Маркетинговые исследования предпочтений потребителей туристких услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2011 в 21:47, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования- исследовать рынок туристских услуг и выявить перспективы развития.

Исходя из цели в курсовой работе ставятся и решаются следующие задачи:

•изучить теоретические аспекты рынка туристских услуг;
•проанализировать современное состояние туристского рынка г. Алматы;
•провести маркетинговые исследования предпочтений потребителей рынка туристских услуг и изложить его результаты;
•выявить перспективы развития рынка туристских услуг;

Файлы: 1 файл

курсовая МИ.docx

— 142.69 Кб (Скачать)

    По  диаграмме видно, что большинство  населения посещает те страны в которых относительно не дорогой отдых. Только малый процент населения побывали в странах Европы и а США. Что касается людей которые ни разу не выезжали заграницу то 14% это относительно небольшой процент. Это хороший показатель среди развивающихся стран.  
 
 
 
 
 
 
 
 

      

    Рисунок 6- Страны в которых хотят побывать алматинцы 

    По  диаграмме видно, что 23% опрошенных хотят побывать в странах Европы, 22% в Турции, 19% в Египте, 12% в Тайланде и ОАЭ, 4% в странах СНГ и по 2% США,  Японии, Австралии.

    Из  результатов анкетирования видно  что не смотря на кризисную ситуацию на туристском рынке г.Алматы, население считает рынок перспективным в развитии в будущем.

    Также по опросам было выявлено что горожане в настоящее время активно отдыхают  как за рубежом так и в Казахстане . Что подчеркивает уровень благосостояния граждан.

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    
  1.   Перспективы развития спроса туристских услуг

    3.1 Основные направления  развития туристских  услуг 

    Формирование  и развитие полноценной индустрии  туризма прежде всего связано с привлечением иностранных туристов. Возникает вопрос : «Почему так мало туристов  приезжает в Казахстан»? Причины банальные: за границей о Казахстане знают мало (известно лишь о Медео как высокогорном катке и в последнее время — о нефти). Пока Казахстан еще остается для иностранных туристов «terra incognita». Из 1162 с лишним туристских фирм республики лишь около 14,5% занято организацией въездного туризма, остальные же работают на выездной туризм, особенно на коммерческий шоп-туризм. Такое однобокое развитие казахстанского туризма приводит к оттоку из страны денежной массы (к тому же в твердой валюте), что негативно отражается на ее бюджете.

    По  некоторым оценкам, доходы от международного туризма в Казахстане составляют не более 10% от потенциально возможных. Для того чтобы привлечь иностранных туристов в страну и увеличить поступления в государственный бюджет от международного туризма, необходимо сделать большие первоначальные вложения. Проблема состоит в том, что в Казахстане, имеющем великолепные туристско-рекреационные ресурсы, отсутствует современная туристская инфраструктура — хорошие отели (многозвездные отели в Алматы и Астане не в счет), различные виды транспорта, телекоммуникационные системы и в целом высокоразвитая сфера обслуживания, которая стала нормой жизни для западных туристов. Инвестиции в туристскую инфраструктуру окупятся быстро. Ведь недаром за рубежом индустрию туризма называют «курицей, несущей золотые яйца», но никто в республике решением данной проблемы на государственном уровне серьезно и целенаправленно не занимается. Финансирование туризма, как и прежде, идет по остаточному принципу. В погоне за призрачными на сегодняшний день нефтедолларами государство упускает из виду потенциальные возможности подъема национальной экономики за счет туризма. Этим путем давно и успешно идут как развитые страны мира, так и в определенной мере соседние государства: Кыргызстан и Узбекистан [14].

    Внутренний  туризм в большинстве развитых в  туристском отношении стран дает от 30 до 50% всех поступлений от туризма. Казахстан имеет хорошие перспективы  развития внутреннего туризма, но сегодня  он в основном является стихийным, неорганизованным. Из-за отсутствия должного внимания к  нему со стороны государства бюджет недополучает большие средства, продолжает, разрушаться инфраструктура, наносится  ущерб природным, культурным и историческим памятникам.

