Оценка конкурентоспособности продукции на примере туристической фирмы ОАО НТК «Якутия»

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2012 в 06:59, курсовая работа

Краткое описание

Цель, поставленная при написании работы - рассмотреть конкурентоспособность туристической продукции и ее оценку.
Задачи работы:
- дать понятие конкурентоспособности продукции;
- составить основные принципы оценки конкурентоспособности продукции;
- определить методы конкурентоспособности продукции;
- раскрыть методы продвижения туристского продукта;
- исследовать среду маркетинга туристского предприятия;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
1.ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ И МЕТОДЫ ЕЕ ПРОДВИЖЕНИЯ…………………………………………………………..5
1.1.Понятие и сущность конкурентоспособности………………………….5
1.2.Основные принципы оценки конкурентоспособности продукции…….7
1.3.Методы определения конкурентоспособности продукции…………….13
1.4.Методы продвижения туристского продукта…………………………...17
1.5.Исследование среды маркетинга туристского предприятия…………...23
2.АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ В НТК «ЯКУТИЯ»…………………………………………………………………….27
2.1.Характеристика туристической фирмы ОАО НТК «Якутия»…………27
2.2.Стратегия маркетинга туристической фирмы НТК «Якутия»………..32
2.3.Анализ финансовых показателей предприятия………………………..35
2.4.Сравнительный анализ конкурентоспособности продукции туристических фирм ОАО НТК «Якутия» и ООО «Байаанай»……………42
2.5.Рекомендации, направленные на повышение конкурентоспособности турпродукции НТК «Якутия»………………………………………………..45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….47
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……

Файлы: 1 файл

курсовая работа по маркетингу.doc

— 257.50 Кб (Скачать)

    Тогда

     , где:                                                         (6)

Qn - сводный параметрический индекс конкурентоспособности по потребительским и экономическим свойствам;

qi - еденичный показатель конкурентоспособности;

ani - для потребительских показателей.

    Дополнительное  исследование рынка показало, что необходимо добавить еще один критерий, для которого аni = а4, qi = q4. В результате, если пренебречь равенством (3), получим:

       , где:                                                         (7)

Qn - сводный параметрический индекс конкурентоспособности по потребительским и экономическим свойствам;

аn4 - для потребительских показателей;

q4 - еденичный показатель конкурентоспособности.

    То  есть сводный параметрический индекс конкурентоспособности увеличится даже в случае, если q4 < 1, следовательно, наблюдается превосходство базисной модели.

    На  шестом этапе рассчитывается интегральный показатель конкурентоспособности:

К = Qn/Qэ, где:                                                                                            (8)

К - интегральный показатель конкурентоспособности;

      Qn  и Qэ - сводные параметрические индексы конкурентоспособности по потребительским и экономическим свойствам.

    Экономический смысл интегрального показателя конкурентоспособности заключается в том, что на единицу затрат потребитель получает К единиц полезного эффекта. Если К > 1, то уровень качества выше уровня затрат и товар является конкурентоспособным, если К < 1 - неконкурентоспособным на данном рынке [10, стр. 239].

    Данный  метод имеет ряд недостатков:

1. Во всех случаях предполагается линейная зависимость конкурентоспособности от значения критерия, то есть по всем параметрам эластичность спроса равна 1.

2. Не учитывается то, что для некоторых критериев существуют ограничения, объективные или субъективные, при нарушении которых конкурентоспособность товара стремится к нулю.

3. При сравнении нескольких товаров необходимо проведение расчетов для каждой пары в отдельности.

4. Сложно устанавливать весовые значения aij, особенно для большого количества критериев.

5. Невозможно оценить степень влияния на конкурентоспособность товара факторов, не поддающихся количественной оценке.

6. Данным методом рассчитывается конкурентоспособность одного объекта относительно другого, а не уровень конкурентоспособности объекта вообще.

7. Существует определенная сложность выбора базы сравнения, особенно в случаях, когда в качестве таковой необходимо принять лучший из существующих образцов. Возникает вопрос: как определить, какой товар является лучшим? Поэтому либо необходимо предварительно сравнивать образцы между собой, либо имеет место интуитивный выбор. Можно брать в качестве базы сравнения лидера по продажам, но эта информация часто закрыта, субъективна и трудно собираема, особенно когда речь идет о товарах широкого потребления, которые распространяются по многим каналам сбыта, имеющим несколько уровней [10, стр. 298].  

    1. Методы  продвижения туристского продукта
 
 

     Личная  продажа.

     Продвижение туристского продукта - комплекс мер, направленных на реализацию туристского продукта (реклама, участие в специализированных выставках, ярмарках, организация туристских информационных центров, издание каталогов, буклетов и другое) [1, № 12].

     Личная (персональная) продажа, предполагающая индивидуальное общение работника туристского предприятия с клиентами, широко распространена в туризме. В контакт с клиентами в роли продавцов вступают практически все сотрудники фирмы.

