Маркетинговый анализ производства продукции на примере ОАО МК «Черлакский»

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 23:04, курсовая работа

Краткое описание

Необходимыми условиями достижения самоокупаемости и самофинансирования предприятия в условиях рынка являются ориентация производства на потребителя и конкурентов, гибкое приспособление к изменяющейся рыночной конъюнктуре.
Каждому предприятию перед тем, как планировать объем производства, формировать производственную мощность, необходимо знать, какую продукцию, в каком объеме, где, когда и по каким ценам оно будет продавать.

Файлы: 1 файл

marketingovyi_analiz_konkyrentosposobnosti_prodykcii.doc

— 157.50 Кб (Скачать)

 

1.5. Анализ конкурентоспособности продукции

Понятие конкурентоспособности товара. Единичные, групповые, интегральные показатели конкурентоспо­собности. Методика их анализа.

Под конкурентоспособностью понимают характеристику продукции, которая показывает ее отличие от товара-конкурен­та как по степени соответствия конкретной общественной пот­ребности, так и по затратам на ее удовлетворение.

Оценка конкурентоспособности продукции основывается на исследовании потребностей покупателя и требований рынка. Чтобы товар удовлетворял потребности покупателя, он должен соответствовать определенным параметрам:

      техническим (свойства товара, область его применения и назначения);

      эргономическим (соответствие товара свойствам человечес­кого организма);

      эстетическим (внешний вид товара);

      нормативным (соответствие товара действующим нормам и стандартам);

      экономическим (уровень цен на товар, сервисное его обслу­живание, размер средств, имеющихся у потребителя для удов­летворения данной потребности).

      Задачи анализа:

      оценка и прогнозирование конкурентоспособности продукции;

      изучение факторов, воздействующих на ее уровень;

      разработка мер по обеспечению необходимого уровня конку­рентоспособности продукции.

 

Методика анализа конкурентоспособности продукции пока­зана на рис. 1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1. Блок-схема анализа конкурентоспособности продукции

Важное направление повышения конкурентоспособнос­ти продукции - совершенствование процесса товародвиже­ния, организации торговли, сервисного обслуживания покупа­телей, рекламы продукции, которые являются мощными ин­струментами стимулирования спроса.

При анализе организации торговли выясняют, имеются ли у предприятия фирменные магазины, какие используются методы торговли (прямая, оптовая, мелкий опт, розничная, ди­леры и т.д.), какой удельный вес они занимают в общем, объеме продаж и какие из них наиболее доходные, каков уровень из­держек обращения, как можно уменьшить расходы, не снижая эффективности?

Сервисные услуги и реклама являются мощными фактора­ми в конкурентной борьбе за покупателя. Они требуют допол­нительных затрат, но увеличивают объем продаж и прибыль. Поэтому в процессе анализа необходимо установить, какие виды сервисных услуг оказывает предприятие и как это стимули­рует спрос на продукцию, сколько средств затрачивается на рекламу и какова ее эффективность: прослеживается ли связь между активностью рекламы и уровнем сбыта, уровнем прибы­ли, хорошо ли заметен фирменный знак предприятия среди конкурирующих, насколько упаковка товара способствует уве­личению объема продаж?

Для изучения влияния данных факторов на объем продаж, сумму прибыли можно использовать приемы сопоставления па­раллельных рядов чисел, аналитических группировок, корреля­ционного анализа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Маркетинговый анализ производства молочной продукции.

 

Краткая характеристика предприятия

 

ОАО Маслодельный комбинат «Черлакский» реорганизован 26.01.93 г. согласно Постановления главы администрации Черлакского района №457-п.

Форма собственности – смешанно-российская. Учетная политики определена приказом №1 от 03.01.99 г. Выручка от реализации продукции, работ, услуг определяется по моменту отгрузки. Бухгалтерский учет ведётся по журнально-ордерной форме учета.

Закупается молоко в хозяйствах Черлакского  и Нововаршавского районах. Все закупленное сырьё перерабатывается. Кроме того, предприятие занимается выпечкой хлебных изделий и переработкой мяса.

