Оценка конкурентоспособности продукции на примере туристической фирмы ОАО НТК «Якутия»

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2012 в 06:59, курсовая работа

Краткое описание

Цель, поставленная при написании работы - рассмотреть конкурентоспособность туристической продукции и ее оценку.
Задачи работы:
- дать понятие конкурентоспособности продукции;
- составить основные принципы оценки конкурентоспособности продукции;
- определить методы конкурентоспособности продукции;
- раскрыть методы продвижения туристского продукта;
- исследовать среду маркетинга туристского предприятия;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
1.ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ И МЕТОДЫ ЕЕ ПРОДВИЖЕНИЯ…………………………………………………………..5
1.1.Понятие и сущность конкурентоспособности………………………….5
1.2.Основные принципы оценки конкурентоспособности продукции…….7
1.3.Методы определения конкурентоспособности продукции…………….13
1.4.Методы продвижения туристского продукта…………………………...17
1.5.Исследование среды маркетинга туристского предприятия…………...23
2.АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ В НТК «ЯКУТИЯ»…………………………………………………………………….27
2.1.Характеристика туристической фирмы ОАО НТК «Якутия»…………27
2.2.Стратегия маркетинга туристической фирмы НТК «Якутия»………..32
2.3.Анализ финансовых показателей предприятия………………………..35
2.4.Сравнительный анализ конкурентоспособности продукции туристических фирм ОАО НТК «Якутия» и ООО «Байаанай»……………42
2.5.Рекомендации, направленные на повышение конкурентоспособности турпродукции НТК «Якутия»………………………………………………..45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….47
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……

Файлы: 1 файл

курсовая работа по маркетингу.doc

— 257.50 Кб (Скачать)

- принятие принципиального решения об участии в выставочных мероприятиях;

- определение  целей участия фирмы в выставочных  мероприятиях;

- выбор  конкретной выставки, в работе  которой будет участвовать фирма;

- подготовительно-организационный  период;

- работа  в ходе функционирования выставки;

- анализ  итогов участия фирмы в работе  выставки [3, cтр. 437].

    1.5. Исследование среды маркетинга туристского предприятия 
     

     Для того чтобы определить маркетинговую  стратегию и провести ее и жизнь, руководство должно иметь углубленное представление о:

- внутренней  среде туристского предприятия,  ее потенциале и тенденциях  развития;

- внешней  среде, ее особенностях и месте,  занимаемом в ней предприятием.

     Внутренняя  среда (микросреда) - это часть общей  маркетинговой среды, которая находится внутри предприятия и контролируется им. Она заключает в себе тот потенциал, который дает возможность фирме функционировать, а, следовательно, существовать и выживать в определенном промежутке времени.

     Цель  исследования внутренней среды - выявление сильных и слабых сторон туристского предприятия [8, cтр. 151].

     Маркетинговые исследования туристского рынка.

     Рынок - механизм, позволяющий сбалансировать соотношение спроса и предложения на различные виды товаров и услуг.

     Рынок туризма можно определить как общественно-экономическое явление, объединяющее спрос и предложение для обеспечения процесса купли-продажи туристского продукта в данное время и в определенном месте.

     По  отношению к определенному району (например, регион, страна или группа стран) можно выделить следующие рынки:

- рынок  внутреннего туризма, включающий  путешествия жителей какого-либо  района по этому району;

- рынок  въездного туризма, включающий  путешествия по какому-либо району  лиц, не являющихся его жителями;

- рынок  выездного туризма, включающий путешествия жителей какого-либо района в другой район.

     Общая цель исследования рынка состоит  в определении условий, при которых  обеспечивается наиболее полное удовлетворение спроса населения в туристских услугах  и создаются предпосылки для  эффективного их сбыта. В соответствии с этим первоочередной задачей изучения рынка является оценка текущего соотношения спроса и предложения на туристские услуги, т.е. конъюнктуры рынка.

