Маркетинговые исследования конкурентов (на примере ресторана)

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 11:43, дипломная работа

Краткое описание

Целью настоящей работы являются рекомендации по совершенствованию конкурентной стратегии ресторана «Березка» на основе результатов маркетингового исследования его конкурентов.
Для достижения поставленной цели при написании работы необходимо решить следующие задачи:
провести изучение теоретико-методологических аспектов маркетингового исследования конкурентов;
охарактеризовать методологию исследования конкурентов;
разработать и реализовать концепцию исследования конкурентов;
сформировать рекомендации по совершенствованию конкурентной стратегии ресторана «Березка».

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОНКУРЕНТОВ ………………………..
1.1. Содержание и значение маркетинга в исследовании конкурентов………………………………………………….
1.2. Методология исследования конкурентов …………….
1.3. Особенности исследования конкурентов на рынке общественного питания ……………………………………
2. ИССЛЕДОВАНИЕ КОНКУРЕНТОВ РЕСТОРАНА «БЕРЕЗКА» …………………………………………………….
2.1. Концепция исследования ………………………………
2.2. Результаты исследования …………………………….
2.3. Рекомендации по совершенствованию конкурентной стратегии ресторана «Березка» на основании результатов исследования ………………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………
Приложение 1. Анкета…………………………………………..
Приложение 2. Результаты анкетирования…………………….

Файлы: 1 файл

Курсовая маркетинговые исследования конкурентов ресторана .doc

— 369.50 Кб (Скачать)

Данные мероприятия  будут способствовать формированию позитивного многоаспектного корпоративного имиджа ресторана, что не только повысит конкурентоспособность ресторана, но и принесет достойную прибыль и создаст хороший фундамент для дальнейшего роста.

Таким образом, конкурентоспособность  отдельного предприятия, с одной  стороны, зависит от конкурентоспособности  национальной экономики в целом, а с другой стороны определяет его персональную конкурентоспособность.

Основой действия предприятия  общественного питания в условиях развития рынка и рыночного спроса является маркетинговая стратегия. В зависимости от производственно-финансовых и сбытовых возможностей предприятия используются различные направления стратегий предпринимательской деятельности.

Основной целью управления маркетингом в предприятии общественного  питания является исследование маркетинговой  стратегии аналогичных предприятий, являющейся основой формирования ассортимента блюд в меню, для разработки рекомендаций по финансово-экономической оптимизации ассортимента. Для этого, на наш взгляд, необходимо рассмотреть некоторые факторы, в определенной степени, влияющие на изменения ассортимента.

В последние годы количество предприятий общественного питания  значительно увеличилось за счет создания новых и реорганизации  действующих на рынке предприятий, что повысило конкуренцию и снизило  общую рентабельность данного вида бизнеса. Однако после экономического кризиса, во-первых, некоторые предприятия прекратили свое существование, во-вторых, меньшее количество потребителей может позволить себе посещать дорогостоящие рестораны.

Результаты анализа состояния  дел в области управления маркетинговой деятельностью ресторан «Березка» свидетельствуют о том, что ситуация, сложившаяся в ресторане, достаточно типична для российских предприятий на данном этапе перехода к рыночной экономике. Среди общих недостатков маркетинговых технологий можно назвать следующие:

  • отсутствие единого методологического подхода к маркетинговой концепции предприятия;
  • ориентацию руководства компании на устаревшие маркетинговые концепции «интенсификации коммерческих усилий» и «совершенствования производства»;
  • отсутствие единой службы маркетинга на предприятии и целенаправленной деятельности в области управления маркетинговой деятельностью;
  • отсутствие ясных стратегических целей и планов компании и линейных подразделений;
  • недостаточная деятельность компании в области рекламы и стимулирования сбыта;
  • отсутствие налаженной системы «обратной» связи с покупателями товаров и услуг предприятия;
  • отсутствие единой политики в области развития и совершенствования товаров и услуг компании, а также представляющих их торговых марок.

С методологической точки зрения, причиной всех выше приведенных недостатков и упущений является недопонимание и игнорирование руководством компании роли и места маркетинга и маркетинг - менеджмента в управлении предприятием. Главным и решающим мероприятием по преодолению сложившейся ситуации должно быть формирование единой службы маркетинга, состоящей из специалистов–маркетологов достаточно высокой квалификации.

