Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 12:48, дипломная работа
Цель данной работы – изучить на практике ключевые обязанности управляющего ресторана и закрепить, полученные данные.
Передо мной, как автором работы стоят следующие задачи:
1. Описать практическую деятельность управляющего ресторана: правила набора, обучения и управления персоналом, способы управления мотивацией персонала и создания положительной психологической атмосферы заведения;
2. Дополнительно охарактеризовать методику планирования и закупки оборудования ресторана, правила обслуживания;
3. Проанализировать составление и корректировку меню ресторану и калькуляцию блюд;
4. Привести основные виды рекламы ресторана, обрисовать имидж ресторана и его формирование;
Введение
Глава 1. Практическая деятельность управляющего в ресторанном бизнесе
1.1. Управление персоналом
1.1.1. Набор и обучение персонала
1.1.2. Мотивация персонала и контроль
1.1.3. Создание психологического климата в коллективе
1.2. Оборудование ресторана: планирование, закупка и обслуживание
1.3. Меню ресторана
1.3.1. Расчет калькуляции блюд и составление меню ресторана
1.3.2. Корректировка меню
Глава 2. Работа с клиентами и отчетностью ресторана
2.1.1. Реклама ресторана и создание имиджа
2.1.2. Обратная связь с посетителями
2.2. Маркетинг в ресторанном бизнесе
2.2.1. Маркетинговые мероприятия привлечения и удержания гостей
2.2.1. Работа с партнерами и поставщиками
2.2.2. Мерчандайзинг и маркетинговое планирование
2.3. Финансовые показатели заведения, составление отчетов
Глава 3. Оперативная деятельность в ресторане
3.1. Сервис-менеджмент
3.1.1. Постановка целей и задач в обслуживании гостей
3.1.2. Планирование ресурсов и стратегии обслуживания гостей
3.1.3. Контроль над выполнением задач сервис-менеджмента
3.2. Ценовая политика
Глава 4. Предотвращение хищений
Глава 5. Мероприятия по совершенствованию системы управления ресторана
Выводы по проекту
Библиографический список
После монтажа и введение в эксплуатацию обслуживание оборудования становиться задачей персонала. Они должны быть ознакомлены с инструкциями по эксплуатации, и придерживаться их требований. А управляющий в ходе контроля проверяет исправность оборудования и выполнение правил его эксплуатации. Однако оборудование все равно изнашивается и устаревает. Поэтому в фонде ресторана создается амортизационный фонд.
1.6. Меню ресторана
1.6.1. Расчет калькуляции блюд и составление меню ресторана
Визитной карточкой ресторана называют его меню, т.е. перечень закусок, блюд, напитков (с указанием цены и выхода), которые есть в наличии в продаже во время работы. Поэтому, при его составлении, необходимо сделать разнообразным используемое сырье и продукты для изготовления широкого выбора кулинарных изделий и напитков с применением разных средств кулинарной обработки и осуществлять дежурство их по дням недели.
В ресторане «Купеческий двор» в меню включают разнообразные овощные, мясные, рыбные блюда, закуски, изготовленные в отваренном, жаренном, тушеном и запеченном виде; обращается большое внимание на верное соединение гарнира с основным продуктом. Обязательно учитывается при составлении меню сезонность и температура воздуха.
При составлении меню также учитываются вкусовое качество пищи и внешнее оформление кушанья. Кушанья и закуски, которые включены в меню, должны быть в наличии на протяжении всего дня работы ресторана, или на протяжении времени, указанное в меню для завтрака, обеда или ужина [29, с. 23].
Ресторан «Купеческий двор» часто посещают потребители с детьми. Поэтому в меню предусмотренные кушанья в размере полупорции.
Последовательность блюд в меню идет от фирменных блюд к напиткам, а посередине располагаются закуски, супы, основные блюда и десерты. От более острых, к менее острым, от варенных к жаренным. В данном ресторане последовательность меню выглядит приблизительно следующим образом:
1. Фирменные блюда и напитки.
2. Холодные блюда и закуски:
- Икра зернистая лососевых и осетровых рыб;
- Рыба малосольная (семга, лососина с лимонами);
- Рыба соленая (копченая);
- Рыба отварная;
- Рыба заливная;
- Рыба под маринадом;
- Рыба под майонезом;
- Рыбная гастрономия и закусочные консервы;
- Селедка натуральная с гарниром, рубленная;
- Нерыбные продукты моря;
- Свежие овощи натуральные;
- Салаты и винегреты;
- Мясная гастрономия;
- Мясо отварное, заливное;
- Мясо жареное;
- Птица и дичь холодные;
- Закуски из овощей и грибов;
- Кисломолочные продукты.
3. Горячие закуски:
- Рыбные и из нерыбных продуктов моря;
- Мясные;
- Из субпродуктов;
- Из птицы и дичи;
- Яичные и мучные.
