Анализ объема производства и продаж товаров, продукции, работ, услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 09:16, курсовая работа

Краткое описание

Экономический анализ как наука представляет собой систему специальных знаний, базирующихся на законах развития и функционирования систем и направленных на познание методологии оценки, диагностики и прогнозирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Каждая наука имеет свой предмет. Под предметом экономического анализа понимаются хозяйственные процессы предприятий, их социально-экономическая эффективность и конечные финансовые результаты деятельности, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов, находящие отражение через систему экономической информации.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….…………3
1. Анализ формирования и выполнения производственной программы ……….. 6
1.1. Показатели объема производства и продаж …………………………………….6
1.2. Анализ ассортимента продукции …………………………………………………..7
1.3. Анализ в системе маркетинга……………………………………………………..10
1.4. Анализ качества продукции ……………………………………………………….13
1.5. Факторы формирования выручки от продажи ………………………………….15
2. Анализ оптимизации объема производства и продаж товаров, продукции, работ, услуг ………………………………………………………………………………………….25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………………..30
ЛИТЕРАТУРА ………………………………………………………………………………32

Файлы: 1 файл

АнализПроизРеализПродДиплом1.doc

— 394.00 Кб (Скачать)

В процессе анализа изучают  динамику этих показателей, выполнение плана по их уровню, причины их изменений.

Для обобщающей оценки выполнения плана по качеству продукции используют разные методы. Сущность балльного  метода оценки состоит в определении средневзвешенного балла качества продукции, и путем сравнения фактического и планового его уровня находят процент выполнения плана по качеству.

Кроме того, оценка выполнения плана по качеству продукции производится по удельному весу забракованной и зарекламированной продукции.

Качество продукции  является параметром, оказывающим влияние  на такие стоимостные показатели работы предприятия, как выпуск продукции, выручка от реализации, прибыль.

Обязательные требования к качеству продукции, работ, услуг, обеспечивающие безопасность для жизни, здоровья и имущества, охрану окружающей среды, обязательные требования техники безопасности и производственной санитарии предъявляются государственными стандартами.

В Российской Федерации  существуют следующие категории нормативных документов по стандартизации:

  • государственный стандарты РФ (ГОСТ Р);
  • отраслевые стандарты (ОСТ);
  • технические условия (ТУ);
  • стандарты предприятий и объединений предприятий (СТП);
  • стандарты научно-технических обществ и инженерных союзов, ассоциаций и других общественных объединений (СТО).

Продукция, которая  потенциально может нанести вред человеческой жизни и здоровью, должна подвергаться сертификации. При продаже такой продукции (перечень товаров, работ, услуг, подлежащих обязательной сертификации, устанавливается Правительством Российской Федерации) необходимо иметь сертификат соответствия.

В мировой  практике широкое распространение  получили стандарты ISO 9000, которые на сегодняшний момент более всего приближаются к требованиям концепции всеобщего управления качеством. В рамках этой концепции жизненный цикл продукции представляется в виде «петли качества» и включает в себя следующие этапы:

  • Маркетинг;
  • Проектирование;
  • Материально-техническое обеспечение;
  • Подготовка и разработка продукции;
  • Изготовление продукции;
  • Контроль;
  • Упаковка и хранение;
  • Продажа;
  • Монтаж и эксплуатация;
  • Техническое обслуживание;
  • Утилизация.

Качество  может оцениваться:

  • по техническим характеристикам (техническому уровню продукции, ее назначению, надежности, долговечности);
  • по показателям, связанным с изготовлением продукции (показателям технологичности, стандартизации и унификации);
  • по уровню безопасности для человека и окружающей среды;
  • по дополнительным характеристикам (эргономические, эстетические показатели, показатели транспортабельности, патентной чистоты и др.).

Наиболее важным показателем  при анализе качества продукции  является ее экономически оптимальное  качество:

Экономически оптимальное  качество — качество продукции / затраты на приобретение (или производство) и эксплуатацию продукции.

При этом определение  показателя «качество продукции» (числитель формулы) является настолько сложным, что его определением занимается специальная наука - квалиметрия.