При подборе специалистов во вновь  формируемую службу маркетинга следует  обратить достаточно большое внимание профессиональной подготовке и универсальности навыков новых сотрудников. Созданной службе маркетинга, кроме чисто маркетинговых проблем, придется решать вопросы, связанные с перераспределением функциональных обязанностей и структурных взаимоотношений внутри компании, вести разъяснительную работу среди сотрудников о роли и месте маркетинга в современной рыночной экономике.

Следует принять во внимание то факт, что создание единой службы маркетинга на предприятии, достаточно затратное и длительное мероприятие. Если политика руководства компании в этом направлении будет двойственной и непоследовательной, то директору по маркетингу компании придется не раз отстаивать целесообразность и необходимость тех или иных мероприятий. Наверняка, у большинства сотрудников предприятия доминирующим является стереотип о том, что об эффективности мероприятий можно судить только по их сиюминутной экономической эффективности, что косвенно подтверждается умеренной степенью готовности компании к реализации маркетинговой стратегии.

На основании проведенных исследований представляется целесообразным предложить один из возможных способов повышения  конкурентоспособности ресторана «Березка». Эти рекомендации базируются на следующих предположениях:

  1. усиление конкуренции заставляет предприятия общественного питания уделять повышенное внимание вопросам конкурентной борьбы;
  2. затраты ресторана на маркетинг могут быть не эффективными из-за недостаточной осведомленности консультантов о специфике рынка общественного питания;
  3. с позиции рынка ресторан «Березка» может представлять достаточно «лакомый кусок» для возможных инвесторов.

На данном предприятии  отсутствует отдел маркетинга.  В связи с вышеперечисленным, предлагается руководству ресторана рассмотреть возможность создания отдела маркетинга, сотрудники которого будут выполнять такие функции маркетинга как:

    • анализ и прогнозирование потенциальных рынков сбыта выпускаемой продукции или услуг;
    • выявление различных взаимосвязей между различными факторами, влияющими на состояние рынка и объем продаж;
    • анализ конкурентоспособности продукции предприятия;
    • расчет емкости рынка для продукции предприятия;
    • координация и согласование действий всех функциональных отделов в выработке единой  коммерческой политики;
    • сбор, систематизация и анализ всей коммерческо-экономической информации по конъюнктуре потенциальных рынков сбыта продукции, услуг предприятия, создание информационно-статистического банка данных по маркетингу;
    • определение удельного веса продукции основных конкурентов в общем объеме сбыта на данном рынке;
    • исследование структуры, состава и организации работ сбытовой сети, обслуживающей данный рынок;
    • разработка предложений по созданию принципиально новой продукции, услуге;
    • определение себестоимости новой продукции;
    • анализ конкурентоспособности предприятия и т.д.

Обоснованием данному  предложению также может служить  общероссийский опыт, который показывает, что внедрение службы маркетинга в организации позволяет увеличить последним объем продаж в среднем на 20% - 25%.1 Поэтому представляется необходимым создание отдела маркетинга в ресторане «Березка».

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Рынок общественного  питания в России из года в год  планомерно растет. Этот рост подкреплен рядом долгосрочных факторов. Среди  основных можно выделить рост российской экономики и доходов населения, укрепление рубля по отношению к основным мировым валютам. Вместе с этим растет и рынок общественного питания городского округа города Фролово Волгоградской области. Это обуславливается увеличением численности  населенности города, относительно высоким уровнем доходов населения, так как в городе есть градообразующие предприятия ООО «Волго-ФЭСТ», предприятия нефте – газодобывающего комплекса – «ЛУКОЙЛ» и «Газпром», предприятия химической отрасли и прочие.

На сегодняшний день рынок общественного питания в городе развивается стабильно. С каждым годом количество ресторанов увеличивается. Конкурентная среда на рынке общественного питания городского округа города Фролово Волгоградской области влияет на формирование активной и пассивной составляющих конкурентоспособности ресторана «Березка».

Конкурентная борьба в ресторанном бизнесе, сместившись  из плоскости материального, осязаемого мира в мир эфемерный, субъективный, резко поменяла свои условия. Что  бы бизнес был конкурентоспособным  необходимо регулярно проводить маркетинговые исследования.

