Анализ производства и продаж продукции (работ, услуг)

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 22:10, курсовая работа

Краткое описание

Предприятия самостоятельно планируют свою деятельность на основе договоров, заключенных с потребителями продукции и поставщиками материально-технических ресурсов, и определяют перспективы развития исходя из спроса на производимую продукцию, работы и услуги. В своей деятельности предприятия обязаны учитывать интересы потребителя и его требования к качеству поставляемой продукции и услуг.

Файлы: 1 файл

анализ.doc

— 908.50 Кб (Скачать)
 

 

      ВВЕДЕНИЕ

 
 
 

      Данная  курсовая работа посвящена одному из важнейших разделов анализа хозяйственной  деятельности предприятия – анализу  производства и реализации продукции.

      Предприятия самостоятельно планируют свою деятельность на основе договоров, заключенных с потребителями продукции и поставщиками материально-технических ресурсов, и определяют перспективы развития исходя из спроса на производимую продукцию, работы и услуги. В своей деятельности предприятия обязаны учитывать интересы потребителя и его требования к качеству поставляемой продукции и услуг.

      Объем производства и реализации продукции являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченном спросе на первое место выдвигается объем производства продукции. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реально реализовать.

           Темпы роста объема производства  и реализации продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ данных показателей имеет важное значение на любом  предприятии.

      Анализ  работы предприятий начинают с изучения показателей выпуска продукции, который предполагает следующие  этапы [10.C. 68]:

      1. Анализ формирования и выполнения  производственной программы;

      1.1. Анализ динамики продукции;

      1.2. Анализ ассортимента продукции;

      1.3. Анализ структуры продукции;

      2. Анализ качества продукции;

      3. Анализ ритмичности производства;

      4. Анализ выполнения договорных  обязательств и реализации продукции.

      В данной работе рассмотрен анализ производства по таким показателям как динамика продукции, структура продукции, качество продукции, выполнение договорных обязательств, ассортимент и номенклатура выпуска продукции и ритмичность производства и реализации продукции. 

      Основными задачами анализа плана производства и реализации продукции являются [14.C. 129]:

  • проверка оптимальности планов, плановых показателей, их напряженности и реальности;
  • определение степени выполнения плана и динамики по производству и реализации продукции;
  • выявление степени влияния основных факторов на показатели объема производства и реализации продукции;

      разработка  мероприятий по использованию внутрихозяйственных  резервов для повышения темпов прироста продукции, улучшения ее ассортимента и качества.

      Основными задачами анализа формирования товарной номенклатуры и ассортимента продукции в натуральном выражении являются [13.C. 102]:

  • оценка конкурентоспособности товара, включенного в план;
  • анализ жизненного цикла товара;
  •   оценка оптимальности состава товарной номенклатуры и ассортимента, включенных в план, с точки зрения необходимости поддержания конкурентоспособности предприятия;
  •   анализ возможностей выпуска на рынок новых видов товаров.

      ГЛАВА 1. ЗАДАЧИ И ИНФОРМАЦИОННАЯ БАЗА АНАЛИЗА ПРОИЗВОДСТВА И ПРОДАЖ ПРОДУКЦИИ

 
 

      Предприятия самостоятельно планируют свою деятельность на основе договоров, заключенных с потребителями продукции и поставщиками материально-технических ресурсов, и определяют перспективы развития исходя из спроса на производимую продукцию, работы и услуги. В своей деятельности предприятия обязаны учитывать интересы потребителя и его требования к качеству поставляемой продукции и услуг.

      Объем производства и объем реализации продукции являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченного спроса приоритет отдается объему производства продукции, который определяет объем продаж. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а, наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реализовать [13.C. 114]. 
Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ данных показателей имеет большое значение.

      Продукция производства выражается в натуральных, условно-натуральных и стоимостных  измерителях.

      Показателями  промышленной продукции являются [1.C. 42]:

  • валовая продукция — это стоимость в сопоставимых ценах всей продукции, работ и услуг, включая незавершенное производство;
  • товарная продукция — это стоимость в сопоставимых ценах всей продукции и услуг без учета незавершенного производства и внутрихозяйственного оборота;
  • объем реализации продукции — определяется в действующих ценах (оптовых, договорных); включает стоимость реализованной продукции, отгруженной и оплаченной покупателями;
  • номенклатура — перечень наименований изделий и их кодов, установленных для соответствующих видов продукции в классификаторе промышленной продукции;
  • ассортимент — перечень наименований продукции с указанием ее объема по каждому виду; он бывает полный, групповой и внутригрупповой.

      План  производства и реализации продукции — определяющий раздел текущего и перспективного плана предприятия. Правильнее сказать, что все остальные разделы плана обосновывают план производства и реализации продукции. От количественного значения показателей производства и реализации продукции зависит расход всех видов ресурсов, а следовательно, себестоимость продукции, прибыль и рентабельность предприятия.