4. Супы, щи:
- Прозрачные;
- Заправочные;
- Молочные;
- Холодные;
- Сладкие.
5. Вторые блюда:
- Рыба отварная;
- Рыба жареная;
- Рыба тушеная и запеченная;
- Блюда из котлетной (рыбной) массы;
- Мясо отварное;
- Мясо жареное;
- Мясо в соусе;
- Мясо тушеное и запеченное;
- Субпродукты жареные;
- Блюда из рубленого мяса и котлетной массы;
- Птица отварная;
- Птица фаршированная;
- Птица и дичь жареные;
- Блюда из тушеной птицы;
- Блюда из рубленной птицы;
- Блюда из овощей (отварных, приготовленных на пару, жаренных, тушеных);
- Блюда из круп, бобовых, макаронных изделий, мучные;
- Блюда из яиц и творога.
6. Сладкие блюда:
- Горячие (суфле, пудинги и др.);
- Холодные (компоты, кисели, желе и др.) ;
- Мучные кондитерские изделия (пирожного, торты, кексы).
7. Напитки
Горячие напитки (чай, кофе, какао, шоколад и др.);
Холодные напитки и соки.
Минеральные воды.
Хлеб.
Отдельно составляется карта вин, так как ресторан предлагает широкий ассортимент спиртных напитков. При этом выделяются вина, аперитивы крепкие спиртные напитки, ликеры, пиво и коктейли. Кроме того винная карта может классифицироваться по возрасту вин, их цене и форме разлива.
Полноценное меню характеризуется такими параметрами, как ширина и глубина. Ширина представляет собой ассортимент блюд и напитков, а глубина – варианты различных блюд из одинаковых продуктов.
Тип гостей, мощность предприятия диктуют различные виды меню. Так в ресторане «Купеческий двор» используется меня «а-ля карт», где приводится перечень порционных блюд и их индивидуальная стоимость. Но существуют и другие типы меню.
В меню «табльдот» ассортимент блюд и напитков предлагается по фиксированной цене. Меню «дю Жур» - список «дежурных» каждодневных блюд. Туристское меню делает акцент на дешевизне блюд, а «калифорнийское» меню дает возможность клиенту заказать любое блюдо на протяжении суток.
Большинство блюд изготавливают в горячем и холодном цехах по индивидуальными заказами посетителей.
В меню обеда (дежурные блюда) включают блюда несложного изготовления, которые удобны для отпуска. В качестве дежурных блюд выступают закуски трех- четырех наименований, первые кушанья - двух, вторые - четырех-пяти, сладкие блюда, горячие и холодные напитки трех- четырех наименований, а также мучные кондитерские изделия [21, с. 67].
Меню обеденное и экспрессов-обедов печатаются на каждый день отдельно. Эти меню вручаются посетителям при приеме заказа.
Меню дневного рациона составляется в тех случаях, когда предполагается обслуживание участников съездов, конференций, совещаний и членов разных делегаций, которые питаются три (завтрак, обод, ужин), или четыре (прибавляется второй завтрак) разы на день. Меню дневного рациона может быть построено по свободному выбору блюд по желанию посетителей.
При составлении меню ужина, ограничиваются легкими кушаньями и закусками, салатами. В меню должен быть кефир, кислое молоко и другие молочнокислые продукты.
Меню банкетов отличается от других видов меню тем, что при его составлении активное участие берет заказчик. Банкет может быть завтраком, обедом или ужином.
В меню банкетов включают несколько холодных закусок (для распространения ассортиментов холодные закуски можно заказать со счета 1/2 или 1/3 порции на человека), одну горячую, суп, вторые горячие кушанья из рыбы, мяса, птицы, десертные кушанья, фрукты, напитки.
В меню банкета-ужины входят: салат- коктейль из крабов, закуски с зернистой икрой осетровых и лососевых рыб, семга с лимоном и маслинами, ветчина в желе, мясные паштет, натуральные овощи, грибы, запеченные в сметане, филе, мороженое, шампанское, красное вино.
Однако составление любого меню зависит от ряда факторов:
- вкусов гостей,
- численности и квалификации персонала,
- типа и мощности оборудования,
- продуктов поставщиков и наличия необходимых продуктов [46, с. 44].
В ресторане «Купеческий двор» намечена ориентация на вкусы гостей, которые отдают предпочтение традиционной русской кухне, а квалификация персонала позволяет создать меню «а-ля карт» с достаточной шириной и глубиной, начиная от фирменных блюд и заканчивая напитками. По желанию заказчиков разрабатывается банкетное меню, делаются шашлыки на гриле, гриль, организовываются меню для детских праздников, мангал, в баре, помимо основного меню, подается разливное пиво. Мощность оборудования рассчитана на приготовление всех типов блюд из различных ингредиентов. Отдельно составлена ката вин, работают сомелье. Используются только свежие продукты, при этом соленья и полуфабрикаты готовятся поварами самого ресторана.
