Анализ производства и продаж продукции (работ, услуг)

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 22:10, курсовая работа

Краткое описание

Предприятия самостоятельно планируют свою деятельность на основе договоров, заключенных с потребителями продукции и поставщиками материально-технических ресурсов, и определяют перспективы развития исходя из спроса на производимую продукцию, работы и услуги. В своей деятельности предприятия обязаны учитывать интересы потребителя и его требования к качеству поставляемой продукции и услуг.

Файлы: 1 файл

анализ.doc

— 908.50 Кб (Скачать)

      Рассчитано  по данным: [6.C. 115] 

      План  выпуска продукции выполнен в  целом на 100,6%, но степень выполнения по отдельным ассортиментным позициям значительно различается: по группе А план перевыполнен на 0,4%, по группе Б план недовыполнен на 3,3%. Возможные причины невыполнения плана: нарушение графика и объемов поставки сырья, материалов, недостатки в организации производства, ошибки в планировании.

      Изменение структуры производства оказывает  большое влияние на все экономические  показатели: объем выпуска в стоимостной  оценке, материалоемкость, себестоимость  продукции, прибыль, рентабельность.

      Расчет  влияния структуры производства на уровень перечисленных показателей можно произвести несколькими способами.

  • Метод прямого счета позволяет абстрагироваться от всех факторов, кроме структуры продукции [5.C. 178]:

      

,

      где Q1  — общий объем выпущенной продукции отчетного периода в натуральном выражении;

      УДi  — удельный вес i-й ассортиментной группы в общем объеме.

  • Метод процентных разностей [6.C. 118]:

      

(по стоимости),

      где Кст  — коэффициент выполнения плана по производству продукции, рассчитанный по стоимостным показателям;

      Кн  — коэффициент выполнения плана по производству продукции, рассчитанный по нормо-часам или натуральным показателям.

  • Метод абсолютных разниц используется в тех случаях, когда продукция однородная.

      Сначала определяется, как изменится средний  уровень цены единицы продукции  за счет структуры по формуле:

      

.

      Затем полученный результат умножается на общий фактический объем производства в условно-натуральном выражении:

      

.

      Используя описанные приемы, можно определять влияние структуры продукции  на другие показатели: трудоемкость, материалоемкость, на общую сумму затрат, прибыль, рентабельность и другие экономические показатели.

      Рассмотрим  пример анализа влияния структурных сдвигов на изменение объема выпуска продукции, представленный в таблице 3.2. 
 
 
 
 
 
 

      Таблица 3.2

      Исходные данные для расчета влияния структурных сдвигов на объем товарной продукции

      Изделие              Плановая цена, руб., Р0       Выпуск продукции, шт.       Удельный вес продукции       Товарная продукция, тыс. руб.       Изменение средней цены за счет структуры
      План Q0       Факт Q1       План d0       Факт d1       Изменение       План Q0 P0       Фактически при плановой структуре       Фактически при плановых ценах
      А       61       2100       2150       0,50       0,51       0,009       128,1       128,7       131,2       0,576
      Б       31,2       1590       1500       0,38       0,35       -0,023       49,6       49,8       46,8       -0,718
      В       74,8       530       590       0,13       0,14       0,014       39,6       39,8       44,1       1,014
      Итог               4220       4240       1       1               217,3       218,4       222,1       0,873
      Общее изменение  объема выпуска продукции       4,8
      Изменение товарной продукции за счет изменения объема выпуска       1,1
      Расчет влияния структурных сдвигов на объем товарной продукции
      Метод прямого счета:       3,70
      Способ процентных разностей: (по стоимости)       3,70
      Способ абсолютных разниц:       3,70

      Рассчитано  по данным: [14.C. 175] 

      Общий прирост товарной продукции по сравнению  с планом составил 4,8 тыс. руб. (222,1 - 217,3). Перевыполнение плановых показателей  было обусловлено ростом физического  объема выпущенной продукции, за счет которого товарная продукция прибавила 1,1 тыс. руб. (218,4 - 217,3). Наибольшее влияние на рост товарной продукции (3,7 тыс. руб.) оказало изменение в структуре выпускаемой продукции (222,1 - 218,4). Это говорит о том, что в выпуске продукции увеличилась доля более дорогостоящей продукции.

 

      ГЛАВА 4 АНАЛИЗ РИТМИЧНОСТИ  ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ

 

      Ритмичность — равномерный выпуск товаров в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренном планом.

      Ритмичная работа является основным условием своевременного выпуска и продажи товаров. Неритмичность ухудшает все экономические показатели, снижается качество товаров, увеличиваются объем незавершенного производства и сверхплановые остатки готовых товаров на складах и, как следствие, замедляется оборачиваемость капитала. Не выполняются поставки по договорам, и организация платит штрафы за несвоевременную отгрузку товаров, несвоевременно поступает выручка. Перерасходуется фонд оплаты труда в связи с тем, что в начале месяца рабочим платят за простои, а в конце — за сверхурочные работы. Все это приводит к повышению себестоимости товаров, уменьшению суммы прибыли, ухудшению финансового состояния организации.

      Для оценки выполнения плана по ритмичности  используются прямые и косвенные  показатели.

      Прямые  показатели — коэффициент ритмичности, коэффициент вариации, коэффициент аритмичности, удельный вес производства товаров за каждую декаду (сутки) к месячному выпуску, удельный вес производства товаров за каждый месяц к квартальному объему, удельный вес производства товаров за каждый квартал к годовому объему производства, удельный вес товаров, выпущенных в первую декаду отчетного месяца, к третьей декаде предыдущего месяца [8.C. 186].