В наиболее простом варианте анализ качества продукции по экономической составляющей можно провести в том случае, если производится однородная продукцию, которая в зависимости от качества подается по различной цене (например, выпускается продукция высшего, первого, второго сорта). Тогда с помощью показателя средневзвешенной цены можно определить, продукцию какого сорта производит предприятие:

Средневзвешенная цена = , где,

Кi - количество продукции i-ro качества;

Цi - цена за продукцию i-ro качества.

Косвенными показателями, связанными с качеством, являются:

  • штрафы за некачественную продукцию, участие в судебных разбирательствах по этому поводу;
  • потери от брака (потери исходного сырья, рекламации, возвращенная покупателями продукция, расходы по доработке и ремонту 
    возвращенной покупателями продукции и т.д.);
  • расходы на обеспечение работы органов технического контроля 
    качества.

1.5. Факторы формирования выручки от продажи

На выручку от продажи  влияют многочисленные факторы, которые можно исследовать с помощью факторного анализа. В первую очередь на нее влияют количество выпущенной и реализованной продукции и цена продажи, которая в свою очередь зависит от расходов предприятия, относимых на себестоимость.

Выполним анализ влияния на выручку факторов, связанных с выпуском продукции и нахождением ее на складах.

При этом возможны два  варианта методики анализа продажи  продукции в зависимости от того, как определяется выручка - по оплате или по отгрузке:

1) Если выручка от продажи на предприятии определяется по отгрузке, то баланс товарной продукции будет иметь вид:

ГПн + ВТП = ОПРотг + ГПк,

где ГПн, ГПк - остатки  готовой продукции на складах  на начало и конец периода;

ВТП - стоимость выпуска  товарной продукции;

ОПРотг - объем продажи продукции, рассчитанный по отгрузке, за отчетный период.

Отсюда:

ОПотг = ГПн + ВТП – ГПк.

2) Если выручка определяется по оплате, та товарный баланс продукции будет иметь вид:

ГПн + ВТП + ОПн = ОПРопл + ОПк + ГПк.

Отсюда:

ОПРопл + ГПн + ВТП + ОПн - ОПк - ГПк,

где ОПн, ОПк - остатки  отгруженной продукции на начало и конец периода;

ОПРопл - объем продажи  продукции по оплате за отчетный период.

Проведем расчет влияния  данных факторов на объем продажи  продукции на примере (табл. 3).

 

Таблица 3

ПОКАЗАТЕЛЬ

Сумма в сопоставимых ценах, тыс.руб

2003

2004

Δ

1

Остаток готовой продукции на начало года

8

5

-3

2

Выпуск товарной продукции

75

98

+23

3

Остаток готовой продукции на конец  года

4

5

+1

4

Отгрузка продукции за год  
(п.1 + п.2 - п.З)

79

98

19

5

Остаток отгруженных покупателям  товаров на начало года

3

1

-2

6

Остаток отгруженных покупателям товаров на конец года

1

1

-

7

Продажа продукции (по оплате)  
(п.4 + п.5 - п.6)

81

98

17


 

Из таблицы видно, что объем продажи продукции увеличился в основном за счет роста ее выпуска.

Кроме того, на объем производства продукции влияет эффективность использования трудовых ресурсов, основных средств, сырья, материалов и т.д.

Проанализируем влияние  на приращение объема продукции использования производственных ресурсов. Для этого необходимо разделить факторы, влияющие на объем производства можно разделить на экстенсивные и интенсивные.

К факторам (резервам) экстенсивного характера относятся факторы, связанные с использованием в производстве дополнительных ресурсов:

  1. увеличение количества используемых ресурсов (средств труда, предметов труда, рабочей силы);
  2. увеличение времени использования ресурсов (средств труда, рабочей силы) и увеличение продолжительности функционирования основных производственных фондов и оборота оборотных производственных фондов;
  3. устранение непроизводительных потерь ресурсов.

