Спрос и предложение. Равновесная цена. Емкость рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 20:43, реферат

Краткое описание

Моей целью является выявить, как действует рынок, закон спроса и закон предложения, как выявляются и определяются спрос и предложение, как устанавливается рыночное равновесие, узнать о моделях рыночного равновесия, изучить ёмкость рынка.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить задачи:

Оглавление

Введение…………………………………………………………………..… 3
1. СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ…………………………………………….….5
1.1. Спрос и факторы, на него влияющие. Закон спроса……………….…..5
1.2. Эластичность спроса……………………………………………………...7
1.3. Предложение и факторы, на него влияющие. Закон предложения…....9
1.4. Эластичность предложения…………………………………………… ..11
2. РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ. РАВНОВЕСНАЯ ЦЕНА…………………………………………………… ..13
3. МОДЕЛИ РАВНОВЕСИЯ ВАЛЬРАСА И МАРШАЛЛА, ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА………………………………………………………. ..15
4. ЕМКОСТЬ РЫНКА………………………………………………… ……..16
4.1. Понятие и определение ёмкости рынка……………………………… ..16
4.2. Факторы, влияющие на ёмкость рынка……………………………… ..18
5. МЕТОДОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ЁМКОСТИ РЫНКА……………………20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………....24

Файлы: 1 файл

маркетинг.docx

— 54.98 Кб (Скачать)

  • K m  — коэффициент эластичности предложения
  • G — процент изменения количества предлагаемого товара
  • F — процент изменения цены

   Эластичность предложения зависит от таких факторов, как особенность производственного процесса, время изготовления продукта и особенность его к длительному хранению. Особенности производственного процесса позволяют производителю расширить производство товара при повышении цены, а при понижении его цены переходит на выпуск другой продукции. Предложение такого товара является эластичным.

   Эластичность предложения зависит и от часового фактора, когда производитель не в состоянии быстро реагировать на изменения цены, поскольку для дополнительного производства товара требуется значительное время. Например, увеличить производство автомобилей за неделю практически невозможно, хотя цена на них может возрасти многократно. В таких случаях предложение является неэластичным. Для товара, который не может сохраняться длительное время (например, продукты, которые быстро портятся), эластичность предложения будет низкой.

   Многие экономисты выделяют следующие факторы, изменяющие предложение:

  • Изменения в себестоимости производства за счёт цен на ресурсы, изменения налогов и дотаций, достижений науки и техники, новых технологий. Снижение себестоимости позволяет производителю доставить на рынок больше товаров. Рост себестоимости приводит к противоположному результату — предложение снижается.
  • Изменения цен на другие товары, в частности на товары субституты.
  • Индивидуальные вкусы потребителей.
  • Перспективные ожидания производителей. При прогнозах относительно роста цен в будущем производители могут сократить предложение, чтобы вскоре продать товар по более высокой цене, и наоборот, ожидание падения цен заставляет производителей избавиться от товара как можно скорее, чтобы не получить убытков в будущем.
  • Количество товаропроизводителей непосредственно влияет на предложение, так как чем больше поставщиков товаров, тем выше предложение и наоборот, при уменьшении числа производителей резко сокращается предложение.

 

2. Рыночное равновесие спроса и предложения. Равновесная цена

   Рыночное равновесие спроса и предложения — это равенство спроса и предложения на определенный товар в определенное время на определенном рынке, иначе говоря это совпадение планов покупателей и продавцов при определенной цене. Таким образом, рыночное равновесие зависит от соответствия спроса и предложения. Различают следующие виды рыночного равновесия:

-стабильное — равновесие, колебания которого незначительны и отклонение от которого приводит к возвращению в то же состояние;

-неустойчивое — равновесие, отклонение от которого не приводит к возвращению в прежнее состояние;

-мгновенное — равновесие, которое создается в ситуации, если спрос на какой-то товар вдруг вырос, а предложение осталось прежним;

-краткосрочное — равновесие, которое создается в ситуации, когда число предприятий на данном рынке не меняется, а предложение несколько увеличивается, но не надолго;

-длительное — равновесие, при котором предложение полностью приспосабливается к изменившемуся спросу.

   В результате взаимодействия спроса и предложения устанавливается рыночная цена. Если изобразить графики изменения спроса и предложения в зависимости от цены, то рыночная цена фиксируется в точке пересечения графиков спроса и предложения. Эта точка называется точкой равновесия, а цена — равновесной ценой. Равновесная цена — это цена, при которой величина спроса соответствует величине предложения, она определяет, когда интересы продавца и интересы покупателя достигают согласия.

