Маркетинговая деятельность торговой организации ее влияние на конечные результаты хозяйственной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 21:46, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы – изучение маркетинговой деятельности торговой организации и ее влияния на конечные результаты хозяйственной деятельности.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть теоретические основы маркетинговой деятельности;
провести анализ маркетинговой деятельности фирменного магазина ЗАО СП «Отико»;
предложить направления повышения эффективности маркетинговой деятельности фирменного магазина ЗАО СП «Отико».

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1. Сущность маркетинга и его принципы 6
1.2. Основные составляющие системы маркетинга 10
1.3. Разработка комплекса маркетинга и контроль маркетинговой деятельности 19
2. АНАЛИЗ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИРМЕННОГО
МАГАЗИНА ЗАО СП «ОТИКО» 25
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 25
2.2. Анализ составляющих маркетинговой деятельности фирменного магазина
ЗАО СП «Отико» 28
3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИРМЕННОГО МАГАЗИНА ЗАО СП «ОТИКО» 42
3.1. Совершенствование форм и методов работы с покупателями 42
3.2. Направления исследования качества торгового обслуживания 46
3.3. Проведение маркетинговых исследований – основа удовлетворения покупательского спроса 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ А…………………………………………………………………….……62

Файлы: 1 файл

Маркетинговая деятельность торговой организации ее влияние на конечные результаты хозяйственной деятельности.doc

— 575.50 Кб (Скачать)

При разработке комплекса  маркетинга в целом и частных  стратегий по составляющим его элементам целесообразно соблюдать определенные принципы.

Принцип согласованности  требует обеспечения взаимосвязи элементов комплекса маркетинга: например, высокое качество товара должно сопровождаться соответствующей рекламой и безукоризненным обслуживанием покупателей.

Принцип адекватности предполагает необходимость учета чувствительности рынка к постоянно изменяющимся переменным, формирующим его конъюнктуру.

Принцип учета изменения  бюджетных расходов предписывает необходимость  соблюдения бюджетной дисциплины при  планировании структуры комплекса  маркетинга. Рациональность и разумное сочетание инструментов маркетинга для каждой конкретной ситуации на рынке должны быть основой эффективного использования средств предприятия. Поэтому для каждого варианта комплекса маркетинга целесообразно определить зависимость изменения объемов продаж от затрат на маркетинг и калькулировать затраты по всей структуре маркетинговых мероприятий [20, c.35].

4. Контроль маркетинговой  деятельности

Контроль маркетинга – постоянная, систематическая и  непредвзятая проверка и оценка положения и процессов в области маркетинга. Контроль маркетинга имеет обычно четыре стадии:

  • установление плановых величин и стандартов (цели и нормы);
  • выяснение реальных значений показателей;
  • сравнение;
  • анализ результатов сравнения.

Задачами и целями контроля маркетинга являются: установление степени достижения цели (анализ отклонений); выявление возможностей улучшения (обратная связь); проверка того, насколько приспособляемость предприятия к изменениям условий окружающей среды соответствует требуемой.

Значение контроля маркетинга растет с увеличением динамичности среды, величины предприятия, уровня разделения труда. Рассмотрим основные формы контроля – контроль результатов и маркетинг – аудит [25, c.56].

1) Задача контроля  результатов заключается в проверке  правильности и эффективности реализованной концепции маркетинга путем сравнения плановых и реальных величин и выяснения причин отклонений. Контроль может быть направлен на маркетинг-микс в целом или на отдельные инструменты. Различают также контроль экономических (сбыт, доля рынка) и неэкономических (отношение потребителей) результатов. При контроле используют данные системы учета (контроль сбыта, расчет прибыли и т.д.) и данные исследования рынка (анализ имиджа, уровня известности).

а) Контроль сбыта. Сбыт является классическим показателем успеха маркетинга. Анализ сбыта возможен в целом по предприятию и по различным группам и объектам (регионы, клиенты, продукты, пути сбыта и т.д.). Анализ отклонений  позволяет установить, какую роль сыграли отдельные факторы (например, цена и количество).

б) Контроль доли рынка сбыта. Доля рынка – это отношение сбыта предприятия к сбыту продукта в целом, к сбыту отраслевого лидера или нескольких важнейших конкурентов. Доля рынка отражает позицию предприятия на рынке. Однако рост сбыта еще не говорит об усилении позиции, поскольку рынок может расти еще быстрее. Было доказано, что высокая доля рынка дает предприятию преимущества по отношению к конкурентам с точки зрения возможности снижения затрат. Падение доли рынка означает, что в концепции маркетинга есть слабые места, за исключением ситуаций, когда в отрасли появилось новое предприятие; когда сбыт был уменьшен намеренно с целью увеличения прибыли; когда падение доли рынка явилось результатом случайных событий, например, в результате поступления большого заказа не в конце года, а в начале следующего [12, c.174].