Поэтому показателями экстенсивности развития являются количественные показатели использования ресурсов: численность работающих, величина амортизации, величина израсходованных материалов, объем основных и оборотных фондов.

Факторами интенсивного типа считаются те факторы, которые связаны с использованием имеющегося производственного потенциала. К факторам интенсивного типа относятся:

  • совершенствование качественных характеристик используемых 
    ресурсов (средств труда, предметов труда, рабочей силы);
  • совершенствование процесса функционирования используемых 
    ресурсов (совершенствование технологии производства, организации 
    производства, организации труда, организации управления; ускорение 
    оборачиваемости основных и оборотных производственных фондов).

Показатели интенсивности  развития - качественные показатели использования  ресурсов: производительность труда  или трудоемкость, материалоотдача или материалоемкость, фондоотдача или фондоемкость основных средств, количество оборотов или коэффициент закрепления оборотных средств.

Анализ можно проводить, используя непосредственно расчеты  индексным методом или строя  вспомогательные таблицы. Анализ осуществляется с помощью сравнения данных за два периода времени либо с помощью сравнения планового и фактического значения одного и того же показателя.

Рассмотрим методику анализа интенсификации производства, при которой влияние на прирост  продукции определяется чаще всего  с помощью индексного метода, который включает следующие этапы:

1) Анализ и оценка влияния на приращение объема продукции экстенсивности и интенсивности использования материальных ресурсов.

Влияние экстенсивности на прирост продукции в тыс. руб. можно определить как влияние  количественного показателя - величины материальных ресурсов - используя следующие формулы:

Влияние экстенсивности материальных ресурсов на прирост продукции = материалоотдача в первом году × изменение величины оборотных средств за два года.

Материалоотдача = продукция /материальные расходы.

Влияние интенсивности  равно влиянию качественного показателя -материалоотдачи:

Влияние интенсивности  материальных ресурсов на прирост продукции = изменение материалоотдачи за два  года × материальные расходы

во втором году.

2) Анализ и оценка влияния на приращение объема продукции 
экстенсивности и интенсивности использования трудовых ресурсов.

Влияние экстенсивности на прирост продукции в тыс. руб. можно определить как влияние  количественного показателя - величины производственного персонала:

Влияние экстенсивности использования труда на прирост продукции = производительность труда в первом году × изменение величины производственного персонала за два года.

Производительность труда = продукция / количество производственного персонала.

Влияние интенсивности  равно влиянию качественного  показателя -производительности труда:

Влияние интенсивности  использования труда на прирост продукции= изменение производительности труда за два года × величина производственного персонала во втором году.

3) Анализ и  оценка влияния на приращение объема продукции 
экстенсивности и интенсивности использования оплаты труда.

Влияние экстенсивности использования фонда оплаты труда на прирост продукции в процентах = прирост величины расходов на оплату труда / прирост продукции.

Абсолютное  значение влияния экстенсивности фонда оплаты труда ''• на прирост продукции = Влияние экстенсивности использования  фонда оплаты труда на прирост продукции в процентах × абсолютный прирост продукции.

Влияние интенсивности  фонда оплаты труда на прирост  продукции =

100% - влияние  экстенсивности использования фонда оплаты труда

на прирост  продукции в процентах.

4) Анализ и оценка влияния на приращение объема продукции 
экстенсивности    и   интенсивности    использования   основных 
средств.

Влияние экстенсивности на прирост продукции в тыс. руб. можно определить как влияние количественного показателя - величины основных производственных фондов.

Влияние экстенсивности основных производственных фондов на прирост продукции = фондоотдача основных производственных фондов в первом году × изменение величины основных фондов за два года.

Фондоотдача основных производственных фондов = продукция / величина основных производственных фондов.

Влияние экстенсивности основных производственных фондов на прирост продукции в процентах = прирост основных производственных 
фондов / прирост величины продукции

или

Влияние экстенсивности основных производственных фондов на прирост продукции в процентах = темп прироста основных производственных фондов в процентах / темп прироста продукции в процентах.

Информация о работе Анализ объема производства и продаж товаров, продукции, работ, услуг