Маркетинговые исследования конкурентов (на примере ресторана)

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 11:43, дипломная работа

Краткое описание

Целью настоящей работы являются рекомендации по совершенствованию конкурентной стратегии ресторана «Березка» на основе результатов маркетингового исследования его конкурентов.
Для достижения поставленной цели при написании работы необходимо решить следующие задачи:
провести изучение теоретико-методологических аспектов маркетингового исследования конкурентов;
охарактеризовать методологию исследования конкурентов;
разработать и реализовать концепцию исследования конкурентов;
сформировать рекомендации по совершенствованию конкурентной стратегии ресторана «Березка».

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОНКУРЕНТОВ ………………………..
1.1. Содержание и значение маркетинга в исследовании конкурентов………………………………………………….
1.2. Методология исследования конкурентов …………….
1.3. Особенности исследования конкурентов на рынке общественного питания ……………………………………
2. ИССЛЕДОВАНИЕ КОНКУРЕНТОВ РЕСТОРАНА «БЕРЕЗКА» …………………………………………………….
2.1. Концепция исследования ………………………………
2.2. Результаты исследования …………………………….
2.3. Рекомендации по совершенствованию конкурентной стратегии ресторана «Березка» на основании результатов исследования ………………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………
Приложение 1. Анкета…………………………………………..
Приложение 2. Результаты анкетирования…………………….

Файлы: 1 файл

Курсовая маркетинговые исследования конкурентов ресторана .doc

— 369.50 Кб (Скачать)

Качественные исследования включают сбор, анализ и интерпретацию  данных путем наблюдения за тем, что  люди делают и говорят. Наблюдения и выводы носят качественный характер и осуществляются в нестандартизированной форме. Качественные данные могут быть переведены в количественную форму.

Основу качественных исследований составляют методы наблюдений. Наблюдение в маркетинговых исследованиях представляет собой метод сбора первичной маркетинговой информации об изучаемом объекте путем наблюдения за выбранными группами людей, действиями и ситуациями. При этом исследователь непосредственно воспринимает и регистрирует все факторы, касающиеся изучаемого объекта и значимые с точки зрения целей исследования.

Наблюдение в маркетинговом  исследовании может быть направлено на достижение различных целей. Оно  может быть использовано как источник информации для построения гипотез, служить для проверки данных, полученных другими методами, с его помощью можно извлечь дополнительные сведения об изучаемом объекте.

Разнообразие способов проведения наблюдений определяется четырьмя подходами к их осуществлению: прямое или непрямое наблюдение, открытое или скрытое, структурализованное или неструктурализованное, осуществляемое с помощью человека или механических средств. Наблюдение является весьма трудоемким методом.

  1. Процесс получения данных. Существует, по крайней мере, три альтернативных подхода к сбору данных: осуществлять это самим, осуществлять путем создания специальной группы или путем привлечения коммерческих компаний, специализирующихся на сборе данных.

В первом случае сотрудники маркетинговой службы организации  своими силами осуществляют сбор данных. Очевидно, что такая организация должна обладать достаточно развернутым штатом сотрудников. Однако и в этом случае весьма проблематично проведение сбора данных в широком масштабе. Специальная группа обычно комплектуется за счет специалистов не очень высокой квалификации. В последние годы предприятия и организации все чаще прибегают к услугам специализированных компаний, осуществляющих маркетинговые исследования на коммерческой основе. Стоимость услуг маркетинговых компаний в три – пять раз превышает стоимость других двух подходов к сбору данных.

  1. Систематизация и анализ данных. Систематизация первичной информации состоит обычно в классификации вариантов ответов, их кодировании и представлении в удобной для анализа форма (чаще всего, в табличной). Анализ данных заключается в ее оценке, как правило, с использованием статистических методов.

Анализ совершенно необязательно  должен быть сверхсложным, задействующим  большое количество информации, труда, времени и других ресурсов. Его  результаты могут использоваться компанией (фирмой, заказчиком) в следующих основных целях:  в разработке маркетинговой стратегии предприятия, принятии решения о ее изменении или корректировке;  при составлении краткосрочных планов маркетинговой и производственной деятельности, оценке их выполнения;  при принятии решения относительно товаров, товарных групп, цен, отдельных клиентов и пр. (в рамках существующей маркетинговой стратегии);  в оценке руководителем текущего состояния дел предприятия.

