Анализ объема производства и продаж товаров, продукции, работ, услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 09:16, курсовая работа

Краткое описание

Экономический анализ как наука представляет собой систему специальных знаний, базирующихся на законах развития и функционирования систем и направленных на познание методологии оценки, диагностики и прогнозирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Каждая наука имеет свой предмет. Под предметом экономического анализа понимаются хозяйственные процессы предприятий, их социально-экономическая эффективность и конечные финансовые результаты деятельности, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов, находящие отражение через систему экономической информации.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….…………3
1. Анализ формирования и выполнения производственной программы ……….. 6
1.1. Показатели объема производства и продаж …………………………………….6
1.2. Анализ ассортимента продукции …………………………………………………..7
1.3. Анализ в системе маркетинга……………………………………………………..10
1.4. Анализ качества продукции ……………………………………………………….13
1.5. Факторы формирования выручки от продажи ………………………………….15
2. Анализ оптимизации объема производства и продаж товаров, продукции, работ, услуг ………………………………………………………………………………………….25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………………..30
ЛИТЕРАТУРА ………………………………………………………………………………32

Файлы: 1 файл

АнализПроизРеализПродДиплом1.doc

— 394.00 Кб (Скачать)

 ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

АНО МИ «ИНФО-Рутения»

Московский государственный  технический университет «МАМИ»

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине: Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия

тема: Анализ объема производства и продаж товаров, продукции, работ, услуг

 

 

 

 

№ 14992                                  Володин П.Н.

ф.и.о. студента

 

 

Семестр    7             Цикл обучения: с 1 по 8

   

   

Дата исполнения работы:

 

 

 

____________________________________

Дата регистрации работы в Региональном представительстве ИНФО

 

 

___________________________________

Подпись ответственного за регистрацию

 

 

 

 

 

 

________________________г. Старая Русса___________________________

Наименование  Регионального представительства  ИНФО

 

ПЛАН

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….…………3

1. Анализ формирования и выполнения  производственной программы ……….. 6

1.1. Показатели объема производства и продаж …………………………………….6

1.2. Анализ ассортимента продукции  …………………………………………………..7

1.3. Анализ в системе маркетинга……………………………………………………..10

1.4. Анализ качества продукции ……………………………………………………….13

1.5. Факторы формирования выручки от продажи ………………………………….15

2. Анализ оптимизации объема производства и продаж товаров, продукции, работ, услуг ………………………………………………………………………………………….25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………………..30

ЛИТЕРАТУРА ………………………………………………………………………………32

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Экономический анализ как наука представляет собой систему специальных знаний, базирующихся на законах развития и функционирования систем и направленных на познание методологии оценки, диагностики и прогнозирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Каждая наука имеет  свой предмет. Под предметом экономического анализа понимаются хозяйственные процессы предприятий, их социально-экономическая эффективность и конечные финансовые результаты деятельности, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов, находящие отражение через систему экономической информации.

Предмет экономического анализа определяет стоящие перед ним задачи. Среди основных выделим:

  • повышение научно-экономической обоснованности бизнес-планов, бизнес-процессов и нормативов в процессе их разработки;
  • объективное и всестороннее исследование выполнения бизнес-планов, бизнес-процессов и соблюдения нормативов;
  • определение эффективности использования трудовых и материальных ресурсов;
  • контроль за осуществлением требований коммерческого расчета;
  • выявление и измерение внутренних резервов на всех стадиях производственного процесса;
  • проверка оптимальности управленческих решений.

Экономический анализ является необходимым элементом управления экономикой. В зависимости от потребностей управления можно выделить следующие виды анализа (табл.1).

На практике отдельные  виды экономического анализа встречаются редко.

В процессе управления для  обоснования принимаемых решений  используется совокупность различных  видов экономического анализа. Например, рыночная экономика характеризуется  динамичностью ситуаций внешней  и внутренней среды деятельности предприятия. В этих условиях важная роль отводится оперативному анализу. Его отличительными чертами являются комплексность, компьютерная обработка оперативных информационных массивов, использование его результатов на уровне отдельных функциональных служб предприятия в виде ориентированной фрагментарной информации.  