      Косвенные показатели ритмичности — наличие доплат за сверхурочные работы, оплата простоев по вине хозяйствующего субъекта, потери от брака, уплата штрафов за недопоставку и несвоевременную отгрузку товаров, наличие сверхнормативных остатков незавершенного производства и готовых товаров на складах.

      Один  из наиболее распространенных показателей — коэффициент ритмичности (Крит). Он определяется делением объема производства товаров, который зачтен в выполнение плана по ритмичности (Vвп), на плановый объем производства (Vпл). При этом в выполнение плана по ритмичности засчитывается объем производства, но не более запланированного. Желательное значение коэффициента ритмичности равно 1.

      

      Коэффициент вариации (Квар) определяется как отношение среднеквадратического отклонения от плановых заданий (за сутки, декаду, месяц и т.д.) к среднесуточному (среднедекадному, среднемесячному и т.д.) плановому выпуску (Vпл) [9.C. 106]:

      

      где Vф и Vпл — фактический и плановый объем производства соответственно; n — число суммируемых плановых заданий.

      В процессе анализа необходимо подсчитать упущенные возможности предприятия по изменению объема производства товаров в связи с неритмичной работой.

      Для этого используют:

      а) разность между плановым и засчитанным объемом производства;

      б) разность между фактическим и возможным объемом производства, исчисленным исходя из наибольшего среднесуточного (среднедекадного) объема.

      Равномерность производства товаров определяется каким-либо внутренним нормативным документом, определяющим график (декадный, пятидневный, суточный). Но это совсем не означает, что выпуск должен быть одинаковым в течение всего года. Как правило, графики составляют на месяц, и на основе графика определяется теми производства товаров в течение всего года.

      Для крупносерийного или массового  производства разрабатывают графики равномерного производства товаров, а оценочным показателем является коэффициент равномерности [11.C. 208]:

      

      Где Н – недовыполнение за сутки в  соответствии с графиком; - сумма недовыполнения за все дни месяца; Vпл – план на месяц.

      Для оценки ритмичности производства в  организациях рассчитывают также общее число аритмичности — как сумма положительных и отрицательных относительных отклонений фактического объема производства от плана (по модулю) за каждый день (неделю, декаду). Чем менее ритмично работает организация, тем выше аритмичность, а желательное значение общего числа аритмичности — ноль.

      Таблица 4.1

      Анализ  ритмичности производства товаров

      
Декада План Факт По факту  в пределах плана Коэффициент ритмичности Числа аритмичности
Сумма, тыс. руб. Структура, % Сумма, тыс. руб. Структура, % Абсолютное  отклонение Относительное отклонение, %
+ - + -
    1
15 600 31,51 13 850 27,98 13 850 0,888 - -1 750 - -11,2
2 16 700 33,74 16 380 33,09 16 380 0,981 - -320 - -1,9
3 17 200 34,75 19 270 38,93 17 200 1,000 +2 070   +12,0 -
Итого 49 500 100 49 500 100 47 430 0,958 +2 070 -2 070 +12,0 -13,1

      Рассчитано  по данным: [8.C. 191] 

      Из  данных таблицы следует, что организация  увеличивала производство товаров подекадно, но если в первой декаде было недовыполнение плана на 11,2% (1750 тыс. руб.), то во второй — только на 1,9% (320 тыс. руб.), а затем произошло перевыполнение плана в третьей декаде на 12% (2070 тыс. руб.). По плановым и фактическим данным просматривается положительная тенденция — увеличение выпуска товаров, однако очевидна аритмичность, которая может создать существенные проблемы со складированием и сбытом товаров, так как сверхплановое производство не было предусмотрено. Наглядно аритмичность представлена в структуре производства товаров. В плановых показателях обеспечивается большая производительность по декадам (31.51%, 33.74% и 34.75%), чем в отчетных данных (27.98%, 33.09% и 38.93%).

      В заключение анализа разрабатывают  мероприятия по устранению причин неритмичной работы. Внутренние причины аритмичности – тяжелое финансовое состояние организации, низкий уровень организации, технологии и материально-технического обеспечения производства, а также планирования и контроля, внешние – несвоевременная поставка сырья и материалов поставщикам, недостаток энергоресурсов и др.

 

       ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      В процессе написания работы были изучены  особенности анализа производства и продаж продукции (работ, услуг). Итогом работы являются следующие положения:

    1. анализ  производства обычно осуществляется по следующим показателям:
  • по динамике продукции
  • по структуре продукции
  • по качеству продукции
  • по выполнению договорных обязательств
  • по номенклатуре и ассортименту продукции
  • по ритмичности продукции.
    1. При формировании производственной программы находит отражение весь комплекс маркетинговых исследовании, так как в условиях рыночной экономики возможности продаж, т.е. запросы потребителей, будут определять, что производить и сколько, а также по какой цене. Поэтому основой разработки производственной программы является комплекс маркетинговых мероприятий.
    1. Основным показателем при анализе динамики продукции является темп роста.
    2. Ритмичная работа является основным условием своевременного выпуска и продажи товаров. Неритмичность ухудшает все экономические показатели, снижается качество товаров, увеличиваются объем незавершенного производства и сверхплановые остатки готовых товаров на складах и, как следствие, замедляется оборачиваемость капитала. 
      СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Информация о работе Анализ производства и продаж продукции (работ, услуг)