Объем реализации по основному виду деятельности за второе полугодие 2002 года составил 46414,6 тыс.руб. товарооборот по торговле составил без НДС 2366 тыс. руб. Наценка по торговле без НДС – 335 тыс. руб. Объем реализации по всем видам деятельности составил 53615 тыс. руб. Получено валовой прибыли 3848 тыс. руб. Внереализационные доходы составили 54 тыс. руб., а внереализационные расходы – 776 тыс. руб. Балансовая прибыль – 3126 тыс. руб.

ОАО МК Черлакский имеет на территории Черлакского района 4 магазина, три из которых находятся в п.г.т. Черлак и один – в с. Б. Аргмас. Также значительная часть продукции направляется в г. Омск.

Для расчётов с хозяйствами за молоко и на производственные нужды были взяты кредиты в суме 19397,9 тыс. руб., а также использовались собственные средства, полученные от реализации готовой продукции.

Среднесписочная численность работников на предприятии – 153 чел. Начисленный фонд оплаты  труда – 1819,5 тыс. руб.

 

2.1. Анализ расчета риска невостребованный продукции.

 

Как известно, каждый товар должен производиться лишь тогда, когда есть пла­тежеспособный спрос на него, подкрепленный заявками или до­говорами на его поставку.

Таблица 1

Анализ обеспеченности плана производства продукции договорами (заявками) на поставку

Вид продукции

Объем поставки по заключенным договорам, тыс. руб.

Остаток готовой продукции на начало года, тыс. руб.

План производства продукции на год, тыс. руб.

Обеспеченность выпуска продукции договорами, %

Масло

112

7

90

115,46

Сыр

126

16

113

97,67

Молоко и кисломолочные продукты

311

17

415

71,99

Как видно из табл. 1, план выпуска масла был полностью обеспечен договорами на поставку продукции. По сыру и кисломолочным продуктам  запланированный выпуск продукции был обеспечен договорами на поставку соответственно на 97,67 и 71,99%. В ре­зультате предприятию пришлось пересмотреть структуру про­изводства, сократив удельный вес первого вида продукции и увеличив долю второго и третьего продукта.  В связи с этим мы можем сде­лать заключение, что предприятие активно реагирует на конъюн­ктуру рынка, на изменение спроса, внося соответствующие кор­ректировки в производственную программу.

Чтобы оценить риск невостребованной продукции, проана­лизируем динамику остатков готовой продукции (табл. 2).

Таблица 2

Анализ динамики остатков готовой продукции

 

Вид

продукции

Остаток

на начало года

Фактический выпуск продукции

Объем

реализации продукции

Остаток готовой

продукции на конец года

Прирост

 

Тыс. руб.

 

%

Масло

7

118

115

15

+3

114

Сыр

16

131

126

37

+5

131

Молоко и кисломолочные продукты

17

311

310

42

+1

147

  Из таблицы видно, что за отчетный год значительно возрос­ли остатки нереализованной продукции, особенно по сыру и молоку и кисломолочным продуктам, спрос на которые снизился, что требует от предприятия принятия определенных мер по недопущению убытков от не­востребованной продукции, например, снижение цен на данные виды продукции или дополнительные затраты на более привле­кательную упаковку, рекламу и т.д. В противном случае, если эта продукция будет невостребована покупателями, предприя­тие получит убытки в размере фактических затрат на ее про­изводство и хранение.

По данным, приведенным в табл. 3, можно изучить струк­туру рынков сбыта и уровень их доходности.

Таблица 3

Анализ структуры рынков сбыта и их доходности

Вид продукции

Структура рынков сбыта, %

Доходность продукции на рынке сбыта, %

Внутреннего

Экспорта

итого

Внутреннем

Внешнем

Масло

92,8

7,2

100

12,0

25,6

Сыр

100,0

-

100

16,0

------

Молоко и кисломолочные продукты

75,4

24,6

100

23,0

28,5

Информация о работе Маркетинговый анализ производства продукции на примере ОАО МК «Черлакский»