Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 23:04, курсовая работа
Необходимыми условиями достижения самоокупаемости и самофинансирования предприятия в условиях рынка являются ориентация производства на потребителя и конкурентов, гибкое приспособление к изменяющейся рыночной конъюнктуре.
Каждому предприятию перед тем, как планировать объем производства, формировать производственную мощность, необходимо знать, какую продукцию, в каком объеме, где, когда и по каким ценам оно будет продавать.
1.5. Анализ конкурентоспособности продукции
Понятие конкурентоспособности товара. Единичные, групповые, интегральные показатели конкурентоспособности. Методика их анализа.
Под конкурентоспособностью понимают характеристику продукции, которая показывает ее отличие от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение.
Оценка конкурентоспособности продукции основывается на исследовании потребностей покупателя и требований рынка. Чтобы товар удовлетворял потребности покупателя, он должен соответствовать определенным параметрам:
техническим (свойства товара, область его применения и назначения);
эргономическим (соответствие товара свойствам человеческого организма);
эстетическим (внешний вид товара);
нормативным (соответствие товара действующим нормам и стандартам);
экономическим (уровень цен на товар, сервисное его обслуживание, размер средств, имеющихся у потребителя для удовлетворения данной потребности).
Задачи анализа:
оценка и прогнозирование конкурентоспособности продукции;
изучение факторов, воздействующих на ее уровень;
разработка мер по обеспечению необходимого уровня конкурентоспособности продукции.
Методика анализа конкурентоспособности продукции показана на рис. 1.
Рис. 1. Блок-схема анализа конкурентоспособности продукции
Важное направление повышения конкурентоспособности продукции - совершенствование процесса товародвижения, организации торговли, сервисного обслуживания покупателей, рекламы продукции, которые являются мощными инструментами стимулирования спроса.
При анализе организации торговли выясняют, имеются ли у предприятия фирменные магазины, какие используются методы торговли (прямая, оптовая, мелкий опт, розничная, дилеры и т.д.), какой удельный вес они занимают в общем, объеме продаж и какие из них наиболее доходные, каков уровень издержек обращения, как можно уменьшить расходы, не снижая эффективности?
Сервисные услуги и реклама являются мощными факторами в конкурентной борьбе за покупателя. Они требуют дополнительных затрат, но увеличивают объем продаж и прибыль. Поэтому в процессе анализа необходимо установить, какие виды сервисных услуг оказывает предприятие и как это стимулирует спрос на продукцию, сколько средств затрачивается на рекламу и какова ее эффективность: прослеживается ли связь между активностью рекламы и уровнем сбыта, уровнем прибыли, хорошо ли заметен фирменный знак предприятия среди конкурирующих, насколько упаковка товара способствует увеличению объема продаж?
Для изучения влияния данных факторов на объем продаж, сумму прибыли можно использовать приемы сопоставления параллельных рядов чисел, аналитических группировок, корреляционного анализа.
2. Маркетинговый анализ производства молочной продукции.
Краткая характеристика предприятия
ОАО Маслодельный комбинат «Черлакский» реорганизован 26.01.93 г. согласно Постановления главы администрации Черлакского района №457-п.
Форма собственности – смешанно-российская. Учетная политики определена приказом №1 от 03.01.99 г. Выручка от реализации продукции, работ, услуг определяется по моменту отгрузки. Бухгалтерский учет ведётся по журнально-ордерной форме учета.
Закупается молоко в хозяйствах Черлакского и Нововаршавского районах. Все закупленное сырьё перерабатывается. Кроме того, предприятие занимается выпечкой хлебных изделий и переработкой мяса.
Объем реализации по основному виду деятельности за второе полугодие 2002 года составил 46414,6 тыс.руб. товарооборот по торговле составил без НДС 2366 тыс. руб. Наценка по торговле без НДС – 335 тыс. руб. Объем реализации по всем видам деятельности составил 53615 тыс. руб. Получено валовой прибыли 3848 тыс. руб. Внереализационные доходы составили 54 тыс. руб., а внереализационные расходы – 776 тыс. руб. Балансовая прибыль – 3126 тыс. руб.
ОАО МК Черлакский имеет на территории Черлакского района 4 магазина, три из которых находятся в п.г.т. Черлак и один – в с. Б. Аргмас. Также значительная часть продукции направляется в г. Омск.
Для расчётов с хозяйствами за молоко и на производственные нужды были взяты кредиты в суме 19397,9 тыс. руб., а также использовались собственные средства, полученные от реализации готовой продукции.
Среднесписочная численность работников на предприятии – 153 чел. Начисленный фонд оплаты труда – 1819,5 тыс. руб.
2.1. Анализ расчета риска невостребованный продукции.
Как известно, каждый товар должен производиться лишь тогда, когда есть платежеспособный спрос на него, подкрепленный заявками или договорами на его поставку.
Анализ обеспеченности плана производства продукции договорами (заявками) на поставку
Вид продукции | Объем поставки по заключенным договорам, тыс. руб. | Остаток готовой продукции на начало года, тыс. руб. | План производства продукции на год, тыс. руб. | Обеспеченность выпуска продукции договорами, % |
Масло | 112 | 7 | 90 | 115,46 |
Сыр | 126 | 16 | 113 | 97,67 |
Молоко и кисломолочные продукты | 311 | 17 | 415 | 71,99 |
Как видно из табл. 1, план выпуска масла был полностью обеспечен договорами на поставку продукции. По сыру и кисломолочным продуктам запланированный выпуск продукции был обеспечен договорами на поставку соответственно на 97,67 и 71,99%. В результате предприятию пришлось пересмотреть структуру производства, сократив удельный вес первого вида продукции и увеличив долю второго и третьего продукта. В связи с этим мы можем сделать заключение, что предприятие активно реагирует на конъюнктуру рынка, на изменение спроса, внося соответствующие корректировки в производственную программу.
Чтобы оценить риск невостребованной продукции, проанализируем динамику остатков готовой продукции (табл. 2).
Таблица 2
Анализ динамики остатков готовой продукции
Вид продукции | Остаток на начало года | Фактический выпуск продукции | Объем реализации продукции | Остаток готовой продукции на конец года | Прирост | |
Тыс. руб. |
% | |||||
Масло | 7 | 118 | 115 | 15 | +3 | 114 |
Сыр | 16 | 131 | 126 | 37 | +5 | 131 |
Молоко и кисломолочные продукты | 17 | 311 | 310 | 42 | +1 | 147 |
Из таблицы видно, что за отчетный год значительно возросли остатки нереализованной продукции, особенно по сыру и молоку и кисломолочным продуктам, спрос на которые снизился, что требует от предприятия принятия определенных мер по недопущению убытков от невостребованной продукции, например, снижение цен на данные виды продукции или дополнительные затраты на более привлекательную упаковку, рекламу и т.д. В противном случае, если эта продукция будет невостребована покупателями, предприятие получит убытки в размере фактических затрат на ее производство и хранение.
По данным, приведенным в табл. 3, можно изучить структуру рынков сбыта и уровень их доходности.
Таблица 3
Вид продукции | Структура рынков сбыта, % | Доходность продукции на рынке сбыта, % | |||
Внутреннего | Экспорта | итого | Внутреннем | Внешнем | |
Масло | 92,8 | 7,2 | 100 | 12,0 | 25,6 |
Сыр | 100,0 | - | 100 | 16,0 | ------ |
Молоко и кисломолочные продукты | 75,4 | 24,6 | 100 | 23,0 | 28,5 |
Информация о работе Маркетинговый анализ производства продукции на примере ОАО МК «Черлакский»