Анализ производства продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 22:37, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение анализа производства продукции.
В связи с этим можно поставить следующие задачи:
1. Изучить задачи и информационное обеспечение анализа производства и реализации продукции;
2. Раскрыть экономическую сущность понятия «готовая продукция» и значение анализа производства продукции;
3. Изучить методику анализа производства продукции;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ПРОИЗВОДСТВА ПРОДУКЦИИ
1.1. Задачи и информационное обеспечение анализа производства и реализации продукции……………………………………………………………………….6
1.2. Экономическая сущность понятия «готовая продукция» и значение ана-лиза производства продукции………………………………………………………9
1.3. Методика анализа производства продукции…………………………...…13
2. АНАЛИЗ ПРИЗВОДСТВА ПРОДУКЦИИ
2.1. Анализ ритмичности производства продукции……………………………18
2.2. Анализ ассортимента и структуры продукции…………………………….21
3. АНАЛИЗ ФАКТОРОВ И РЕЗЕРВОВ УВЕЛИЧЕНИЯ ВЫПУСКА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ……………………….………………………………….25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….36
ПРИЛОЖНИЯ………………………………………………………………………38

Файлы: 1 файл

готовая курсовая.docx

— 236.14 Кб (Скачать)

Источник: собственная разработка на основании изученной экономической литературы

В соответствии с таблицей 1.1 выделим характерные черты  понятия готовая продукция и представим их в таблице 1.2.

 

Таблица 1.2 -  Определение  характерных черт понятия «готовая продукция»

Источники

Готовая продукция – это  изделие, полностью законченные обработкой.

Готовая продукция – это изделие, соответствующее действующим стандартам или утвержденным техническим условиям.

Готовая продукция – это  изделие, которое должно быть принято на склад или заказчиком.

Готовая продукция – это изделия, которые должны быть снабжены сертификатом или другим документом, удостоверяющим их качество.

Готовая продукция - изделия, выпущенные основными цехами предприятия и предназначенные для реализации сторонним покупателям

1

2

3

4

5

6

Стражева Н.С.,

+

+

+

+

 

Вегера С.Г.

+

+

+

+

 

Палицын В.А.

+

+

+

+

 

Ладутько Н.И., Борисевский П.Е.

 

+

+

+

 

Левкович О.А., Бурцева И.Н.

+

+

+

+

 

Сапего И.И.

+

+

+

+

 

Бабына В.Ф., Панова Т.И., Одуло  З.И.

       

+

Ладутько Н.И.

+

+

+

+

 

Кураков Л.П.

     

+

+

Ефимов А.Н.

+

+

     

Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б.

+

     

+

Козлова Е.П., Бабченко Т.Н., Галанина Е.Н.

+

       

Бабаев Ю.А., Макарова Л.Г.

+

+

     

Каморджанова Н.А.

+

+

   

+

Федосова Т.В.

+

+

+

   

Современный экономический словарь

+

     

+

Энциклопедический словарь  экономики и права

+

+

     

Источник: собственная разработка

Проанализировав  таблицу 1.2 можно сделать вывод, что большинство  авторов придерживаются мнения, что  готовая продукция – это изделие, полностью законченные обработкой, соответствующие действующим стандартам или утвержденным техническим условиям, принятые на склад или заказчиком и снабженные сертификатом или другим документом, удостоверяющим их качество.

В связи с этим можно  выделить следующие характерные  черты понятия «готовая продукция»:

    1. изделия, полностью законченные обработкой;
    2. должно быть соответствие действующим стандартам или утвержденным техническим условиям;
    3. должны быть приняты на склад или заказчиком;
    4. изделия должны быть снабжены сертификатом или другим документом, удостоверяющим их качество.

 

 

    1. Методика анализа производства продукции

Анализ производства продукции  производиться по следующим направлениям:

    1. рассчитывается коэффициент ритмичности:

Ритмичность производства (реализации) – это выпуск (реализация) продукции  в соответствии с графиком (контрактом) в объеме и ассортименте, предусмотренном  планом.

