Анализ производства продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 22:37, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение анализа производства продукции.
В связи с этим можно поставить следующие задачи:
1. Изучить задачи и информационное обеспечение анализа производства и реализации продукции;
2. Раскрыть экономическую сущность понятия «готовая продукция» и значение анализа производства продукции;
3. Изучить методику анализа производства продукции;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ПРОИЗВОДСТВА ПРОДУКЦИИ
1.1. Задачи и информационное обеспечение анализа производства и реализации продукции……………………………………………………………………….6
1.2. Экономическая сущность понятия «готовая продукция» и значение ана-лиза производства продукции………………………………………………………9
1.3. Методика анализа производства продукции…………………………...…13
2. АНАЛИЗ ПРИЗВОДСТВА ПРОДУКЦИИ
2.1. Анализ ритмичности производства продукции……………………………18
2.2. Анализ ассортимента и структуры продукции…………………………….21
3. АНАЛИЗ ФАКТОРОВ И РЕЗЕРВОВ УВЕЛИЧЕНИЯ ВЫПУСКА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ……………………….………………………………….25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….36
ПРИЛОЖНИЯ………………………………………………………………………38

Файлы: 1 файл

готовая курсовая.docx

— 236.14 Кб (Скачать)

 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ

«Полоцкий государственный университет»

Финансово-экономический  факультет

Кафедра бухгалтерского учета

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине: Анализ хозяйственной деятельности

 

 

Тема:  Анализ производства продукции


 

студентка ФЭФ, 3 курс, гр. 09-БК


Исполнитель: студент (факультет, курс, группа)

 

Зык Ирина Владимировна

(фамилия, имя,  отчество)


 

 

Руководитель  проекта:

ст. преподаватель


(ученое звание, ученая степень, должность)

 

Красовская Светлана Ивановна


(фамилия, имя,  отчество)

 

 

 

 

Новополоцк 2012

 

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ПРОИЗВОДСТВА ПРОДУКЦИИ
    1. Задачи и информационное обеспечение анализа производства и реализации продукции……………………………………………………………………….6
    2. Экономическая сущность понятия «готовая продукция» и значение анализа производства продукции………………………………………………………9
    3. Методика анализа производства продукции…………………………...…13
  2. АНАЛИЗ ПРИЗВОДСТВА ПРОДУКЦИИ
    1. Анализ ритмичности производства продукции……………………………18
    2. Анализ ассортимента и структуры продукции…………………………….21
  3. АНАЛИЗ ФАКТОРОВ И РЕЗЕРВОВ УВЕЛИЧЕНИЯ ВЫПУСКА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ……………………….………………………………….25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..34

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….36

ПРИЛОЖНИЯ………………………………………………………………………38

ПРИЛОЖЕНИЕ А «Товарная  продукция в действующих ценах»

ПРИЛОЖЕНИЕ Б «Объем отгруженной  продукции»

ПРИЛОЖЕНИЕ В «Анализ  хозяйственно-финансовой деятельности»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Предприятия самостоятельно планируют свою деятельность на основе договоров, заключенных с потребителями  продукции и поставщиками материально-технических ресурсов, и определяют перспективы развития исходя из спроса на производимую продукцию, работы и услуги. В своей деятельности предприятия обязаны учитывать интересы потребителя и его требования к качеству поставляемой продукции и услуг.

Квалифицированный экономист, финансист, бухгалтер, аудитор должен хорошо владеть современными методами экономических исследований, методикой системного, комплексно-экономического анализа, мастерством точного, своевременного, всестороннего анализа результатов хозяйственной деятельности.

Актуальность и значимость анализа производства продукции заключается в том, что результатом деятельности любого производственного предприятия является выпуск готовой продукции, выполнение работ или предоставление услуг. В результате, стоимость готовой продукции, работ, услуг переходит из сферы производства в сферу обращения. Темпы роста объема производства продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыли и рентабельности предприятия. Объем производства и реализации продукции являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченном спросе на первое место выдвигается объем производства продукции. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реально реализовать.

