Маркетинговые исследования предпочтений потребителей туристких услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2011 в 21:47, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования- исследовать рынок туристских услуг и выявить перспективы развития.

Исходя из цели в курсовой работе ставятся и решаются следующие задачи:

•изучить теоретические аспекты рынка туристских услуг;
•проанализировать современное состояние туристского рынка г. Алматы;
•провести маркетинговые исследования предпочтений потребителей рынка туристских услуг и изложить его результаты;
•выявить перспективы развития рынка туристских услуг;

Файлы: 1 файл

курсовая МИ.docx

— 142.69 Кб (Скачать)

    Введение 

    Туризм  является фундаментальной и динамичной основой экономики многих развитых и развивающихся стран мира. Индустрия  путешествий и туризма обеспечивает значительное количество рабочих мест в большинстве стран мира. Это  означает непосредственную занятость  примерно для 130 млн. человек (или одного из 15 человек, занятых в мировом  производстве). Путешествия и туризм обеспечивают свыше 11% международных  инвестиций и приносят в казну  государств в виде налоговых поступлений 302 млрд. долл. По оценкам специалистов туризм - самый прибыльный вид бизнеса.     

    Высокие темпы его развития, большие объемы валютных поступлений активно влияют на различные сектора экономики, что способствует формированию собственной  туристской индустрии.  На сферу  туризма приходится около 6% мирового валового национального продукта, 7% мировых инвестиций, каждое 16-е рабочее  место, 11% мировых потребительских  расходов .  Таким образом, в наши дни нельзя не заметить того огромного влияния, которое оказывает индустрия туризма на мировую экономику. По оценке ВТО число туристов к 2010 году возрастет до 1018 миллионов человек. Общие мировые концепции туризма предусматривают как минимум равный баланс въездного и выездного туризма.

    Проблемой туристского рынка РК является: спад туристкой активности, связанный  с Мировым Финансовым Кризисом.

    Объект  исследования- потребители рынка туристских услуг г. Алматы.

    Предметом  исследования является предпочтения потребителей туристских услуг. 

    Маркетинговые исследования туристского рынка  г. Алматы – это процесс, направленный на изучение спроса и выявление предпочтений потребителей туристского рынка г. Алматы.

    Цель  исследования- исследовать рынок туристских услуг и выявить перспективы развития.

    Исходя  из цели в курсовой работе ставятся и решаются следующие задачи:

  • изучить теоретические аспекты рынка туристских услуг;
  • проанализировать современное состояние туристского рынка  г. Алматы;
  • провести маркетинговые исследования предпочтений потребителей рынка туристских услуг и изложить его результаты;
  • выявить перспективы развития рынка туристских услуг;

            Актуальность выбранной темы  обусловлена  развитием туристского  рынка во всем мире.

    Значение  рынка туризма в мире постоянно  возрастает, что связанно с возросшим  влиянием туризма на экономику отдельной  страны. В экономике отдельной  страны  туризм выполняет ряд  важных функций:

  • туризм - источник валютных поступлений для страны и средство для обеспечения занятости.
  • туризм расширяет вклады в платёжный баланс и ВНП страны.
  • туризм способствует диверсификации экономики, создавая отрасли, обслуживающие сферы туризма.
  • с ростом занятости в сфере туризма растут доходы населения и повышается уровень благосостояния нации.

    Для успешного ведения туристического бизнеса является  необходимость  не только уметь предоставлять качественные услуги, но и знать кому они необходимы, почему, для каких целей.  Для этого проводятся маркетинговые исследования.  Маркетинговые исследования включает в себя множество самых разнообразных методов и видов. Это - систематическое определение круга данных, необходимых в связи со стоящей перед туристической фирмой целей и задач по удовлетворению спроса потребителей туристического продукта,  сбор, анализ и отчет о результатах.

            Таким образом, маркетинговые  исследования исследование представляет  собой процесс, состоящий из  нескольких этапов:

    - четкое определение проблемы  и постановка целей исследования;

    - разработка плана сбора информации  с использованием первичных и  вторичных данных.  Сбор первичных данных требует: выбор методов исследования (наблюдение, эксперимент, экспресс-опрос), подготовки инструментов исследования (анкеты),  выбор способа связи с аудиторией (интернет, телефон, личное интервью); 

    - сбор информации;

    - анализ собранной информации;

    - представление отчета основных  результатов, которые дают возможность  принимать более правильные решения. 

    - контроль использования или применения  конкретного исследования.

    В первой теоретической главе рассмотрены : сущность и структура рынка туристских услуг, особенности организации маркетинговых исследований на туристском рынке.

    Во  второй практической главе  рассмотрены  современное состояние рынка  туристских услуг и проведены  маркетинговые исследования предпочтений потребителей туристских услуг.

    В третьей главе расписаны перспективы  развития туристских услуг и даны рекомендации по развитию рынка туристских услуг. 
 
 
 
 
 
 
 

    
    1. Теоретические аспекты исследования поведения потребителей рынка туристских услуг
    2. Сущность и структура рынка туристских услуг
 

    Туризм  в представлении большинства  людей связан с отдыхом, новыми впечатлениями, удовольствием. Он прочно вошел в  жизнь человека с его естественным стремлением открыть и познать  неизведанные края, памятники природы, истории и культуры, обычаи и традиции разных народов.