Коэффициент ритмичности (К  ритм) определяется  по следующей формуле:

 

 К ритм =

Фактический выпуск (отгрузка) продукции, но не выше планового задания

Плановый выпуск (отгрузка) продукции


Коэффициент ритмичности  также может быть определен и  по следующей формуле:

К ритм =

∑ Уд вiпл





 
где Уд вiпл – удельный вес выпуска (отгрузки) за i-ый период, но не более планового уровня. [19, с. 46-48]

Чем ближе значение коэффициент  ритмичности к единице или 100%, тем ритмичнее выпуск (отгрузка) продукции.

    1. рассчитывается коэффициент вариации:

Коэффициент вариации (Квар) определяется на основе формулы средней квадратической как отношение среднеквадратического отклонения выпуска (отгрузки)  от плана к среднему плановому значению выпуска (отгрузки) продукции.

Квар =

 

где:

ВПфактi – фактический выпуск (фактическая отгрузка) продукции за i-ые сутки (декаду, месяц, квартал);

ВПплi – плановый выпуск (плановая отгрузка) продукции за i-ые сутки (декаду, месяц, квартал);

ВПпл – среднесуточный  (среднедекадный, среднемесячный, среднеквартальный) плановый выпуск (плановая отгрузка) продукции.

Чем выше значение коэффициента ритмичности, тем ниже ее уровень  и выше недовыполнение плана по ритмичности. [19, с. 48-49]

    1. рассчитываются числа аритмичности:

Коэффициент ритмичности  не учитывает положительное отклонение от плана, которое в некоторых  случаях негативно отражается на работе предприятия. Поэтому для оценки ритмичности целесообразно определять как отрицательные, так и положительные отклонения от плана. В этой ситуации применяются числа аритмичности. Числа аритмичности определяются как относительные отклонения от плана. [19, с. 49]

    1. производится оценка выполнения плана по ассортименту продукции:

Оценка выполнения плана  по ассортименту продукции производится на основе коэффициента ассортимента (Касс).

Касс =  (Объем производства или отгрузки продукции, принятый в расчет)/(Плановый объем производства или отгрузки) [19, с. 39]

    1. рассчитывается влияние структурного фактора:

Оценка выполнения плана  по структуре базируется на том, что выполнить план по структуре – это значит сохранить структуру плана в фактическом выпуске продукции.

Изменение структуры производства и реализации продукции влияет на величину себестоимости, прибыли, рентабельности, поэтому важное значение имеет оценка влияния структуры на показатели объема производства, отгрузки, себестоимости, прибыли.

В качестве исходной факторной модели выступает следующая:

YN = ∑ (Ni х Yi),

где:

Ni – объем выпуска,  отгрузки продукции i – ого  вида в натуральном или условно  – натуральном выражении;

Yi – качественный показатель, характеризующий единицу продукции  (т.е. цена, себестоимость единицы  реализованной продукции, прибыль  на единицу продукции и т.п.);

YN – стоимостной показатель  объема производства, отгрузки продук-ции, прибыли и т.п.

Оценка влияния структурного фактора может проводиться:

• способом прямого счета на основе приёма цепных подстановок;

• с помощью индексов физического  объема;

• на основе абсолютных изменений результативного показателя;

• способом абсолютных разностей на основе изменения среднего качественного показателя.

Способ прямого счета  основан на пересчете фактического объема производства на базовую структуру (т.е. структуру плана или прошлого периода). Влияние структуры определяется на основе приема цепных подстановок как разность между двумя условными показателями (Δ YNстр):

Δ YNстр = YNусл 1 - YNусл2,

YNусл 1 = ∑ (Nобщ1 х  Удi0 х  Y i0),

YNусл 2 = ∑ (Nобщ1 х Удi1 х  Y i0),

где:

Nобщ1 – фактический  общий объем производства;

Удi0, Удi1 – удельный вес i - ого вида продукции соответственно базовый и фактический;

Y i0 – базовое значение  качественного показателя по i - ому  виду продукции.

Способ процентных разностей  основан на применении индексов физического объема производства, отгрузки, прибыли, рассчитанных на основе денежных (Iден) и натуральных или условно – натуральных показателей (Iн). Влияние структуры определяется (Δ YNстр) следующим образом:

Δ YNстр = (Iден – Iн) х YN0

Влияние структурного фактора  можно определить с помощью приёма цепных подстановок как разность между изменением результативного  показателя под влиянием  физического объёма и структуры и его изменением под влиянием  физического объема.

