Анализ объема производства

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2014 в 09:15, курсовая работа

Краткое описание

Формы статистической отчетности: форма № 1-п (годовая) «Отчет о продукции»; форма № 1-п (квартальная) «Квартальная отчетность промышленного предприятия о выпуске отдельных видов продукции в ассортименте»; форма № 1-п (месячная) «Срочная отчетность промышленного предприятия по продукции».
Формы бухгалтерской отчетности: форма №2 «Отчет о прибылях и убытках»; ведомость №16 «Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация» и др.; данные бухгалтерского учета, отраженные в учетных регистрах по счетам 40 «Выпуск продукции», 43 «Готовая продукция» и 90 «Продажи».

Оглавление

Введение3
Глава 1. Анализ объема производства
1.1 Показатели объема производства и анализ их динамики 5
1.2 Анализ факторов изменения объема производства8
1.3 Резервы роста объемов производства 10
Глава 2. Расчетная часть11
Заключение17
Список литературы18

Файлы: 1 файл

курсовая КЭА.docx

— 58.04 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

г. Омск – 2013 год

 

Содержание

 

Введение3

Глава 1. Анализ объема производства

1.1 Показатели объема производства и анализ их динамики 5

1.2 Анализ факторов изменения объема производства8

1.3 Резервы роста объемов производства                                               10

Глава 2. Расчетная часть11

Заключение17

Список литературы18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Производственная организация – это пространственно-временная структура производственных факторов, обеспечивающая их взаимодействие с целью получения максимальных качественных и количественных результатов в самое короткое время и при минимальных затратах факторов производства (средств производства и живого труда).

Ориентиры для деятельности любой организации задают ее планы: план производства и продаж производимых товаров, план развития и т.д. Производственная программа – это основной раздел годового и перспективного бизнес-плана развития организации (предприятия). При разработке производственной программы учитываются потребности отечественного и мирового рынков в товарах организации, общая рыночная ситуация, состояние конкурентных организаций и отраслей.

Формирование разделов производственной программы осуществляется с применением балансового метода, позволяющего приводить в соответствие объемы планируемых работ и потребности на них, а также осуществлять расчеты обеспеченности производственной программы производственными мощностями, материальными, топливно-энергетическими и трудовыми ресурсами.

Задачами анализа производства продукции являются:

- оценка степени выполнения  плана и динамики производства  продукции;

- определение влияния факторов  на изменение величины этих  показателей;

- выявление внутрихозяйственных  резервов увеличения выпуска  продукции;

- разработка рекомендаций по  освоению выявленных резервов.

В процессе анализа производства продукции должны быть вскрыты причины, тормозящие рост производства, а именно недостатки в организации производства и труда; нерациональное использование материальных, трудовых и денежных ресурсов; брак продукции.

Отраслевые особенности отдельных производств определяют выбор последовательности действий, шагов, этапов анализа и конкретных методов расчета.

Источники информации: бизнес-план предприятия, оперативные план-графики, статистическая отчетность.

Формы статистической отчетности: форма № 1-п (годовая) «Отчет о продукции»; форма № 1-п (квартальная) «Квартальная отчетность промышленного предприятия о выпуске отдельных видов продукции в ассортименте»; форма № 1-п (месячная) «Срочная отчетность промышленного предприятия по продукции».

Формы бухгалтерской отчетности: форма №2 «Отчет о прибылях и убытках»; ведомость №16 «Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация» и др.; данные бухгалтерского учета, отраженные в учетных регистрах по счетам 40 «Выпуск продукции», 43 «Готовая продукция» и 90 «Продажи».

 

Таким образом, экономический анализ на практике позволяет оптимизировать объем производства, проанализировать отклонения фактических показателей производства от нормативных, изыскать резервы повышения эффективности деятельности организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Анализ объема производства

    1. Показатели объема производства и анализ их динамики

 

Объем производства и реализации промышленной продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных измерителях.

Рассмотрим основные показатели объема производства продукции.

1) Валовая продукция промышленного предприятия. Она представляет собой общий объем продуктов основной деятельности предприятия за определенный период времени в денежном выражении. В показателе валовой продукции учитываются все произведенные в данном периоде продукты, отпущенные за пределы предприятия и предназначенные для собственного потребления, а также продукты различной степени готовности.

Валовая продукция предприятия может рассчитываться двумя способами:

1. исходя из валового оборота,

2. на основе поэлементного подсчета.

Первый способ базируется на том, что валовая продукция отличатся от валового оборота на величину внутризаводского оборота:

ВП = ВО - ВЗО, где ВП - валовая продукция,ВО - валовой оборот,ВЗО - внутризаводской оборот.

При элементном подсчете объема валовой продукции рассчитывается величина каждого элемента без внутризаводского оборота, и результаты по всем элементам суммируются. В валовую продукцию входят:

- стоимость готовых изделий, выработанных  за отчетный период основными, подсобными и побочными цехами,

- стоимость полуфабрикатов собственного  производства и изделий вспомогательных цехов, отпущенных за пределы предприятия,

- стоимость работ промышленного  характера, выполненных по заказам  со стороны или для непромышленных предприятий и организаций данного хозяйства,

- стоимость прироста или убыли  полуфабрикатов собственного производства,

- стоимость изменения остатков  инструментов, штампов, моделей, изготовленных для собственных нужд,

- стоимость изменения остатков  незавершенного производства.

В настоящее время валовая продукция не является показателем, по которому оценивается деятельность предприятия. Однако он оценивается предприятиями, так как данные о произведенной валовой продукции необходимы для исчисления чистой продукции и для выяснения динамики производства.