Маркетинговый анализ предполагает определение и оценку рынков предприятия и внешней среды маркетинга с целью выявления привлекательных возможностей, обнаружения трудностей и слабых мест в работе предприятия. Эффективный маркетинговый анализ является необходимым условием разработки планов маркетинговых мероприятий, а также он выполняется в процессе их реализации. [7, C. 95]

  1. Разработка выводов и рекомендаций. По результатам анализа исследователь формирует выводы и дает рекомендации; оформляет отчет и представляет его заказчику. Окончательные результаты анализа часто выступают в форме рекомендаций о действиях предприятия в будущем. Опираясь на проведенное исследование, можно планировать тактику и стратегию завоевания местного рынка.
  2. Оформление результатов исследования и их использование. Финальной стадией маркетингового исследования является представление и использование его результатов заказчику и всем, кто нуждается в этих данных. Представление полученных результатов может быть в виде аналитических обзоров, таблиц, графиков, прогнозов, моделей принятия решений, рекомендаций.

Высокая эффективность  работы по изучению конъюнктуры, проблем  и долговременных тенденций развития рынка возможна только при соблюдении принципов целенаправленности, комплектности, систематичности.

Целенаправленность означает, что исследование конъюнктуры рынка и тенденций его развития должно быть тесно увязано с плановыми задачами, стоящими перед предприятием. [7, C. 95]

Комплексный подход означает:

  • необходимость анализа всех основных элементов конкретного рынка;
  • обязательность его изучения во взаимосвязи с общеэкономическими явлениями и рынками продукции;
  • охват всей основной группы факторов внутреннего (по отношению к данному рынку) характера, оказывающих на него воздействие.

Систематичность наблюдений и анализа предполагает соотношение определенных требований к исследовательской деятельности. Только при таком условии возможно своевременное отражение изменений, происходящих на рынке, и их учет в практической деятельности.

При накоплении исходных данных следует уточнить позиции  перед тем, как приступить к сбору материала и выявлению показателей развития конъюнктуры и спроса потребителей.

Нужно определить период времени (квартал, полугодие, год), за который  будут анализироваться конъюнктура  и запросы потребителей. От этого  зависит не только перечень показателей, но и степень детализации данных по ним.

Необходимо также определить уровень конкретизации анализа  и прогноза, который намечается провести. На основе такой предварительной  работы уточняются объем и характер необходимых материалов.

Результатом маркетингового исследования является оценка потенциальных возможностей предприятия и его позиций на конкретном рынке или его сегменте.

Эта оценка определяется в процессе дальнейшей маркетинговой  деятельности при разработке программы  маркетинга путем сопоставления сложившейся на определенный момент рыночной конъюнктуры с производственными, финансовыми, трудовыми и иными ресурсами предприятия. [6, C. 151]

Результаты маркетинговых  исследований используются для:

  • стратегического и текущего планирования;
  • экономической и социальной деятельности предприятия;
  • установления требований к качеству продукции;
  • определения объемов производства;
  • разработки экспортной политики;
  • определения стратегии, тактики, методов и средств формирования спроса и стимулирования сбыта;
  • оценки эффективности работы предприятия, выработки предложений по корректировке его деятельности.

 

 

1.2. Методология  исследования конкурентов

Выявление действующих  и потенциальных конкурентов  предлагается производить на основе двух подходов. Первый связан с оценкой потребностей, удовлетворяемых на рынке основными конкурирующими фирмами. Второй ориентируется на классификацию конкурентов в соответствии с типами рыночной стратегии, применяемой ими. [2, C. 95]

Первый подход, с точки  зрения потребительского спроса, имеет целью сгруппировать конкурирующие фирмы в соответствии с типом потребностей, которые удовлетворяет их продукция.

При этом выделяются следующие  основные группы конкурентов.

  1. Фирмы, предлагающие аналогичный вид продукции на тех же рынках, в том числе:
  • ориентирующиеся на удовлетворении всего комплекса запросов, предъявляемых потребителями к данной продукции;
  • специализирующиеся на удовлетворении специфических потребностей специфических потребностей отдельных сегментов рынка;
  • готовящиеся к выходу на рынок с аналогичной продукцией.
  1. Фирмы, обслуживающие другие рынки аналогичной продукции, выход которых на данный момент является вероятным.
  1. Фирмы, производящие товары-заменители, способные вытеснить данный продукт с рынка. [8, C. 311]

В основе подобной группировки лежит соответствующая классификация продукции, удовлетворяющая ту или иную потребность. Важный аспект выявления конкурентов на основе рассматриваемого подхода – это анализ потребностей рынка в дополняющей продукции и услугах.

