Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 17:26, курсовая работа
Целью данной работы является систематизация теоретических и практических аспектов анализа производства и реализации продукции на примере ОАО «Витебсклес».
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть методики анализа производства и реализации продукции;
2) проанализировать особенности анализа производства и реализации продукции у разных авторов;
3) проанализировать показатели производства и реализации продукции и ее реализации в ОАО «Витебсклес».
Введение 5
1 Теоретические аспекты анализа производства и реализации продукции 7
2 Анализ производства и реализации продукции в ОАО «Витебсклес» 22
2.1 Анализ динамики и выполнения плана производства и реализации продукции ОАО «Витебсклес» 23
2.2 Анализ ассортимента и структуры продукции 27
2.3 Анализ качества и ритмичности выпущенной продукции 30
Заключение 34
Список использованных источников 36
∆ВП = (Ц1 – Ц0) * VВП1
∆В = (Ц1 – Ц0) * VРП1
∆П
= [(Ц1 – Ц0) * VРП1] -
[(С1 – С0) * VРП1]
(1.3.1)
где Ц0 и Ц1 - соответственно цена изделия до и после изменения качества;
С0 и С1 - соответственно уровень себестоимости изделия до и
после изменения качества;
VВП1 - количество произведенной продукции повышенного качества;
VРП1 - объем реализации продукции повышенного качества.
Если
предприятие выпускает
1.4
Анализ ритмичности
работы организации
Ритмичность — равномерный выпуск, продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренных планом.
Ритмичная работа является основным условием своевременного выпуска и реализации продукции. Неритмичность ухудшает все экономические показатели: снижается качество продукции; увеличиваются объем незавершенного производства и сверхплановые остатки готовой продукции на складах и, как следствие, замедляется оборачиваемость капитала; не выполняются поставки по договорам и предприятие платит штрафы за несвоевременную отгрузку продукции; несвоевременно поступает выручка; перерасходуется фонд заработной платы в связи с тем, что в начале месяца рабочим платят за простои, а в конце за сверхурочные работы. Все это приводит к повышению себестоимости продукции, уменьшению суммы прибыли, ухудшению финансового состояния предприятия.
Для оценки выполнения плана по ритмичности используются прямые и косвенные показатели. Прямые показатели - коэффициент ритмичности, коэффициент вариации, коэффициент аритмичности. Косвенные показатели ритмичности — наличие доплат за сверхурочные работы, оплата простоев по вине хозяйствующего субъекта, потери от брака, уплата штрафов за недопоставку и несвоевременную отгрузку продукции, наличие сверхнормативных остатков незавершенного производства и готовой продукции на складах. [2]
Оценка ритмичности осуществляется следующим образом:
1. По данным отчетного периода составляется график фактического выпуска продукции. На каждый рабочий день этого периода рассчитывается фактический объем выпущенной продукции в процентах от всего объема.
2. Рассчитывается среднедневной плановый выпуск продукции в процентах от всего объема.
3. На каждый рабочий день фактический объем выпущенной продукции в процентах от всего объема сравнивается с плановым. Если фактический меньше планового, то в зачет выполнения плана по ритмичности на этот день принимается фактический объем. В противном случае - плановый.
4.
Определяется сумма объемов продукции,
принятых в зачет плана по ритмичности.
Она и характеризует процент выполнения
этого плана.
Один из наиболее распространенных показателей
- коэффициент ритмичности. Величина его
определяется путем суммирования фактических
удельных весов выпуска за каждый период,
но не более планового выпуска их уровня.
Коэффициент ритмичности (kp) показывает, какая часть запланированного выпуска была выпущена без нарушения графика. Его рассчитывают методом «наименьшего числа».
kр =
(1.4.1)
где ВПi ф в пределах пл. – выпуск
продукции за i-й период при условии, что
он не
превышает плановое задание;
ВПi пл. – плановый выпуск продукции.
Таким образом, коэффициент ритмичности никогда не будет выше единицы, так как при перевыполнении планового задания фактический выпуск принимается равным плановому.
Коэффициент вариации (kв) определяется как отношение среднеквадратического отклонения от планового задания за сутки (декаду, месяц, квартал) к среднесуточному (среднедекадному, среднемесячному, среднеквартальному) плановому выпуску продукции:
kв =
(1.4.2)
где - квадратическое отклонение от среднеквартального
(среднемесячного) задания;
n – число периодов;
хпл – среднеквартальный плановый (среднемесячный) выпуск продукции.