   При прочих равных условиях равновесная цена соответствует тому количеству товара, которое покупатели хотят купить, а продавцы согласны продать, таким образом, равновесная цена имеет уравновешивающую функцию. Она обнаруживает свое влияние как через спрос при неизменном предложении, так и через предложение при неизменном спросе. Если увеличится предложение при неизменном спросе, то равновесная цена станет более низкой при возрастающем количестве продаж товаров. В случае снижения предложения установится более высокая равновесная цена с меньшим количеством продаж товаров. Такие изменения равновесной цены происходят под воздействием рыночных механизмов, но рыночному механизму установления равновесной цены могут мешать административное регулирование цен и монополизм производителя или потребителя, который позволяет удерживать монопольную цену.

   Государственное вмешательство в рыночное ценообразование чаще всего сводится к принудительному установлению цены более низкой, чем равновесная цена. Мотивацией такого вмешательства выступают, как правило, социальные проблемы, поэтому поведение государства понятно, но, к сожалению, ни одну социальную или экономическую проблему нельзя решить методом вмешательства в механизм ценообразования. Любой контроль над ценами разрушает рыночную систему и часто приводит к тотальному дефициту абсолютно всех видов товаров, а также к другим отрицательным эффектам в социальной и экономической сфере: сокращению производства, возникновению теневой экономики в различных сферах и, как следствие, социальной напряженности и всеобщему недовольству политикой правительства.

   Наряду с понятием «равновесная цена» существует понятие «равновесное количество товара» — количество товара, который представлен на рынке по равновесной цене.

   Спрос, равновесная цена и равновесное количество товара находятся в прямой зависимости, т.е. увеличение спроса при прочих равных условиях порождает эффект повышения равновесной цены и эффект увеличения количества продуктов, и наоборот.

   Предложение находится в обратной зависимости от равновесной цены и в прямой зависимости от количества продуктов, т.е. увеличение предложения приводит к понижению равновесной цены и эффекту увеличения количества продуктов, а уменьшение предложения порождает рост равновесной цены и эффект уменьшения количества продуктов.

3. Модели равновесия Вальраса и Маршалла, их характеристика

   В неоклассической экономической теории существуют две модели рыночного равновесия: Вальраса и Маршалла.

   Вальрас анализировал установление равновесия между спросом и предложением, проистекающие в краткосрочном периоде. Согласно его модели при повышении цены объем спроса сократится, а объем предложения станет выше равновесного, что характерно для рынка покупателя. Конкурирующие производители станут сбывать все излишки, накопленные на складах, с целью получить большую прибыль от повышенной цены. Под напором избыточного предложения цена на товар понизится. В результате величина спроса на данный товар начнет возрастать до тех пор, пока производители не реализуют такой объем выпуска, который совпадет с объемом спроса.

   И наоборот, если цена окажется ниже равновесной, то объем спроса будет превосходить объем предложения, что характеризует рынок продавца: товар временно будет в дефиците. Избыточный спрос будет способствовать росту цены товара. Производители станут расширять предложение до тех пор, пока спрос не будет полностью насыщен. Условие равновесия по Вальрасу сводится к тому, что равновесие устанавливается под влиянием давления избыточного объема спроса или избыточного объема предложения на цену товара.

   Основные принципы модели Вальраса заключаются в следующем:

основным регулятором  в теории рыночного равновесия является структура цен равновесия; совокупный спрос в народном хозяйстве всегда равен совокупной сумме предложения; продавец товара или услуги, получая  за их реализацию деньги, покупает на них другие товары и услуги; предложение порождает собственный спрос, и они автоматически уравновешиваются. Следует отметить, что закон Вальраса имеет ряд существенных недостатков:

-чрезмерно абстрактный и гипотетический характер;

-модель не отвечает реальной действительности, она пригодна лишь как эффективное вспомогательное средство математического анализа;

-модель не учитывает фактор времени, присутствует неопределенность.

   А. Маршалл считал, что силой, движущей рынок к равновесию, является цена. Если цена спроса превосходит цену предложения, то такое различие цен принудит производителей увеличить предложение и покупатели смогут расширить свой спрос, пока цена не установится на другом уровне. Наоборот, если цена спроса окажется ниже цены предложения то производители станут уменьшать предложение товара, а потребители сократят спрос до объема, соответствующего равновесной цене. Таким образом, условие равновесия, по Маршаллу, выглядит как равенство цены спроса цене предложения.