Основные методы исследования конкурентов:

- Наблюдение. Наблюдения осуществляются, например, за временными колебаниями потоков посетителей ресторанов с помощью визуального контроля или видеокамерами с последующей компьютерной обработкой.

- Эксперимент. Экспериментальные исследования могут применяться при тестировании новых продуктов, изменении методов ведения ресторанного бизнеса, продвижения товаров и услуг. По результатам эксперимента выбирается оптимальный вариант действий. В основе методики эксперимента лежит сравнение в контролируемых условиях.

- Групповые исследования. Проводятся с группой респондентов, включающих 8-10 участников, обычно по методу «мозговой атаки».

- Качественные исследования. Качественные исследования проводятся в том случае, когда нет необходимости в строгих численных результатах.

- Обзорные исследования. Наиболее широко применяются обзорные исследования с помощью анкет по почте, опросов по телефону, персональных интервью и с помощью Internet.

Для выявления наиболее серьезных конкурентов и их роли на рынке сбыта фирма широко использует методы так называемого «ассоциативного» опроса потребителей, выявляя, с какими полезными качествами или условиями потребления покупатель ассоциирует тот или иной товар известного на рынке конкурента.

Выявление конкурентов  на базе группировок по типу стратегии является широко распространенным методом. В основе данного подхода лежит группирование конкурентов в соответствии с ключевыми аспектами их ориентации в производственно-сбытовой деятельности. К таким аспектам относятся:

  • стратегия в области экспансии на рынке;
  • стратегия в области ценовой политики и политике качеств;
  • стратегия в области технологии.

Весьма важен для  анализа конкурентов учет стратегии  мобильности стратегических ориентаций. Прогноз изменений в стратегии  конкурентов позволяет выявить потенциально наиболее опасных из них. К таким относят:

  • фирмы, склонные к рыночной экспансии, действующие на географически смежных рынках;
  • фирмы, избравшие стратегию диверсификации производства и работающие в данной отрасли или смежных с ней;
  • крупные фирмы-покупатели данной компании;
  • крупные поставщики сырья, материалов, оборудования для данной компании;
  • мелкие фирмы, которые в результате поглощения крупной компанией становятся сильными конкурентами на рынке. [5,C. 294].

Большую роль в исследовании конкурентов играет SWOT-анализ, то есть анализ внутренних сильных и слабых сторон исследуемого предприятия, а также внешних возможностей и угроз.

Факторы, учитываемые  в SWOT-анализе, приведены в таблице 1.

 

 

 

 

Таблица 1

Факторы, учитываемые в SWOT-анализе

Потенциальные внутренние сильные  стороны (S):

Потенциальные внутренние слабости (W):

  1. В компании работают высококвалифицированные специалисты
  2. Высокое искусство конкурентной борьбы
  3. Компания учитывает требования потребителей
  4. Компания имеет прочную репутацию производителя качественных товаров и услуг
  5. Имеется четко сформулированная стратегия
  6. Выпуск продукции разработанной непосредственно учеными компании  по собственной уникальной технологии
  7. Собственная розничная сеть
  8. Использование бартера, как страховки от неплатежей
  1. Недостаточное финансирование
  2. Хотя и удалось ликвидировать задолженности перед бюджетом и организовать регулярные выплаты заработной платы о стабильном финансовом состоянии пока ещё говорить нельзя
  3. Нет возможностей для расширенного воспроизводства
  4. Негибкая политика работы с клиентами (сложная процедура предоставления кредитов и т. д.)

Потенциальные внешние 

благоприятные возможности (О):

Потенциальные внешние  угрозы (Т):

  1. Возможность обслуживания дополнительных групп потребителей
  2. Расширение диапазона возможных товаров
  3. Снижение торговых барьеров в выходе на внешние рынки
  4. Благоприятный сдвиг в курсах валют
  5. Большая доступность ресурсов
  6. Ослабление нестабильности бизнеса
  1. Ослабление роста рынка, неблагоприятные демографические изменения  ввода новых рыночных сегментов
  2. Увеличение продаж заменяющих товаров, изменение вкусов и потребностей покупателей
  3. Ожесточение конкуренции
  4. Неблагоприятный курс валют
  5. Законодательное регулирование цены 
  6. Нестабильность внешних условий бизнеса

Информация о работе Маркетинговые исследования конкурентов (на примере ресторана)