Δ YNстр = ∑ ((Ni1 – Ni0) х Yi0) - Δ YN физ об

Способом абсолютных разниц  определяется влияние  структуры  на средний качественный показатель (ΔYстр).

ΔYстр= ∑ (ΔУдi х Yi0),

где:

ΔYстр – влияние структуры  на изменение среднего качественного  показателя;

Yi0  -  базисное значение  среднего качественного показателя.

Влияние структурного фактора  с помощью способа абсолютных разниц определяется по следующей формуле:

Δ YNстр = Nобщ1 х ΔYстр. [19, с. 40-41]

В процессе комплексного целевого анализа производства и реализации продукции можно выделить следующие  основные этапы.

Первый этап базируется на маркетинге и связан с изучением  спроса на производимую продукцию, анализом выполнения договоров предыдущего  периода, с тем чтобы определить, расширение или продление каких договоров при имеющихся ресурсах способно принести максимальную выгоду предприятию.

Второй этап сводится к выявлению дополнительных (по сравнению с предыдущим периодом) резервов использования основных средств, материальных и трудовых ресурсов с целью оптимизации объема и структуры производства в планируемом периоде под наиболее выгодные предложения о заключении договоров. Следует учитывать и поставку продукции для государственных нужд. Для этого необходимо своевременно получить информацию об объеме государственного контракта по конкретной продукции, рентабельности ее производства с учетом дополнительного стимулирования. В зависимости от того, как выполнение государственного контракта скажется на увеличении прибыли, предприятие должно организовать работу по заключению и исполнению других договоров.

 На третьем этапе  анализа производства и реализации  продукции делается оценка выполнения договоров по объему и ритмичности поставки, качеству и комплектности продукции. Определяются размеры потерь в результате несвоевременного или неполного выполнения обязательств по договорам и степень их влияния на основные экономические показатели деятельности предприятия: объем реализации, прибыль, рентабельность, производительность труда, фонд потребления и др.

Четвертый этап состоит в  установлении внутренних и внешних  причин невыполнения договорных обязательств. Для внутризаводского стимулирования выполнения договорных обязательств цехами и службами используются дифференцированные шкалы премирования работников. При обнаружении внешних виновников нарушения договорных обязательств 9поставщиков материалов и комплектующих, транспортных и других организаций) юридические и коммерческие службы предприятия должны добиваться полного возмещения виновниками всей суммы потерь из-за нарушения сроков и условий договоров. [18,c. 213-214]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. АНАЛИЗ ПРИЗВОДСТВА ПРОДУКЦИИ
    1. Анализ ритмичности производства продукции

 

Ритмичность производства  и реализации продукции имеет  важное значение для успешной работы предприятия. Так, неритмичность приводит к  сверхплановым остаткам незавершенного производства и готовой продукции, к замедлению оборачиваемости, штрафам за несвоевременные поставки продукции, снижению выручки, к перерасходу средств по фонду заработной платы, вызванному оплатой за простои и сверхурочные работы, к росту себестоимости и снижению прибыли. . [19, с. 47]

Рассмотрим анализ ритмичности  производства продукции на ОАО «Вилейский комбикормовый завод».

Основное направление  деятельности ОАО Вилейский комбикормовый  завод» - производство комбикормов, конкурентоспособных  в условиях рыночной экономики.

Комбикорм - сложная однородная смесь очищенных и измельченных до необходимой крупности различных  кормовых средств и микродобавок, вырабатываемая по научно - обоснованным рецептам и обеспечивающая полноценное кормление животных.

Комбикорм применяют как  в качестве полноценного корма животным и птицам разных возрастов, так и  в качестве добавок к основному  рациону.

На заводе налажен выпуск комбикормов на основе гибкой технологии подбора рецептур, учитывающих имеющееся  сырье, его стоимость, дифференциацию по уровню продуктивности исходя из пожеланий заказчика с учетом требований  государственных стандартов и технических условий.

Информация о работе Анализ производства продукции