Анализ производства и реализации продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 17:26, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является систематизация теоретических и практических аспектов анализа производства и реализации продукции на примере ОАО «Витебсклес».

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

1) рассмотреть методики анализа производства и реализации продукции;

2) проанализировать особенности анализа производства и реализации продукции у разных авторов;

3) проанализировать показатели производства и реализации продукции и ее реализации в ОАО «Витебсклес».

Оглавление

Введение 5
1 Теоретические аспекты анализа производства и реализации продукции 7


2 Анализ производства и реализации продукции в ОАО «Витебсклес» 22
2.1 Анализ динамики и выполнения плана производства и реализации продукции ОАО «Витебсклес» 23
2.2 Анализ ассортимента и структуры продукции 27
2.3 Анализ качества и ритмичности выпущенной продукции 30

Заключение 34
Список использованных источников 36

Файлы: 1 файл

АХД.docx

— 70.05 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение 5
1 Теоретические аспекты анализа производства и реализации продукции 7
   
   
2 Анализ производства и реализации продукции в ОАО «Витебсклес» 22
2.1 Анализ  динамики и выполнения плана  производства и реализации продукции  ОАО «Витебсклес» 23
2.2 Анализ ассортимента и структуры продукции 27

2.3 Анализ качества и ритмичности выпущенной продукции

30
   
Заключение 34
Список  использованных источников 36
Приложение  А Форма 4-у «Основные сведения об объеме производства продукции (работ, услуг) по видам экономической деятельности» 39
Приложение  Б Форма государственной статотчетности 12-п (срочная) «Отчет о производстве продукции и выполненных работах, услугах промышленного характера» 47
Приложение  В Отчет о прибылях и убытках за 2008 год 50
Приложение  Г Отчет о прибылях и убытках за 2009 год 52
Приложение  Д Отчет о прибылях и убытках за 2010 год 54
Приложение  Е Выполнение плана производства за 12 месяцев 2010 года 56
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Актуальность  и значимость рассмотрения проблемы анализа производства и реализации готовой продукции заключается  в том, что результатом деятельности любого производственного предприятия  или организации является выпуск готовой продукции, выполнение работ  или предоставление услуг. В результате, стоимость готовой продукции, работ, услуг переходит из сферы производства в сферу обращения.

     В новых рыночных условиях хозяйствования предприятия несут полную ответственность  за результаты своей работы. Основная цель производства состоит в обеспечении  потребителя необходимой ему  продукцией в заданные сроки, заданного  качества и комплектации, с минимальными затратами для производителя. При  решении этой задачи в условиях рыночной конъюнктуры во главу угла ставится потребитель. Чтобы выжить, предприятие  должно постоянно думать о качестве своей продукции и снижении затрат на ее производство. Это задача руководящих  работников и специалистов предприятия, определяющих стратегию и тактику  организации производства.

     Для того чтобы правильно и своевременно осуществлять учет результатов производственной деятельности организация должна выбрать  и закрепить в своей учетной  политике ряд основополагающих принципов  и методов по учету готовой  продукции, варианты которых изложены и закреплены в законодательных  актах и рекомендациях Министерства Финансов Республики Беларусь.

     От  выбранного организацией или предприятием метода оценки готовой продукции  и признания выручки от ее реализации зависят многие показатели деятельности предприятия или организации.

     На  основе данных бухгалтерского учета  осуществляется анализ хозяйственной  деятельности, принимаются необходимые  управленческие решения.

     Объект  исследования – производственно-хозяйственная  деятельность.

     Предмет исследования – особенности анализа  производства и реализации продукции.

     Целью данной работы является систематизация теоретических и практических аспектов анализа производства и реализации продукции на примере ОАО «Витебсклес».

     Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

     1) рассмотреть методики анализа  производства и реализации продукции;

     2) проанализировать особенности анализа  производства и реализации продукции  у разных авторов;

     3) проанализировать показатели производства  и реализации продукции и ее  реализации в ОАО «Витебсклес». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1 АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВА  И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ 

    1.1 Анализ динамики  и выполнения плана  производства и  реализации продукции 

    Объем производства и объем реализации продукции являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченного спроса приоритет отдается объему производства продукции, который определяет объем продаж. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а, наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реализовать.

    Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ данных показателей имеет большое значение.

    Основные  задачи анализа:

  • оценка степени выполнения плана и динамики производства и реализации продукции;
  • определение влияния факторов на изменение величины этих показателей;
  • выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции;
  • разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.