 

 

Таблица 1 - Классификация видов экономического анализа

Признак классификации

Вид анализа

По функциям управления

Уровень информационного обеспечения 

  • внутренний управленческий анализ
  • внешний финансовый анализ

Содержание процесса управления

  • перспективный (предварительный) анализ
  • ретроспективный (последующий) анализ
  • оперативный анализ
  • итоговый (заключительный) анализ

Характер объектов управления

  • анализ стадий расширенного воспроизводства
  • отраслевой анализ
  • анализ ведомств и предприятий
  • анализ составных элементов производства и производственных отношений

Прочие виды классификации

Субъекты анализа 

  • анализ по заданию руководства и экономических служб
  • анализ по заданию собственников и органов управления
  • анализ по заданию контрагентов (поставщиков, покупателей, кредитных и финансовых органов)

Периодичность

  • годовой анализ
  • квартальный анализ
  • месячный анализ
  • декадный анализ
  • ежедневный анализ

Содержание и полнота изучаемых  вопросов

  • полный анализ
  • локальный анализ
  • тематический анализ

Методы изучения объекта

  • комплектный анализ
  • системный анализ
  • сравнительный анализ
  • сплошной анализ
  • выборочный анализ

Степень автоматизации работ

  • анализ с использованием ПЭВМ
  • анализ без применения ПЭВМ

Метод экономического анализа представляет собой способ подхода к изучению хозяйственных процессов в их плавном развитии.

Характерными особенностями метода экономического анализа являются:

  • определение системы показателей, всесторонне характеризующих хозяйственную деятельность организаций;
  • установление соподчиненности показателей с выделением совокупных результативных факторов и факторов (основных и второстепенных), на них влияющих;
  • выявление формы взаимосвязи между факторами;
  • выбор приемов и способов для изучения взаимосвязи;
  • количественное измерение влияния факторов на совокупный показатель.

Совокупность приемов  и способов, которые применяются  при изучении хозяйственных процессов, составляет методику экономического анализа.

Методика экономического анализа базируется на пересечении трех областей знаний: экономики, статистики и математики.

К экономическим методам  анализа относят сравнение, группировку, балансовый и графический методы.

Статистические методы включают в себя использование средних  и относительных величин, индексный метод, корреляционный и регрессивный анализ и др.

Математические методы можно разделить на три группы: экономические (матричные методы, теория производственных функций, теория межотраслевого баланса); методы экономической кибернетики  и оптимального программирования (линейное, нелинейное, динамическое программирование); методы исследования операций и принятия решений (теория графов, теория игр, теория массового обслуживания).

Предприятия самостоятельно планируют свою деятельность на основе договоров, заключенных с потребителями продукции и поставщиками материально-технических ресурсов, и определяют перспективы развития исходя из спроса на производимую продукцию, работы и услуги. В своей деятельности предприятия обязаны учитывать интересы потребителя и его требования к качеству поставляемой продукции и услуг.

Поэтому анализ работы промышленных предприятий начинают с изучения показателей выпуска продукции, который предполагает следующие этапы:

  1. Анализ формирования и выполнения производственной программы;
  • анализ объема продукции;
  • анализ ассортимента продукции;
  • анализ структуры продукции;
  1. Анализ качества продукции;
  1. Анализ ритмичности производства;
  2. Анализ выполнения договорных обязательств и реализации продукции.

 

Источниками информации являются: плановые и оперативные планы-графики, данные текущей и годовой отчетности (ф.1-П «Отчет предприятия (объединения) по продукции, ф. № 1 «Баланс предприятия», ф. № 2 «Отчет о прибылях и убытках»; данные текущего бухгалтерского и статистического учета (ведомость №16 «Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация», журнал ордер №1, карточки складского учета готовой продукции и др.)

Объем производства промышленной продукции может выражаться в  натуральных, условно-натуральных и  статистических измерителях. Обобщающие показатели объема производства продукции получают с помощью стоимостной оценки – в оптовых ценах.