В качестве объекта исследования выступает ОАО «Вилейский комбикормовый завод», целью деятельности которого является хозяйственная деятельность, направленная на извлечение прибыли.

Предметом  исследования курсовой работы являются анализ производства продукции.

При написании работы были использованы следующие методы и  приёмы: обобщение, анализ, сравнение, систематизация, детализация, группировка.

В качестве информационной базы были использованы данные бухгалтерской отчетности организации, первичная документация, периодические издания, специальная экономическая литература.

Целью данной курсовой работы является изучение анализа производства продукции.

В связи с этим можно  поставить следующие задачи:

  1. Изучить задачи и информационное обеспечение анализа производства и реализации продукции;
  2. Раскрыть экономическую сущность понятия «готовая продукция» и значение анализа производства продукции;
  3. Изучить методику анализа производства продукции;
  4. Провести анализ производства продукции на ОАО «Вилейский комбикормовый завод».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА ПРОДУКЦИИ

 

    1.  Объекты, задачи и информационное обеспечение анализа производства и реализации продукции

 

Реализация продукции  является завершающей стадией кругооборота средств предприятия и предопределяет финансовые результаты деятельности предприятия. Рост прибыли может быть достигнут  не только на основе роста объема производства, но и объёма реализации. Поэтому  производство должно быть ориентировано  на востребованную покупателем продукцию. Выпуск продукции, которая не пользуется спросом по тем или иным причинам приводит к отвлечению финансовых средств и прямым убыткам.

  Показатели объема  производства и объема реализации  взаимосвязаны друг с другом. При снижении объема производства  объем реализации, при прочих равных условиях, снижается. В условиях роста спроса на продукцию возникают возможности увеличения объема реализации и необходимость наращивания объема производства.

В связи с вышеизложенным, анализ производства и реализации продукции имеет важное значение в управлении предприятием. [19, c. 35-36]

Объекты анализа производства и реализации продукции представлены на рисунке 1.1.

Рисунок 1.1 – Объекты анализа  производства и реализации продукции

Источник: [19, c. 36]

Цель анализа производства и реализации продукции состоит  в выявлении наиболее эффективных путей увеличена объема выпуска продукции и улучшения ее качества, в изыскании внутренних резервов роста объема производства. [20]

Задачи анализа производства и реализации продукции представлены на рисунке 1.2.

 

Рисунок 1.2 – Задачи анализа производства и реализации продукции

Источник: [19, c. 36 ]

 

Информационное обеспечение анализа производства и реализации продукции подразделяется на:

  1. нормативно-плановую информацию:
  • бизнес-план предприятия (план, программа осуществления бизнес-операции, действий фирмы, содержащая сведения о фирме, товаре, его производстве, рынках сбыта, маркетинге, организации операций и их эффективности [23])
  • оперативные планы и графики  производства и реализации продукции
  • расчеты, калькуляции, обоснования отпускных цен  на продукцию, прейскуранты цен
  1. учетную информацию:
  • ведомость № 16 отгрузки и реализации продукции (используется при определении выручки от реализации по отгрузке продукции [24])
  • статистическая отчетность по форме №  1-П, 1-МП
  • аналитические  данные по счетам 90, 91, 62
  • форма № 2 «Отчет  о прибылях и убытках» (можно увидеть за счет чего и по каких причинам организация получила прибыль или понесла убытки [24])
  • данные оперативного учета о выпуске и отгрузке продукции (используются для повседневного текущего руководства и управления предприятием (учёта выработки, явки на работу, выпуска продукции, её отгрузки, реализации, наличия материальных запасов и др.) [24])
  1. внеучетная информация:
  • заключенные договоры, контракты на поставку и продажу, информация об их выполнении
  • статистические индексы изменения цен
  • данные о производстве и реализации предприятий-конкурентов [19, c. 36]

Согласно Закону о предприятиях в  Республики Беларусь предприятия  самостоятельно планируют свою деятельность на основе договоров, заключенных с потребителями продукции и поставщиками материально-технических ресурсов, и определяют перспективы развития исходя из спроса на производимую продукцию, работы и услуги и необходимости обеспечения производственного и социального развития предприятия, повышения личных доходов его работников.

