Анализ и управление объемом производства и продаж

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 22:32, реферат

Краткое описание

Основным показателем, характеризующим результат производственной деятельности организации, выступает объем выпущенной и реализованной продукции. На изменение этой характеристики работы организации оказывает влияние огромное количество факторов: и производственные мощности, и заказы на продукцию, и обеспеченность организации различного рода ресурсами. В свою очередь от величины объема реализации зависит финансовое положение и финансовый результат работы организации.

Оглавление

Введение……………………………………………………...………….3
1. Задачи анализа объема производства и реализации продукции…….5
2. Анализ динамики и выполнения плана по выпуску и реализации продукции…………………………………………………..7
3. Анализ ассортимента и структуры продукции……………………….8
4. Анализ качества произведенной продукции………………………….9
5. Анализ ритмичности работы предприятия………………….……….10
6. Анализ факторов и резервов увеличения объема производства и реализации продукции………………………………………………...11
Заключение…………………………………………………………….16
Список литературы……………………………………………………17

Файлы: 1 файл

Анализ и управление объемом производства и продаж.docx

— 75.47 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение……………………………………………………...………….3

  1. Задачи анализа объема производства и реализации продукции…….5
  2. Анализ динамики и выполнения плана по выпуску и реализациипродукции…………………………………………………..7
  3. Анализ ассортимента и структуры продукции……………………….8
  4. Анализ качества произведенной продукции………………………….9
  5. Анализ ритмичности работы предприятия………………….……….10
  6. Анализ факторов и резервов увеличения объема производства и реализации продукции………………………………………………...11

Заключение…………………………………………………………….16

Список литературы……………………………………………………17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Экономический анализ хозяйственной деятельности как наука представляет собой систему знаний, связанную с исследованием взаимозависимости экономических явлений, выявлением положительных и отрицательных факторов и измерением степени их влияния, резервов, упущенных выгод, изучением тенденций и закономерностей в деятельности организаций.

Под предметом экономического анализа понимаются хозяйственные процессы коммерческих организаций, их социально-экономическая эффективность и конечные экономические и финансовые результаты деятельности, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов.

Производственная программа  является результатом согласования следующих целей фирмы:

- получение максимальной  прибыли;

- учет реальных финансовых  и иных ресурсных возможностей;

- полное удовлетворение  потребностей рынка сбыта;

- максимальное снижение  производственных затрат, оптимальное  использование производственной  мощности организации.

 Основным показателем,  характеризующим результат производственной  деятельности организации, выступает  объем выпущенной и реализованной  продукции. На изменение этой  характеристики работы организации  оказывает влияние огромное количество  факторов: и производственные мощности, и заказы на продукцию, и  обеспеченность организации различного  рода ресурсами. В свою очередь  от величины объема реализации  зависит финансовое положение  и финансовый результат работы  организации.

Темпы роста объема производства товаров, повышение их качества непосредственно  влияют на величину затрат, прибыль  и рентабельность. Анализ выпуска  товаров включает оценку выполнения плана и динамики производства и  продаж, определение влияния различных  факторов на изменение величины этих показателей, выявление внутрихозяйственных  резервов увеличения производства и  продаж, разработку мероприятий по выявлению резервов и их освоению. Важную роль здесь играет выполнение контрактов на поставку товаров, так  как это гарантирует сбыт продукции  и своевременную оплату.

Повышение качества обеспечивает устойчивые позиции на рынке. Высокий  уровень качества товаров способствует повышению спроса, увеличению прибыли  не только за счет объема продаж, но и  за счет более высоких цен. В настоящее время предприятия самостоятельно планируют свою деятельность и определяют перспективы развития исходя из спроса на производимую продукцию, работы и услуги. Важным показателем деятельности предприятий является качество продукции, повышение качества обеспечивает устойчивые позиции на рынке. Высокий уровень качества товаров способствует повышению спроса, увеличению прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен.

 

  1. Задачи анализа объема производства и реализации продукции:

 

1) оценка степени выполнения  плана и динамики производства  и реализации продукции;

2) определение влияния  факторов на изменение величины  этих показателей;

3) выявление резервов  увеличения выпуска и реализации  продукции;

4) разработка мероприятий  по освоению выявленных резервов.