Для расчета доли рынка  необходимо иметь точные данные о  собственном сбыте и объеме рынка. Точность показателя зависит от совпадения частей формулы с точки зрения продукта, пространства и времени (возникают особые проблемы с определением объемов рынка).

Маркетинговый контроль предполагает подсчет полных издержек на производство и сбыт товара, затем измеряются затраты на продажу в разбивке по отдельным составляющим (сбыт, реклама, транспортировка и т.д.), далее исчисляются издержки отдельно по каждому сбытовому каналу и определяются прибыли и убытки, чтобы выявить наиболее перспективные из них и скорректировать сбытовую политику фирмы.

Анализ соотношения  между затратами на маркетинг  и сбытом позволяет определить эффективность маркетинговых мер и соразмерно затрачиваемые средства и не дает расходовать необоснованно большие суммы на достижение маркетинговых целей.

2) Маркетинг аудит  – это ревизия, обнаружение  слабых мест в концепции маркетинга. Предметом ревизии являются как организационные, так и функциональные вопросы. Порядок ревизии обычно тот же, что и при контроле результатов: установление стандарта, выяснение реального состояния, сравнение и анализ (но порядок может быть иным).

а) Контроль информационной базы планирования. Задачей этого направления контроля является выявление и проверка всех допущений, лежащих в основе плана маркетинга.

б) Ревизия целей и  стратегий направлена на своевременное  обнаружение неточностей и слабых мест. Для этого ревизор должен вначале выяснить  реальное состояние, определить, какие цели и стратегии были запланированы, а затем оценить их с точки зрения операциональности, обозримости, полноты, актуальности и реализуемости. В конце ревизии вырабатываются рекомендации по устранению недостатков.

в) Ревизия мероприятий  маркетинга. Задачей ревизии комплекса  инструментов маркетинга является проверка содержания маркетинг–микса, размера и распределения бюджета маркетинга. Особое внимание уделяется проверке структуры маркетинг–микса, поскольку на практике она имеет тенденцию к закреплению (что при смене условий может быть неблагоприятно). Исходный пункт контроля – выяснение реального состояния примерно по тому же стандарту, что и при ревизии целей.

г) Целью контроля организационных  процессов и структур является проверка организации маркетинга и его связи с другими сферами предприятия. Цель контроля – обнаружение слабых мест, нецелесообразных организационных правил [8, c.128].

Организация контроля зависит  от величины предприятия, квалификации персонала, сложности контрольных задач и других факторов. Решение о проведении контроля собственными силами или с помощью сторонних экспертов можно принять лишь с учетом ситуации.

К преимуществам контроля с привлечением сторонних организаций  относятся объективность, беспристрастность, большие знания и опыт, преодоление проблем со временем и персоналом.

К преимуществам собственного контроля можно отнести знание производственных проблем, сохранение тайны, простоту коммуникации.

При организации контроля маркетинга необходимо определить, кто должен контролировать маркетинг – отдел маркетинга или другая служба предприятия (например, руководство предприятия) и требуется ли создание самостоятельной организационной единицы для выполнения контрольных задач.

С ростом предприятия и расширением функций маркетинга растет потребность в специализации, и создание отдельной единицы по контролю маркетинга приобретает большой смысл. Вопрос о том, кому должна подчиняться эта единица – службе маркетинга или контрольной службе, не имеет однозначного ответа. Некоторые предприятия все же находят компромисс в двойном подчинении: по профессиональной линии – контрольной службе, по дисциплинарной – отделу маркетинга [14, c.218].

Таким образом, маркетинговый  контроль является действительным инструментом повышения эффективности маркетинговой и предпринимательской деятельности фирмы. Назначение маркетингового контроля - это получение информации о закономерностях и особенностях развития рынка, и соответствии деятельности компании запросам потребителей. Он должен распространяться не только на экономико-финансовые данные, но и на оценку качественных показателей работы и ее конкурентных позиций, на данные, формирующиеся вне самой фирмы, в ее окружающей среде.

Подводя итог данной главе  можно сделать вывод о том,  что маркетинг является неотъемлемой частью жизнедеятельности общества. Это процесс, в ходе которого анализируются, планируются, претворяются в жизнь и контролируются мероприятия, рассчитанные на установление, укрепление и поддержание выгодных обменов с целевыми покупателями ради достижения определенных целей организации.

