Анализ производства и реализации продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 17:26, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является систематизация теоретических и практических аспектов анализа производства и реализации продукции на примере ОАО «Витебсклес».

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

1) рассмотреть методики анализа производства и реализации продукции;

2) проанализировать особенности анализа производства и реализации продукции у разных авторов;

3) проанализировать показатели производства и реализации продукции и ее реализации в ОАО «Витебсклес».

Оглавление

Введение 5
1 Теоретические аспекты анализа производства и реализации продукции 7


2 Анализ производства и реализации продукции в ОАО «Витебсклес» 22
2.1 Анализ динамики и выполнения плана производства и реализации продукции ОАО «Витебсклес» 23
2.2 Анализ ассортимента и структуры продукции 27
2.3 Анализ качества и ритмичности выпущенной продукции 30

Заключение 34
Список использованных источников 36

Файлы: 1 файл

АХД.docx

— 70.05 Кб (Скачать)

    Абсолютное  отклонение фактического объема от запланированного определяют по следующей формуле: 

          ∆V = Vф – Vп  (1.1.6) 

где ∆V – абсолютное отклонение фактического объема от запланированного;

    Vф – фактический объем производства или реализации продукции;

    Vп – плановый объем производства или реализации продукции.

    Процент выполнения плана рассчитывается по формуле: 

          %вып. плана = * 100 (1.1.7) 

    Оперативный анализ производства и отгрузки продукции  осуществляется на основе расчета, в котором отражаются плановые и фактические сведения о выпуске и отгрузке продукции по объему и ассортименту за день, нарастающим итогом с начала месяца, а также отклонение от плана. 

    1.2 Анализ ассортимента  и структуры продукции 

    В настоящее время ассортимент  выпускаемой продукции задействован в договорных обязательствах по поставкам  продукции. Исходя из этого, анализу  выполнения плана по ассортименту продукции  уделяют значительное внимание руководители соответствующих подразделений. Важно  также различать основные категории  как номенклатура и ассортимент  продукции.

    Номенклатура  продукции – это классификационный перечень изготавливаемых видов или наименований продукции (обувь, ковры и т.д.)

    Ассортимент – набор разновидностей продукции определенного вида или наименования  продукции, отличающихся друг от друга по определенным признакам. Различают полный (всех видов и разновидностей), групповой (по родственным группам) и внутригрупповой ассортимент продукции. [3]

    При формировании ассортимента и структуры  выпуска продукции предприятие  должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а  с другой - наиболее эффективное  использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в  его распоряжении. Система формирования ассортимента включает в себя следующие  основные моменты:

    - определение текущих и перспективных  потребностей покупателей;

    - оценку уровня конкурентоспособности  выпускаемой или планируемой  к выпуску продукции;

    - изучение жизненного цикла изделий  и принятия своевременных мер  по внедрению новых, более совершенных  видов продукции и изъятие  из производственной программы  морально устаревших и экономически  неэффективных изделий;

    - оценку экономической эффективности  и степени риска изменений  в ассортименте продукции. 

    Основными причинами влияющими на невыполнение плана по ассортименту продукции  являются:

    - внутренние  причины (недостатки в организации  производства; плохое техническое  состояние оборудования; простои;  аварии; недостаток средств; недостатки  в системе управления и материального  стимулирования);

    - внешние  причины (конъюнктура рынка; изменение  спроса на отдельные виды продукции;  состояние материально-технического  обеспечения; несвоевременный ввод  в действие производственных  мощностей предприятия по независимым  от него причинам).

    Обычно  анализ выполнения плана по номенклатуре и ассортименту рассматривается  как одно целое. Анализ осуществляется за различные промежутки времени (квартал, месяц, сутки, смена). Все большее  значение уделяется оперативному контролю, он проводится по предприятию в целом  и по подразделениям. Информация поступает  из статистической отчетности данных производств, от плановых отделов. Результаты анализа записываются в натуральных  и стоимостных единицах. При анализе  фактическое количество по отдельным  видам продукции сопоставляются с планом, определяется отклонение, изучаются причины отклонений и  способы их устранения.

    План  по ассортименту считается выполненным, если он выполнен по каждому виду изделия. План перевыполненным быть не может, это связано с принципом расчета. 

          % вып. плана (ассортимент) =  (1.2.1) 

где ВПi ф – фактический выпуск i-го вида продукции в пределах плана;

    ВПi п – плановый выпуск продукции i-го вида.

    Увеличение  объема производства (реализации) по одним  видам и сокращение по другим видам  продукции приводит к изменению  ее структуры, т. е. соотношения отдельных  изделий в общем их выпуске. Выполнить  план по структуре производства - значит сохранить в фактическом выпуске  продукции запланированные соотношения  отдельных ее видов. [4]

    Изменение структуры производства оказывает  большое влияние на все экономические  показатели:

    - объем выпуска в стоимостной  оценке;

    - материалоемкость;

    - себестоимость товарной продукции;

    - прибыль;

    - рентабельность.

    Если  увеличивается удельный вес более  дорогой продукции, то объем ее выпуска  в стоимостном выражении возрастает, и наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличении удельного  веса высокорентабельной и соответственно при уменьшении доли низкорентабельной  продукции.

