Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 21:46, дипломная работа
Цель дипломной работы – изучение маркетинговой деятельности торговой организации и ее влияния на конечные результаты хозяйственной деятельности.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть теоретические основы маркетинговой деятельности;
провести анализ маркетинговой деятельности фирменного магазина ЗАО СП «Отико»;
предложить направления повышения эффективности маркетинговой деятельности фирменного магазина ЗАО СП «Отико».
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1. Сущность маркетинга и его принципы 6
1.2. Основные составляющие системы маркетинга 10
1.3. Разработка комплекса маркетинга и контроль маркетинговой деятельности 19
2. АНАЛИЗ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИРМЕННОГО
МАГАЗИНА ЗАО СП «ОТИКО» 25
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 25
2.2. Анализ составляющих маркетинговой деятельности фирменного магазина
ЗАО СП «Отико» 28
3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИРМЕННОГО МАГАЗИНА ЗАО СП «ОТИКО» 42
3.1. Совершенствование форм и методов работы с покупателями 42
3.2. Направления исследования качества торгового обслуживания 46
3.3. Проведение маркетинговых исследований – основа удовлетворения покупательского спроса 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ А…………………………………………………………………….……62
Товарный ассортимент фирменного магазина ЗАО СП «Отико» можно оценить при помощи коэффициентов ширины и глубины ассортимента.
Широта ассортимента – это количество видов, разновидностей и наименований однородных и разнородных товаров. Коэффициент широты определяется по формуле
Кш = Шд / Шб, (2.1)
где Кш – коэффициент широты ассортимента;
Шд – действительное или фактическое количество видов товаров, имеющихся в наличии;
Шб – базовая широта, принятая за
основу для сравнения
регламентируемая нормативными или техническими
документами.
Рассчитаем коэффициент широты ассортимента в фирменном магазине. На момент проверки ассортимента в фирменном магазине присутствовало 6 видов товаров, утвержденных в ассортиментной матрице. Следовательно, коэффициент широты ассортимента составляет:
Кш = 6 / 6 = 1
В целом ассортимент фирменного магазина достаточно узкий, т.к. специализируется в основном на обувных товарах и товарах сопутствующего ассортимента.
Глубина ассортимента представляет собой количество разновидностей по каждому наименованию товаров.
Чем больше разных наименований в данной товарной группе, тем ассортимент глубже, а чем больше различных товарных групп в магазине, тем ассортимент шире.
Глубокий ассортимент
может удовлетворять
Кг = Рф / Рн , (2.2)
где Рф – фактическое количество разновидностей товаров на момент проверки, ед.;
Рн – количество разновидностей, предусмотренное ассортиментным перечнем, условиями договора, прейскурантами и т. п., ед.
Рассчитаем коэффициент глубины ассортимента товаров в фирменном магазине ЗАО СП «Отико».
На момент проверки ассортимента товаров в фирменном магазине в продаже присутствовало 238 разновидностей товаров из 247 разновидностей, утвержденных ассортиментным перечнем.
Следовательно, коэффициент глубины ассортимента электротоваров составил:
238 / 247 = 0,96
Таким образом, ассортимент товаров в магазине достаточно глубокий.
Проведем анализ динамики и структуры розничного товарооборота в разрезе товарных групп.
Таблица 2.3.
Анализ динамики
и структуры ассортимента в разрезе товарных
групп
в 2009-2010 гг.
Товарная группа |
2009 г. |
2010 г. |
Отклонение, +/- | |||
млн. руб. |
уд. вес, % |
млн. руб. |
уд. вес, % |
млн. руб. |
уд. вес, % | |
Женская обувь |
1733,2 |
37,2 |
2086,7 |
38,6 |
353,5 |
1,4 |
Мужская обувь |
1495,6 |
32,1 |
1659,6 |
30,7 |
164,0 |
-1,4 |
Детская обувь |
1011,0 |
21,7 |
1221,7 |
22,6 |
210,7 |
0,9 |
Средства по уходу за обувью |
177,0 |
3,8 |
173,0 |
3,2 |
-4,1 |
-0,6 |
Чулочно-носочные изделия |
228,3 |
4,9 |
254,1 |
4,7 |
25,8 |
-0,2 |
Прочие товары (рожки, шнурки для обуви) |
14,0 |
0,3 |
10,8 |
0,2 |
-3,2 |
-0,1 |
Таким образом, объем реализации женской обуви увеличился в 2010 г. на 353,5 млн.руб., а удельный вес реализации женской обуви в общем объеме товарооборота увеличился на 1,4% и составил 38,6%.