     Коммуникационные  особенности личной продажи состоят  в следующем:

- в отличие  от других элементов маркетинговых  коммуникаций личная продажа  предполагает непосредственный, прямой  характер взаимоотношений продавца  и покупателя;

- наличие  двусторонней связи, диалоговый  режим обучения позволяют гибко  реагировать на запросы клиента, оперативно вносить коррективы в характер и содержание коммуникаций;

- личностный  характер персональной продажи  позволяет установить долговременные  отношения между продавцом и  покупателем, которые могут принимать  различные формы (от формальных до дружеских) в зависимости от индивидуальных особенностей клиента;

- сам  процесс личной продажи заставляет  потенциального покупателя чувствовать  себя в определенной степени  обязанным за то, что с ним  провели коммерческую беседу. Он  испытывает сильную потребность прислушаться и определенным образом отреагировать на предложение, даже если вся его реакция будет заключаться лишь в высказывании личной благодарности;

- благодаря  наличию личного контакта с  потенциальным покупателем достигается  стимулирование сбыта продуктов с учетом индивидуальных особенностей клиента;

- личная  продажа - единственный вид маркетинговых  коммуникаций, непосредственно заканчивающийся продажей туристских услуг [16, стр. 237].

     Стимулирование  сбыта.

     Стимулирование  сбыта как элемент комплекса коммуникаций представляет собой систему побудительных мер и приемов, предназначенных для усиления ответной реакции целевой аудитории на различные мероприятия в рамках маркетинговой стратегии туристского предприятия в целом и его коммуникационной стратегии в частности.

     Подготовка  и проведение мероприятий по стимулированию сбыта включает ряд этапов:

- разработка  программы стимулирования сбыта;

- тестирование  мероприятий по стимулированию  сбыта;

- реализация  программы стимулирования сбыта;

- анализ  результатов стимулирования сбыта.

     Разработка  программы стимулирования сбыта  связана с решением целого ряда последовательных задач:

- установление  целей стимулирования сбыта;

- выбор инструментов стимулирования сбыта; выявление круга участников;

- определение интенсивности мероприятий по стимулированию сбыта;

- принятие  решений о средствах распространения  информации о программе стимулирования  сбыта;

- определение  продолжительности стимулирования;

- выбор  времени проведения мероприятий  по стимулированию сбыта;

- разработка  бюджета стимулирования сбыта.

     Установление  целей и выбор инструментов стимулирования сбыта тесно связаны между  собой, дело в том, что инструменты  стимулирования сбыта могут быть направлены на:

- персонал  фирмы, продающий услуги;

- торговых  посредников (розничные турфирмы и организации);

- клиентов [3, cтр. 345].

     Пропаганда.

     Для фирмы жизненно важно не только учитывать  внешние условия, но и иметь вполне определенную ориентацию на формирование благоприятного «внешнего климата», проводить целенаправленную работу с общественностью, действительными и потенциальными клиентами. Решение этой задачи обеспечивается путем осуществления пропагандистских мероприятий, под которыми чаще всего понимают работу по связи с общественностью — «паблик рилейшн» (public relation). Работа по связям с общественностью направлена на изучение складывающегося общественного мнения и формирование доброжелательного отношения к туристскому предприятию и его деятельности со стороны целевых аудиторий и широких масс населения [16, cтр. 16].

     В качестве частных целей туристской пропаганды можно выделить следующие:

- установление  взаимопонимания и доверительных  отношений между туристским предприятием  и общественностью;

- обеспечение  фирме известности;

- создание  и подтверждение имиджа предприятия;

- популяризация  туристского продукта и туризма  в целом;

- опровержение  искаженной и (или) неблагоприятной  информации;

- обеспечение  поддержки со стороны различных  целевых аудиторий.

     Подготовка  и проведение пропагандистских мероприятий  состоят из четырех взаимосвязанных этапов:

- анализ, исследование и постановка целей;

- разработка  программы и бюджета мероприятий;

- осуществление  программы;

- анализ  и оценка результатов.

     Для достижения своих целей туристская пропаганда использует разнообразные  средства и приемы. С точки зрения субъектов она может осуществляться по нескольким направлениям, важнейшими из которых являются:

- организация  связей со средствами массовой  информации;

- связи  с целевыми аудиториями;

- отношения  с органами государственной власти и управления      [16, стр. 211].

     Реклама.

     Реклама - информация, распространенная любым  способом, в любой форме и с  использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке [2, №70].

     Отличительная особенность рекламы как одного из главных средств маркетинговых  коммуникаций в сфере туризма определяется спецификой как самой рекламы, так и особенностями отрасли и ее товара — туристского продукта.

     Реклама обладает следующими признаками:

- неличный  характер;

- односторонняя  направленность;

- неопределенность  с точки зрения измерения эффекта;

- общественный  характер;

- информационная  насыщенность;

- броскость  и способность к убеждению. 

      В зависимости от объекта рекламирования можно говорить о двух основных видах  рекламы товарная и престижная.

      Основная  задача товарной рекламы - формирование и стимулирование спроса на туристский продукт. Такая реклама информирует потенциальных клиентов о его достоинствах, пробуждает интерес и содействует продаже [17, стр. 59].

      Престижная, или имидж-реклама, представляет собой  рекламу достоинств фирмы, выгодно отличающих ее от конкурентов. Цель подобной рекламы — создание среди общественности и прежде всего среди активных и потенциальных клиентов привлекательного имиджа, который вызывал бы доверие к самому туристскому предприятию и всем предлагаемым им услугам [2, cтр. 398].

      Выставки  и ярмарки.

      Выставочные мероприятия занимают особое место  в арсенале средств современного туристского маркетинга. Они предоставляют  туристскому предприятию большие  возможности одновременного распространения  и получения широкого спектра экономической, организационной, технической и коммерческой информации при относительно доступной ее стоимости.

      Процесс участия туристской фирмы в работе выставок можно условно подразделить на ряд взаимосвязанных и взаимообусловленных  этапов:

Информация о работе Оценка конкурентоспособности продукции на примере туристической фирмы ОАО НТК «Якутия»