В своей деятельности предприятия  обязаны учитывать интересы потребителя и его требования к качеству поставляемой продукции и услуг.

Система хозяйствования, ориентированная  на экономическую самостоятельность предприятий, на активное использование рыночных отношений, предъявляет ряд принципиально новых требований к работе объединений и предприятий, в частности, делает необходимым расчет альтернативных вариантов управленческих решений, их сравнительную оценку, выбор наиболее рациональных из них и определение последствий их реализации. Наибольшую важность при этом имеют финансово-экономические последствия предлагаемых решений, т.е. их воздействие на конечный финансовый результат – прибыль.

Анализ процесса производства должен осуществляться по двум направлениям. Во-первых, в ходе формирования и  выполнения производственной программы дается оценка перспектив ее реализации с точки зрения получения прибыли. Во-вторых, в процессе анализа определяются экономические последствия управленческих решений по регулированию производства с точки зрения финансово экономических последствий. Например, оцениваются решения по замене материалов, закупке полуфабрикатов или комплектующих у сторонних организаций, изменению объема производства при заключении дополнительных договоров или отказе от раннее заключенных.

В условиях перехода к рыночным отношениям объектом анализа является не просто производственный процесс, а получение заказа на производимую продукцию и ее оплата по согласованной с потребителем цене. При этом анализ производства и процесс изучения и оценке рынка (маркетинг) в равной мере влияют друг на друга. На начальном этапе перехода к рыночным отношениям, при ненасыщенности рынка любой производитель может продать то, что он произвел. Однако большую экономическую выгоду получит тот, кто употребит значение рыночной конъюнктуры при формировании производственной программы, ориентированной на продукцию повышенного спроса. Более высокая цена спроса определит большую прибыль. По мере насыщения рынка и удовлетворения количественного спроса, усиления конкуренции уже не производство, а сбыт будет определять цели предприятия.  В конкурентной борьбе предприятие должно производить только то, что оно может продать, или же вообще ничего не производить. Изменение структуры и объема производимой продукции как фактор увеличения прибыли постепенно уступит место росту качества продукции как совокупности новых потребительских свойств товара: надежности, эффективности применения, удобству обслуживания, доступной цене и т.д.

В хозяйственной деятельности крупных промышленных объединений, концернов усиливается значение внешнеэкономической деятельности. Необходимость производства продукции для реализации на внешних рынках может быть обусловлена такими факторами, как малая емкость или насыщенность внутреннего рынка, высокий уровень внутренней конкуренции, возможность использования монопольного положения на мировом рынке, конъюнктура цен. Для отечественных предприятий более важным в настоящее время являются факторы, обусловленные особенностями экономической системы и теми процессами, которые связаны с переходом к рыночной экономике. [18,c. 211-213]

 

    1.  Экономическая сущность понятия «готовая продукция» и значение анализа производства продукции

Результатами производственного  процесса предприятия (объединения) являются готовая продукция, выполненные  работы и оказанные услуги. [1, c. 183]

Существует много различных  определений готовой продукции.

Таблица 1.1 -  Различные  определения понятия «готовая продукция»

Республика Беларусь

Автор

Определение

1

2

Стражева Н.С., А. В. Стражев

Готовая продукция – такая  продукция, которая полностью прошла все стадии обработки и укомплектовки, соответствует ГОСТам (техническим условиям), сдана на склад готовой продукции и снабжена сертификатом качества. [2, c. 231]

Вегера С.Г., Масько Л.В.

Готовая продукция – это  изделие, полностью законченные  обработкой, соответствующие действующим стандартам или утвержденным техническим условиям, принятые на склад или заказчиком и снабженные сертификатом или другим документом, удостоверяющим их качество. [1, c. 183]

Палицын В.А.

Готовая продукция – это  изделие и полуфабрикаты, полностью  законченные обработкой, соответствующие  действующим стандартам или утвержденным техническим условиям, принятые отделом технического контроля и сданные на склад или заказчиком и снабженные сертификатом или другим документом удостоверяющим качество. [3, с. 282]

Ладутько Н.И., Борисевский П.Е.