Объем реализации мужской обуви увеличился в 2010 г. на 164 млн.руб. и составил 1659,6 млн.руб.
Объем реализации детской обуви увеличился на 210,7 млн.руб. и составил 1221,7 млн.руб.
Реализация средств по уходу за обувью в 2010 г. снизилась на 4,1 млн.руб., а их удельный вес в общем объеме реализации снизился на 0,6% и составил 3,2%. Объем реализации чулочно-носочных изделий в 2010 г. увеличился на 25,8 млн.руб., а удельный вес сократился на 0,2% и составил 4,7%. Наименьший объем реализации пришелся на прочие товары, он составил 10,8 млн.руб., что на 3,2 млн.руб. меньше, чем в 2009 г.
Наглядно структура розничного товарооборота фирменного магазина представлена на рисунке 2.1.
Как видно из рисунка, наибольший удельный вес в структуре товарооборота в 2010 г. приходится на женскую обувь, а наименьший – на прочие товары.
Рисунок 2.1 – Структура
розничного товарооборота в
фирменном магазине ЗАО СП «Отико» в 2009-2010 гг.
Объем и структура реализации обуви в разрезе сезонности представлены в таблице 2.4.
Таблица 2.4.
Динамика объема и структуры реализации обуви в разрезе сезонности
Товарная группа |
2009 г. |
2010 г. |
Отклонение, +/- | |||
Кол-во пар |
уд. вес, % |
Кол-во пар |
уд. вес, % |
Кол-во пар |
уд. вес, % | |
ОСЕНЬ-ВЕСНА |
||||||
Мужская обувь |
3570 |
21,09 |
3433 |
20,66 |
-137 |
0,43 |
Женская обувь |
2720 |
16,07 |
2107 |
12,68 |
-613 |
3,39 |
Детская обувь |
522 |
3,08 |
252 |
1,52 |
-270 |
1,56 |
Итого |
6812 |
40,24 |
5792 |
34,86 |
-1020 |
5,38 |
ЛЕТО |
||||||
Мужская обувь |
2694 |
15,91 |
2466 |
14,84 |
-228 |
1,07 |
Женская обувь |
757 |
4,47 |
1705 |
10,26 |
948 |
-5,79 |
Детская обувь |
54 |
0,32 |
50 |
0,3 |
-4 |
0,02 |
Итого |
3505 |
20,7 |
4221 |
24,8 |
716 |
-4,1 |
ЗИМА |
||||||
Мужская обувь |
1526 |
9,01 |
1904 |
11,46 |
378 |
-2,45 |
Женская обувь |
2816 |
16,63 |
2217 |
13,34 |
-599 |
3,29 |
Детская обувь |
638 |
3,77 |
383 |
2,31 |
-255 |
1,46 |
Продолжение таблицы 2.4.
Итого |
4980 |
29,41 |
4504 |
27,11 |
-476 |
2,3 |
Уценка |
1632 |
9,64 |
2097 |
12,6 |
465 |
-2,96 |
Всего |
16929 |
100 |
16614 |
100 |
-315 |
0 |
В 2010 г. снизились продажи по осенне-весеннему ассортименту на 1020 пар по сравнению с 2009 г. Основное падение продаж за счет женских и детских полуботинок. Это связано с тем, что этот ассортимент не обновлялся около трех лет, а покупатели хотят, чтобы модельный ряд менялся каждый сезон. Вместе с тем по мужским полуботинкам падение продаж составило 137 пар. Так как в отчетном году был начат выпуск принципиально новых моделей мужских полуботинок «бизнес-класса» на фронтальном каблуке и покупатели оценили его превосходство над старым ассортиментом.
