Анализ производства и реализации продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 17:26, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является систематизация теоретических и практических аспектов анализа производства и реализации продукции на примере ОАО «Витебсклес».

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

1) рассмотреть методики анализа производства и реализации продукции;

2) проанализировать особенности анализа производства и реализации продукции у разных авторов;

3) проанализировать показатели производства и реализации продукции и ее реализации в ОАО «Витебсклес».

Оглавление

Введение 5
1 Теоретические аспекты анализа производства и реализации продукции 7


2 Анализ производства и реализации продукции в ОАО «Витебсклес» 22
2.1 Анализ динамики и выполнения плана производства и реализации продукции ОАО «Витебсклес» 23
2.2 Анализ ассортимента и структуры продукции 27
2.3 Анализ качества и ритмичности выпущенной продукции 30

Заключение 34
Список использованных источников 36

Файлы: 1 файл

АХД.docx

— 70.05 Кб (Скачать)

    Составлено  автором.

    Из  таблицы 2.1 видно, что за период 2008 – 2010 гг. объем производства продукции  снизился на 0,64%, а из таблицы 2.2  –  что объем реализации увеличился на 8,13%. То, что за 2010 год темп выпуска  продукции ниже темпа продаж, говорит  о том, что нереализованная продукция  на складах предприятия и неоплаченная покупателями в 2009 году реализована  в 2010 году полностью, т.е. о снижении остатков нереализованной продукции.

    Среднегодовой темп роста (прироста) выпуска и продажи  продукции можно рассчитать по среднегеометрической. Среднегодовой темп роста (прироста) выпуска продукции рассчитывается по формуле 1.1. 

    Среднегодовой темп роста (прироста) выпуска продукции: 

    Тр ср. = = 0,9967 = 99,67 %

    Tпр. ср. = 99,67 – 100 = - 0,33 % 

    Среднегодовой темп роста (прироста) продажи продукции: 

    Тр ср. = = =1,0399 = 103,99 %

    Tпр. ср. = 103,99 – 100 = 3,99 % 

    Далее можно проанализировать и дать оценку выполнению плана по выпуску продукции  ОАО «Витебсклес» за отчетный 2010 год (таблица 2.1.3).

    Из  таблицы 2.3 видно, что в общем по организации план по выпуску продукции  недовыполнен на 22,2%, или на 214,105  тыс, м3. Если анализировать по видам продукции, то план недовыполнен по заготовке на 23,3%, по вывозке древесины на 24%, по раскряжевке на 19,2%. 

Таблица 2.3 – Анализ выполнения плана по выпуску  продукции ОАО  «Витебсклес» за 2010 год в натуральном  выражении

Продукция Объем выпуска  продукции, тыс. м3
план факт +, - % к плану
Заготовка, подвозка 323,0 247,641 -75,359 76,7
Вывозка древесины 328,9 249,900 -79,000 76,0
Раскряжевка 311,8 252,054 -59,746 80,8
Итого: 963,7 749,595 -214,105 77,8

      Составлено автором.

    Данные  о выполнении плана производства за 2010 год по ОАО «Витебсклес» в  разрезе лесопунктов представлены в приложении Е. 

    2.2 Анализ ассортимента  и структуры продукции 

    Выполнение  плана по ассортименту продукции  ОАО «Витебсклес» (раскряжевка) представлено в таблице 2.4.

    Оценка  выполнения плана по ассортименту продукции  обычно производится с помощью одноименного коэффициента, который рассчитывается путем деления общего фактического выпуска продукции, зачтенного в  выполнение плана по ассортименту, на общий плановый выпуск продукции. Расчет приведен в формуле 1.3. Из таблицы 2.4 видно, что план по ассортименту продукции  выполнен на 77,2 %: 

    Квып. п = 240,646 : 311,8 * 100 = 77,2 % 

    Если  проводить анализ по отдельным видам  продукции, то процент выполнения плана  по лесоматериалам круглым составил 73,0%, по техсырью – 75,8%, по дровам топливным  – 127,9%. 

Таблица 2.4 – Выполнение плана  по ассортименту продукции

ОАО «Витебсклес» в 2010 году (раскряжевка)

Продукция Объем выпуска  продукции, тыс. м3 Процент выполнения плана Объем продукции, зачтенной в выполнение плана  по ассортименту, тыс. м3
план факт
  Лесоматериалы круглые 204,1 149,088 73,0 149,088
в т. ч.:

- пиловочник

49,2 39,347 80,0 39,347
- шпальный кряж 13,2 6,640 50,3 6,640
- фансырье 56,2 38,814 69,1 38,814
- спичсырье 9,8 3,869 39,5 3,869
- балансы 70,9 58,946 83,1 58,946
- подтоварник 4,8 1,472 30,7 1,472
Техсырье 66,8 50,658 75,8 50,658
Дрова топливные 40,9 52,308 127,9 40,900
Итого: 311,8 252,054 80,8 240,646

    Составлено  автором.

    Расчет  влияния структуры производства на уровень перечисленных показателей  можно произвести детерминированным  факторным анализом, а именно методом  цепной подстановки. Этот способ позволяет  абстрагироваться от всех факторов, кроме  структуры продукции.

    Последовательно заменяя плановые показатели на фактические, можно определить изменение объема выпуска продукции за счет структуры, как показано в формулах 2.5 – 2.7. 