Без маркетинга сегодня  немыслима деятельность ни одной  организации, так как его игнорирование рано или поздно приведет к краху. Умелое и грамотное обращение менеджеров, управляющих всем наличным инструментарием маркетинга, позволит любому предприятию в полном объеме использовать свои конкурентные преимущества и соответственно занимать лидирующее положение в своей отрасли. В Республике Беларусь  маркетинг еще не получил достаточного распространения, но все большее число предприятий начинают успешно использовать его основные принципы в своей работе.

 

2. АНАЛИЗ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  
ФИРМЕННОГО МАГАЗИНА ЗАО СП «ОТИКО»

2.1. Организационно-экономическая характеристика 
предприятия

 

ЗАО  СП «Отико» образовано в июле 1993 г.

Общество внесено в  единый государственный реестр юридических  лиц и индивидуальных предпринимателей 30 июня 2000г за № 100366972 СП3/2-1996.

В соответствии с Уставом  полное наименование предприятия - Закрытое акционерное общество белорусско-германское совместное предприятие «Отико».

Общая сумма уставного  капитала  1612900 долларов США. Он разделен на 16129 простых именных акций номинальной  стоимостью 100 долларов США.

Акционерами общества являются:

Минское обувное открытое акционерное общество «Луч», которому принадлежит 8709 акций, что составляет 54% Уставного капитала

Открытое акционерное  общество «Бобруйский кожевенный комбинат», которому принадлежит 2420 акций, что составляет 15% Уставного капитала

Фирма «Книрим ГмбХ» – немецкий участник, которому принадлежит 5000 акций, что составляет 31% Уставного капитала.

ЗАО СП «Отико» является частным предприятием с иностранными инвестициями и добровольно с октября 1996 года входит в состав концерна «Беллегпром» Республики Беларусь.

В настоящее время  ЗАО СП «Отико» занимает одно из ведущих мест в производстве кожаной обуви среди  обувных предприятий, входящих в состав Концерна «Беллегпром».

Целью деятельности ЗАО  СП «Отико» является получение прибыли, удовлетворение потребностей граждан и организаций в продукции, товарах и услугах предприятия, содействие развитию и укреплению экономики Республики Беларусь, привлечение иностранного капитала для производства товаров высокого качества.

ЗАО СП «Отико» является производителем мужской, женской и детской обуви по технологии прямого приливания подошвы. На предприятии выполняются все технологические операции, начиная от подготовки материалов к запуску в производство и заканчивая отпуском готовой обуви оптовым и розничным покупателям.

Производство в ЗАО  СП «Отико» организовано по бесцеховой структуре. Эта структура включает в себя следующие структурные  подразделения;

- основные – два  раскройных участка, четыре швейных  участка, два участка сборки  объемной заготовки и четыре  пошивочных участка;

- вспомогательные –  склад материалов, где производится  подготовка и сортировка материалов к запуску, склад готовой продукции, где производится первичная упаковка обуви, упаковка в транспортную тару, формирование отгрузочных партий, отпуск обуви покупателям, группа образцов и малых серий; группа контроля качества и рекламаций;

- обслуживающие –  участок по обслуживанию и  ремонту технологического оборудования  и энергетике, участок по транспортному  и экспедиторскому обслуживанию.

Административно-управленческий аппарат общества состоит  из 8 отделов, 3 групп и ведущих специалистов по отдельным направлениям деятельности.

В структуре ЗАО СП «Отико» также имеется фирменный  магазин, который реализует  продукцию  предприятия.

В рамках данной дипломной работы будет рассматриваться деятельность фирменного магазина ЗАО СП «Отико».

Фирменный магазин является хозрасчетным структурным подразделением ЗАО СП «Отико».

Основным видом деятельности магазина является розничная торговля.

Основные технико-экономические показатели деятельности фирменного магазина ЗАО СП «Отико» представлены в таблице 2.1.

Таблица 2.1.

Основные технико-экономические  показатели деятельности  
фирменного магазина ЗАО СП «Отико»

Показатели, млн.р.

2009 г.

2010 г.

Отклоне-ние, +, -

Темп роста, %

1

2

3

4

5

1. Розничный товарооборот без налогов, млн.руб.

4659,1

5405,9

746,8

116,0

2. Доходы  от реализации, млн.руб.

390,2

603,3

213,1

154,6

3. Уровень доходов  от реализации в % к товарообороту

8,38

11,16

2,78

-

4. Расходы на реализацию, млн.руб.

271,9

376,1

104,2

138,3

Информация о работе Маркетинговая деятельность торговой организации ее влияние на конечные результаты хозяйственной деятельности