Для оценки ритмичности производства на предприятии рассчитывается также показатель аритмичности - как сумма положительных и отрицательных отклонений в выпуске продукции от плана за каждый день (неделю, декаду). Чем менее ритмично работает предприятие, тем выше показатель аритмичности.
Коэффициент
аритмичности (kарит) – это относительный
показатель, значение которого определяется
как сумма положительных и отрицательных
отклонений в производстве продукции
от плана за каждую смену. [2]
2 АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ
ОАО
«ВИТЕБСКЛЕС»
ОАО
«Витебсклес» самое крупное
Общество на сегодняшний день имеет соответствующие мощности, годами отработанную технологию, квалифицированных специалистов и при привлечении инвестиций в состоянии наращивать объемы производства продукции, необходимой народному хозяйству Республики Беларусь.
В состав ОАО «Витебсклес» входят структурные подразделения: Богушевский леспромхоз, Лепельский леспромхоз, Городокский лесопункт, Витебский лесопункт.
Основными видами деятельности ОАО «Витебсклес» являются лесозаготовка и лесопиление.
Виды выпускаемой продукции:
1)
лесоматериалы круглые
- пиловочник (по видам);
- шпальный кряж;
- фансырье;
- спичсырье;
- балансы (по видам);
- подтоварник;
2) технологическое сырье;
3) дрова топливные.
На
объем производства и себестоимость
лесопродукции оказывают
-
расположение лесосек
-
заболоченность и
-
преобладание мелкотоварной и
лиственной древесины в
-
погодные условия.
2.1
Анализ динамики
и выполнения плана
производства и
реализации продукции
ОАО «Витебсклес»
В
таблице 2.1 проведем анализ динамики производства
продукции ОАО «Витебсклес» за 2008
– 2010 годы на основе данных, приведенных
в форме государственной статотчетности
4-у «Основные сведения об объеме
производства продукции (работ, услуг)
по видам экономической
Анализ
реализации продукции ОАО «Витебсклес»
за 2008 – 2010 годы проведем в таблице
2.2 на основе данных «Отчетов о прибылях
и убытках» за эти периоды (приложение
В, Г, Д).
Таблица 2.1 – Динамика производства продукции в сопоставимых ценах
Год | Объем производства продукции, млн руб | Темпы роста, % | Темпы прироста, % | ||
базисные | цепные | базисные | цепные | ||
2008 | 21208 | 100 | 100 | - | - |
2009 | 18663 | 87,99 | 87,99 | -12,01 | -12,01 |
2010 | 21072 | 99,36 | 112,91 | -0,64 | +12,91 |
Составлено автором.
Базисный
темп роста рассчитывается по формуле
2.1.
Tр баз. = * 100%, (2.1)
где Тр баз. – базисный темп роста выпуска и реализации продукции;
Vn – объем производства или реализации продукции в анализируемом
году;
V0 – объем производства или реализации продукции в базисном году.
Базисный
темп роста 2009 года:
Тр
баз.2009 = 18663 : 21208 * 100 = 87,99 %
Базисный
темп прироста рассчитывается по формуле
2.2.
Тпр.
баз. = Тр. баз. – 100, (2.2)
где Тпр. баз. – базисный темп прироста;
Тр баз. – базисный темп роста выпуска и реализации продукции.
Базисный темп
прироста 2009 года:
Тпр.
баз.2009 = 87,99 – 100 = -12,01 %
Цепной
темп роста рассчитывается по формуле
2.3.
Tр
ц. = , (2.3)
где Тр ц. – цепной темп роста выпуска и реализации продукции;
Vn – объем производства или реализации продукции в анализируемом
году;
Vn-1
– объем производства или реализации
продукции в году, предшествующем анализируемому.
Цепной
темп роста 2010 года:
Tр
ц.2010 = 21072 : 18663 * 100 = 112,91 %
Цепной
темп прироста рассчитывается по формуле
2.4.
Тпр.
ц. = Tр ц. – 100, (2.4)
где Тпр. ц. – цепной темп прироста;
Тр ц. – цепной темп роста выпуска и реализации продукции.
Цепной
темп прироста 2010 года:
Тпр.
ц.2010 = 112,91 – 100 = 12,91 %
Таблица 2.2 – Динамика реализации продукции в сопоставимых ценах
Год | Объем реализации продукции, млн руб | Темпы роста, % | Темпы прироста, % | ||
базисные | цепные | базисные | цепные | ||
2008 | 25540 | 100 | 100 | - | - |
2009 | 21364 | 83,65 | 83,65 | -16,35 | -16,35 |
2010 | 27617 | 108,13 | 129,27 | +8,13 | +29,27 |
Информация о работе Анализ производства и реализации продукции