      Основными задачами анализа плана производства и реализации продукции являются [6.C. 81]:

  • проверка оптимальности планов, плановых показателей, их напряженности и реальности;
  • определение степени выполнения плана и динамики по производству и реализации продукции;
  • выявление степени влияния основных факторов на показатели объема производства и реализации продукции;
  • разработка мероприятий по использованию внутрихозяйственных резервов для повышения темпов прироста продукции, улучшения ее ассортимента и качества.

      Информационной  базой для проведения анализа  плана являются данные по объему производства и реализации продукции бухгалтерского учета в соответствии с утвержденным рабочим планом счетов [15.C. 172]:

  • счет 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)»;
  • счет 41 «Товары» (для торговых организаций);
  • счет 43 «Готовая продукция»;
  • счет 45 «Товары отгруженные»;
  • счет 90 «Продажи»;
  • система аналогичных аналитических счетов, которые ведутся по отдельным видам продукции (услуг).

      Кроме внешней (публичной) отчетности используется внутрихозяйственная отчетность по центрам ответственности и прочие виды информации маркетинговой, плановой и производственной служб предприятия.

      Источниками информации для анализа производства и реализации продукции служат бизнес-план предприятия, оперативные планы-графики, отчетность ф. № 1-п (годовая) "Отчет  по продукции", ф. № 1-п (квартальная) "Квартальная отчетность промышленного предприятия (объединения) о выпуске отдельных видов продукции в ассортименте", ф.№ 1-п (месячная) "Срочная отчетность промышленного предприятия (объединения) по продукции", ф. № 2 "Отчет о прибылях и убытках", ведомость № 16 "Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация" и др [15.C. 173].

      При формировании производственной программы  находит отражение весь комплекс маркетинговых исследовании, так как в условиях рыночной экономики возможности продаж, т.е. запросы потребителей, будут определять, что производить и сколько, а также по какой цене. Поэтому основой разработки производственной программы является комплекс маркетинговых мероприятий, в состав которых входят [3.C. 138]:

  • изучение и определение круга возможных показателей, а также определение сегмента рынка;
  • оценка выпускаемых товаров и предлагаемых услуг;
  • возможности по выпуску новых товаров;
  • оценка стратегии и тактики формирования цен;
  • применение скидок и надбавок;
  • изучение конкурентов;
  • исследование мероприятий по продвижению товаров и др.

      Решение маркетинговых задач, осуществляемое службой маркетинга, находит отражение прежде всего в формировании номенклатуры и товарного ассортимента, включаемых в план в натуральном выражении согласно заключенным договорам, на основе которых определяется объем поставок в натуральном выражении но потребителям. Этот раздел производственной программы является исходным и определяющим для формирования второго раздела — системы стоимостных показателей плана производства и реализации продукции.

      Основными задачами анализа формирования товарной номенклатуры и ассортимента продукции в натуральном выражении являются [14.C. 131]:

  • оценка конкурентоспособности товара, включенного в план;
  • анализ жизненного цикла товара;
  •   оценка оптимальности состава товарной номенклатуры и ассортимента, включенных в план, с точки зрения необходимости поддержания конкурентоспособности предприятия;
  •   анализ возможностей выпуска на рынок новых видов товаров.

      Системный и комплексный анализ производственного  процесса (предприятия) связан с их комплексной оценкой. Поэтому перед началом анализа целесообразно выделить значимые факторы, влияющие на эффективность производства, и выявить резервы, которые можно использовать.

       Факторы — это совокупность элементов и причин, которые влияют на изменение управляемого показателя, принимаемого за критерий. Факторы классифицируются в зависимости от цели и задач анализа. Если намечается анализ эффективности производственного процесса под влиянием внешних и внутренних факторов, то их можно представить в виде трехзвенной структуры.

Рис.1.1.Факторы, влияющие на эффективность производства. [8.C. 191]

       Если же анализ проводится с целью выявления резервов, интенсифицирующих производственный процесс, то факторы подразделяют на две группы: экстенсивные и интенсивные. 

      Рис 1.2. Факторы развития производства. [8.C. 193] 
 

      Группировка факторов изменится при постановке других задач анализа. После отбора факторов, оценки их значимости и классификации по группам и уровням можно переходить к анализу конкретных задач производства.

 

      ГЛАВА 2. ОБЩАЯ ОЦЕНКА ОБЪЕМА ПРОИЗВЕДЕННОЙ И  РЕАЛИЗОВАННОЙ ПРОДУКЦИИ

      2.1. Анализ  производства по  динамике продукции

 
 

      Анализ  производства обычно осуществляется по следующим показателям:

  • по динамике продукции
  • по структуре продукции
  • по качеству продукции
  • по выполнению договорных обязательств.

      Расчет  динамики товарной или валовой продукции  проводится путём сопоставления  результатов за несколько лет, в  качестве примера взяты следующие  данные.

      Таблица 2.1.1

      Динамика  товарной продукции

      Год       Товарная  продукция в сопоставимых ценах, млн руб.       Темпы роста, %
      базисные       цепные
      2002       90 000       100       100
      2003       92 400       102,7       102,7
      2004       95 800       106,4       103,6
      2005       94 100       104,5       98,2
      2006       100 800       112,0       107,1

Информация о работе Анализ производства и продаж продукции (работ, услуг)