по каждой из возможных цен. И напротив, повышение цены на пшеницу может заставить фермеров сократить производство и предложения кукурузы. Фирма, выпускающая спортивные товары, может сократить предложение баскетбольных мячей, когда повышается цена на футбольные.

     5) Ожидания. Если производители ожидают,  что цены на их товар в  ближайшее время поднимутся, то  они будут придерживать товар,  продавая его меньше при нынешней  цене. В результате кривая предложения сдвигается влево. В случае ожиданий противоположного характера все будет наоборот. Например, ожидание существенного снижения цен на нефть заставляет нефтяные компании увеличивать текущее предложение.

     6) Число продавцов. При данном  объеме производства каждой фирмы чем больше поставщиков, тем больше рыночное предложение. По мере вступления в отрасль большего количества фирм кривая предложения станет смещаться вправо. Чем меньше в отрасли количество фирм, тем меньше оказывается рыночное предложение. Это означает, что по мере выхода фирм из отрасли кривая предложения будет смещаться влево. Например, образование новой профессиональной футбольной лиги увеличивает количество матчей между профессиональными футбольными командами.

     Важное  значение имеет фактор времени. Различают: краткосрочный, среднесрочный и  долгосрочный периоды. В условиях краткосрочного рыночного периода повышение (понижение) спроса приводит к повышению(понижению) цен, но не отражается на величине предложения. В условиях среднесрочного периода повышение спроса обуславливает не только рост цен, но и увеличение объема производства, так как фирмы успевают изменить некоторые факторы производства в соответствии со спросом. В условиях долгосрочного периода увеличение спроса приводит к значительному росту предложения при постоянных ценах или несущественном повышении цен. 

     2.3 Эластичность предложения 

     Измерив эластичность предложения по цене, можем получить ответ на вопрос, насколько производство той или  иной продукции реагирует на изменение цены. Коэффициент ценовой эластичности предложения рассчитывается по той же формуле, что и коэффициент ценовой эластичности спроса. Различие лишь в том, что вместо величины спроса берется величина предложения: 

            процентное изменение кол-ва предлагаемой продукции

      ES =

             Процентное изменение  цены 

     Предложение, поскольку оно связано с изменением производственного процесса, медленнее  адаптируется к изменению цены, чем  спрос. Поэтому фактор времени является важнейшим в определении показателя эластичности. Обычно при оценке эластичности предложения рассматриваются три временных периода: краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный. Под краткосрочным понимается период, слишком короткий для осуществления каких-либо изменений в объеме выпускаемой продукции. Например, садовод, вырастивший яблоки и приехавший на рынок их продавать, не может изменить количество предлагаемых им яблок, какая бы ни сложилась рыночная цена. В этом случае предложение является неэластичным. Среднесрочный период достаточен для расширения или сокращения производства на уже существующих производственных мощностях, но недостаточен для введения новых мощностей. Эластичность предложения в этом случае повышается. Долгосрочный период предполагает расширение или сокращение фирмой своих производственных мощностей, а также приток новых фирм в отрасль при расширении спроса на данную продукцию или уход из нее при сокращении последнего. Эластичность предложения будет выше, чем в двух предыдущих случаях. Ценовая эластичность предложения выступает как прямая линейная зависимость между экономическими переменными, показывающими процентное изменение цен и объема предлагаемых к продаже товаров.

     При единичной эластичности предложения 1% увеличения цены товаров вызывает 1% увеличения их предложения. В этом случае имеет место равновеликое изменение цен и количества предлагаемых товаров, коэффициент которого равен единице. В случае эластичного предложения 1% увеличения цены способен вызвать увеличение количества предлагаемого к продаже товара более, чем на 1%. Коэффициент эластичности здесь больше единицы. При неэластичном предложении увеличение цены не оказывает какого-либо влияния на увеличение количества предлагаемых к продаже товаров. Теоретически можно предусмотреть случай бесконечно эластичного предложения, которое на графике имело бы вид горизонтальной линии.

     Оно возможно как реакция увеличения поставок товара на рынок при крайне незначительном увеличении его цены.

     Характер  эластичности предложения зависит  от:

     1) способности производства к быстрой переналадке;

     2) возможности хранения продукции  (предложение скоропортящихся продуктов  менее эластично, чем продуктов  длительного хранения);

     3) фактора времени, т.е. времени,  имеющегося в распоряжении производителя  для того, чтобы отреагировать на изменение цены.

     Очевидно, чем больше в распоряжении производителя  времени, чтобы перераспределить ресурсы  в пользу продукта, цена на который  возросла, тем выше эластичность предложения, и наоборот.

     По  способности производителя отреагировать  на рыночную ситуацию выделяют три периода: краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный.

     В краткосрочном периоде фирма  не в состоянии осуществить какие-либо изменения в объеме выпускаемой  продукции, какая бы ни сложилась  рыночная цена. В результате этого  предложение может подстраиваться под спрос, изменяя только цену. Кривая предложения занимает в этом случае вертикальное положение. Это означает, что предложение в краткосрочном периоде абсолютно неэластично.

     В среднесрочный период предприятие  имеет возможность подстроиться под спрос, используя ближайшие  резервы, повышая объем производства за счет большей загрузки оборудования, интенсификации труда и продажи имеющих запасов. Кривая предложения в этом случае отклонится от строго вертикального положения в направлении, определяемом законом предложения. Эластичность предложения становится положительной, больше нуля.

     В долгосрочный период производители  могут перестроить производство за счет замены старого оборудования на новое, более производительное, расширить  производственные мощности. В случае повышения цен происходит приток новых фирм в отрасль, производящую данный товар. В долгосрочный период эластичность предложения будет выше, чем в двух предыдущих случаях, она достигает максимальной величины. 
 

Глава 3.  РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ 

     3.1 Взаимодействие спроса  и предложения.  Равновесная цена 

     Согласно  закону спроса, на поведение потребителя оказывает влияние цена предложения, по которой производитель предлагает ему свой товар. Однако цена предложения является лишь начальной ценой товара. В дальнейшем эта цена сталкивается с ценой спроса, т.е. той ценой, которую в состоянии и намерены уплатить потребители. Обычно достигается компромисс в виде «рыночной цены» товара, по которой он действительно продается и покупается. Рыночная цена называется еще «ценой равновесия». Она находится на том уровне, когда продавец еще согласен продать, а покупатель уже согласен купить. Благодаря достижению равновесию цен и объемов продукции рынок распределяет ресурсы общества между различными вариантами их использования. Таким образом, посредством процесса взаимодействия спроса и предложения рынок отвечает на вопросы, что, как и для кого производить нужные товары и услуги. Рыночное равновесие - ситуация на рынке, когда спрос и предложение находятся в состоянии равновесия, которое характеризуется равновесной ценой (Pe) и равновесным объемом (Qe). Т.е. объем спроса равен объему предложения при данной равновесной цене (Pe) (рис. 10). Равновесная цена - единая цена, по которой продается и покупается равновесное количество товара. 

Информация о работе Спрос, предложение и рыночное равновесие