    Уделяя  внимание социальному туризму, государство  сможет за счет государственных и  негосударственных фондов, благотворительных  организаций на деле оказать поддержку  наименее обеспеченной части населения в реализации ими права на отдых. Это в первую очередь касается создания условий для путешествий школьников, молодежи, пенсионеров, инвалидов, ветеранов войны и труда и иных групп социально незащищенных граждан. Целесообразно восстановить практику предоставления социальных льгот, поддержки средних и малых предприятий, осуществляющих деятельность в сфере социального туризма, льготного кредитования. Безусловно, со стороны государства надо поощрять благотворительность, меценатство и спонсорство в отношении социального туризма. Даже в царской России этому вопросу уделялось серьезное внимание и был отработан соответствующий механизм [19].

    Необходимо  создать условия для дальнейшего  развития самодеятельного (спортивного) туризма. Он хорошо зарекомендовал себя в советские годы, выполняя, по существу, социальный заказ профсоюзов по оздоровлению населения, подготовке общественных туристских кадров (турорганизаторов, инструкторов туризма). Именно эти кадры, которые хорошо знают казахстанские туристские маршруты и в состоянии обеспечить безопасность туристов, сегодня остаются главными действующими лицами в современном коммерческом туризме, работают во время тренингов с иностранными группами в качестве гидов и носильщиков. Необходимо поднять статус спортивного туризма, определить основные направления 'его развития в современных условиях.

    Важным  звеном туристской деятельности остается турпродукт, т.е. то, что Казахстан может предложить туристам. Главная задача состоит в том, чтобы казахстанский турпродукт полностью соответствовал рыночному спросу и был востребован как на внутреннем, так и на международном рынке. При этом важно, на каких сегментах международного рынка казахстанский турпродукт будет конкурентоспособен, а для этого необходима разработка стратегии маркетинга. Безусловно, предпочтение должно быть отдано развитию культурного туризма на казахстанском отрезке Великого Шелкового пути и тесно связанного с ним эколого-приключенческого туризма.

    Важно и продвижение казахстанского  турпродукта на рынки развитых стран. Рынок международного туризма - это арена жесткой конкурентной борьбы, развернувшейся между странами, для многих из которых иностранный туризм является важнейшей статьей национального экспорта. Результаты этой борьбы напрямую зависят от конкретных усилий каждой страны по продвижению национального турпродукта. Туристский имидж Казахстана должен создаваться и укрепляться с помощью различных рекламно-пропагандистских мероприятий, проводимых национальной туристской администрацией - Агентством по туризму и спорту Республики Казахстан.

    Одна  из основных причин, мешающих развитию туризма в Казахстане, -это слабая государственная поддержка туристского бизнеса. Без нее туризм не сможет стать доходной отраслью экономики. Действующий Закон «О туристской деятельности в Республике Казахстан» не охватывает все стороны туристской деятельности и сведен лишь к регулированию финансовых, валютных и лицензионных отношений в сфере международного туризма, основным правам и обязанностям туристов, въезжающих в Казахстан и выезжающих из него. О внутреннем туризме, в том числе спортивном, в нем нет ни слова. Закон, по сути, направлен на развитие выездного, коммерческого туризма. Виды глин | Гончарные работы Действие такого закона на перспективу пагубно отразится на развитии активного отдыха казахов.

    На  положении дел в сфере туризма  в Казахстане отрицательно сказалась  бессистемная реорганизация органов  государственного управления, отвечающих за развитие туризма, урезание финансирования на их содержание, различные кадровые перестановки. Искусственное соединение коммерческого туризма с бюджетной  физкультурой и спортом в рамках Агентства по туризму и спорту не совсем понятно ни с организационной, ни с экономической точки зрения. Туризм должен быть выделен в самостоятельную  отрасль экономики со специальным  органом управления, например, Министерством  туризма (как это сделано в  соседнем Узбекистане и в ряде европейских стран), который обеспечил  бы проведение единой политики в области  отдыха и туризма.

    Тормозит  развитие туризма в стране практически  полное отсутствие научного обеспечения  туристской деятельности. Нужны соответствующие  научные структуры, которые занимались бы вопросами комплексного прогнозирования  развития и территориальной организации  туризма, вели работы по оценке туристско-рекреационньх ресурсов, разрабатывали научные принципы организации туризма, включая отдельные его виды, и управления им.