   В соответствии с подходом Маршалла равновесие устанавливается автоматически под давлением разницы цен спроса и цен предложения, т.е. в результате ценовой подстройки, что справедливо для более долгосрочного периода.

4. Емкость рынка

4.1. Понятие и определение ёмкости  рынка

   Главной задачей рыночного исследования является определение емкости рынка.

   Емкость рынка - это существующий или потенциально возможный объем реализации товара в течение определенного периода времени.

   Под емкостью товарного рынка понимается возможный объем реализации товара (конкретных изделий предприятия) при данном уровне и соотношении различных цен. Емкость рынка характеризуется размерами спроса населения и величиной товарного предложения. В каждый момент времени рынок имеет количественную и качественную определенность, т.е. его объем выражается в стоимостных и натуральных показателях продаваемых, а следовательно, и покупаемых товаров.

   Для определения емкости национальных товарных рынков при подготовке и проведении экспертных операций применяется понятие «видимого» потребления товаров, т.е. собственное производство товара в стране за вычетом экспорта и с добавлением импорта аналогичных товаров.

Ор = Vв + Vи - Vэ

Ор - объем рынка

Vв - объем производства

Vи - объем импорта

Vэ - объем экспорта

   Емкость рынка измеряется в натуральном и/или денежном показателях.

   Следует различать два уровня емкости рынка:

1. потенциальный

2. реальный.

   Действительной емкостью рынка является первый уровень.

   Потенциальная емкость обозначает максимально возможный объем продаж в рыночной ситуации, когда все потенциальные клиенты приобретают товары исходя из максимального уровня их потребления. Реальная емкость оценивается как достижение фактического или прогнозируемого объема продаж анализируемого товара.

4.2. Факторы, влияющие на ёмкость  рынка

   Ёмкость рынка формируется под влиянием множества факторов, каждый из которых может в определенных ситуациях как стимулировать рынок, так и сдерживать его развитие, ограничивая его емкость. Всю совокупность факторов можно разделить на две группы: общего и специфического характера.

   Общими являются социально-экономические факторы, определяющие емкость рынка любого товара:

-объем и структуру  товарного предложения, в том  числе по предприятиям-представителям;

- ассортимент и качество  выпускаемых изделий;

- размеры импорта по  данному товару или группе;

- достигнутый уровень  жизни и потребностей населения; 

- покупательская способность  населения;

- уровень соотношения  цен на товары;

- численность населения;

- его социальный и  половозрастной состав;

- степень насыщенности  рынка;

- состояние сбытовой, торговой  и сервисной сети;

- географическое расположения рынка.

   В настоящее время состояние рынка подвержено значительному влиянию таких процессов, как обособление территории и введение новых денежных единиц, образование коммерческих структур, инфляция, введения новых таможенных ограничений и т.д.

   Специфические факторы определяют развитие рынков отдельных товаров, причем каждый рынок может иметь характерные, только для него факторы. В этом случае специфический фактор по степени влияния может оказаться определяющим для формирования и развития спроса и предложения по конкретному товару. К числу специфических факторов относятся:

1. размер и состав  гардероба, природно-климатические  условия, изменения моды, национально-бытовые  традиции (для рынков тканей, одежды  и обуви);

2. достигнутый уровень  обеспеченности, сроки физического  и морального износа, рост жилищного  строительства, развитие прокатной  сети, рационализация быта, рост  цен на энергоносители (для товаров  длительного использования).

   Совокупность факторов, определяющих развитие спроса и предложения на отдельных рынках, находится в сложной диалектической взаимосвязи. Изменение действия одних факторов вызывает изменение действия других. Особенностью одних факторов является то, что они вызывают изменения как общей емкости, так и структуры рынка, а других -- то, что они, не изменяя общей емкости рынка, вызывают его структурные изменения. В процессе исследования рынка необходимо объяснить механизм действия системы факторов и измерить совокупные результаты их влияния на объем и структуру спроса и предложения на том или ином

   Выявление причинно-следственных связей на исследуемом рынке проводится на основе систематизации и анализа данных. Систематизация данных заключается в построении группировочных и аналитических таблиц, динамических рядов анализируемых показателей, графиков, диаграмм и т.п. Это подготовительная стадия анализа информации для ее количественной и качественной оценки.

   Обработка и анализ данных осуществляются с использованием известных и описанных в учебных пособиях по статистике методов, а именно: группировки, индексного и графического методов, построения и анализа динамических рядов. Причинно-следственные связи и зависимости устанавливаются в результате корреляционно-регрессионного анализа динамических рядов.

Информация о работе Спрос и предложение. Равновесная цена. Емкость рынка