     Конъюнктура - экономическая ситуация на рынке  в определенный момент времени как результат взаимодействия факторов и условий, определяющих соотношение спроса и предложения на туристские услуги, а также уровень и динамику цен на них [9, cтр. 84].

     Конъюнктуру туристского рынка характеризуют:

- соотношение  спроса и предложения туристских услуг;

- уровень  цен;

- состояние  конкуренции и барьеры для  входа на рынок;

- степень  государственного регулирования  данного рынка; 

- коммерческие  условия реализации туристских  услуг;

- наличие  сезонных колебаний спроса и  другие параметры.

     При изучении конъюнктуры туристского рынка ставится задача не только определения его состояния в тот или иной момент, но и предсказание вероятного характера дальнейшего его развития. Конъюнктурный прогноз дает оценку перспективы развития рынка и является основой для выработки стратегии и тактики деятельности предприятия.

     Одной из основных задач исследований выбранного рынка является определение его  емкости. Данный показатель демонстрирует  принципиальную возможность работы на конкретном рынке.

     Емкостью  рынка называют потенциально возможный объем реализуемых на нем туристских услуг в течение определенного промежутка времени (как правило, за год).

     Зная  емкость рынка и тенденции  се изменения, фирма получает возможность  оценить перспективность того или иного рынка для себя [15, стр. 188].

     Маркетинговые исследования туристского продукта.

     Успех коммерческой деятельности на рынке  туризма определяется в первую очередь  привлекательным туристским продуктом. Туристский продукт представляет собой  совокупность весьма сложных разнородных элементов:

- природные  ресурсы (воздух, вода, солнце, ландшафт  и пр.), исторические, культурные, архитектурные  достопримечательности, которые  могут привлечь туриста и побудить  его совершить путешествие;

- оборудование (средства размещения туристов, рестораны, оборудование для отдыха, занятий спортом и т.д.), которое само по себе не является фактором, влияющим на мотивацию путешествия, но при его отсутствии возникают многочисленные препятствия для возможного путешествия;

- возможности  передвижения, которые в определенной мере зависят от моды на различные виды транспорта, используемые туристами. Такие возможности оцениваются скорее с точки зрения их экономической доступности, чем с точки зрения быстроты передвижения [7, стр. 136].

     В большинстве случаев туристский продукт - это результат усилий многих предприятий. Маркетинг в туризме как раз и нацелен на изучение совокупного продукта различных сфер деятельности.

     Туристский  продукт - это любая услуга, удовлетворяющая потребности туристов во время путешествий и подлежащая оплате с их стороны [15, cтр. 41].

     Позиционирование  туристского продукта - фундаментальная концепция маркетинга для привлечения специфической клиентуры и более полного удовлетворения запросов определенного сегмента рынка.

     Позиционирование направлено на разработку и создание имиджа туристского продукта таким образом, чтобы он занял в сознании клиентов достойное место, отличающееся от положения продуктов конкурентов.

     При определении рыночных возможностей туристского предприятия весьма полезным может быть опыт маркетинговой деятельности по исследованию жизненного цикла товаров.

     Туристский  продукт проходит в своем развитии ряд последовательных стадий, которые  характеризуются колебаниями объема продаж и прибыли: внедрение, рост, зрелость, спад.

     Итак, существование жизненного цикла туристского продукта означает, что перед фирмой встают три крупные проблемы. Во-первых, она должна своевременно изыскивать новые продукты для замены находящихся в стадии спада (проблема разработки новинок). Во-вторых, фирма должна уметь эффективно организовывать работу с ныне существующими продуктами на каждой стадии их жизненного цикла (проблема стратегического подхода к стадиям жизненного цикла туристского продукта). Третья, не менее важная, задача состоит в оптимизации структуры предлагаемых фирмой продуктов с точки зрения принадлежности их различным стадиям жизненного цикла [15, стр. 64].  

  1. АНАЛИЗ  КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТУРПРОДУКЦИИ В НТК «ЯКУТИЯ»
 
 

2.1. Характеристика  туристической фирмы ОАО НТК  «Якутия» 
 

     Название предприятия: Национальная туристическая компания "Якутия".