Маркетинговые исследования – это систематическое определение  круга данных, необходимых в связи со стоящей перед фирмой маркетинговой ситуацией, их сбор, анализ и отчет о результатах.

Квалифицированные маркетинговые исследования характеризуются:

  • во-первых, использованием научных методов анализа, тщательностью наблюдения, четким формулированием гипотез, использованием научных методов прогнозирования  и тестирования;
  •   во-вторых, проведение этих маркетинговых исследований требует от их участников творческого подхода к решению возникающих проблем;
  •   в-третьих, опыт показывает, что не следует полагаться на один метод извлечения и анализа данных, а лучше комбинировать различные методы;
  • в-четвертых, следует учитывать, что факты приобретают определенное значение в зависимости от подхода к решению проблемы;
  • в-пятых, затраты на сбор информации должны быть оправданны ее ценностью для исследователя (собственно говоря, отношение ценности информации к затратам на ее получение является критерием оценки деятельности отдела маркетинговых исследований).

В курсовой работе рассмотрены теоретические вопросы  понятия маркетинговых исследований по оценке конкурентов. Проработаны  отчетные материалы предприятия  на рынке общественного питания, теоретические литературные источники по маркетингу, маркетинговым исследованиям, периодическая литература, затрагивающая вопросы по рассмотренной теме.

Дана характеристика объекта работы, проанализированы основные показатели и маркетинговая деятельность ресторана и его конкурентов. Проведен анализ рынка, исследование конкурентной среды, а также основных показателей конкурентоспособности ресторанов и кафе в городе Фролово.

Подводя итоги проделанной работы, можно  отметить, что для обеспечения  эффективного использования редких ресурсов и максимального удовлетворения потребительских требований специфика современной жизни требует от субъектов экономических отношений проведения глубокого анализа протекающих на рынке процессов.

Маркетинговое исследование конкурентов, направленное на  эффективное функционирование и успешную деятельность предприятия представляет собой сложную и многокомпонентную программу. Программа такого комплексного изучения зависит от особенностей услуг, характера деятельности предприятия, а также в определении условий, при которых обеспечивается наиболее полное удовлетворение спроса населения в услугах данного вида и создаются предпосылки для эффективного сбыта произведенной продукции.

В результате исследования было определено, что потребителю не нужен объект или субъект как носитель ресторанной услуги, ему не нужен продукт, а тем более товар. Главное для потребителя (клиента) - удовлетворение его потребности - какое-либо благо, то есть ресторанная услуга. В процессе отбора потребитель отдаёт предпочтение той ресторанной услуге, которая не только удовлетворяет его потребность в (том числе эстетическую), но и устраивает его по цене. Значит, цель предприятия заключается в поиске и установлении приемлемой для потребителя стоимости потребности.

Выявлены и уточнены, исходя из социально-экономической сущности маркетинга, компоненты ресторанных услуг - как вида деятельности, и рассмотрен процесс реализации маркетинга ресторанных услуг с целью всестороннего исследования конкурентов. При этом выделено, что каждая часть процесса имеет своё наибольшее значение, когда маркетинг осуществляется в единстве и целостности, что позволило уточнить концепцию маркетинга ресторанных услуг, а именно: выполнение корпоративной цели за счёт собственных конкурентных преимуществ, направленной на удовлетворение и прогнозирование потребностей и интересов потребителей ресторанных услуг.

В целом в работе продемонстрирована  взаимосвязь маркетинга с различными областями экономической науки  такими, как математический анализ, финансовый анализ, разработка управленческих решений и экономико-математическое моделирование.

Как следует из материалов данной курсовой работы, благодаря  полученной от маркетинговых исследований информации, становится проще планировать  деятельность фирмы, рекламную кампанию, прогнозировать потребности рынка и динамику его развития, что  в результате приводит к существенному увеличению коммерческих результатов и процветанию ресторанного бизнеса, фирмы.