Основными показателями объема производства являются товарная и валовая продукция.

Валовая продукция – стоимость всей продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство, выраженная в сопоставимых ценах.

Товарная продукция – валовая продукция за минусом внутризаводского оборота и незавершенного производства.

Реализованная продукция - стоимость реализованной продукции, отгруженной и оплаченной покупателями.

1. Анализ формирования и выполнения производственной программы

1.1.  Показатели  объема производства и продаж

В ходе анализа динамики объема производства продукции могут  применяться натуральные (штуки, метры, тонны и т.д.), условно-натуральные (тысяча условных банок, количество условных ремонтов и др.), стоимостные показатели объемов производства продукции. Последний показатель является более предпочтительным.

Стоимостные показатели объема производства должны быть приведены  в сопоставимый вид. В условиях инфляции нейтрализация изменения цен или «стоимостного» фактора является важнейшим условием сопоставимости данных.

В международном учетном  стандарте «Информация, характеризующая  влияние изменения цен» нашли  отражение две основные концепции. Первая соответствует «Методике оценки объектов бухгалтерского учета в денежных единицах одинаковой покупательной стоимости» и ориентирована на общий индекс инфляции национальной валюты. При анализе динамики объема производства необходимо произвести корректировку на общий индекс инфляции.

Вторая концепция лежит  в основе «Методики переоценки объектов бухгалтерского учета в текущую  стоимость». Методика ориентирована  на применение индивидуальных индексов цен на товар или товарную группу. При этом могут применяться следующие методы:

  • пересчета объема производства продукции за отчетный год по ценам аналогичной продукции базисного периода (по относительно небольшой номенклатуре выпускаемой продукции);
  • корректировки на агрегатный индекс изменения цен (Кц) по группе однородных товаров (работ, услуг) или по отрасли в целом:

,

где ВП1 – выпуск продукции в отчетном периоде в стоимостном выражении;

ВП0 – выпуск продукции в базисном периоде в стоимостном выражении.

Тогда сопоставимый с базисным фактический объем выпуска продукции рассчитываем по формуле

где – фактический объем выпуска продукции в стоимостном выражении.

С применением вышеназванных  методов нейтрализуется влияние изменения цен на конкретный товар или товарную группу.

Произведенная продукция  характеризуется:

  • валовой и чистой продукцией;
  • объемом выпуска - готовой и товарной продукции;
  • объемом продаж - отгруженной и проданной товарной продукции.

Валовая продукции - стоимость всей произведенной продукции (работ, услуг), включая незавершенное производство. Выражается в сопоставимых и действующих ценах.

Товарная продукция - стоимость всей произведенной продукции (работ, услуг), за исключением остатков незавершенного производства и внутрихозяйственный оборота.

Объем продажи продукции определяется или по отгрузке продукции покупателям, или по оплате (выручке). Он может выражаться в сопоставимых, плановых и действующих ценах.

Наряду с показателями валовой и товарной продукции в анализе хозяйственной деятельности получили распространение показатели чистой (условно-чистой) и нормативно-чистой продукции.

Величина норматива чистой продукции по изделиям определяется как отпускная цена предприятия минус материальные затраты (включая амортизационные отчисления), учтенные в калькуляции.

Норматив  может также быть рассчитан как  сумма содержащихся в полной себестоимости затрат на заработную плату с отчислениями на социальное, медицинское страхование и прочих элементов чистой продукции в комплексных расходах прибыли.

Показатель чистой продукции определяется вычитанием из стоимости товарной (валовой) продукции величины материальных затрат, включая амортизационные отчисления.

Существуют  различные измерители производства и продажи продукции натуральные, условно-натуральные, единицы трудоемкости и стоимости.

С помощью стоимостной оценки получают наиболее обобщающие показатели производства и продажи продукции (товарная и валовая продукция).

Натуральные показатели объемов производства и продажи продукции (штуки, тонны, метры и т.д.) используются при анализе объемов производства и продажи продукции по отдельным группам и видам однородной продукции.

Информация о работе Анализ объема производства и продаж товаров, продукции, работ, услуг