По летнему ассортименту отмечается увеличение продаж на 716 пар и это благодаря тому, что в марте был начат выпуск нового ассортимента женских летних туфель с открытой носочной и пяточной частью. За счет этого были увеличены продажи женской летней обуви, так как ассортимент прошлых лет продавался на том же уровне.
Продажи по зимнему ассортименту упали на 476 пар, основное падение объема реализации произошло из-за снижения реализации женской обуви, т.к. запуск выпуска нового ассортимента зимней женской обуви был начат с опозданием относительно прошлого периода. Как показывает опыт продаж зимнего ассортимента женщины и дети переобуваются в первую очередь и поэтому весь модельный ряд в широкой цветовой гамме зимнего ассортимента должен быть представлен уже в сентябре. По мужскому зимнему ассортименту увеличение продаж составило 378 пар и это в основном за счет выпуска обуви на текстильной подкладке и искусственном меху.
При анализе товарной политики также необходимо рассмотреть вопросы качества продукции реализуемой в фирменном магазине ЗАО СП «Отико».
Таблица 2.5.
Показатели качества обуви в 2009-2010 гг.
Показатель |
2009 г. |
2010 г. |
Отклонение, +/- |
Объем реализации, пар |
16929 |
16614 |
-315 |
Объем возврата, пар |
466 |
516 |
50 |
Удельный вес возврата в общем объеме реализации, % |
2,75 |
3,11 |
0,35 |
В 2010 г. было возвращено 516 пар обуви, что на 50 пар больше, чем в 2009 г. Удельный вес возвращенной обуви в 2010 г. составил 3,11% в общем объеме реализации обуви в фирменном магазине. Основными дефектами возврата обуви являются: отставание бортика – 112 пар, полом подошв – 29 пар, отставание стелек – 94 пары, полом застежки-молнии – 23 пары, скрытые дефекты кожтовара – 48 пар, разрыв кожтовара по грани следа – 12 пар, подрез матрицей – 12 пар, расслоение полиуретана – 13 пар, порыв ниточных швов – 21 пара, вытирание волосяного покрова натурального меха – 7 пар, скатывание лицевого слоя материала кармана – 11 пар, разрыв кожтовара по шву – 16 пар, другие дефекты.
Таким образом, в 2010 г. отмечается увеличение количества возвращенной обуви.
Ценовая политика фирменного магазина ЗАО СП «Отико».
Ценовая политика фирменного магазина ЗАО СП «Отико» строится с учетом действующего законодательства в области ценообразования.
Существующий в Республике Беларусь механизм ценообразования предусматривает наряду с реализацией права торговых субъектов самостоятельно устанавливать цены (надбавки, скидки) государственное регулирование этого процесса с целью создания благоприятных условий для потребления товаров различными слоями общества.
Согласно Инструкции о порядке формирования и применения цен и тарифов, утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 10.09.2008 г. № 183, с последующими изменениями и дополнениями, внесенными постановлениями от 19.08.2009 г. № 141 и от 08.09.2009 г. № 151, свободные розничные цены устанавливаются с учетом конъюнктуры рынка практически на все непродовольственные и не имеющие социальной значимости продовольственные товары.
Постановлением Министерства экономики от 30 декабря 2010 г. № 196 внесен ряд изменений и дополнений в Инструкцию о порядке формирования и применения цен и тарифов, утвержденную постановлением Минэкономики от 10 сентября 2008г. № 183. Данные изменения внесены в Инструкцию в целях реализации положений Директивы Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010г. № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь».
С введением в действие данного постановления отменяется ряд ограничений при формировании отпускных и розничных цен на товары (работы, услуги), предусмотренных Инструкцией, упрощается механизм формирования и применения цен (тарифов), а также предоставления скидок с отпускных цен (тарифов), в частности.
В случае изменения фиксированных розничных цен при введении нового прейскуранта фирменного магазина ЗАО СП «Отико» производит переоценку этих товаров с отнесением разницы от переоценки на результаты хозяйственной деятельности.