Полезными источниками информации для анализа являются: бизнес-план предприятия, оперативные планы-графики, данные текущего бухгалтерского и статистического учета и отчетности, журналы ордера, карточки складского учета и др. При анализе производства товаров могут применяться натуральные, условно-натуральные и стоимостные показатели. Последний показатель считается более предпочтительным. Важным вопросом является сопоставимость цен. В международном учетном стандарте IASC №15 «Информация, характеризующая влияние изменения цен» нашли отражение две основные концепции.

Первая соответствует  «Методике оценки объектов бухгалтерского учета в денежных единицах одинаковой покупательной стоимости» и ориентирована  на общий индекс инфляции национальной валюты. В ходе анализа динамики объема производства необходимо произвести корректировку на общий индекс инфляции национальной валюты – коэффициент-дефлятор. Он соответствует индексу изменения  потребительских цен на товары, работы и услуги в текущем году относительно базового года. Коэффициент – дефлятор в Российской Федерации на предстоящий  год устанавливается Правительством РФ и публикуется в средствах  массовой информации. При сопоставлении  стоимостных экономических показателей  за различные годы, значение каждого из них умножается на значение коэффициента-дефлятора соответствующего года.

Вторая концепция лежит  в основе «Методики переоценки объектов бухгалтерского учета в текущую  стоимость». Она ориентирована на применение индивидуальных индексов цен  на товар или товарную группу. При  этом могут применяться следующие  способы:

- пересчета объема производства  товаров за отчетный год по  ценам аналогичных товаров базисного  периода (по относительно небольшой  номенклатуре выпускаемых товаров);

- корректировки на агрегатный  индекс изменения цен (Jц) по группе однородных товаров (работ, услуг) или по отрасли в целом:

 

Jц = ∑ Q1 * Р0 / Q0 * Р0,

 

где Q1 – объем выпуска товаров в отчетном периоде в натуральном выражении;

Q0 – объем выпуска товаров в базисном периоде в натуральном выражении;

Р0 – цена единицы товара в базисном периоде.

Тогда сопоставимый с базисным фактический объем выпуска товара в стоимостном выражении (V1ЦБ) рассчитывается по формуле:

 

V1ЦБ = V1 /Jц ,

где V1 – фактический объем выпускаемых товаров в стоимостном выражении.

С применением вышеназванных  методов нейтрализуется влияние  изменения цен на конкретный товар  или товарную группу. Товар может  быть продан по оптовым, розничным и  договорным ценам. Оптовые цены устанавливаются  на уровне розничных за минусом торговых, сбытовых скидок с учетом местонахождения данной организации. Основной целью анализа объема производства является получение максимальной прибыли от реализации продукции.

 

2. Анализ динамики и выполнения плана по выпуску и реализации продукции

 

Объем производства и продажи  товаров (выполнения работ, оказания услуг) – это основные показатели, характеризующие  деятельность организации, анализ этих показателей имеет большое значение для оценки его деятельности как  на этапе планирования производства и продаж, так и выполнения планов.

По степени готовности продукция подразделяется следующим  образом:

  • валовая продукция, т.е. продукция всех видов и качества вне зависимости от степени ее готовности. Показатель валовой продукции, характеризует общий объем производства.
  • готовая продукция, прошедшая все стадии обработки, которая сдана на склад и снабжена сдаточной документацией;
  • реализованная продукция (проданный товар) – это отгруженная заказчику, принятая им и оплаченная продукция предприятия, денежные средства за которую поступили на расчетный счет поставщика.

Анализ объема производства и продаж начинают с изучения его  динамики, расчета индексов роста  и прироста. В процессе анализа  фактические данные сравнивают с  плановыми, с данными предшествующих периодов, при этом проводится полный сравнительный вертикальный и горизонтальный анализ, т.е. рассчитывается процент  выполнения плана, абсолютное и относительное  отклонение от плановых значений или  от показателей периода, принятого  за базисный. Базисные темпы роста  определяются относительно базисного  периода:

 

Тб=Vi / V0 * 100%,

цепные – относительно предыдущего периода:

 

Тц= Vi / V1 * 100%.