     Дата создания: 20.03.2007.

     Адрес: Национальный туроператор «Планета Якутия». Пр. Ленина 4/2, офис 409. Тел. 8-800-1000-567 (звонок бесплатный) Факс: 42-05-22, www.planetyakutia.com E-mail: info@planetyakutia.com

     Руководители предприятия: Ипатьев Вячеслав Георгиевич, 52 года - генеральный директор.

     Организационно-правовая форма предприятия: Открытое акционерное общество.

     Основным видом деятельности предприятия являются туристские услуги. Приоритетным направлением деятельности компании является разработка, продвижение и реализация туристского продукта. Основными видами производимого и реализуемого туристского продукта, являются туристские программы, ориентированные на въездной и внутренний туризм. Значительная часть турпродукта апробирована и в течение ряда лет в том или ином объеме реализовывалась туроператорами Якутии. К числу таких продуктов относятся следующие туры:

- экскурсионная программа в Якутске и окрестностях;

- круизы по реке Лена;

- тур на Полюс Холода;

- рыболовные туры [9, стр. 148].

     Цель создания компании - развитие туристской отрасли республики, продвижение туристской продукции на внешний рынок, создание и развитие отраслевых торговых марок. При этом первоочередными задачами для НТК «Якутия» являются:

- разработка привлекательного турпродукта мирового уровня;

- увеличение объема продаж туристского продукта РС (Я);

- обеспечение гибкого производственного процесса, ориентированного на изменяющиеся потребности рынка [21].

     Главной задачей является образование новой бюджето-образующей отрасли экономики.

          В существующих условиях оправданным шагом является создание Национальной туристической компании, способной скоординировать деятельность туристских предприятий. Организационно-правовая форма предприятия с преобладанием доли государства обуславливает нацеленность компании на развитие въездного туризма в республике и решение глобальных задач, связанных с этим процессом [15, с. 198].

     Из числа крупных туристских объектов, планируемых к возведению и обустройству выделим следующие:

-  обустройство комплекса "Царство вечной мерзлоты" в Якутске;

- обустройство комплекса «Ямщицкое подворье» (с.Еланка, Хангаласский улус);

- обустройство комплекса «Домик Санта Клауса» (с.Томтор, Оймяконский улус) [6, стр. 122].

     Основным видом продукции предприятия являются туристские услуги для внутреннего, национального и международного рынков.

     Услуги представлены в виде туристских программ - турпакетов и услуг по отдельным составляющим туристского продукта. Туристский продукт компании принципиально не разделяется по видам туризма и зависит в большей степени от наличия потенциального спроса и возможностей его удовлетворения со стороны предприятия или его партнеров [22].

     Главным объединяющим свойством продукта является его территориальная принадлежность - туристские программы представляются под единой глобальной туристской маркой " PlanetYakutia ".  

 

Рисунок 1. Организационная структура туристической фирмы

ОАО НТК  «Якутия». 

     Организационная структура управления в НТК «Якутия» - функциональная. Выполняются отдельные  функции по конкретным вопросам специалистами, т. е. каждый орган управления или  исполнитель специализирован на выполнение отдельных видов работ. Специалисты одного профиля объединяются в специализированные  структурные подразделения или отделы. Решения об общих вопросах принимаются коллегиально.

     В отличие от существующих туристических  компаний в республике Саха (Якутия), фирма НТК «Якутия» имеет поддержку от министерства по туризму и предпринимательства.

           Развитие любого из новых видов турпродукта обеспечивается детальными маркетинговыми исследованиями с целью определения объективной рыночной ситуации - определения и возможности достижения существующего спроса, преодоления конкуренции, стоимости процесса и других необходимых  сведений [16, стр. 301].

     На сегодняшний день основные потребители туристского продукта Якутии могут быть подразделены на 2 основных сегмента - национальный и международный.

Информация о работе Оценка конкурентоспособности продукции на примере туристической фирмы ОАО НТК «Якутия»