    Объектами анализа объема производства и реализации продукции являются показатели, приведенные на рис. 1.

    Объем производства и реализации продукции  может выражаться в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных измерителях.

    Обобщающие  показатели объема деятельности предприятия получают с помощью стоимостной оценки, для чего используют сопоставимые или текущие цены. 

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Рисунок 1 – Показатели объема производства и реализации

      продукции*

    *Источник: [1, с. 384]. 

    Объем реализации продукции  определяется или по отгрузке продукции покупателям, или по оплате; может выражаться в сопоставимых, плановых и текущих ценах. В условиях рыночной экономики этот показатель приобретает первостепенное значение. От того, как продается продукция, какой спрос на нее на рынке, зависит и объем ее производства.

    Немаловажное  значение для оценки выполнения производственной программы имеют и натуральные показатели объемов производства и реализации продукции (штуки, метры, тонны). Их используют при анализе объемов производства и реализации продукции по отдельным видам и группам однородной продукции.

    Условно-натуральные  показатели, как и стоимостные, применяются для обобщенной характеристики объемов производства продукции, например на консервных заводах применяется такой показатель, как тысячи условных банок, на ремонтных предприятиях — количество условных ремонтов, в обувной промышленности — условные пары обуви, исчисленные на основе коэффициентов их трудоемкости.

    Нормативные трудозатраты также используются для обобщенной оценки объемов выпуска продукции — в тех случаях, когда в условиях многопродуктового производства не представляется возможным выразить общий его объем в натуральных или условно-натуральных измерителях.

    У автора Савицкой Г.В. анализ начинается с изучения динамики выпуска и реализации продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста. [2]

    При этом объемы производства и реализации продукции должны быть выражены в сопоставимых ценах, за основу которых принимаются цены базисного периода.

    Чтобы определить стоимость выпуска продукции  i-гo периода в ценах базисного периода, необходимо его величину разделить на произведение индексов цен на продукцию данного предприятия за n предыдущих периодов. 

          V0 =  (1.1.1) 

где V0 – объем производства продукции в ценах базисного года;

    Vn – объем производства продукции в текущих ценах;

    In – средний индекс цен на продукцию предприятия в текущем году.

    При этом об изменении индекса цен  сообщается в публикациях Министерства статистики и анализа. Выбор индекса  цен, применяемого при определении изменений в сфере реализации, зависит от деятельности предприятия. Если основной деятельностью являются производство и продажа товаров и услуг непосредственно населению, то наиболее приемлемым будет индекс потребительских цен; если предприятие продает большую часть своей продукции оптовикам, следует учитывать индекс оптовых цен; если специализируется на выпуске товаров производственного назначения, — индекс цен средств производства, дифференцируя его по отраслям.

    Автор Ермолович Л.Л. также уделяет индексу  цен особое внимание. [1]

    Объем реализации в ценах базисного  года определяется аналогично объему производства.

    Базисные  темпы роста выпуска и реализации продукции определяются отношением каждого следующего уровня к первому году динамического ряда, а цепные — к предыдущему. 

          Tр баз. =  (1.1.2) 

где Тр баз. – базисный темп роста выпуска и реализации продукции;

    Vn – объем производства или реализации продукции в анализируемом

    году;

    V0 – объем производства или реализации продукции в базисном году. 

          Tр ц. =  (1.1.3) 

где Тр ц. – цепной темп роста выпуска и реализации продукции;

    Vn – объем производства или реализации продукции в анализируемом

    году;

    Vn-1 – объем производства или реализации продукции в году, предшествующем анализируемому.

    Среднегодовой темп роста (прироста) выпуска и реализации продукции можно рассчитать по среднегеометрической. 

          Тр ср. =  (1.1.4) 

где Tр ср. – среднегодовой темп роста выпуска и реализации продукции;

    T1, T2, Tn – темпы роста выпуска и реализации продукции по годам. 

          Tпр.ср. = Тр.ср. – 100 (1.1.5) 

где Tпр.ср. – среднегодовой темп прироста выпуска и реализации продукции.

      Методика анализа динамики производства  и реализации продукции у всех  авторов аналогична.

    Далее проводится оценка выполнения плана по производству и реализации продукции за отчетный период (месяц, квартал, год). Для этого приводятся данные по запланированному и фактическому объемам производства и реализации продукции в стоимостном выражении. На основе этих данных рассчитывается абсолютное отклонение фактического объема от запланированного, а также процент выполнения плана.

Информация о работе Анализ производства и реализации продукции