 

где Vi-1, Vi – объем производства товаров в стоимостном выражении в сопоставимых ценах в i-1 и i-ом периоде соответственно;

Vо - объем производства товаров за период, принятый за базу сравнения.

Продажа товаров является связующим звеном между производителем и потребителем. От спроса на товары зависят объем производства и  объем продаж. Объем продаж в плане  определяется как стоимость товаров, предназначенных к поставке и  подлежащих оплате в плановом периоде: готовых изделий, полуфабрикатов собственного производства, работ промышленного  характера, которые предназначены  для продажи на сторону.

 Анализ реализации  продукции связан с анализом  выполнения договорных обязательств  по поставкам продукции. Недовыполнение  плана по договорам для предприятия  несет уменьшение прибыли, штрафные  санкции, оно может потерять  рынки сбыта продукции, что  повлечет за собой спад производства.

 

3. Анализ ассортимента  и структуры продукции

 

При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции  предприятие должно учитывать спрос  на данные виды продукции и эффективное  использование различных ресурсов, имеющихся в его распоряжении. Система формирования ассортимента включает в себя следующие основные моменты:

  • определение текущих и перспективных потребностей покупателей;
  • оценку уровня конкурентоспособности выпускаемой продукции;
  • изучение жизненного цикла изделий и внедрению новых совершенных видов продукции и изъятие морально устаревших изделий;
  • оценку экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции.

Увеличение объема производства по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению ее структуры. Выполнить  план по структуре — значит сохранить  в фактическом выпуске продукции  соотношения отдельных ее видов  запланированные. При увеличении удельного  веса более дорогой продукции  объем ее выпуска в стоимостном  выражении возрастает, и наоборот.

 

4. Анализ качества  произведенной продукции

 

Качество продукции является важным показателем деятельности промышленных предприятий, высокий его уровень  способствует повышению спроса на продукцию  и увеличению суммы прибыли. Различают  обобщающие, индивидуальные и косвенные  показатели качества продукции. Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения: удельный вес  новой продукции в общем ее выпуске, удельный вес продукции  высшей категории качества, средневзвешенный балл продукции, средний коэффициент  сортности. Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции характеризуют  одно из ее свойств:

1.) полезность (содержание  белка в продуктах питания,  жирность молока);

2.) надежность (долговечность);

3.) технологичность, т.е.  эффективность конструкторских  и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость);

4.) эстетичность изделий.

Косвенные показатели - это  штрафы за некачественную продукцию, объем  и удельный вес забракованной  продукции, потери от брака и др. Одна из первых задач анализа качества произведенной продукции - изучить  динамику перечисленных показателей, выполнение плана по их уровню, причины  их изменения и дать оценку выполнения плана по уровню качества продукции. Косвенным показателем качества продукции является брак. Он делится на исправимый и неисправимый, внутренний и внешний. Выпуск брака ведет к повышению себестоимости продукции, снижению прибыли и рентабельности, уменьшению объема продукции. При анализе изучают динамику брака по абсолютной сумме и удельному весу в общем выпуске продукции, определяют потери от брака.

 

5.  Анализ ритмичности  работы предприятия

 

Ритмичность — равномерный  выпуск, продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренных планом. Ритмичная  работа является основным условием своевременного выпуска и реализации продукции. Неритмичность ухудшает экономические  показатели: снижается качество продукции; увеличиваются объем незавершенного производства, замедляется оборачиваемость  капитала, не выполняются поставки по договорам, несвоевременное поступление  выручки. Все это приводит к повышению  себестоимости продукции, уменьшению суммы прибыли, ухудшению финансового  состояния предприятия. Для оценки выполнения плана по ритмичности  используются прямые и косвенные  показатели. Прямые показатели - коэффициент ритмичности, коэффициент аритмичности, удельный вес произведенной продукции за каждый месяц к квартальному выпуску, удельный вес выпущенной продукции за каждый квартал к годовому объему производства. Косвенные показатели ритмичности — потери от брака, уплата штрафов за недопоставку и несвоевременную отгрузку продукции, наличие сверхнормативных остатков незавершенного производства и готовой продукции на складах.

Информация о работе Анализ и управление объемом производства и продаж