Важным этапом формирования меню является калькуляция блюд.
Калькуляция блюд - исчисление себестоимости блюд, затраты пищевого предприятия или пункта общественного питания в денежной форме на производство и реализацию единицы конкретного вида продукции.
Составление калькуляционного расчета (карточки) и определение продажной цены блюда производится в следующем порядке.
- определяется ассортимент блюд (по плану-меню), на которые необходимо составить калькуляционный расчет;
- устанавливаются нормы вложений сырья на каждое отдельное блюдо (на основании сборников рецептур);
- определяются подлежащие включению в калькуляцию продажные цены на сырье;
- исчисляется стоимость сырьевого набора блюда (порции) путем умножения количества сырья каждого наименования на продажную цену и суммирования полученного результата (сырьевой набор конкретного блюда берется из Сборника рецептур, в котором на каждое блюдо показываются следующие данные: наименование продуктов, из которых приготовляется блюдо (порция); норма вложения сырья по массе брутто; норма вложения по массе нетто; норма выхода — масса отдельной порции (блюда) в целом;
- устанавливается продажная цена одного блюда делением продажной стоимости сырьевого набора блюд на 100.
Калькуляционные карточки (приложение 3) регистрируют в специальном реестре после подписи их лицами, которые несут ответственность за правильность установления продажных цен. После этого составляется план меню (приложение 4) и требования в кладовую (приложение 5) [34, с. 350-380].
Калькуляция блюд, количественный учет продуктов на предприятиях общественного питания – процесс трудоемкий. На пересчет блюд может потребоваться до нескольких часов. Ведь при изменении цены хотя бы на одно наименование продуктов, может привести к необходимости перерасчета цен в нескольких десятках калькуляционных карточках. Сначала необходимо отобрать все блюда, в состав которых входит продукт, на который изменилась цена. Затем необходимо пересчитать цены во всех этих карточках.
Однако на помощь работникам общественного питания, ответственным за ценообразование на данном предприятии, приходит компьютер.
Калькуляция блюд предполагает автоматический подсчет стоимости блюд в меню ресторана. В ресторане «Купеческий двор» управляющим используется программа «OptiFood - меню и калькуляция блюд 2.5» (рисунок 4). При помощи этой программы самостоятельно, ведется расчет калькуляций.
«OptiFood» решает все проблемы, связанные с расчетами по калькуляции, подготовке отчета о состоянии склада, ведению журнала продаж.
Программа объединяет 3 взаимосвязанные подсистемы: «Склад», «Калькуляционные карточки», «Продажи».
«Все расчеты выполняются компьютером самостоятельно, достаточно только однажды ввести список товаров на складе, ввести калькуляции, и ежедневно отмечать проданные блюда в журнале продаж. В зависимости от масс, указанных в калькуляциях на складе уменьшится количество продуктов, входящих в проданное блюдо. Кроме того, при изменении цены на какой-либо продукт не нужно менять в каждой калькуляции цену этого продукта, достаточно отдать команду на пересчет калькуляций и компьютер сделает все сам.
«Склад», «Калькуляционные карточки», «Продажи» автоматически готовят и печатают различные виды отчетности: «Склад» позволяет распечатать остатки, «Калькуляционные карточки» выдают на печать сами себя, а «Продажи» позволяют получить отчет о проданных блюдах за любой промежуток времени [15, с. 529].
Рисунок 4
Интерфейс программы «OptiFood 2.5» со всеми разделами
«Управляющий может выбрать, печатать документ сразу, или посмотреть, как он будет выглядеть на бумаге. Печать производится абсолютно на любом принтере, настроенном в Windows.
Отдельным блоком встроена система «Бар(киоск)». Здесь можно заносить на склад бара (киоска или буфета) различные товары и производить их продажу.
В программе предусмотрена возможность одновременного ведения 5 кафе и 5 баров (киосков или буфетов) или обрабатывать данные по одной торговой точке в разных вариантах.
Подсистема «Меню» позволяет вводить, редактировать и распечатывать меню заведения.
Также бывает необходимым расчет калорийности блюд. Он может выполняться вручную. Для этого по таблицам калорийности определяется калорийность каждого ингредиента, а затем суммарная калорийность блюда, а также содержание в нем питательных веществ. Но для автоматизации процесса производства чаще используются специальные программы.
Когда проведена калькуляция блюд и меню составлено, проводится также анализ меню. Из перечня различных методов: Хайеса и Гуфман Миллера, Смита и Д.Пэйвесика был выбран метод Миллера. Метод Миллера заключается в изучении статистики продаж блюд и составлении матрицы спроса на блюда (рисунок 5).
Информация о работе Мероприятия по совершенствованию системы управления ресторана