    Для характеристики интенсивности структурных  преобразований на предприятии автор Савицкая Г.В. предлагает использовать коэффициент структурной активности: 

          Кстр.акт. =  (1.2.2) 

где ∆Удi – изменение удельного веса i-го вида (номенклатурной группы)

    продукции в общем объеме выпуска (продаж) за исследуемый период;

    n – число номенклатурных групп (видов) продукции.

    Чем активнее структурные преобразования на предприятии, тем выше уровень  данного коэффициента. Это свидетельствует  о том, что администрация предприятия  активно реагирует на изменение  конъюнктуры рынка, своевременно обновляя ассортимент продукции.

    Расчет  влияния структуры производства на уровень перечисленных показателей, в соответствии с методикой Ермолович  Л.Л., можно произвести, например, способом цепной подстановки, который позволяет  абстрагироваться от всех факторов, кроме  структуры продукции: 

          ВПусл 1 = Vобщ.1 * Удi0 * Цi0  ВПусл 2 = Vобщ.1 * Удi1 * Цi0  ∆ВПстр = ВПусл 2 - ВПусл 1 (1.2.3) 

где ВП – стоимость валового выпуска  продукции;

    Vобщ.1 – общий объем выпуска продукции в натуральном или

    условно-натуральном  выражении;

    Удi – удельные веса i-х видов продукции в общем объеме производства;

    Цi – цены i-х видов продукции. [1]

    Аналогичным образом определяется влияние структуры  реализованной продукции на сумму выручки, трудоемкость, материалоемкость, общую сумму затрат, прибыль, рентабельность и другие экономические показатели, что позволит комплексно, всесторонне оценить эффективность ассортиментной и структурной политики предприятия.

    1.3 Анализ качества  произведенной продукции 

    Важным  показателем деятельности промышленных предприятий является качество продукции. Его повышение — одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и  удержания позиций на рынке. Высокий  уровень качества продукции способствует повышению спроса на продукцию и  увеличению суммы прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен.

    Качество  продукции — понятие, которое характеризует параметрические, эксплуатационные, потребительские, технологические, дизайнерские свойства изделия, уровень его стандартизации и унификации, надежность и долговечность. [5]

    В процессе анализа качества продукции  решаются следующие задачи:

  • оценивается технический уровень продукции;
  • выявляются отклонения этого уровня по отдельным изделиям по сравнению с базовым уровнем и теоретически возможным;
  • анализируется структура выпуска продукции по параметрам, характеризующим качество ее изготовления и поставки;
  • выявляются факторы, сдерживающие рост технического уровня продукции;
  • обосновываются возможности повышения качества продукции, сокращения брака и потерь.

    Информация, используемая для анализа качества продукции, охватывает практически  все стороны анализируемого объекта (сведения о конструкции, технологических  процессах изготовления, применяемых  средствах и предметах труда, результатах производства и реализации, рекламе). Источниками информации могут  быть патенты, нормативно-техническая  документация, акты испытаний, данные лабораторного контроля физико–химических  показателей, журналы и графики  бездефектной сдачи продукции.

    Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции.

    Обобщающие  показатели  характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения:

    - удельный вес новой продукции  в общем ее выпуске;

    - удельный вес продукции высшей  категории качества;

    - средневзвешенный балл продукции;

    - средний коэффициент сортности;

    - удельный вес аттестованной и  неатестованной продукции;

    - удельный вес сертифицированной  продукции;

    - удельный вес продукции, соответствующей  мировым стандартам;

    - удельный вес экспортируемой  продукции, в том числе в  высокоразвитые промышленные страны.

    Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции  характеризуют одно из ее свойств:

    а) полезность (жирность молока, зольность  угля, содержание железа в руде, содержание белка в продуктах питания);

    б) надежность (долговечность, безотказность  в работе);

    в) технологичность, т.е. эффективность  конструкторских и технологических  решений (трудоемкость, энергоемкость);

    г) эстетичность изделий.

    Косвенные показатели - это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес  забракованной продукции, удельный вес зарекламированной продукции, потери от брака.

    Первая  задача анализа - изучить динамику перечисленных показателей, выполнение плана по их уровню, причины их изменения и дать оценку выполнения плана по уровню качества продукции.

    По  продукции, качество которой характеризуется  сортом или кондицией, рассчитываются доля продукции каждого сорта (кондиции) в общем, объеме производства, средний коэффициент сортности, средневзвешенная цена изделия в сопоставимых условиях. При оценке выполнения плана по первому показателю фактическую долю каждого сорта в общем, объеме продукции сравнивают с плановой, а для изучения динамики качества – с данными прошлых периодов.

    Средний коэффициент сортности можно  определить двумя способами: отношением количества продукции I сорта к общему количеству; отношением стоимости продукции всех сортов к возможной стоимости продукции I сорта.

    Вторая  задача анализа - определение влияния качества продукции на стоимостные показатели работы предприятия: выпуск продукции в текущих ценах (∆ВП), выручку от реализации продукции (∆В) и прибыль (∆П). Расчет производится следующим образом: 

Информация о работе Анализ производства и реализации продукции