    Известно, что на самом деле туризм является одной из крупнейших высокодоходных и наиболее динамичных отраслей экономики. В сфере туризма занято свыше 250 млн. человек, т.е. каждый десятый  работник в мире. На его долю приходится 7% общего объема инвестиций, 11% мировых  потребительских расходов, 5% всех налоговых  поступлений и треть мировой  торговли услугами. Туризм оказывает  огромное  влияние на ключевые сектора  хозяйства и по прогнозам специалистов XXI век станет веком туризма.

    Туристский  рынок 

  • это совокупность потребителей туристского продукта, которые имеют средства его купить сегодня или завтра (потенциальную покупательскую способность);
  • это система мирохозяйственных связей, в которой совершается процесс превращения  туристско-экскурсионных услуг в деньги и обратного превращения денег в туристско-экскурсионные услуги. В этом контексте можно сказать, что туристский рынок образуют страны – экспортеры и импортеры туризма;
  • это экономическая система взаимодействия четырех основных элементов: туристского спроса, предложения туристского продукта, цены и конкуренции. 

    Туристский  рынок можно рассматривать в качестве:

  • совокупности покупателей и продавцов туристского продукта;
  • инструмента согласования интересов покупателей и продавцов туристского продукта;
  • сферы реализации туристского продукта;
  • сферы проявления экономических отношений между покупателями и продавцами туристского продукта.

    В широком плане туристский рынок означает место, где происходят сделки купли-продажи туристского продукта (туров, отдельных услуг туризма или товаров для туристов).

    При этом следует иметь в виду, что  указанные сделки не всегда осуществляются в одном и том же месте, например в месте приема туристов в гостинице или у туроператоров. Она может состояться и без прямого вовлечения продавца и покупателя туристского продукта, например, посредством телекса, телеграммы, факса, телефонного звонка или по чеку. Это вызвано тем, что туристский рынок не ограничен специфическим местом или географической зоной [11, c 13].

    Более полно туристский рынок можно определить как сферу реализации туристского продукта и экономических отношений, возникающих между покупателями и продавцами туристского продукта, то есть между туристом, турагентством, туроператором.

    Туристский  рынок выступает как сфера проявления экономических отношений между производителями и потребителями туристского продукта. Каждый производитель и потребитель туристского продукта имеют свои экономические интересы, которые могут и не совпадать, но если же они совпадают, то происходит акт купли-продажи туристского продукта. Поэтому рынок - своеобразный инструмент согласования интересов производства и потребления, который для данного туристского хозяйствующего субъекта (туроператора, турагента) представляет собой совокупность потребителей, заинтересованных в туристском продукте этого хозяйствующего субъекта и имеют денежные средства купить его сегодня или завтра [5, c 6].

    Сущность туристского рынка выражается в его функциях.

    Функция (от лат. functio - исполнение, совершение) экономической категории - это внешнее проявление ее свойств в данной системе отношений.

    Функции туристского рынка отражают форму проявления туристской деятельности и ее назначение в обществе.

    Туристский  рынок выполняет следующие функции:

  • реализацию стоимости и потребительной стоимости, заключенных в туристском продукте;
  • организацию процесса доведения туристского продукта до потребителя (туриста);

    В процессе выполнения туристским рынком первой функции происходит движение стоимости, которое отражается посредством обмена: деньги - туристский продукт. Завершение этого обмена означает законченность акта товарно-денежных отношений, реализацию стоимости, заключенной в туристском продукте, и общественное признание его потребительной стоимости. В результате этого обеспечивается нормальный ход общественного воспроизводства, появляются и накапливаются денежные средства для развития туристской индустрии.

    Функция организации процесса доведения туристского продукта до потребителя проявляется через создание сети турагентов и туроператоров по его реализации.

    Турист, реализуя собственные денежные средства в обмен на туристский продукт, удовлетворяет свои потребности в материальных и духовных благах. Следовательно, туристский рынок непосредственно способствует возмещению затрат рабочей силы и воспроизводству главной производительной силы общества.

    Содержание  функции экономического обеспечения материальных стимулов к труду заключается в том, что в процессе обмена (деньги - туристский продукт) на туристском рынке распределение как необходимая фаза воспроизводства предстает в завершенном виде.

    Работники туристской фирмы при продаже туристского продукта получают за свой труд денежные средства, тем самым у них создаются материальные стимулы к повышению качества и увеличению количества туристского продукта, производству его в соответствии с запросами покупателей, росту производительности труда работников туристской индустрии.

    Туристский  рынок характеризуется емкостью, уровнем сбалансированности спроса и предложения, условиями реализации туристского продукта.

    Емкость туристского рынка - его способность "поглотить" то или иное количество туристского продукта, то есть возможный объем реализации отдельных туров, услуг туризма и товаров туристско-сувенирного назначения при существующих ценах и предложении. Вышеуказанная величина зависит от объема платежеспособного спроса населения и размеров туристского предложения. Емкость туристского рынка нельзя рассматривать в отрыве от уровня цен, которые являются существенным элементом рынка. В зависимости от уровня цен на туристский продукт при той же емкости рынка (общего объема спроса) потребность в туристском продукте может быть различной: при повышении цен она сокращается, при снижении - увеличивается.

    На  туристском рынке сталкиваются спрос  на туристский продукт, который предъявляет  турист, и предложение туристского  продукта, которое предлагает туристская фирма.

    Спрос на туристский продукт представляет собой форму проявления потребности населения в туристском продукте, обеспеченную денежными средствами. Такой спрос называется платежеспособным.

    Предложение на туристском рынке - это вся масса предназначенных для продажи туров, услуг туризма и товаров туристско-сувенирного назначения.

Информация о работе Маркетинговые исследования предпочтений потребителей туристких услуг