Список использованной литературы

  1. Аникиев С. Н. Методика разработки плана маркетинга / С. Н. Аникиев. -  М.: Экономика, 2007. – 390 с.
  2. Баринов В. А. Развитие организаций в конкурентной среде / В. А. Баринов // Менеджмент в России  и за рубежом. - 2010. - № 6. – С. 3-14.
  3. Белановский С. А. Метод фокус-групп / С. А. Белановский.  - М.:  Магистр, 1996.
  4. Березин И. С. Маркетинг и исследования рынков / И. С. Березин. -  М.: Русская Деловая Литература, 2006 – 540 с.
  5. Гельвановский М., Жуковская В., Трофимова И. Конкурентоспособность в микро-, мезо- и макроуровневом измерениях // Российский экономический журнал. — 1998. — № 3. — С. 67—77.
  6. Генри А. Маркетинг: принципы и стратегия: Учебник для вузов. – М.: ИНФРА-М, 1999. – 780 с.
  7. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика / Е. П. Голубков. — М.: Издательство «Финпресс», 2000.
  8. Голубков Е. П. Маркетинг - стратегии, планы, структуры / Е. П. Голубков. - М.: Издательское Дело, 2009. – 390 с.
  9. Гурков И. Тенденции изменения конкурентоспособности отечественной продукции // Маркетинг. — 1997. — № 1. — С. 20—34.
  10. Дайан А., Букерель Ф. Академия рынка: маркетинг / А. Дайан, Ф. Букерель. - М.: Норма, 2009. -  410 с.
  11. Законы позиционирования: Манипуляция сознанием как средство продвижения // Продвижение Продовольствия. -  № 3. -  2011.
  12. Иванов Л. А. Исследование рынка собственными силами: мастер класс. Учебник / Л. А. Иванов.  - СПб.: Питер, 2007. – 250 с.
  13. Исследование конкурентной среды [Электронный ресурс]: база данных содержит сведения о всех видах статей, поступающих в фонд. - М., [2007].
  14. Калугина С. А. Определение конкурентоспособности продовольственных товаров  //  Маркетинг в России и за рубежом. — 1997. — № 5. — С. 59.
  15. Котлер Ф. основы маркетинга / Ф.  Котлер, пер. с англ., общ. ред. и вступ. ст. Е. М. Пеньковой. – М.: Прогресс, 1993. – 736 с.
  16. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: Учебник / под ред. В. А. Алексунина. - 4-е изд., перераб. доп. – М.: Издательско – торговая корпорация «Дашков и Ко», 2007. – 780 с.
  17. Маркетинг ресторанного бизнеса: дисконтная система // Бизнес- ключъ.- № 3. – 2011. – С. 32.
  18. Минько Э. В. Качество и конкурентоспособность / Э. В. Минько, М.Л. Кричевский. -  СПб.: Питер, 2004.
  19. Млоток  Е. Принципы маркетингового исследования конкуренции на рынке / Е. Млоток . - М.: Прогресс, 2005 - 33 с.
  20. Моррис М. Маркетинг: ситуации и примеры / М. Моррис. - М.: Норма, 2009. – 312 с.
  21. Павлова Н. Н. Маркетинговый подход к оценке конкурентоспособности магазина (сервиса) // Маркетинг в России и за рубежом. - 2010. - № 1.  -  С. 120 - 121.
  22. Палли  М. Справочник совершенного хозяина ресторана. 100 идей для достижения превосходства в конкурентной борьбе / М.   Палли.  – М.: ООО «Современные ресторанные и розничные технологии», 1999. – С. 20.
  23. Панкрухин А. П. Маркетинг: Учеб. для студентов, обучающихся по специальности 080111 – Маркетинг / А. П. Панкрухин. – 5-е изд., стер. – М.: Омега – Л, 2007. – 656 с.
  24. Розница: главный конкурент – рестораны  //  Мое дело. Магазины. – ж - л розничного торгового бизнеса. - № 63.
  25. Современный ресторан. -  № 6. – 2007. – М. : изд. дом «Панорама» и НП изд. дом «Просвещение». - 80 с.
  26. Фатхутдинов Р. А. Кокурентоспособность: экономика, стратегия, управление. М.: ИНФРА-М, 2000.
  27. Хруцкий В. Е., Корнеев И. В. Современный маркетинг: Настольная книга по исследованию рынка: Учеб. пособие / В. Е. Хруцкий, И. В. Корнеев. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 719 с.
  28. Хэдрих Г., Йеннер Т. Стратегические факторы успеха на рынках потребительских товаров // Проблемы теории и практики управления. — 1997. — № 1. — С. 110—115.
  29. Черчилль Г. А. Маркетинговые исследования. – СПб: Питер, 2001. – 644 с.

Информация о работе Маркетинговые исследования конкурентов (на примере ресторана)