Изделие считается готовым  только в том случае, если они  полностью укомплектованы и точно соответствуют ГОСТам, а при отсутствии их – техническим условиям, утвержденных  в установленном порядке, сданы на склад готовой продукции и снабжены сертификатом или другим документом удостоверяющим качество готовой продукции. [4, с. 467]

Левкович О.А., Бурцева  И.Н.

Готовая продукция - это изделие  и полуфабрикаты, полностью законченные  обработкой, соответствующие действующим  стандартам или утвержденным техническим условиям, принятые на склад или заказчиком и снабженные сертификатом, удостоверяющим их качество. [5, c. 493]

Бабына В.Ф., Панова Т.И., Одуло  З.И.

К готовой продукции относят  изделия, выпущенные основными цехами предприятия и предназначенные  для реализации сторонним покупателям, а также для отпуска своим непромышленным хозяйствам и капитальному строительству. [6, с. 176]

Ладутько Н.И.

Изделие считается готовым  только в том случае, если они  полностью укомплектованы и точно соответствуют ГОСТам, а при отсутствии их – техническим условиям, утвержденных  в установленном порядке, сданы на склад готовой продукции и снабжены сертификатом или другим документом удостоверяющим качество готовой продукции. [7, с. 386]

Сапего И.И.

Готовая продукция – это  продукция основного и вспомогательного производств  предприятия, предназначенная для выпуска на сторону. К ней предъявляются следующие основные требования: она должна быть полностью закончена и укомплектована; соответствовать стандартам и/или техническим условиям и быть принятой службой технического контроля; снабжена соответствующим паспортом, сертификатом, гигиеническим заключением и другими необходимыми документами, удостоверяющими ее качество и комплектность. [8, c.190]

Россия

Кураков Л.П.

Готовая продукция – продукция  полностью завершенная производством, соответствующим образом укомплектованная и оформленная, снабженная необходимой документацией и готовая для отпуска на сторону. [9, c. 93]

Ефимов А.Н.

Готовая продукция промышленного  предприятия полностью законченные в данном периоде готовые изделия и полуфабрикаты, отпускаемые на сторону. [10, c. 330]

Готовая продукция строительства  – полностью законченные производством  объекты строительства, их части  или отдельные виды строительных или монтажных работ. [10, c. 330]

Готовое изделие – продукт  промышленного предприятия, полностью законченные производством, укомплектованный всеми необходимыми частями и деталями и по своему качеству соответствующий установленному стандарту или техническим условиям. [10, c. 331]

Райзберг Б. А., Лозовский  Л. Ш., Стародубцева Е. Б.

Готовая продукция - продукция, завершенная в производстве и  подготовленная к продаже или  отправке заказчику, к вывозу из предприятия-изготовителя. [11]

Козлова Е.П., Бабченко Т.Н., Галанина Е.Н.

Готовая продукция - конечный продукт производственного процесса организации. [12, c. 467]

Бабаев Ю.А., Макарова Л.Г.

Готовая продукция – конечный результат производственного цикла, активы, законченные обработкой, технические  и качественные характеристики которых соответствуют условиям договора или требованиям других документов в случаях, установленных законодательством. [13, с. 280]

Каморджанова Н.А.

Готовая продукция – часть  материально-производственных запасов предприятия, предназначенные для продажи и являющиеся конечным результатом производственного процесса, законченная обработкой (комплектацией), технические и качественные характеристики которой соответствуют условиям договора или требованиям иных документов, в случаях, установленных законодательством. [14, c. 205]

Федосова Т.В.

Готовой продукцией называется продукция, которая полностью закончена  обработкой, принята техническим  контролем, сдана на склад, или принята  заказчиком, согласно акту приемки. [15]

Современный экономический словарь

Готовая продукция - продукция, завершенная в производстве и  подготовленная к продаже или  отправке заказчику, к вывозу из предприятия-изготовителя. [16]

Энциклопедический словарь экономики и права

Готовая продукция - полностью  законченный производством продукт; соответствующий установленным  стандартам или техническим условиям. [17]

Информация о работе Анализ производства продукции