    Необходимо  наладить работы по инвентаризации и  мониторингу туристско-рекреационных  ресурсов республики, итогом которых  должно явиться создание «Туристско-рекреационного кадастра» и «Туристского баланса» Республики Казахстан. Туристско-рекреационный  кадастр представляет собой систематизированный  свод данных, включающий качественную и количественную опись и оценку туристско-рекреационных природных  и антропогенных объектов и явлений. Он должен содержать сведения географического, социально-экономического, экологического и краеведческого характера об их современном состоянии и динамике развития, рекомендации по целевому использованию, а также необходимые меры по охране объектов [15].

    Ключевой  проблемой является подготовка кадров для индустрии туризма. Начало профессиональному  образованию в сфере туризма  в Казахстане было положено в 1992 г. В  начале XXI в. в республике насчитывалось свыше трех десятков учреждений, выпускающих специалистов для индустрии туризма. Несмотря на заметные сдвиги в этой области, процесс формирования национальной системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере туризма находится на начальной стадии.

    Актуальным  остается вопрос о создании контрольно-спасательной службы, которая была ликвидирована  несколько лет тому назад. За время  ее отсутствия участились случаи гибели людей в горах, в том числе  иностранцев. Обеспечение безопасности туристов - это главный вопрос.[14]

    Принятая  «Концепция развития туризма в Республике Казахстан» и разработанная Государственная  программа развития туризма в Республике Казахстан на 2001-2010 гг. выражают стратегию и тактику развития казахстанского туризма с учетом новых требований, оптимальных подходов и путей решения ключевых проблем Казахстана  по своему природному, культурному, историческому разнообразию - уникальнейшая страна, богатая во всех отношениях, и ее возможности развития туризма огромны.

    Наличие огромного культурно-исторического  потенциала делает перспективным продвижение  города на мировой рынок культурных и туристских услуг. Основными задачами Программы в этой сфере являются:

  • создание устойчивого образа уникальности Алматы;
  • формирование через рекламно-информационную деятельность ее имиджа как центра туристской привлекательности и доведения его через каналы распространения до потенциальных рынков как внутри страны, так и за рубежом.

    В этих целях необходимо формирование единой городской системы рекламно-информационной деятельности, включающей:

  • создание координационного Совета по рекламно-информационной деятельности Алматы;   
  • подготовку и распространение брошюр, плакатов и других печатных материалов;
  • создание аудиовизуальных демонстративных материалов (слайды, фильмы, видеокассеты);
  • публикации на туристскую тематику в газетах и журналах, рассчитанных на массового потребителя;
  • рекламу на радио и телевидении;
  • организацию рекламных поездок по Алматы и ее окрестностям для туроператоров и турагентств,  журналистов и фотографов, занимающимися вопросами туризма;
  • подготовку и издание туристских  карт, путеводителей и книг с общей информацией о городе и прилегающих районов;
  • развитие выставочной деятельности;
  • активное участие города во всех  ежегодных международных и внутренних  выставках в качестве экспонента со своей собственной экспозицией и рекламно-информационным материалом на всех современных носителях;
  • превращение культурных и спортивных событий, происходящих в городе и в окрестностях  в туристский продукт для широких слоев населения внутри республики и за рубежом;
  • оказание содействия предприятиям туризма Алматы в продвижении их продукта на внутреннем и внешнем туристских рынках[17].

          Эффективное выявление и решение проблем, а также развитие туризма в г.Алматы –это есть главные задачи для улучшения состояния туристского рынка на данный момент. 

    
    1. Пути  развития туристского  кластера
 

    Туристский  потенциал Алматы богат и разнообразен и имеет уникальные возможности для развития почти всех видов туризма начиная с познавательного, связанного с посещением культурно-исторических объектов до приключенческого и других активных видов туризма, экотуризма. В стране имеется около 100 водных лечебниц, более 9000 археологических и исторических памятников. Пользуется популярностью среди туристов охота и рыбалка, в том числе национальные виды охоты.

    Мировой опыт развития центров туризма свидетельствует  о том, что определяющую роль в  успешном формировании потока туристов играет развитая инфраструктура. Уникальный архитектурный облик города и  пригородной зоны нуждается в  сохранении и совершенствовании  за счет развития инфраструктуры туризма. Это прежде всего строительство отелей различного уровня сервиса и цен, социально-культурных и спортивно-зрелищных объектов, зон отдыха в наиболее красивых районах города и в пригороде, восстановление озеленения города, улучшение коммуникационных возможностей всех видов связи и транспортной доступности ко всем объектам.

Информация о работе Маркетинговые исследования предпочтений потребителей туристких услуг