          ВПусл 1 = å(Vобщ.1 * Удi0 * Цi0), (2.5) 

    где Vобщ.1 – общий объем выпуска продукции;

    Удi0 – удельный вес i-го вида продукции в общем объеме (по плану);

    Цi0 – цена i-го вида продукции (по плану);

    ВПусл 1 – первый условный результативный показатель выпуска продукции. 

    ВПусл 1 = (252,054 * 65,5 * 84530) + (252,054 * 21,4 * 65320) +

    + (252,054 * 13,1 * 58840) = 19421,6 (млн. руб.) 

          ВПусл 2 = å(Vобщ.1 * Удi1 * Цi0), (2.6) 

    где Vобщ.1 – общий объем выпуска продукции;

    Удi1 – удельный вес i-го вида продукции в общем объеме (по факту);

    Цi0 – цена i-го вида продукции (по плану);

    ВПусл 2 – второй условный результативный показатель выпуска продукции. 

    ВПусл 1 = (252,054 * 59,1 * 84530) + (252,054 * 20,1 * 65320) +

    + (252,054 * 20,8 * 58840) = 18989,2 (млн. руб.)

    Изменение объема выпуска продукции за счет структуры рассчитывается по формуле 2.7. 

          ∆ВПстр = ВПусл 2 - ВПусл 1, (2.7) 

    где ∆ВПстр - изменение объема выпуска продукции за счет структуры;

    ВПусл1 – первый условный результативный показатель выпуска продукции;

    ВПусл2 – второй условный результативный показатель выпуска продукции. 

    ∆ВПстр = 18989,2 – 19421,6 = - 432,4 (млн. руб.) 

    Результаты  представлены в таблице 2.5. 

Таблица 2.5 – Анализ структуры  товарной продукции  ОАО «Витебсклес»

Продукция Опт. цена за 1 м3, руб Объем выпуска  продукции, тыс. м3 Удельный  вес в общем объеме, % Товарная  продукция в ценах плана, млн. руб. Изменение выпуска продукции за счет структуры, млн. руб.
план факт план факт план факт при  плановой структуре факт
Лесомате-риалы  круглые 84530 204,1 149,088 65,5 59,1 17252,6 13955,5 12602,4 -1353,1
Техсырье 65320 66,8 50,658 21,4 20,1 4363,4 3523,3 3309,0 -214,3
Дрова топливные 58840 40,9 52,308 13,1 20,8 2406,6 1942,8 3077,8 +1135,0
Итого: - 311,8 252,054 100 100 24022,6 19421,6 18989,2 -432,4

    Составлено  автором.

    Из  таблицы 2.5 видно, что объем выпуска  продукции уменьшился за счет структуры  на 432,4 млн. рублей: по лесоматериалам круглым  произошло уменьшение на 1353,1 млн. рублей, по техсырью – уменьшение на 214,3 млн. рублей, по дровам топливным – увеличение на 1135 млн. рублей.

    Также для характеристики интенсивности структурных преобразований на предприятии можно рассчитать коэффициент структурной активности по формуле 2.8. 

          Кстр.акт. = , (2.8) 

    где Кстр.акткоэффициент структурной активности;

    ∆Удi – изменение удельного веса i-ой продукции в общем объеме. 

    Кстр.акт. = = 0,154 

    Чем активнее структурные преобразования на предприятии, тем выше уровень  данного коэффициента. В данном случае коэффициент невысокий, что свидетельствует  о редком обновлении ассортимента продукции.

2.3 Анализ качества  и ритмичности  выпущенной продукции

 

    Анализ  качества выпускаемой ОАО «Витебсклес» продукции невозможно произвести в  связи со спецификой деятельности организации (отсутствует стандартизация продукции).

    Анализ  ритмичности выпущенной продукции  ОАО «Витебсклес» представлен по кварталам 2010 года в таблице 2.6.

    Из  таблицы 2.6 видно, что удельный вес  фактически изготовленной продукции  в первом квартале составил 29,84%, что  больше планового показателя 4,59 процентных пункта. Во втором квартале фактический  удельный вес составил 20,42%, что меньше показателя по плану на 3,23 процентных пункта. В третьем – 26,77%, что больше планового показателя 1,46 процентных пункта. В четвертом квартале удельный вес фактически изготовленной продукции  составил 22,98%, что меньше планового  показателя на 2,81 процентных пункта. Выполнение плана по первому, второму, третьему и четвертому кварталу соответственно составили 97,7 %, 71,4 %, 87,5 % и 73,7 %. Доля продукции, зачтенная в выполнение плана  по ритмичности составила: по первому  кварталу 25,25 %, по второму – 20,42 %, по третьему – 25,31 %, по четвертому – 22,98%. 

Таблица 2.6 – Ритмичность  выпуска продукции  по кварталам 2010 года

Квартал Выпуск  продукции за год, млн. руб. Удельный

вес, %

Выполнение  плана, коэффициент Доля  продукции, зачтенная в выполнение плана по ритмичности, %
план факт план факт
I 6433 6288 25,25 29,84 0,977 25,25
II 6025 4302 23,65 20,42 0,714 20,42
III 6447 5640 25,31 26,77 0,875 25,31
IV 6570 4842 25,79 22,98 0,737 22,98
Итого

за год:

25475 21072 100,00 100,00 0,827 93,95

Информация о работе Анализ производства и реализации продукции