2) Товарная продукция, или, как ее называют в настоящее время, объем продукции, представляет собой показатель, характеризующий объем продукции, произведенной для реализации на сторону.

Товарную продукцию составляют следующие три элемента:

1. стоимость готовых изделий, произведенных  в отчетном периоде основными, подсобными и побочными предприятиями,

2. стоимость полуфабрикатов собственного  производства и изделий вспомогательных цехов, отпущенных на сторону,

3. стоимость работ промышленного  характера, выполненных по заказам  со стороны или для непромышленных подразделений и организаций данного предприятия.

Таким образом, товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не входят те результаты производственной деятельности, которые остаются на самом предприятии и не предназначены к отпуску за его пределы.

3) Стоимость полностью законченных готовых изделий и отпущенных за пределы производства полуфабрикатов составляет готовую продукцию. От товарной продукции готовая продукция отличается тем, что не включает в свой состав стоимость работ промышленного характера, выполненных по заказам со стороны или непромышленных хозяйств и организаций данного предприятия.

4) Реализованная продукция представляет собой отгруженную продукцию, оплаченную в данном периоде. Следовательно, товарная продукция считается реализованной при выполнении двух условий:

- товарная продукция отпущена заказчикам за пределы предприятия,

- денежные средства в оплату  отгруженной продукции поступили  на расчетный счет или кассу  предприятия - изготовителя.

5) Под чистой продукцией понимается вновь созданная стоимость или часть национального продукта, произведенная в некоторой отрасли промышленности. Она рассчитывается как разность затрат между валовой продукцией (ВП) и суммой материальных затрат на ее производство (МЗ), то есть стоимостью сырья, материалов, топлива, энергии, амортизации и прочих материальных затрат:ЧП=ВП-МЗ.

Показатели объема произведенной продукции характеризуют масштабы предприятия. На основе этих показателей заключаются хозяйственные договора на поставку продукции, они служат основой для исчисления отраслевой структуры, размера чистой продукции и добавленной стоимости, определения темпов роста и прироста объема продукции и т.д.

Однако показатели общего объема произведенной продукции и показатели производства не отражают практическую полезность и необходимость произведенной продукции. Только при реализации выявляется общественное признание изделий и их настоящая цена. В условиях рыночной экономики объем продаж стимулирует высокопроизводительный труд, повышение качества продукции, получение прибыли.

Предприятие планирует объем выпуска валовой или товарной продукции, объем производства по нормативной стоимости обработки. Надо иметь в виду, что показатели объема производства продукции взаимосвязаны с показателем объема реализованной продукции и дают возможность анализа выполнения плана или динамики реализации продукции.

Необходимым элементом аналитической работы является анализ динамики вышеописанных показателей по номенклатуре и ассортименту.

Номенклатура - перечень наименований изделий и их кодов, установленных для соответствующих видов продукции в общесоюзном классификаторе промышленной продукции (ОКПП), действующим на территории СНГ. 

Ассортимент - перечень наименований продукции с указанием объема ее выпуска по каждому виду. Различают полный (всех видов и разновидностей), групповой (по родственным группам), внутригрупповой ассортимент.

Оценка выполнения плана по номенклатуре основывается на сопоставлении планового и фактического выпуска продукции по основным видам, включенным в номенклатуру.

План по ассортименту считается выполненным только в том случае, если выполнено задание по всем видам изделий. 

Если же план не выполнен, то определяют причины недовыполнения плана по ассортименту. Причины недовыполнения плана по ассортименту могут быть внешние (изменение конъюнктуры рынка, спроса на отдельные виды продукции, несвоевременный ввод производственных мощностей предприятия по независимым от него причинам) и внутренние (недостатки в системе организации и управления производством, плохое техническое состояние оборудования и пр.).

Таким образом, анализ динамики показателей объема производства позволяет увидеть интенсивность работы предприятия и следование им плановым показателям.

 

    1. Анализ факторов изменения объема производства

 

Факторы, влияющие на выпуск продукции, а, следовательно, и на объем ее реализации, сосредоточены в наличии и использовании групп соответствующих ресурсов. По экономическому содержанию их объединяют в три группы: рабочая сила, средства труда, предметы труда.

Анализ рабочей силы включает:

- исследование численности работников  и их состава по полу, возрасту, специальности, должности и уровню квалификации;

- установление степени обеспеченности  предприятия кадрами;

- проверка данных об использовании  рабочего времени;

- изучение форм, динамики и причин  движения персонала, состояния дисциплины труда;

- определение количества и динамики  занятых ручным, малоквалифицированным и тяжелым физическим трудом и т.п.;

- разработка мер, направленных  на улучшение обеспеченности  предприятия кадрами, совершенствования  их структуры, повышение производительности  труда. 

Цель анализа средств труда – объективная оценка состояния основных средств и изыскания резервов более эффективного их использования в организации.

Главными задачами анализа основных средств является:

  • определение обеспеченности организации и ее структурных подразделений основными средствами и уровня их использования по обобщающим и частным показателем, установление причин их изменения;
  • изучение технического состояния основных средств;
  • выяснение эффективности использования оборудования во времени и по мощности;
  • определение влияния использования основных средств на объём произведенного товара и другие экономические показатели работы организации;
  • выявление резервов роста фондоотдачи, увеличения объема производства и продаж, а также прибыли за счет улучшения использования основных средств.

Для оценки эффективного использования предметов труда рассчитываются следующие показатели:

  • стоимость использования материалов;
  • выход продукции на 1 руб. материалов; 
  • коэффициент стоимости материалов в общей стоимости предметов труда;
  • материалоемкость – доля затрат предметов труда стоимости продукции.

Информация о работе Анализ объема производства